История страхования

Средневековые времена

Возникшая в древности идея морского страхования, широко распро­странилась с конца XIII в. по побережью Средиземного моря. Пионерами страхового дела можно считать флорентийских, венецианских и генуэз­ских куплов, ведших в XII-XV вв. активную морскую торговлю с Ближ­ним Востоком. Целый ряд богатых, именитых купцов стал за определенное вознаграждение страховать товары, перевозимые морем, сами суда, фрахт и т. д. В средневековых архивах итальянских городов обнаружено немало договоров между купцами о взаимной ответственности за сохранность транспортных средств и грузов, либо об уплате денежного вознаграждения "за страхование и риск". Некоторые исследователи усматривали зачаточ­ные формы взаимного страхования и у славян Киевской Руси во время во­енных походов и колониально-торговых экспедиций.

В средние века в Ломбардии и Франции морское страхование суще­ствовало уже как развитый институт. Один из законов города Пизы, издан­ный в 1318 г., ссылается на практику морских портов Флоренции и Генуи. Самый старый известный нам страховой полис был выдан в Генуе 23 ок­тября 1347 г. Этот полис был в форме заемного письма на сумму 107 фун­тов серебра, которую получатель займа обязался возвратить, если корабль "Санта Клара" не прибудет в течение 6 месяцев из Генуи на Майорку. Из текста заемного письма видно, что получатель займа, то есть страховщик, принял на себя определенный риск: "Я лично беру на себя риск и ответ­ственность за вышеуказанную сумму денег, пока названное судно не при­будет на Майорку"4.

Социальная значимость страхования привлекла внимание даже столь консервативной организации, как католическая церковь, обычно с подо­зрением относившейся к любым экономическим и финансовым новше­ствам. В 1155 г папа римский Александр II учредил в Варезе своего рода городское общество по защите от краж и грабежей, издав эдикт, по которо­му все рыцари, клирики и прочие состоятельные граждане вносили в го­родскую казну по 12 динаров в год (уплачивать которые предписывалось под страхом Божьей кары). Из образованного фонда выплачивалось пол­ное возмещение всем жертвам краж и грабежей, правда при условии, если они укажут место, куда увезено похищенное, либо назовут имя грабителя. История, к сожалению, умалчивает, чем закончилось столь оригинальное начинание, но сама идея выглядит вполне актуальной. В самом деле, чем не взаимное страховое общество при местном органе самоуправления, ку­рируемое высшим должностным лицом?

В 1369 г. дож Венеции издал декрет, закрепивший обычаи междуна­родной морской торговли. В соответствии с декретом венецианского дожа для страхового возмещения использовалась форма так называемого "мор­ского векселя". Купец, отправлявшийся в торговое плавание, брал для приобретения товаров кредит под процент, значительно превосходивший обычный, и в случае гибели корабля освобождался как от возврата основ­ной суммы ссуды, так и уплаты процента по ней. Таким образом, повы­шенный процент становился своеобразной формой страхового взноса, а общая сумма кредита — страховой премией, уплачиваемой как бы аван­сом, до наступления страхового случая, и подлежавшей возврату, если пла­вание завершалось благополучно,

С перенесением в начале XVII столетия центра международной торгов­ли из Средиземноморья в Англию и Голландию морское страхование по­лучило там широкое развитие. Из оригинала одного из сохранившихся до наших времен страховых полисов, датированного 20 января 1660 г., видно, что страхованием в те времена покрывались не только грузы, перевозимые из одного порта в другой, но и сами суда, на которых они следовали. В частности, в указанном полисе несколько лондонских купцов приняли на себя в сумме 900 фунтов стерлингов риск гибели судна и перевозимого им различного товара в количестве 250 т от Лиссабона до Венеции по ставке 0,4% страховой премии. Страхованием в отношении судна покрывался риск с момента прибытия в Лиссабон, во время стоянки в этом порту, по­грузки на него груза, плавания судна до Венеции и стоянки его на якоре в течение 24 часов, а в отношении грузов — до тех пор, пока они не будут вы - гружены на берег в Венеции.

Полис предусматривал различные морские и неморские опасности: нападение пиратов, войны, арсст и конфискацию какими-либо королями, принцами или народами, к какой бы национальности те ни принадлежали, злоумышленные действия капитана и команды, а также все другие потери, убытки и несчастья, которые могли произойти с грузом или судном или их частью. Из страхового полиса также видно, что ответственность страхов­щика ничем не ограничивалась. Страховщиком выступила группа купцов, специально объединившихся для принятия на себя данного риска. Объе­динение было чисто случайным, и каждый из вошедших в него отвечал за себя той суммой, когорую указывал в полисе.

Возможно цитата, приведенная ниже, из закона королевы Елизаветы 1601 года поможет нам лучше понять основу страхования в наши дни: "Страховой полис, с помощью которого... при потере или гибели какого - либо судна не производится уничтожение какого-либо человека, а ущерб достаточно легко перекладывается на многих, вместо тяжелого бремени для нескольких человек, распределяя последствия происшествия скорее на них, чем на тех, кто допустил это происшествие..."

Конечно, это относилось к морскому страхованию, однако и в настоя­щее время это составляет основу для всех форм договора о страховании. Таким образом, современное страхование можно определить как способ, при котором убытки немногих покрываются вкладами многих.

История страхования

Зачем нужен адвокат по уголовным делам

Адвокат по уголовным делам может потребоваться не только в том случае, когда клиент совершил преступление. Обратиться за помощью к хорошему уголовному адвокату рекомендуется всем, кто только лишь приглашен на беседу …

Выбор страховки для выезда за границу: на что стоит обратить внимание

Перед поездкой в другую страну, вам обязательно нужно застраховать свое здоровье и здоровье членов вашей семьи. Обычно отказ от страховки, прикрытый оправданием «я ведь никогда не болею»,

Перестрахование в России

В начальный период возрождения страхового рынка в России моло­дые страховые компании столкнулись с необходимостью обезопасить себя при принятии крупных рисков и прибегнуть к системе перестрахо­вания. Поскольку в то время емкость …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.