Конкурентные позиции бизнеса

Перспективность рынка, на котором выступает предприятие

В качестве исходного положения принимаем, что эффективность бизнеса какого-либо предприятия может быть количественно представлена в трех­мерной системе координат с осями:

1. Перспективность рынка.

2. Конкурентоспособность предприятия.

3. Конкурентоспособность товара, производимого предприятием.

В связи с этим определяются индексы перспективности рынка, конкурен­тоспособности предприятия и конкурентоспособности товара, ориентируясь на их основные факторы. Градация этих факторов может производиться в со­ответствии со следующими соображениями. Количественная оценка индек­сов производится на шкалах с градацией от 0 (худший показатель) до 100 (лучший показатель).

Списки возможных наборов факторов перспективности рынка R приведены в табл. 3.1. Оценка его изменяется от 0 (худшая) до 100 (лучшая). Рядом с каждым из них указаны весовые коэффициенты значимости этих факторов - yR. Сумма весовых коэффициентов должна быть равной 1,0. Цен­ность по каждому фактору определяется как произведение оценки фактора на его вес. Индекс перспективности рынка определяется как:

Ir =100* Ія *vR

I=1

Таблица 3.1. Факторы перспективности рынка.

Ri

Факторы перспективности рынка

У

R1

Объем рынка

R2

Интенсивность конкуренции

У2

R3

Темпы роста рынка

У3

R4

Высота барьера входа на рынок

У4

R5

Открытость рынка

У5

R6

Уровень технологических требований

Уб

Ry

Уровень требований по сохранению окру­жающей среды

У7

Весовые коэффициенты yR определяются, сообразно рассматриваемой рыночной ситуации, и в первом приближении могут быть приняты следую­щими :

У =0,15; у =0,20; у =0,25; у =0,15; у =0,10; у =0,10; уу =0,05.

Очень важна количественная градация приведенных факторов привлека­тельности рынка на шкале от 0 до 100. Приведем возможные варианты такой градации.

Показатель объема рынка R1 определяет, насколько рынок, в рассматри­ваемое время, соответствует предложению товара, который производит предприятие. При значительном объеме рынка он становится привлекатель­ным для развития бизнеса. Для объективной оценки рынка необходимо про­гнозировать его объем [8]. Объем реализации товара на рынке в фиксирован­ный момент времени равен :

M

К z = i кj,

J=1

Где kj - доля j-го продавца товара,

M-количество продавцов на рынке.

Абсолютный объем рынка (объем реализации) в случае отсутствия ин­формации по kj может быть определен исходя из анализа потоков товаров в регионе.

K £ = K1 + K2 + K3 — K4

Где K1 - запасы товара на расчетный момент;

K2 - объем производства товара в анализируемом регионе,

K3 - объем импортного товара на рынке,

K4 - объем экспортируемого из региона товара.

Объем рынка так же, как и его доли, охватываемые производителями то­вара, дает первичное представление о его роли на рынке и возможностях ока­зывать доминирующее влияние на его развитие. Дополнительно учитывается тот факт, что предприятия могут выступать на рынке в составе финансовых групп, что может исказить результаты определения рыночных долей. Нали­чие значительных товарных запасов у какого-либо предприятия может суще­ственно повлиять на его вес и значимость в вопросах рыночного регулирова­ния.

Перспективность рынка, на котором выступает предприятие

Градации шкалы объема рынка имеют следующий вид:

/ 100, если объем рынка очень большой, 75, если объем рынка большой, 50, если объем рынка средний, 25, если объем рынка малый,

10, если объем рынка очень малый.

Интенсивность конкуренции (степень концентрации) характеризует сте­пень неравномерности объемов производства (продаж) товара между субъек­тами рынка, а также степень его монополизации. Количественная оценка степени конкуренции производится с помощью ряда коэффициентов (коэф­фициент концентрации, коэффициент Херфиндала, коэффициент относи­тельной концентрации, коэффициенты Джини, Лернера и др.). Для дальней­ших расчетов принимаем наиболее популярный из них - коэффициент Хер - финдала, который определяется следующим образом:

In = 2a2, 0— ai — 1 , где ai - доля i-го конкурента.

I=1

Интерпретация количественных значений индекса Херфиндала следую­щая :

0 - Конкуренция отсутствует ввиду отсутствия продавцов на данном рынке.

