Катера

КАТЕРА ТИПА «КМ» И ИХ МОДИФИКАЦИИ

ДЛ Блинов - первый начальник мастерской Морпогранохраны

подпись: 
дл блинов - первый начальник мастерской морпогранохраны
В конце 20-х годов началось угасание новой экономи­ческой политики, и Золотов, не дожидаясь реквизиции своего предприятия, в марте 1930 года безвозмездно передал свою верфь государству. Верфь перешла в ведение Главного уп­равления погранохраны ОГПУ и стала именоваться «Судо­строительная мастерская Морпогранохраны ОГПУ», а сам А. Л. Золотов был зачислен в штат мастерской на должность конструктора и строителя. Начальником мастерской был назначен бывший морской офицер Дмитрий Леонидович Блинов.

Территория мастерской к тому времени занимала около 0,5 гектара, на которой располагался большой двухэтажный кирпичный эллинг, кузница, да несколько сараев для хране­ния и сушки древесины, где трудились около десятка рабо­чих. Производительность мастерской составляла не более двух катеров в год, что далеко не покрывало потребности Морпог­ранохраны.

Д. Л. Блинов, приступая к исполнению своих обязанностей, начал с расширения существующего производства. Для этого он добился передачи мастерским части тер­ритории соседнего лесопильного завода, где был построен новый эллинг, было закуп­
лено дополнительное оборудование, заключены договоры на поставку импортного комплектующего оборудования, налажена поставка материалов из ближних и даль­них регионов России для постройки катерных корпусов. Одновременно производился набор опытных рабочих в Ленинграде и окрестных областях. К началу 1931 года количество рабочих мастерской превысило полсотни человек.

Намечалось и качественное изменение продукции мастерской. Параллельно со строительством катеров «ЗК» в мастерских начали осваивать новый проект катера, предназначенного для несения речной и морской рейдовой пограничной службы.

В 1930 году Д. Л. Блинов, будучи в командировке в Германии, привез чертежи металлического катера, разработанного одним из судостроительных заводов Гамбур­га для несения полицейской службы в портах и на реках пограничных районов. Этот проект и был положен в основу нового катера с деревянным корпусом длиной около 10 м получившего индекс «КМ».

Позже в мастерской Морпогранохраны катер стали делать с корпусом длиной 13,9 м, одновальной механической установкой мощностью 63 л. с., вооруженным одним пулемётом калибром 7,62 мм. При этом водоизмещение катера увеличилось до 6,5 т, значительно улучшились ходовые качества. Скорость катера составила 9,5 уз.

Он получил индекс «КМ-2» и строился в основном для ОГПУ, как сторожевой пограничный катер.

Несмотря на модернизацию, мастерская Морпогранохраны в 1931 году могла выпускать в год всего полтора десятка катеров типа «ЗК» и «КМ». Такие темпы строительства не могли удовлетворить растущие потребности Морпогранохраны, и стал вопрос о создании нового современного специализированного производства ка­теров для нужд морских пограничников.

Этот вопрос был решен путем открытия в феврале 1933 года на Петровском острове в Ленинграде новой современной судостроительной верфи Морпогранохраны. Бывшие мастерские стали именоваться «Отделением судоверфи Морпогранохраны», а некоторое время спустя цехом № 6 судостроительной верфи Морпогранохраны.

С вводом в строй новой верфи на Петровском острове туда перешли и все основ­ные заказы, а цех № 6 стал специализироваться на строительстве малых катеров, шлюпок и спортивных судов.

В 1935 году поступил срочный заказ на постройку пограничных катеров с пуле­мётом и радиостанцией для Дальнего Востока.

Принимая во внимание срочность заказа, конструкторское бюро в основу проек­та полоЖилО промысловое судно треста Главвостокрыбпрома типа «кунгас-кавасаки». К этому типу относились суда прибрежного плавания, характерные для Дальнего Востока.

КАТЕРА ТИПА «КМ» И ИХ МОДИФИКАЦИИ

Пограничный катер типа «Кунгас-Кавасаки».

Ок. (7Sm, 20 т. SO л. с., 6.Sуз), вооружение - радиостанция, пулемёт калибра 7,62 мм.

