Конкурентные позиции бизнеса

Определение индекса деловой активности предприятия

Приведенная методика определения индексов конкурентоспособности товара, предприятия и перспективности рынка позволяет применить ее не только к процедуре оценки, но и к процедуре улучшения этих индексов. Так например, после того как произведена оценка конкурентоспособности това­ра, могут быть определены его основные недостатки по всему спектру нали­чия или отсутствия нужных функциональных и потребительских свойств, по глубине качественной проработки этих свойств в товаре. Аналогично опре­деляются возможности улучшения конкурентоспособности предприятия и перспективности рынка.

В результате можно конкретизировать стратегические цели предпри­ятия. Результаты оценки конкурентоспособности ставят задачу совершенст­вования товара и деятельности предприятия, для чего необходима конкрет­ные программа действий. Однако планирование таких мероприятий, с одной стороны, должно быть согласовано с другими стратегическими и оператив­ными задачами предприятиями, а, с другой - должно быть обеспечено соот­ветственными инвестициями, величина которых зависит от индексов конку­рентоспособности товара, предприятия и перспективности рынка: при незна­чительном отставании от конкурентов - можно обойтись небольшими инве­стициями, при значительном - нужны значительные денежные и материаль­ные ресурсы. Существенным фактором является состояние товара в связи с его жизненным циклом: если товар прошел этапы развития и стабильности, то возникает вопрос о целесообразности финансирования, иногда в значи­тельных объемах, товара тогда, когда он устаревший, и лучшие дни его про­шли. Поэтому более целесообразной представляется такая политика пред­приятия, когда уточняются конкурентные позиции предприятия (фирмы), его стратегические задачи и в связи с этим планируются мероприятия по повы­шению конкурентоспособности товара, как составной части этих стратегиче­ских задач.

Построение обычной матрицы в координатах "Темпы роста рынка" и "Относительная доля рынка" не позволяет количественно обосновать цели предприятия. Если принять, что в состав предприятия входит ряд стратегиче­ских бизнес-единиц (СБЕ), то стратегические цели могут быть сформулиро­ваны применительно к каждой СБЕ. К признакам СБЕ относятся:

• единство формы деятельности;

• наличие конкурентов;

• ответственность менеджера СБЕ за стратегическое планирование и получение прибыли; контролирование большинства факторов, влияющих на уровень прибыли.

Показателем эффективности бизнеса является индекс деловой активно­сти. Этот индекс (/п ) принят в качестве интегрального показателя успешно­сти хозяйственной деятельности предприятия. Он определяется как свертка трех индексов «Перспективности рынка» ir, «Конкурентоспособности пред­приятия» ie и «Конкурентоспособности товара» /q :

/п = * Ir + Ц2 * Ie + ^3 * /q,

Где, Ц2 и ц3 - весовые коэффициенты при частных индексах IR, IE и /q. Весовые коэффициенты, сумма которых равна 1, определяют в текущий мо­мент значимость индексов «Перспективности рынка» ir, «Конкурентоспо­собности предприятия» ie и «Конкурентоспособности товара» /q для кон­кретного предприятия. Со временем значения весовых коэффициентов изме­нятся по мере изменения рыночной ситуации, состояния или возможностей предприятия.

В трехмерном пространстве «Перспективности рынка» ir, «Конкуренто­способности предприятия» ie и «Конкурентоспособности товара» /q индекс деловой активности предприятия /П представляет собой вектор объемной матрицы конкурентоспособности бизнеса, исходящий из начала координат и стремящийся к противоположному углу с координатами ir =100, ie =100, /q =100. Предполагается, что в этой точке индекс деловой активности предпри­ятия /П =100, что олицетворяет достижение поставленных им целей.

Объемная матрица конкурентоспособности бизнеса (МКБ) имеет сле­дующий вид (рис. 3.5.). Она состоит из трех плоских матриц: G - A - U, каж­дая из которых включает девять квадрантов. Матрица G образована осями: "Перспективность рынка" - "Конкурентоспособность предприятия"; матрица А - осями: "Перспективность рынка" - "Конкурентоспособность товара"; матрица U - осями: "Конкурентоспособность товара" - "Конкурентоспособ­ность предприятия". Каждый квадрант указанных матриц имеет границы В, которые отображаются численными значениями индексов iq, ir и ie.

Первый квадрант матрицы G определяется следующими границами: В1 ^(ir= 0- 33,3) ^(iE=0 - 33,3), при этом в первой круглой скобке приведены граничные значения ir по оси ординат матрицы, во второй скобке - гранич­ные значения ie по оси абсцисс матрицы МКБ (рис. 3.6.). Аналогично нахо­дятся границы других квадрантов.

G,

G.

G.

G

G,

G.

G,

0 33,3

G.

66,7

G,

100

Конкурентоспособность предприятия

A

Определение индекса деловой активности предприятия

A5

A.

U

U

A

U

U

U

U

U

U

Л0>

^—-------------------

Рис. 3.6. Матрица конкурентоспособности бизнеса.

Определяя свое место в каком-либо квадранте матрицы, можно конкре­тизировать основные стратегии развития бизнеса S применительно к кон­кретной бизнес-единице. Принято следующее обозначение стратегий : SGij - SАij и SUij, применительно к трем плоским матрицам G, A, U, входящим в объемную матрицу (рис. 3.6.). Индекс S - обозначение стратегий, i - номер квадранта матрицы; j - номер стратегии.