0 - 0,2 - Чистая конкуренция. 0,2 - 0,4 - Монополистическая конкуренция. 0,4 - до 1,0 - Олигополистическая конкуренция. 1,0 - Чистая монополия. Численное значение R2 определяется следующим образом:

/ 100, если, In = 0 - 0,2, т. е. имеет место чистая конкурен­ция,

70, если In = 0,2 - 0,4, т. е. имеет место монополистиче - R2 = ская конкуренция,

30, если In = 0,4...1,0, т. е. имеет место олигополистиче - ская конкуренция, 0, если In = 1, т. е. имеет место чистая монополия. Темпы роста рынка, численно оцениваемые показателем R3 по имеющимся данным, имеют следующие значения:

( 100, если темпы роста рынка Т > 15%, 75, если 15 >Т > 10 %, R3 = ( 50, если 10 >Т > 7,5 %, 25, если 7,5 >Т > 2,5 %,

10, если 2,5 % >Т,

Где Т - темпы роста рынка в год.

Наличие и высота барьеров входа на рынок оценивается показателем R4 . Под барьерами входа на рынок подразумеваются любые факторы экономиче­ского, правового, организационного, технологического или финансового ха­рактера, которые препятствуют новым субъектам вступить на рынок и вести там свою хозяйственную деятельность, наряду с его другими субъектами. Структурные барьеры рынка, обусловленные особенностями отрасли и рын­ка, включают в себя следующие элементы :

•Стартовые затраты, связанные с организацией бизнеса. Если для орга­низации бизнеса требуются большие стартовые затраты при ограниченных финансовых возможностях предприятия, то это может стать непреодолимой преградой для проникновения на рынок.

•Текущие затраты, идущие на поддержание бизнеса. Так же, как и в предыдущем случае, необходимость в значительных текущих издержках при ограниченных финансовых возможностях может стать большим препятстви­ем для проникновения на рынок.

•Технология производства, определяющая возможности обеспечения необходимого уровня качества, уровня издержек. При низком уровне техно­логии нельзя обеспечить требуемый уровень товара, что делает бизнес бес­перспективным.

•Развитость рынка предполагает, что новому субъекту труднее проник­нуть на рынок высокоорганизованный, с установившейся структурой и нала­женными связями между его членами.

•Объем спроса, незначительная или малая величина которого препятст­вует проникновению на рынок. При ограниченном спросе степень конкурен­ции, как правило, высокая и преодолеть ее новому субъекту рынка затрудни­тельно.

Наряду с этим существуют поведенческие барьеры входа на рынок:

•Согласованное поведение уже имеющихся субъектов рынка, которые сообща препятствуют новому предприятию проникнуть на него.

•Вертикальная интеграция рынка, когда действующие субъекты рынка находятся в отношении подчинения друг другу и ведут хорошо скоордини­рованные действия по препятствованию появления новых субъектов на рын­ке.

•Горизонтальная интеграция, когда независимые действующие субъекты рынка связаны друг с другом финансовыми, технологическими и другими видами соглашений. Исходя из корпоративных интересов, они сообща ведут согласованную политику препятствования появления новых конкурентов на данном рынке.

Чем ниже барьеры входа на рынок, тем более успешно может развивать­ся вновь организованный бизнес.

Численное значение показателя R4 можно определить как : / 100, если барьеры входа на рынок отсутствуют,

75, если барьеры входа имеются, но они легко преодоли­мы,

50, если барьеры входа имеются, но они преодолеваются R4 = [ с определенными усилиями,

25, если барьеры входа имеются и они тяжело преодоли­мы,

0, если имеются непреодолимые барьеры входа на ры­нок.

Степень открытости рынка, численно определяемая показателем R5, выра­жает возможность входа на товарный рынок продавцов из других стран или регионов, что позволяет существенно снизить степень конкуренции на рын­ке. Открытый рынок создает все предпосылки для успешной организации и развития бизнеса [8]. Степень открытости рынка можно определить по фор­муле:

U =----- —----- 100%,

Т в + Т им Т э

Где Тим - объем импортируемого товара на рынок;

Тв - объем внутреннего производства данного товара;

Тэ -объем экспортируемого товара.