КАТЕРА ТИПА «КМ» И ИХ МОДИФИКАЦИИ

Сторожевой катер типа /(М-4 (73,9м. ок. 77т, 2x63ас., 70уз)

Они имели ломаные в поперечном сечении обводы, наклонный к воде форште­вень, транцевую корму с навесным рулём и относительно плоское дно, что позволяло иметь небольшую осадку.

Такие суда были хорошо приспособлены для эксплуатации в условиях Дальнего Востока, и уже само название «кавасаки» говорило о его японском происхождении и принадлежало плоскодонным рыбацким судам.

К слову сказать, 180 судов такого типа были в годы Второй мировой войны включены в состав Тихоокеанского флота и использовались в качестве сторожевых судов для охраны коммуникаций и баз, а также использовались в качестве сетевых и минных заградителей и катеров воздушного наблюдения, оповещения и связи.

После прекращения строительства катеров типа «ЗК» в 1935 году, цех целиком перешел на строительство катеров типа «КМ».

К этому времени в конструкторском бюро был разработан новый вариант кате­ра с двумя главными двигателями, который получил индекс «КМ-4», главным конст­руктором катера был С. В. Пугавко. Эти катера в качестве пограничных сторожевых катеров поступали к своему основному заказчику.

Для покрытия нужд народного хозяйства верфь находила возможности часть катеров выпускать в качестве служебно-разъездных, которые шли не только в народ­ное хозяйство, но и для Военно-Морского Флота.

2-8310

подпись: 2-8310

По опыту траления мин в Финском заливе после советско-финской войны вы­явилась острая необходимость в мелкосидящих тральщиках. Переоборудование строя­щихся серийно морских охотников типа МО-4 могло бы решить эту задачу, так как переоборудованный охотник вполне отвечал тактико-техническим требованиям технического задания. Но постройка таких тральщиков привела бы к сокращению

КАТЕРА ТИПА «КМ» И ИХ МОДИФИКАЦИИ

/(атер-тралъщик типа /(М-4 (73,9м, ок. 72 т, 2x63 л. с., 70 уз)

Выпуска не менее необходимых Военно-Морскому Флоту морских охотников. Поэтому это противоречие решили разрешить путём использования существующего проекта малого разъездного деревянного катера типа КМ-4.

Несмотря на то, что этот катер не совсем отвечал требованиям технического задания по скорости и вооружению, тем не менее, он имел ряд достоинств, такие как малая осадка, деревянный корпус, который обеспечивал их безопасность от магнит­ных мин, сравнительно малая стоимость, что было особенно важно при массовой по­стройке этих катеров.

Кроме упомянутых назначений катера типа КМ использовались, как минные заградители, дымзавесчики, катера воздушного наблюдения, оповещения и связи и для других целей.

В годы Великой Отечественной войны катера типа КМ были самыми массовыми катерами, которые применялись на всех фронтах боевых действий и заслужили по­хвалу от лиц их эксплуатирующих.

С первого дня войны свои пограничные сторожевые катера в оперативное подчинение Военно-Морскому Флоту передали: Азербайджанский (6 ед.), Архан­гельский (3 ед.), Грузинский (6 ед.), Ленинградский (9 ед.), Прибалтийский (14 ед.), Черноморский (21 ед.) пограничные округа и Военно-морское пограничное учили­ще морпогранохраны НКВД (4 ед.). Ряд военно-морских учебных заведений и дру­гих учреждений флота передали свои разъездные катера (16 ед.). От промышлен­ности в период с января 1941 года по декабрь 1945 года поступило 222 катера. Всего в состав Военно-Морского Флота был передан 301 катер. Поначалу все пограничные сторожевые катера использовались в качестве сторожевых катеров, но потом в конце 1941 и начале 1942 года 37 сторожевых катеров были переобору­дованы в катерные тральщики, хотя в марте 1943 года наблюдалось и обратное явление, когда 20 катерных тральщиков были переоборудованы в сторожевые катера.

Первоначально все катера распределялись так:

Сторожевые катера типа КМ-2 - 67 единиц, типа КМ-4 - 45 единиц;

Катерные тральщики типа КМ-2 - 24 единицы, типа КМ-4 - 165 единиц.

После, по мере необходимости, происходило переоборудование катеров в мин­ные заградители, дымзавесчики, катера воздушного наблюдения, оповещения и свя­зи, десантные и разъездные.

