Легенды и были об экомобиле

Велодорожки мира

Автострады уже исполосовали весь земной шар. А где, какими тропинками крадутся велосипеды?

В «Правилах дорожного движения» нашей стра­ны весьма недвусмысленно сказано: «Движение на проезжей части на велосипедах, гужевых повозках и верхом на животных разрешается на расстоянии не более 1 метра от ее правого края» (пункт 1.60). А если дорога не очень широка, то расстояние от велосипедиста до автомобиля тоже подчас не более одного метра, и на автострадах, особенно где ско­рости высокие, скромной двухколеске порой бывает неуютно от такого соседства.

Шаги к «автономии» велосипеда уже делаются. Законодателями моды стали литовцы. Они успешно строят велосипедные дорожки, в большинстве слу­чаев отделенные от потока автомобилей зелеными партерами. Ширина дорожек — полтора-два метра. Эти «лучи» скользят от Каунаса до Гарлявы, от Таураге до границы Литвы с РСФСР (в направле­нии Советска), тянутся в маленькие города, посел­ки — Титувенай, Радвилишкис, Раудондварис, Пиль - вишки, Вилковишки, Игляука, Свядесай, Кайряй, появляются на отдельных участках автострады Ри­га — Вильнюс за Шяуляем, идут бок о бок с шос­сейной дорогой за Антакальнисом (район Вильню­са) по направлению к городку Неменчине. Дорож­ные строители относятся здесь к велодорожкам со всей серьезностью, прекрасно понимая, что эти уз­кие «ленты» станут в самые ближайшие годы по­стоянными спутниками автодорог.

В 1974 году в Литве заискрилась первая 16-кило­метровая «ленточка» велодорожки, в 1975 году в «дорожный узор» было вплетено еще 19 километ­ров, 1976 год добавил 17, а 1977-й — 22 километра. Через 10 лет, в 1987 году, общая длина велодоро­жек составила уже более 100 километров.

От Литвы не отстает и Латвия. Например, в Риге, в конце улицы Ленина, переходящей в Псков­ское шоссе, возникла автономная велодорожка, от­деленная от основной трассы зеленым газоном. Ее длина, правда, не более километра, но то удобство, с каким велосипедисты проедут этот участок (не оглядываясь боязливо на никелированные морды - бамперы стальных «лошадей»), послужит наилуч­шей рекламой будущих велопутей.

Велодорожки не только станут своеобразным «эскортом» шоссейных дорог, но и возникнут, бу­дем надеяться, в наших лесопарковых зонах, лес­ных хозяйствах и национальных природных парках. Не исключено, что велосипедные трассы протянутся

По курортным местам Крыма, Кавказа, Сибири, Дальнего Востока.

Велодорожки строятся и в других странах. Ко­му же принадлежит первенство среди «велосипедо - любивых» государств? Как выяснилось, Японии. В настоящее время здесь уже построено 5300 кило­метров велопутей, в том числе 1200 километров во­круг островов, по побережью. Это малое дорожное строительство продолжается и по сей день. По ка­кому же ведомству? Оказывается, в рамках про­граммы «Защита окружающей среды». Японцы прислушиваются к предостережениям экологов. Подготовлено решение о прокладке еще 25 тысяч километров. Если эта идея осуществится, кольца ве­лодорожек опояшут всю территорию Японии и смо­гут, пожалуй, слегка развеять «угар автомобильно­го идолопоклонства».

Здесь серьезно подходят к «курсу на велосипед», японцы твердо уверены — велосипедизм не только поможет решить проблему «дорожного паралича» на улицах городов, но и будет способствовать за­щите окружающей среды.

Что же представляют собой японские велодорож­ки? Рядом с жилыми массивами, особенно новой застройки, вьются три или четыре узких параллель­ных ленты, как правило, двух цветов: серо-сталь­ного и зеленого — это асфальт (или бетонные плиты) и трава. Травяной покров не только естест­венный природный разделитель велосипедного дви­жения, но и своеобразный элемент оформления ландшафта. Иногда эти зеленые пояски обсаживают деревьями, украшают цветами.

В некоторых японских городах на проезжающих смотрит «око» дорожного знака с непривычным изо­бражением. Что же видит удивленный чужезе­мец? — условного папу с условным ребенком, а чуть ниже по диагонали — велосипед. Знак указы­вает — здесь возможна езда на велосипеде и одно­временно пешие прогулки.