Объем внутреннего производства, импорта и экспорта определяется за определенный фиксированный промежуток времени. Численное значение показателя R5 определяется следующим образом: / 100, если U= 100%,

75, если U= 80%, > 50, если U= 60%, Я5 = 25, если U= 40%,

10, если 40% >U > 10, 0, если U = 0.

Уровень технологических требований, определяемый показателем R6, иг­рает большую роль, как при организации, так и при ведении бизнеса. Суще­ствует ряд товарных рынков, на которых продается высокотехнологичная продукция. Это, например, рынки аудио - и видеотехники, компьютерной техники, робототехники и т. д. Успешность бизнеса при ее изготовлении во многом зависит от того, на какой уровень технологии ориентированы това­ропроизводители. Многие элементы высоких технологий являются ноу-хау и не все из них доступны товаропроизводителям. Поэтому субъектами рынка таких высокотехнологичных товаров могут быть те, кто имеет доступ к та­ким технологиям или кто в состоянии приобрести соответствующие лицен­зии и освоить эти новшества. Успешное использование высоких технологий ставит перед товаропроизводителями ряд дополнительных требований:

•Наличие значительных финансовых ресурсов для приобретения или повседневного использования этих технологий. Специальное оборудование, на котором базируются эти технологии, очень дорогостоящее и требует зна­чительных затрат на эксплуатацию и ремонт.

•Наличие квалифицированного персонала, который обеспечивает эф­фективное использование оборудования и всех возможностей этих техноло­гий.

•Постоянство использования технологий независимо от изменения но­менклатуры выпускаемых товаров. Как правило процесс освоения и доводки этих технологий очень длительный. Поэтому в товарной номенклатуре пред­приятия должен соблюдаться принцип преемственности высоких технологий. Товарная номенклатура может и должна изменяться, но и в новых товарных единицах должна быть используема та или иная высокая технология, которая постоянно совершенствуется. Это одно из важнейших требований обеспече­ния высокого качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.

I 100, если УТХ определяется широким применением вы­соких технологий, 75, если УТХ определяется фрагментарным применением

Перспективность рынка, на котором выступает предприятие

Высоких технологий, 50, если УТХ определяется не комплексным применением современного оборудования,

25, если УТХ определяется применением обычного уни-

Версального оборудования, 10, если УТХ определяется широким применением уста­ревшего технологического оборудования, 0, если УТХ определяется применением устаревшего тех­нологического оборудования, за пределами сроков его списания,

Где УТХ - технологический уровень

Показатель R7 определяет уровень экологических требований к товарам рассматриваемого рынка. Целесообразность введения этого показателя в со­став основных характеристик рынка объясняется многими факторами и, в первую очередь, тем, что экологические требования к товарам, технологиям, применяемым для изготовления различных продуктов, постоянно растут. Эта тенденция роста требований к экологичности товаров и производств посто­янна в долгосрочном плане. При изготовлении высокотехнологичных слож­ных товаров зачастую необходимы различные компоненты, экологически да­
леко не безупречные. Поэтому для устранения вредных последствий необхо­димы дополнительные технические и финансовые ресурсы, которые услож­няют производство и требуют дополнительных затрат. Это, в свою очередь, через цену продуктов оказывает отрицательное воздействие на их конкурен­тоспособность. С этой точки зрения наиболее перспективным является рынок таких товаров, уровень экологических требований к которым является наи­более низким, или рынок товаров, технология изготовления которых являет­ся «чистой».

/

Перспективность рынка, на котором выступает предприятие

Численное значение показателя R7 определяется экспертами, хорошо знающими отрасль производства данных товаров и знакомыми с применяе­мыми технологиями.

100, если к IZD не предъявляются требования по ЗОС,

75, если к IZD предъявляются умеренные требования по ЗОС,

50, если к IZD предъявляются высокие требования по ЗОС, без необходимости дополнительного финансирова­ния,

25, если к IZD предъявляются очень высокие требования по ЗОС с необходимостью дополнительного финансиро­вания,

0, если к IZD предъявляются очень жесткие требования по ЗОС с планированием специальных мер защиты и большим дополнительным финансированием,

Где IZD - вид производимого изделия, ЗОС - защита окружающей среды. В качестве примера определяем перспективность рынка, на котором реали­зуются зернодробилки.

Абсолютный объем рынка равен:

K Е = K1 + K 2 + K 3 - K4 =1000+2000+500-600=2900 шт.