По флотам катера распределились так: Балтийский флот - 231 катер, Черно­морский флот - 46 катеров, Северный флот - три катера, Каспийская военная флоти­лия - шесть катеров и Тихоокеанский флот - 15 катеров.

Говоря об участии катеров типа КМ в Великой Отечественной войне, не стоит их делить на «КМ-2» и «КМ-4», так как все эти катера выполняли одни и те же задачи, участвовали в одних и тех же боевых операциях и судьбы этих катеров были весьма схожи. Эти катера, как солдаты единой армии, вставшей на защиту Родины, сража­лись с врагом, совершали подвиги, получали ранения, излечивались, побеждали и, как солдаты, погибали в боях.

Катера Балтийского и Черноморского флотов участвовали во всех крупных де­сантных и наступательных операциях, которые вошли в историю Второй мировой войны. И, несмотря на такое массовое участие катеров типа КМ в таких грандиозных операциях, процент потерь их был относительно невысок. Всего за годы войны от воздействия вражеской авиации, береговой и корабельной артиллерии, подрыва на минах, аварий и гибели по погодным условиям погибло всего 16% катеров от общего числа, участвующих в боевых действиях.

Надо отметить, что не все погибшие катера были потеряны для флота безвозв­ратно. Те катера, которые погибали на территории, не занятой врагом, были подняты и после ремонта вновь введены в строй и продолжали свою службу.

Благодаря простоте своей конструкции и лёгкой доступности материала корпу­са, а он был из дерева, подъём катера и его ремонт не требовали сложного техноло-

КАТЕРА ТИПА «КМ» И ИХ МОДИФИКАЦИИ

Эминг цеха № 6. где в годы войны производилась постройка и ремонт катеров типа /(М

Гического оборудования и больших энергетических затрат. Да и ремонтная база для балтийских катеров с 1941 по 1944 годы была рядом.

Основным поставщиком катеров типа КМ была «Судостроительная верфь Мор - погранохраны» и в частности её цех № 6. Выпуск катеров производился ежегодно: так в 1941 году было построено 46 катеров, в 1942 году только 20. Такое снижение темпов постройки объяснялось тем, что конец 1941 и начало 1942 года были годами ожесто­чённых боёв на Балтике, и основная работа верфи заключалась в ремонте и восста­новлении катеров, получивших боевые повреждения. И, как рассказывают очевидцы, коллектив верфи творил чудеса, восстанавливая боеспособные катера из груды покорёженного дерева и металла.

Когда на Балтике наступила относительная стабилизация боевых действий, верфь в 1943 году построила 53 катера, в 1944 - 63 единицы, в начале 1945 года - 10 единиц.

Всего за годы войны в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года катеро - строители сдали фронту 192 катера, не считая тех катеров, которым была возвраще­на жизнь.

Можно много рассказывать об участии катеров типа КМ в войне, но, чтобы не утомлять читателя, напомним только несколько трагических и героических эпизодов, а для любителей статистики в конце части приведены данные по участию катеров в основных операциях Великой Отечественной войны.

Мало какому катеру досталась такая боевая биография, как катеру СКА №076. Этот катер типа КМ-2 входил в 6-й Керченский Краснознамённый дивизион стороже­вых катеров Черноморского флота.

Этот катер участвовал во всех крупных операциях на Черном море, а именно в Керченско-Феодосийской десантной операции, Новороссийской десантной операции, Новороссийско-Таманской наступательной операции, Керченско-Эльтигенской десан­тной операции.

В ноябре 1943 года попал под бомбовый удар вражеской авиации и был потоп­лен у берегов Тамани, но в том же месяце был поднят и после капитального ремонта введён в строй. Войну он закончил в качестве разъездного катера.

О слабости вооружения катеров типа КМ говорилось неоднократно, а война подтвердила это на деле.

Так катер с бортовым номером И-29 вступил в бой в районе Шепелевского мая­ка с девятью истребителями МЕ-109, каждый из которых был вооружён 20-мм пушкой и четырьмя пулемётами калибром 7,92 мм. Что мог противопоставить катер? Только пулемёт 7,62 мм. Исход боя можно легко предположить.

КАТЕРА ТИПА «КМ» И ИХ МОДИФИКАЦИИ

Немецкая подводная лодка V-250 в Петровском доке Кронштадта, сентябрь 7944г.

