ИНЖИНИРИНГ ЗЛЕКТРОПРИВОДОВ

Жизненный цикл промышленной продукции

Жизненный цикл промышленной продукции независимо от ее типа и на­значения вписывается в довольно четкую последовательность стадий и эта­пов, приведенную в табл. 2.2. На каждом из указанных в таблице этапов на промышленную продукцию относят затраты на необходимые ресурсы.

Таблица 2.2

Стадии жизненного цикла

Этапы жизненного цикла (подразделения, обеспечивающие их выполнение)

Исследование и про­ектирование продук­ции

1. Исследование и отработка замысла (научно-исследо - вательские подразделения и подразделения перспектив­ного планирования)

2. Разработка проектной и рабочей конструкторской до­кументации опытного образца (конструкторские подраз­деления)

3. Изготовление и испытание опытного образца (опыт­ное и экспериментальное производство, испытательные подразделения, конструкторские подразделения)

4. Разработка рабочей конструкторской документации для изготовления продукции (проектно-конструкторские под­разделения)

5. Изучение опыта потребления или эксплуатации (науч­но-исследовательские и конструкторские подразделения)

Изготовление продук­ции

1. Технологическая подготовка производства (специали­зированные производства, технологические и конструк­торские подразделения)

2. Изготовление установочной и головной контрольной серии (основное, обеспечивающее и обслуживающее производства)

3. Установившееся производство (основное, обеспечива­ющее и обслуживающее производства)

4. Подготовка продукции к транспортированию и хране­нию

Обращение продукции

1. Сбыт (сбытовые организации и подразделения)

2. Хранение (базы и склады)

3. Транспортирование (транспортные и сбытовые подраз­деления)

Потребление или экс­плуатация и утилиза­ция продукции

1. Целевое использование, потребление (центры техни­ческого обслуживания, подразделения эксплуатации)

2. Обслуживание и профилактический ремонт (центры технического обслуживания, подразделения эксплуата­ции)

3. Ремонт, восстановление (ремонтные предприятия и подразделения)

На первой стадии исследования и проектирования продукции предопреде­ляется 60...80% ее себестоимости, хотя сами затраты при этом составляют чаще всего меньше одной десятой процента общих затрат, т. е. здесь наблюда­ется наибольшее несоответствие между уровнем собственных затрат и тем вли­янием, которое оказывает данная стадия на суммарные затраты последующих стадий жизненного цикла продукции.

На стадиях изготовления и обращения продукции уровень затрат зависит от прогрессивности и сложности разрабатываемых технологических процес­сов, а также от масштабов, стабильности и серийности выпуска спроектиро­ванной продукции. С точки зрения влияния на затраты за весь жизненный цикл продукции этап технологического освоения ее производства занимает одно из ведущих мест. Например, в индивидуальном крупном машиностроительном производстве расходы на техническую подготовку и освоение в 2—4 раза пре­вышают себестоимость изготовления продукции.

В структуре отчетных калькуляций себестоимости установившегося произ­водства продукции, выпускаемой предприятиями электротехнической про­мышленности (например, объединением УРАЛЭЛЕКТРОТЯЖМАШ), наи­больший удельный вес имеют затраты на сырье, покупные изделия и полу­фабрикаты (60...80 %), а затраты на топливо и энергию (в том числе и электроэнергию) составляют примерно 2 %.

Следовательно, для электротехнической промышленности освоение новой продукции всегда связано с значительными экономическими трудностями для предприятия, даже при том условии, что прямые расходы по освоению про­дукции оплачиваются за счет специальных источников финансирования.

Заключительная стадия потребления или эксплуатации и утилизации про­дукции имеет наибольшую длительность из всех стадий жизненного цикла. Именно на этой стадии изделие начинает давать экономический эффект в результате целевого его использования потребителем. Но следует помнить, что как только происходит износ изделия и появляются неисправности, оно снова становится потребителем ресурсов. Когда затраты, связанные с эксплу­атацией изделия, превышают полезную отдачу, наступает момент его утили­зации.

Такое представление жизненного цикла полностью соответствует приня­тому в России стандарту ИСО 9001 — 96, который представляет собой аутен­тичный текст международного стандарта ИСО 9001 — 94 «Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании». Стандарт ИСО 9002 — 96 уточняет модели обеспе­чения качества.

Затраты на стадии потребления или эксплуатации и утилизации продук­ции зависят от расходования ресурсов, потребляемых при эксплуатации и обслуживании техники, поддержания ее в рабочем состоянии и эффективно­сти системы ремонтов, проводимых за время эксплуатации, а также от ремон­топригодности, ремонтной и эксплуатационной технологий самого изделия. По статьям расходов на заключительной стадии жизненного цикла продукции все ресурсы в процентном отношении к итогу распределяются приблизитель­но следующим образом: амортизация — 27,4 %; эксплуатация и ремонт — 47,2 %; внутризаводские перемещения — 7,0%; износ малоценных и быстроизнаши­вающихся инструментов и приспособлений — 10,1 %; прочие расходы — 8,3 %.

Из этого распределения видно, что на самой длительной стадии жизнен­ного цикла продукции наибольшие затраты связаны с эксплуатацией и обслу­живанием оборудования. Применительно к видам наиболее массовой продук­ции машиностроения примерно 70 % всех затрат за ее жизненный цикл при­ходится на эксплуатацию.

Среди всех видов ресурсов особое место занимают энергетические. При этом потребление электроэнергии растет более быстрыми темпами, чем сум­марное потребление всех других топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), что наблюдается чуть ли не с самого начала использования электроэнергии в промышленных масштабах. Причем темпы роста потребления электроэнер­гии должны и в дальнейшем опережать рост общего энергопотребления. Это обусловлено рядом технических причин, основные из которых заключаются в следующем: электроэнергию можно вырабатывать на базе самых различных ТЭР; широкие возможности регулирования электроэнергии обеспечивают эффективность ее использования; использование электроэнергии практиче­ски не причиняет ущерба окружающей среде.

Из результатов анализа структуры потребления электроэнергии по отрас­лям промышленности установлено, что основная доля приходится на элект­роприводы (например, в химической промышленности — 68 %, черной ме­таллургии — 64,5%, машиностроении и металлообработке — 50,4%). Среди машиностроительных предприятий наибольшее потребление электроэнергии характерно для автомобиле - и приборостроения (соответственно 54,8 % и 52,8%).

Высокое электропотребление, значительные потери электроэнергии в про­мышленности и неудовлетворительный характер энергоснабжения вызвали необходимость принятия федерального закона об энергосбережении.

ИНЖИНИРИНГ ЗЛЕКТРОПРИВОДОВ

Крановые двигатели. Общая характеристика

Характерной особенностью электромоторов МТН является фазный ротор. Это значит, что управляющее напряжение подается на ротор двигателя. Скорость и пусковой момент регулируется резисторами пусковой регулировки в цепи ротора.

Технико-экономическое обоснование проектных решений

С самого начала постановки и разработки методологии проектирования в учебном процессе раздел технико-экономического обоснования (ТЭО) яв­лялся непременной составной частью дипломного проектирования. В первом курсе по электрической передаче и распределению механичес­кой …

Информационные сети и их компоненты

Информационные сети служат для передачи данных на всех уровнях авто­матизации производства, включая сети полевого и заводского уровней, ком­плекс сетевых компонентов, программные и аппаратные средства для постро­ения, конфигурации и эксплуатации. Некоторые …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.