История чая и чаи

Чайная комната и искусство чаепития

Японское название чайной церемонии chanoyu в буквальном переводе означает ничто иное как горячая вода для чая. Перевод искусство чаепития более соот­ветствовал бы смыслу происходящего, своеобразному действу - так во всяком случае воспринимает это Ирмтрауд Ша- аршмидт-Рихтер в своем эссе об Окакуре и его «Книге о чае». Исследовательница пи­шет: «Сначала chanoyu воспринимается как совместное чаепитие, однако потом становится ясно, что все происходит в определенных рамках и в строгой последо­вательности. Все движения функциональ­ны; они не кажутся принужденными, неестественными и излишними. Все они направлены на то, чтобы приготовить чай, безупречный по вкусу, и подать его. Воз­никает особый ритм движений рук, этот ритм передается всему телу человека, сидящего на пятках или коленях, так что можно говорить о своеобразном абстракт­ном танце».

Теоретически чаепитие может состояться в любом месте. Но все же японцы предпо­читают специальные чайные комнаты в сочетании с садом. Какуцо Окакура сказал о чайной комнате: «Чайная комната - это место для фантазии, временное пристани­ще религиозных чувств. Она пуста, за исключением самого необходимого, что­бы доставить эстетическое удовольствие. В ней отсутствует симметрия, которую до­полнит фантазия».

Уже в XV в. чайный мастер Йово (Jowo) сформулировал требования, которым должна соответствовать чайная комната. Достаточно площади, которую покрывают четыре с половиной татами. Для хозяев и гостей существуют разные входы. Вход для гостей такой низкий, что войти мож­но, только низко наклонившись. Посере­дине находится очаг, над которым висит чайный котел, прикрепленный к потолку. Все чайные принадлежности расположе­ны рядом с татами хозяина. Ниша в сте­не - токонома - это единственное место для украшения чайной комнаты: здесь может быть рисунок на свитке, плакат с изречением, маленькая скульптура или ваза для цветов.

Чайный сад - это место, где готовятся к чаепитию, он символизирует горный ланд­шафт с невысокими деревьями и кустами, извилистая дорожка, выложенная камня­ми, ведет к источнику, где моют руки и рот, чаще всего это выдолбленный в кам­не маленький бассейн. У входных ворот находится маленькая приемная, здесь со­бираются гости, и им подают чашку легко­го чая. Затем гости проходят в сад - во вторую зону ожидания чаепития. Гости располагаются на скамейке под крышей. Здесь хозяин приветствует своих гостей, причем все происходит молча. Все направ­ляются в чайную комнату и по пути про­исходит церемониал очищения у бассей­на или источника. Гости входят в чайную комнату через низкую раздвижную дверь, и, прежде чем сесть или лечь на татами, они выражают свое почтение нише токо­нома. Затем следует так называемая закус­ка кайсеки (kaiseki), - это тщательно отоб­ранные и приготовленные блюда. Каждый гость получает свой, специально приго­товленный для него поднос или лаковый столик с изысканными яствами. Во время еды возникает непринужденный, легкий разговор, причем обсуждают также каче­ство и ценность посуды, в которой подают еду.

Потом гости снова выходят в сад, чтобы на скамейке подождать, пока хозяин при­готовится к главной церемонии. Хозяин дома, знаток чайной церемонии (иногда это делает хозяйка дома), провет­ривает и приводит в порядок чайную комнату, а также раскладывают чайные принадлежности, как это предписано. Звуки колокола мли гонга зовут гостей. Они проходят через сад, еще раз делают омовение и рассаживаются в чайной комнате.

Над очагом уже кипит вода. По всей чай­ной комнате распространяется благовоние курительных свечей. Пиалы ошпаривают кипятком. Только затем в пиалу кладут не­много чайного порошка и заливают его кипятком. Между тем гостям подают пироги, никто не отказывается. Чайный мастер взбивает бамбуковой кис­точкой чай, пока он не превратится в гус­тую массу. Пиалу подают первому гостю, он или выпивает и возвращает пиалу хозя­ину, или делает только один глоток и пере­дает пиалу следующему гостю. Перед этим место пиалы, где только что пил гость, об­тирают полотенцем. Затем подают еще раз пироги и легкий чай, об этом заботится по­мощник чайного мастера. Гости беседуют друг с другом, при этом хозяин показывает свои чайные приспособления и приборы, среди них встречаются редкие экземпляры с интересными надписями.

Чайная комната и искусство чаепития

Для японской культуры чаепития характерны декоративная керамика: пиала

И цветок лотоса.

После чаепития хозяин провожает своих гостей в сад, где они прощаются. Такое чаепитие может длиться четыре часа и дольше. «Это время, отнятое у будней, когда гость может освободиться от всего, что его удручает. Строгая закономер­ность, если она осуществляется без при­нуждения, является основой прекрасно­го и гармоничного свободного движе­ния, которое объединяет пространство и предметы. Так возникает нечто, что бук­вально можно назвать произведением искусства» (Окакура). Чаепитие - тема живописи и поэзии, в Японии есть мно­го тому примеров. Известно стихотворе­ние Keizcin no Bun поэта Кейзана (Keizan), в котором говорится: «Некто спросил меня: «Ты выучил правила чае­пития?» Я ответил ему: «Еще нет. Но я знаю, его вкус горек, но в горечи заклю­чена сладость. Чайные принадлежности просты, но в их простоте красота. Чай­ная комната скромна, но в ней покой. Сад маленький и ухоженный. Друзья об­щаются задушевно и почтительно, они собираются часто, но траты невелики. Здесь наслаждаются, но без роскоши. Это самое главное, и кто со мной не согласен, с тем я не хочу иметь дела»». Наши дети посещают школу танцев, а их японские сверстники чайную школу, чтобы овладеть всеми тонкостями чай­ной церемонии, при достигнутом успехе им выдают диплом.

Чайная комната и искусство чаепития

История чая и чаи

Чай по-мадридски с ананасом

Ананас - основная приправа в нашем ре­цепте - является одним из важнейших тропических фруктов. Ежегодно снимают 8 млн тонн. Христофор Колумб первым увидел ананас, испанцы и португальцы привезли его в …

Королевский чайный пунш

Этот королевский холодный чайный пунш с фруктовыми соками, совершенно без алкоголя, подходит для летнего детского праздника. По желанию можно добавить сахар. Кубики льда не кладут в стакан, они служат для …

Нидерланды — первая европейская страна чая

Торговля с Юго-Восточной Азией стано­вилась для европейских стран все более привлекательной, с тех пор как португаль­цы основали там на побережье свои опор­ные пункты. Прежде всего голландцы старались извлечь выгоду. В …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел. +38 05235 7 41 13 Завод
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 067 561 22 71 — гл. менеджер (продажи всего оборудования)
+38 067 2650755 - продажа всего оборудования
+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи всего оборудования
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Скайп: msd-alexandriya

Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Представительство МСД в Киеве: 044 228 67 86
Дистрибьютор в Турции
и странам Закавказья
линий по производству ПСВ,
термоблоков и легких бетонов
ооо "Компания Интер Кор" Тбилиси
+995 32 230 87 83
Теймураз Микадзе
+90 536 322 1424 Турция
info@intercor.co
+995(570) 10 87 83

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.