Катерный тральщик с бортовым номером 605 в районе Стрельны имел бой с немецким катером. В результате воздействия артиллерийского огня с немецкого кате­ра тральщик потерял ход и был забросан гранатами.

Рассказывая о боевой деятельности катеров «КМ», следует вспомнить об их уча­стии в уничтожении немецкой подводной лодки Ц-250.

30 июля 1944 года дивизион тральщиков осуществлял траление мин и постанов­ку навигационных вех для предстоящего десанта на финское побережье. Их работу прикрывали два сторожевых катера-дымзавесчика типа «КМ» с бортовыми номерами 908 и 910. В случае обстрела с финского берега они должны были поставить дымовую завесу. Вечером радист с катера СКА №’ 910, выбрасывая за борт мусор, обнаружил тень подводной лодки. Катер не имел оружия, кроме малокалиберного пулемёта, и поэтому вызвал охотника МО-ЮЗ, который находился в пяти милях от него. В это время лодка уходила, и командир катера решил её преследовать, проявив при этом большое мужество. Ведь если бы лодка всплыла, то что мог бы сделать катер, воору­женный пулемётом калибра 7,62 мм против спаренной 37-мм артиллерийской уста­новки и двух спаренных 20-мм автоматов? Преследование длилось до тех пор, пока подоспевший охотник не уничтожил подводную лодку.

Далее, в сентябре того же года лодку подняли и поставили в сухой док Крон­штадта.

На лодке были обнаружены электроакустические торпеды Т-5 - новейшее и совершенно секретное оружие Германии.

Основной задачей катеров была защита коммуникаций и баз, а также обеспече­ние боевой деятельности сил флота, в том числе и боевое траление. Но в числе разно­образных задач было и непосредственное участие в высадке десанта на вражеский берег, как это произошло при высадке тактического десанта в район Петергофа в октябре 1941 года.

Отправка десанта производилась с Ленинградской пристани Кронштадта. Для погрузки десанта были выделены 20 катеров типа КМ, пять сторожевых катеров типа МО и бронекатер для артиллерийской поддержки десанта. На каждый катер типа КМ предполагалось взять 25 человек с оружием. Кроме того, выделялись шести­весельные ялы, в каждом из которых размещалось по 10 вооруженных морских пехо­тинцев. Глубокой ночью катера со шлюпками на буксире отошли от пирса и взяли курс на Петергоф. При полной скрытности удалось первой партии десантников по­дойти вплотную к берегу, высадиться на него и смять боевое охранение противника, но потом после короткого замешательства немецкая артиллерия открыла шквальный огонь, что не помешало, хотя и с большими жертвами, завершить высадку десанта. Далее трагическая судьба петергофского десанта известна.

Так воевали катера типа КМ!

После окончания войны катера, взятые в пограничных округах, были возвра­щены их владельцам, правда, из 63 взятых катеров вернули только 27 единиц.

16 бывших пограничных катеров, переоборудованных в годы войны в катерные тральщики, остались воевать, им предстояло очищать Балтийское море от мин.

Кроме того, от промышленности после мая 1945 года было получено еще 18 катеров, которые в качестве катерных тральщиков продолжали войну на Балтике.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ

Катера

ОГЛАВЛЕНИЕ

TOC o "1-5" h z Предисловие автора.................................................................................................................................................. 3 Часть первая СТАНОВЛЕНИЕ Глава 1. Очень коротко о прошлом..................................................................................................................... 5 Первые серийные катера для военного министерства...................................................................... 8 Сторожевые катера «СК»................................................................................................................................ 10 Пограничные …

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Азаров В. Б., Зиначёв А. Г. Живые, пойте о нас. - «ГГ., Лениздат, 1969. Алексеев H., Лисов Г. Корабли девятой пятилетки. - М., «Наука и жизнь», № 11, 1972. Андреев …

Переименование ЦКБ «РЕДАН» за период его существования

Наименование Дата присвоения наименования Причина переименования Филиал ЦКБ-5 1 апреля 1956 года Реорганизация СКБ-5 в ЦКБ-5 с передачей ему цеха № 6 завода № 5 Филиал ЦМКБ «Алмаз» 1 октября …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.