Конкурентные позиции бизнеса

Конкурентные позиции бизнеса

Э. М. Коротков, Ю. Т.Шестопал, В. Д.Дорофеев.

Под конкуренцией понимается соперничество на рынке между отдель­ными физическими или юридическими лицами (конкурентами), заинтересо­ванными в достижении одной и той же цели. Классическая политическая экономика рассматривала конкуренцию, как нечто само собой разумеющее­ся, пронизывающее все отрасли экономики. Классическая школа экономики основное внимание уделяла ценовой конкуренции. А. Смит впервые дока­зал, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала. Проблема качества и конкурентоспособ­ности является определяющей в промышленном развитии стран мира. Она имеет глобальный характер, так как с одной стороны определяет многие ас­пекты экономической и социальной политики стран, а с другой - задевает интересы всех их граждан, выступающих в роли потребителей. Конкуренто­способность и качество - концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбы­вать товары и услуги. Под конкурентоспособностью подразумевается ком­плекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, оп­ределяющих его успех на рынке, т. е. преимущество именно этого товара над другим в условиях широкого предложения конкурирующих товаров - аналогов. Поскольку за каждым из товаров стоят соответствующие произво­дители, то можно говорить о конкурентоспособности предприятий, фирм, а также стран, в которых они находятся.

Распределительная система в прежние годы не стимулировала произ­водство высококачественных конкурентоспособных товаров, так как все планово произведенное планово и распределялось: хорошее - хорошо, пло­хое - принудительно. На внешний рынок сейчас выходит очень ограничен­ный круг товаров. Критически оценить качество своей продукции многим предприятиям трудно по ряду причин. В их числе можно назвать отсутствие добротных механизмов оценки конкурентоспособности.

Конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность продукции (товаров, услуг) находятся в отношении целого и его части. Конкурентоспособ­ность предприятия - это комплекс экономических характеристик, определяющих его положение на отраслевом рынке (региональном, мировом), включающий ха­рактеристики товара и факторы, формирующие в целом экономические условия производства и сбыта товаров предприятия.

Конкурентоспособность товара - это комплекс его потребительских и стои­мостных характеристик, определяющих его преимущество на рынке над другими товарами в условиях широкого предложения конкурирующих товаров - аналогов.

Конкурентоспособность показывает, насколько продуктивна и эффективна фирма по отношению к конкурентам, посредникам и в обслуживании заказчиков. Продуктивность связана с качеством выпускаемых изделий, занимаемой долей рынка и доходностью; эффективность - со скоростью ответной реакции и эконо­мией издержек. Эффективность и продуктивность, в конечном счете, зависят от конкурентной рациональности предприятия, т. е. силы ее соревновательного духа и умения принимать решения.

Итак, конкуренция характеризуется:

А) наличием нескольких соперников;

Б) одной и той же сферой деятельности;

В) совпадающей целью.

Понятие «конкурентоспособность» тесно связано с понятием «конку­ренция». Конкурентоспособность можно понимать как способность выдер­живать конкуренцию, противостоять конкуренции.

Конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате его сравнения с другим товаром и, следовательно, является от­носительным показателем. Она отражает отличие данного товара от товара - конкурента по степени удовлетворения конкретной потребности. Для того чтобы выяснить конкурентоспособность какого-либо товара, необходимо не просто сравнить его с другими товарами по степени их соответствия кон­кретной потребности, но и учесть при этом затраты потребителя на покупку и последующее использование для удовлетворения своей потребности.

Отсюда под конкурентоспособностью понимается комплекс потреби­тельских и стоимостных характеристик товара, определяющих его предпоч­тительность для потребителя по сравнению с аналогичными товарами дру­гих отечественных и зарубежных предприятий.

Конкуренцию, конкурентов и их стратегию изучают теми же методами, что и рынки. Для рыночного успеха важны все составляющие, но особо зна­чимыми являются следующие:

1. главные факторы конкурентоспособности чужих товаров;

2. деятельность в области рекламы и стимулирования сбыта;

3. практика в торговых марках товаров;

4. привлекательная сторона упаковки товаров;

5. организация гарантийного и послегарантийного сервиса;

6. сбыт и его организация;

7. каналы товародвижения.

Любой товар, реализуемый на рынке, должен рассматриваться только в комплекте, только в единстве с другими, дополняющими товарами и услу­гами, иначе он практически неконкурентоспособен.

