ИНЖИНИРИНГ ЗЛЕКТРОПРИВОДОВ

Жизненный цикл промышленной продукции

Жизненный цикл промышленной продукции независимо от ее типа и на­значения вписывается в довольно четкую последовательность стадий и эта­пов, приведенную в табл. 2.2. На каждом из указанных в таблице этапов на промышленную продукцию относят затраты на необходимые ресурсы.

Таблица 2.2

Стадии жизненного цикла

Этапы жизненного цикла (подразделения, обеспечивающие их выполнение)

Исследование и про­ектирование продук­ции

1. Исследование и отработка замысла (научно-исследо - вательские подразделения и подразделения перспектив­ного планирования)

2. Разработка проектной и рабочей конструкторской до­кументации опытного образца (конструкторские подраз­деления)

3. Изготовление и испытание опытного образца (опыт­ное и экспериментальное производство, испытательные подразделения, конструкторские подразделения)

4. Разработка рабочей конструкторской документации для изготовления продукции (проектно-конструкторские под­разделения)

5. Изучение опыта потребления или эксплуатации (науч­но-исследовательские и конструкторские подразделения)

Изготовление продук­ции

1. Технологическая подготовка производства (специали­зированные производства, технологические и конструк­торские подразделения)

2. Изготовление установочной и головной контрольной серии (основное, обеспечивающее и обслуживающее производства)

3. Установившееся производство (основное, обеспечива­ющее и обслуживающее производства)

4. Подготовка продукции к транспортированию и хране­нию

Обращение продукции

1. Сбыт (сбытовые организации и подразделения)

2. Хранение (базы и склады)

3. Транспортирование (транспортные и сбытовые подраз­деления)

Потребление или экс­плуатация и утилиза­ция продукции

1. Целевое использование, потребление (центры техни­ческого обслуживания, подразделения эксплуатации)

2. Обслуживание и профилактический ремонт (центры технического обслуживания, подразделения эксплуата­ции)

3. Ремонт, восстановление (ремонтные предприятия и подразделения)

На первой стадии исследования и проектирования продукции предопреде­ляется 60...80% ее себестоимости, хотя сами затраты при этом составляют чаще всего меньше одной десятой процента общих затрат, т. е. здесь наблюда­ется наибольшее несоответствие между уровнем собственных затрат и тем вли­янием, которое оказывает данная стадия на суммарные затраты последующих стадий жизненного цикла продукции.

На стадиях изготовления и обращения продукции уровень затрат зависит от прогрессивности и сложности разрабатываемых технологических процес­сов, а также от масштабов, стабильности и серийности выпуска спроектиро­ванной продукции. С точки зрения влияния на затраты за весь жизненный цикл продукции этап технологического освоения ее производства занимает одно из ведущих мест. Например, в индивидуальном крупном машиностроительном производстве расходы на техническую подготовку и освоение в 2—4 раза пре­вышают себестоимость изготовления продукции.

В структуре отчетных калькуляций себестоимости установившегося произ­водства продукции, выпускаемой предприятиями электротехнической про­мышленности (например, объединением УРАЛЭЛЕКТРОТЯЖМАШ), наи­больший удельный вес имеют затраты на сырье, покупные изделия и полу­фабрикаты (60...80 %), а затраты на топливо и энергию (в том числе и электроэнергию) составляют примерно 2 %.

Следовательно, для электротехнической промышленности освоение новой продукции всегда связано с значительными экономическими трудностями для предприятия, даже при том условии, что прямые расходы по освоению про­дукции оплачиваются за счет специальных источников финансирования.

Заключительная стадия потребления или эксплуатации и утилизации про­дукции имеет наибольшую длительность из всех стадий жизненного цикла. Именно на этой стадии изделие начинает давать экономический эффект в результате целевого его использования потребителем. Но следует помнить, что как только происходит износ изделия и появляются неисправности, оно снова становится потребителем ресурсов. Когда затраты, связанные с эксплу­атацией изделия, превышают полезную отдачу, наступает момент его утили­зации.

Такое представление жизненного цикла полностью соответствует приня­тому в России стандарту ИСО 9001 — 96, который представляет собой аутен­тичный текст международного стандарта ИСО 9001 — 94 «Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании». Стандарт ИСО 9002 — 96 уточняет модели обеспе­чения качества.

Затраты на стадии потребления или эксплуатации и утилизации продук­ции зависят от расходования ресурсов, потребляемых при эксплуатации и обслуживании техники, поддержания ее в рабочем состоянии и эффективно­сти системы ремонтов, проводимых за время эксплуатации, а также от ремон­топригодности, ремонтной и эксплуатационной технологий самого изделия. По статьям расходов на заключительной стадии жизненного цикла продукции все ресурсы в процентном отношении к итогу распределяются приблизитель­но следующим образом: амортизация — 27,4 %; эксплуатация и ремонт — 47,2 %; внутризаводские перемещения — 7,0%; износ малоценных и быстроизнаши­вающихся инструментов и приспособлений — 10,1 %; прочие расходы — 8,3 %.

Из этого распределения видно, что на самой длительной стадии жизнен­ного цикла продукции наибольшие затраты связаны с эксплуатацией и обслу­живанием оборудования. Применительно к видам наиболее массовой продук­ции машиностроения примерно 70 % всех затрат за ее жизненный цикл при­ходится на эксплуатацию.

Среди всех видов ресурсов особое место занимают энергетические. При этом потребление электроэнергии растет более быстрыми темпами, чем сум­марное потребление всех других топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), что наблюдается чуть ли не с самого начала использования электроэнергии в промышленных масштабах. Причем темпы роста потребления электроэнер­гии должны и в дальнейшем опережать рост общего энергопотребления. Это обусловлено рядом технических причин, основные из которых заключаются в следующем: электроэнергию можно вырабатывать на базе самых различных ТЭР; широкие возможности регулирования электроэнергии обеспечивают эффективность ее использования; использование электроэнергии практиче­ски не причиняет ущерба окружающей среде.

Из результатов анализа структуры потребления электроэнергии по отрас­лям промышленности установлено, что основная доля приходится на элект­роприводы (например, в химической промышленности — 68 %, черной ме­таллургии — 64,5%, машиностроении и металлообработке — 50,4%). Среди машиностроительных предприятий наибольшее потребление электроэнергии характерно для автомобиле - и приборостроения (соответственно 54,8 % и 52,8%).

Высокое электропотребление, значительные потери электроэнергии в про­мышленности и неудовлетворительный характер энергоснабжения вызвали необходимость принятия федерального закона об энергосбережении.

ИНЖИНИРИНГ ЗЛЕКТРОПРИВОДОВ

Технико-экономическое обоснование проектных решений

С самого начала постановки и разработки методологии проектирования в учебном процессе раздел технико-экономического обоснования (ТЭО) яв­лялся непременной составной частью дипломного проектирования. В первом курсе по электрической передаче и распределению механичес­кой …

Информационные сети и их компоненты

Информационные сети служат для передачи данных на всех уровнях авто­матизации производства, включая сети полевого и заводского уровней, ком­плекс сетевых компонентов, программные и аппаратные средства для постро­ения, конфигурации и эксплуатации. Некоторые …

Схемы электрические подключения. Таблицы подключения

Схема подключения показывает внешние подключения изделия. На этой схеме должны быть изображены изделие, его входные и выходные элементы (разъемы, зажимы и т. п.) и подводимые к ним концы проводов и …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.