Где ^=1000- запасы товара на расчетный момент,

K2=2000 тыс. / год - объем производства товара в анализируемом регио­не,

K3=500- объем импортного товара на рынке;

K4 =600- объем экспортируемого с региона товара.

Годовая потребность в зернодробилках по расчетному региону составля­ет 4000 шт. Исходя из полученных результатов считаем, что имеет место средний объем рынка и R1 =50.

Определяем интенсивность конкуренции. На региональном рынке зер­нодробилок действуют три товаропроизводителя, которые следующим обра­зом поделили рынок продаж (в долях к общему объему):

J1 - «Лира»

J2 -«Орион»

J3 -«Стрелец»

0,4

0,35

0,25

Определяем индекс Херфиндала In = 2 a2, 0< ai < 1 , где a— доля i-го

I=1

Конкурента.

N 2 2 2 2 In = 2 a2 =^0,4 +0,35 +0,25 = 0,345, т. е. имеет место монополистиче-

I=1

Ская конкуренция, и R2 = 70.

Определяем темпы роста рынка. Результаты маркетинговых исследова­ний показали, что темпы роста рынка в рассматриваемый момент составляют Т = 8% и, соответственно, показатель R3 = 50

Определяем высоту барьеров входа на рынок исходя из следующих со­ображений. Производство зернодробилок является сравнительно несложным и не требующим применения дорогостоящего оборудования и оснащения. Поэтому стартовые затраты, а также текущие затраты, идущие на поддержа­ние бизнеса по прогнозам не будут высокими. По этим причинам барьер вхо­да будет невысокий. Производство зернодробилок не требует применения высоких технологий, что также понижает входной барьер. Рынок продажи зернодробилок является достаточно развитым, с установившейся системой связей между производителями и потребителями. Эта консервативность рын­ка несколько повышает барьер входа на него. Может сказаться согласован­ность действий между конкурирующими фирмами по препятствованию вхо­да на рынок нового конкурента. Это повышает входной барьер. Поэтому счи­таем, что в данном случае барьеры входа имеются, но они преодолеваются с определенными усилиями, и показатель R4 = 50.

Определяем степень открытости рынка.

U =----- Т-им----- 100%=-------- 500----------- = 26,3%.

Т + Т - Т 2000 + 500 - 600

1 в 1 1 им 1 э

Где Тим = 500 - объем импортируемого товара на рынок;

Тв = 2000 - объем внутреннего производства данного товара,

Тэ = 600 - объем экспортируемого товара.

Следовательно показатель R5 = 10.

Определяем уровень технологических требований. В рассматриваемом случае он определяется путем применения обычного универсального обору­дования, и показатель R6 = 25.

Определяем уровень экологических требований. К зернодробилкам предъявляются умеренные требования по защите окружающей среды, поэто­му соответствующий показатель R7 = 75.

Определяем индекс рыночной привлекательности, приняв следующие весовые коэффициенты = 0,20; = 0,10; у3 = 0,20; у4 = 0,10; у5 = 0,10; у6 = 0,15; у7 = 0,15.

IR = ІЬЯ,=0,20*50+0,10*70+0,20*50+0,10*50+0,10*10+0,15*25+0,15*75

I=1

=69,75, т. е. в целом индекс рыночной привлекательности достаточно высо­кий.

Конкурентные позиции бизнеса

10 маркетинговых советов для маркетинга вашей компании

10 маркетинговых советов Давайте рассмотрим 10 маркетинговых советов, которые предлагают улучшить ваш маркетинг и проведем краткий анализ этих советов. Диверсификация. Поиск возможностей Специалисты перформанс маркетинга предлагают диверсифицировать маркетинговые бюджеты так, …

Средства корпоративного общения — успех в бизнесе

Для успеха в бизнесе компания должна сосредоточиться на выпуске сообщения, которое вызовет желаемый ответ от получателя. Таким образом, эта идея или тема должны быть найдены, чтобы мотивировать аудиторию. В зависимости …

Разработка стратегий для слабо развитого бизнеса

Для бизнеса России особый интерес представляет его развитие в пе­реходный период, когда не полностью развернута его инфраструктура, су­ществует множество препятствий, оставшихся от прежней экономической системы, а также объективных и субъективных …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.