Основополагающий труд М. Портера [1], посвященный конкурентной стратегии, сильно изменил представление многих компаний о своих конку­рентах. Портер выделил ряд факторов, которые определяют конкуренцию:

• текущие конкуренты;

•опасность появления новых конкурентов;

• опасность появления заменителей товара;

•способность потребителей идти на сделки;

•способность поставщиков идти на сделки.

Очень часто понятие конкурентоспособности подменяется понятием ка­чества продукции. Качество продукции является составной частью конкурен­тоспособности, причем наиболее существенной. В целом же, конкурентоспо­собность является критерием, не только показывающим возможности того или иного товара удовлетворять определенные потребности покупателей, но и важнейшей рыночной категорией, определяющей общественный статус то­варопроизводителя, его финансовые возможности, устойчивость, надежность, как партнера, и силу, как противника в рыночной борьбе.

Необходимо уточнить место стандартизации и сертификации в общей системе обеспечения требуемой конкурентоспособности товаров. Стандарти­зация практически проявляется в виде разработки, опубликования и примене­ния стандартов. Объект стандартизации - это продукция, услуги и процессы, имеющие перспективу многократного воспроизведения и использования. Предполагается, что качественная продукция может быть получена только на тех предприятиях, где действуют жесткие правила обеспечения качества под­готовки производства изделий, начиная от создания конструкторской доку­ментации до их изготовления, контроля и сертификации. Таким образом, фактически сертифицируются все этапы производственного процесса на предприятии.

Кроме сертификации промышленных предприятий в целом, удостове­ряющей возможность выпуска на них качественной продукции, проводится сертификация самой продукции. Поэтому сертификация тоже может рассмат­риваться как один из важных инструментов обеспечения конкурентоспособ­ности товаров.

Конкурентоспособность в отличие от качества товара в наибольшей сте­пени материализуется непосредственно на рынке, где сталкиваются интересы товаропроизводителя и потребителей его продукции. В процессе подготовки и создания товара производитель как бы прогнозирует, какие потребительские свойства необходимо заложить в товар, ориентируясь на покупателя. Качество такого прогноза в очень большой мере зависит от степени определенности по­тенциального покупателя. Для многих видов промышленной продукции, изго­товляемой единичными образцами, имеет место полная определенность потре­бителя, что позволяет создавать изделия полностью по его требованиям. Он формирует совокупность требуемых свойств, наличие которых в изделии обеспечивает изготовитель, работая под заказчика. При производстве товаров широкого спроса имеет место иная картина. Потребитель в этом случае полно­стью обезличен, что ставит перед производителем вопрос о том, какие же по­требительские свойства необходимо закладывать в создаваемый товар. От то­го, насколько правильно отображены в товаре потребности, вкусы и привычки покупателей, во многом зависят общие результаты работы предприятия и, в частности, величина продаж товара.

На стадии реализации в наибольшей степени проявляется различие меж­ду качеством в "чистом виде" и конкурентоспособностью товара. Покупатель, приобретая товар для удовлетворения определенных потребностей, взвеши­вает как бы на своих весах качественные и экономические показатели товара.

В целом, качество, стандартизация и сертификация товаров являются важнейшими элементами сложного процесса обеспечения конкурентоспособ­ности товаров. Если качество является важнейшей составной частью конку­рентоспособности, то стандартизация и сертификация являются не менее важными инструментами ее обеспечения.

В целом, качество, стандартизация и сертификация товаров являются важнейшими элементами сложного процесса обеспечения конкурентоспособ­ности товаров. Если качество является важнейшей составной частью конку­рентоспособности, то стандартизация и сертификация являются не менее важными инструментами ее обеспечения.

Конкурентные позиции бизнеса

Разработка стратегий для слабо развитого бизнеса

Для бизнеса России особый интерес представляет его развитие в пе­реходный период, когда не полностью развернута его инфраструктура, су­ществует множество препятствий, оставшихся от прежней экономической системы, а также объективных и субъективных …

Стратегия восстановления для кризисных ситуаций

Стратегии восстановления используются в том случае, когда направ­ление деятельности, которое надо сохранить и развивать, находится в кри­зисном положении; их целями являются как можно более быстрое обнару­жение и ликвидация источников конкурентной …

Поддержание качества и конкурентоспособности изделий при экс­плуатации

К важнейшим условиям поддержания качества изделий при эксплуатации можно отнести обеспеченность информацией. Применительно к изделиям машиностроения необходима информация о процессах формирования их со­стояний. Большое значение здесь имеют количественные и качественные …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.