Интересно, что велосипедом пользуются не бес­печные «катальщики», а вполне деловые люди. На­пример, в городке Касунабе, что в полутора часах езды от Токио, на 160 000 жителей 120 000 велоси­педистов. Одни едут на службу в конторы, магази­ны, на предприятия. Другие спешат по хозяйствен-

Ным нуждам с огромными ящиками, коробками, баулами на задних багажниках, а полицейские - велосипедисты лихо лавируют между «спинами» автомобилей, игнорируя велосипедные дорожки. Часто это даже не специальные велопути, а доста­точно широкие «зоны независимости», отделенные от проезжей части белой полосой и украшенные специальными знаками. Шоферы привыкли к «хрупкому» соседу и не посягают на чужую терри­торию.

А вот и долгожданная граница города. Японец- велосипедист миновал дымные кварталы, измучил уши визгом тормозов и почти оторвался от медлен­но и грозно надвигающейся автомобильной лавы. Он на автостраде. Как быть дальше? И тут сбоку от шоссе появляется змейка новой велодорожки. Под­нимаясь по косогору, она петляет среди деревьев и, наконец, выравниваясь, идет параллельно шумной трассе, но на известном расстоянии от нее. Путь достаточно широк. Он рассчитан и на веломобили (о них речь впереди) всевозможных габаритов и форм.

Десятки миллионов американских велосипедис­тов также устремляются по «проторенным» для них трассам. Конечно, в таком городе, как Нью-Йорк, велосипеду трудновато. Зато в Вашингтоне для него несколько путей. Один, например, протяженностью 25 миль (около 40 километров), ведет на природу — к усадьбе Джорджа Вашингтона в городке Маунт Вёнен.

Уже известно, что чем меньше населенный пункт, тем больше велосипедистов, а следовательно, и специальных дорожек. Особенно много их в учеб­ных центрах: в колледжах, университетах. В не­большом городке Дэвис, где большинство 20-тысяч­ного населения составляют студенты, велосипед — основное средство передвижения. Происходит взаи­мовлияние: велодорожки увлекают велосипедистов, а велосипедисты увлекаются строительством доро­жек.

В настоящее время в 100 городах США, распо­ложенных в 42 штатах, имеется развитая их сеть. Если в 1973 году ее протяженность составляла 25 тысяч километров, то в 1985 году она увеличи­лась до 135 тысяч. В некоторых штатах, например

Эти машины хорошо заметны благодаря ярким вымпелам

В Орегоне, велопути пронизывают всю территорию. Рост велосипедного движения здесь начался еще в 1950 году, велосипедами тогда пользовалось 15% населения, через 10 лет — 20%. А в середине 1970-х годов в этой «автомобильной стране» впервые было продано велосипедов больше, чем автомобилей. И наконец, в 1980-х годах на двухколесных экипа­жах разъезжало уже 50% населения. США, не до­вольствуясь тем, что производили сами (6 млн. велосипедов в год), вдвое больше закупали за грани­цей, и все равно не хватало.

Куда же устремляется вся эта лавина двухко­лесных странников? На службу, за покупками, в путешествия. Легкие дорожки в США простирают­ся теперь не только вдоль шоссе. Они «оккупиро­вали» даже мосты. Велолинии, протянувшиеся по Сан-Франциско в Калифорнии, выскальзывают на мост Голден-Гейт (Золотые ворота), и если раньше здесь существовал автономный проход лишь для пешеходов, сейчас зону поделили поровну между пешеходами и велосипедистами.

Но, конечно, самые приятные километры ждут велоколесников в природных национальных пар­ках — на пешеходно-велосипедных дорожках, а ско­рее тропинках. В одном из парков — Боис Оазис, в штате Айдахо, эти тропинки тянутся на несколь­ко километров по берегам реки Боис, ее протоков и притоков, вяжут замысловатые узоры вдоль пру­дов, вклиниваются в маленькие уютные полуостров­ки. И когда посетители с восторженностью вспоми­нают о времяпрепровождении в парке, то часто можно услышать такое выражение: «вокинг энд вилинг», то есть прогулки и катание на велосипеде.

Кружево велодорожек как нельзя более к лицу Старому Свету. В 1980 году в Бельгии было затра­чено на их строительство 700 млн. бельгийских франков, и к 1985 году протяженность велопутей составила пять тысяч километров. В Голландии об­щая длина дорожек равна восьми тысячам километ­ров. Интересно, что в целях повышения безопасно­сти на основных магистралях Гааги велодорожки решено окрашивать в темно-красный цвет. Тысячи километров насчитывают велопути в ГДР. Они скользят по Котбусу, Галле, Магдебургу, Карл- Маркс-Штадту, а также по «велосипедной столи-

Це» — городу Дессау, где добрая половина жителей (около 50 тыс. человек) передвигается исключи­тельно на велосипедах. Сплетается кружево вело­дорожек в городах Венгрии, Чехословакии и Поль­ши, большие возможности ждут велопутников в Югославии — здесь ленты дорожек могут быть легко вплетены в изумрудное ожерелье приморских го­родов — Сплита, Дубровника и других.

