ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ СДВИГИ
Из внешних источников инновационных возможностей демографические сдвиги — самые надежные. Демографические события имеют четко определенный цикл: так, все люди, которые к 2000 г. вольются в трудовые ресурсы Америки, к настоящему времени (1985 г.) уже появились на свет. Тем не менее, поскольку те, кто задают тон в отрасли, часто пренебрегают демографической статистикой, выиграют компании, которые ее отслеживают и используют.
Японцы вышли на лидирующие позиции в робототехнике именно благодаря тому, что обращали внимание на демографические данные и тщательно анализировали их. К началу 70-х гг. в развитых странах очевидными для всех стали две тенденции: резкое падение рождаемости и активный рост интереса к высшему образованию. Половина или более выпускников средних школ стрем ились продолжить обучение в колледжах или университетах. Соответственно можно было прогнозировать уменьшение доступной производственной рабочей силы и ее нехватку к 1990 г. Об этом было известно всем, но в конкретные действия эти знания воплотили только японцы. Теперь Япония в области робототехники опережает остальной мир на десяток лет.
І Іочти то же можно сказать об истоках успеха системы Club Mediterranee, работающей в сфере курортного отдыха и туризма. В начале 70-х внимательный наблюдатель мог заметить, что в Европе и США выросло количество обеспеченных и образованных молодых людей. Не довольствуясь отдыхом на манер собственных родителей, представителей рабочего класса, — летним отпуском на Брайтоне или в Атлантик-Сити, — эти молодые люди были идеальной целевой группой для новой, экзотической версии «тусовок» их бурной юности.
Значение демографии известно менеджерам с давних пор, однако они привыкли считать, что статистика населения меняется очень медленно. В наше время дело обстоит совсем не так. В действительности инновационные проекты, опирающиеся на изменения численности людей — а также их возрастного состава, образовательного уровня, занятости и географической дислокации, -— наиболее перспективны и наименее рискованны.