Рассмотрим, к примеру, некоторые возможные стратегии матрицы G с координатами: " R-Перспективность рынка" - "E-Конкурентоспособность предприятия". Применительно к первому квадранту, символизирующему за­щиту и переориентацию, может быть записана импликация-(СБЕ є G1 ) ^ (SG11 VSG12 ),

Где SG11 - стратегия выбора момента для продаж по максимальной стоимо­сти;

SG12 - стратегия сокращения постоянных издержек и отказа от инвести­ций;

СБЕ - самостоятельная бизнес-единица (предприятие или его подразде­ление);

Є - символ принадлежности;

^ - обозначение импликации (условия «если - то»);

V - логическое условие "ИЛИ".

Применительно ко второму квадранту, символизирующему избиратель­ное расширение бизнеса, - (СБЕ є G2) ^ (SG2i V SG22), где SG21 - стратегия поиска возможностей расширения с низким риском;

SG22 - стратегия сокращения инвестиций и рационализации операций.

Аналогично формируются стратегии для остальных квадрантов всех трех матриц.

Индекс перспективности рынка /R = ^ R, индекс конкурентоспо-

R i =1 i R

A

Собности предприятия /E = ^ R и индекс конкурентоспособности това-

J=1

Ра i Q изменяются в диапазоне от 0 до100 баллов, независимо от количества

Факторов, входящих в ту или иную группу. В системе координат индексами /R, /е, IQ количественно определяются позиции СБЕ, входящих в состав

Предприятия, или конкурентная позиция самого предприятия в целом.

После того как выбрана стратегия развития, определяемая текущими конкурентными позициями предприятия (в виде соответствующего квадранта матрицы), намечаются пути ее практической реализации.

Этот процесс можно представить в виде определения ряда важнейших задач, решение которых позволит достичь тех целей, которые вытекают из содержания стратегии. Формирование таких задач является достаточно тру­доемким процессом, который можно упростить, ориентируясь на апробиро­ванные эвристические решения выхода из определенных ситуаций. Такие на­боры задач можно получить, анализируя типовые экономические, маркетин­говые, управленческие и коммерческие ситуации, которые имели место в прошлом. Подобный анализ позволяет сформировать совокупность перво­очередных задач, свойственных конкретной конкурентной позиции предпри­ятия и более тесно «привязанных» к соответствующей стратегии. Данные на­боры первоочередных задач не являются постоянными, они периодически трансформируются в соответствии с динамикой изменения рынка и положе­ния предприятия.

В качестве примера определяем численные значения индексов деловой активности трех конкурирующих фирм «Лира», «Орион» и «Стрелец», при­нимая следующие значения весовых коэффициентов : ці = 0,25; ц =0,35; ц =0,40.

Приведенные значения весовых коэффициентов показывают, что фирмы основное внимание в своей деятельности уделяют укреплению конкурентных позиций производимого товара и самих фирм.

/пЛ = Ці * Ir J1 + Ц2 * Iej1 + цз * Iqj1 =0,25*69,75+0,35*44,05+

+0,40*50,4=53,02,

IJ = Ці * Ir J2 + Ц2 * Iej2 + Ц3 * Iqj2 =0,25*69,75+0,35*36,7+ +0,40*50,1=50,32,

ІпЛ3 = Ці * Irj3 + Ц2 * Ie J3 + Ц3 * Iqj3 =0,25*69,75+0,35*24,9+ +0,40*34,6=39,99.

Видно, что ближайшим конкурентом фирмы «Лира» является фирма «Орион». В дальнейшем рассмотрим положение этих двух фирм на матрице конкурентоспособности бизнеса (МКБ) и выбор соответствующих стратегий развития фирм.

Фиксируется положение фирм "Лира" и "Орион" на трехмерной матрице конкурентоспособности бизнеса МКБ. Формируем стратегии развития. На­чальные значения индексов перспективности рынка IR, конкурентоспособно­сти предприятия IE и конкурентоспособности товара Iq определяют квадран­ты соответствующих двухмерных матриц, на которых располагаются фирмы "Лира" и "Орион".

Рекомендуются следующие наиболее часто используемые способы фор­мирования стратегии конкуренции предприятия. Необходимо определить перспективность рынка, на которую ориентируется предприятие. Показате­лями такой перспективности являются: высокие входные барьеры, протекции со стороны государства, непритязательность покупателей, дешевая система поставок и малое число отраслей, способных их заменить. Высокотехноло­гичный и эффективный бизнес подвержен наибольшим атакам конкурентов с большой вероятностью банкротства.

Необходимо хорошо представлять себе, какие приемы и способы повы­шения конкурентосопосбности могут быть использованы. Их слепое копиро­вание и перенос с одних рынков на другие часто ничего хорошего не дает.

Конкурентные позиции бизнеса

Разработка стратегий для слабо развитого бизнеса

Для бизнеса России особый интерес представляет его развитие в пе­реходный период, когда не полностью развернута его инфраструктура, су­ществует множество препятствий, оставшихся от прежней экономической системы, а также объективных и субъективных …

Стратегия восстановления для кризисных ситуаций

Стратегии восстановления используются в том случае, когда направ­ление деятельности, которое надо сохранить и развивать, находится в кри­зисном положении; их целями являются как можно более быстрое обнару­жение и ликвидация источников конкурентной …

Поддержание качества и конкурентоспособности изделий при экс­плуатации

К важнейшим условиям поддержания качества изделий при эксплуатации можно отнести обеспеченность информацией. Применительно к изделиям машиностроения необходима информация о процессах формирования их со­стояний. Большое значение здесь имеют количественные и качественные …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.