Во Франции сейчас велодорожки становятся не­отъемлемым атрибутом градостроительного проекти­рования. Если в 1981 году на развитие велосипед­ной «инфраструктуры» было выделено 15 млн. франков, то в следующем году — уже 45 млн.

А вот и туманный Альбион. В городе Портсмуте несколько лет назад проводился «велосипедный эксперимент»: в распоряжение велосипедистов пре­доставили дорожку длиной восемь километров и шириной 3 метра, связавшую жилые районы с про­мышленными и торговыми. Сегодня велодорожки заполнили здесь все.

Швеция шагнула еще дальше. Фирмы по строи­тельству дорог предполагают в ближайшее время начать сооружение общегородских систем велодоро­жек, которые будут полностью изолированы от ав­томобильных трасс. В настоящее время каждая шведская семья не только имеет велосипед, но и активно использует его в течение дня.

Королевство Дания. В западной части Копен­гагена построена группа жилых домов с внутренни­ми двориками — патио и дорожками из плит. Эти дворики, объединенные велодорожками, успешно используются датчанами, особенно молодыми и со­всем юными, для велосипедной езды — и безопасно, и близко от дома. А общая протяженность велодоро­жек составляет пять тысяч километров.

Испещрена дорожками и географическая карта ФРГ. Их здесь 18 тысяч километров, и недавно бы­ло принято решение о выделении средств на строи­тельство еще нескольких тысяч.

Получается, что, как бы ни были заполнены ав­томобилями улицы многих городов мира, велосипе­дисты отвоевали или усердно отвоевывают себе «зо­ны влияния», их наступление ширится, захватывая все новые и новые города и страны.

Обозначение велодорожки — изображение вело­сипеда на голубом фоне. Знаком велосипедистам и другой знак — красного цвета: стой, обратно, про­езд запрещен.

Союзником велосипеда мог бы стать и белый цвет. Идея принадлежит итальянцам. Они предла­гают применять белое покрытие шоссейных дорог. Неподалеку от Милана сооружено такое белое шос­се, совсем небольшой участок. В чем же его преиму­щества? Во-первых, на нем лучше видны цветные дорожные обозначения. Во-вторых, оно может осве­щаться в ночное время менее сильными лампами. И наконец, самое важное — на такой дороге води­тель меньше утомляется и хорошо виден попутчи­кам и встречным.

Разработки итальянцев совсем недавно подтвер­дили специалисты компании «Мерседес-Бенц». Они авторитетно заявили, что все виды транспортных средств, окрашенные в чистый белый цвет, самые безопасные. Этому выводу предшествовали длитель­ные исследования, в результате которых появилась таблица «цветовой безопасности», где цвета распре­делены следующим образом: первое место — белый, второе — желтый, затем светло-оранжевый и светло- красный.

Раз велосипед движется, он должен где-то оста­новиться. Раньше стоянкой был только наш дом, а теперь, когда велосипед так широко «пошел в дело»?

Легенды и были об экомобиле

«Артамонов и К°»

В самом начале XIX века появляется велосипед с педалями на переднем колесе. Появляется он на Урале, удивив и приведя в восторг многих. Но не­надолго. Не успел изобретатель велосипеда Арта­монов доехать …

«Кэрри мо» и мобильные «вигвамы»

Плохо отправляться в путешествие без рюкзака! Но где пристроить его велосипедисту? Интересно, куда укладывали багаж наши деды, готовясь к даль­ним поездкам? Перед глазами архаичная модель образца 1890 года — самокатка …

В трудах, заботах и стараньях

Английский физик Чарлз Томсон Рис Вильсон пришел к очень интересному выводу: велосипед — самый экономичный способ передвижения. Сделал он это заключение, проанализировав, сколько энер­гии расходуют живые существа и транспортные средства …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел. +38 05235 7 41 13 Завод
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 067 561 22 71 — гл. менеджер (продажи всего оборудования)
+38 067 2650755 - продажа всего оборудования
+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи всего оборудования
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Скайп: msd-alexandriya

Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Представительство МСД в Киеве: 044 228 67 86
Дистрибьютор в Турции
и странам Закавказья
линий по производству ПСВ,
термоблоков и легких бетонов
ооо "Компания Интер Кор" Тбилиси
+995 32 230 87 83
Теймураз Микадзе
+90 536 322 1424 Турция
info@intercor.co
+995(570) 10 87 83

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.