Финансы, деньги, кредит и банки

СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ, ИХ РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ

На современной стадии развития общества и мирового хозяйства, когда товарно-денежные отношения носят всеохватывающий характер, основные экономические категории, имеющие денежную оценку, при­обрели всеобщий характер. В современной экономической науке и на практике использование этих категорий является обязательным с точки зрения осознания глубинных процессов в политике и экономике а также для использования их в управлении на макро - и микроуровне. Считает­ся общепризнанным, что все экономические отношения в обществе опос­редованы стоимостными экономическими категориями. Финансы явля­ются одной из таких категорий товарно-денежного хозяйства наряду с деньгами, кредитом, товаром, прибылью и др. На уровне восприятия денежные отношения и финансовые отношения, так же как деньги и финансы, трудноразличимы. Однако, в отличие от денег, финансы все­гда неосязаемы, а финансовые отношения в своей основе могут носить не только денежный, но и товарный характер, выраженный в стоимост­ной оценке. Такое внешнее проявление финансовых отношений приве­ло к различным толкованиям понятия и сущности финансов.

Не вносит определенности и слово «финансы», которое произошло от латинского слова flnancia, что означает «денежный платеж». Кроме того, следует учитывать, что само слово претерпело коренные измене­ния в зависимости от степени развития товарно-денежных отношений от fine (документ, подтверждающий взносы или уплату на ранних ста­диях развития товарного хозяйства), finis (окончание, финиш), fiscus (кор­зина, казна), finance (денежный платеж), public finance (совокупность публичных доходов и расходов). Как видно из определений, слово «фи­нансы» близко к слову «деньги», но не аналогично ему.

Нерешенность вопросов определения понятия, сущности и функций финансов на политическом и общеэкономическом уровнях, их противо­речивое толкование явились причиной искажения практических процес­сов в области финансовой политики государства на макро - и микроуров­нях. В экономических кругах практически все денежные отношения и расчеты (на предприятиях и в организациях всех форм собственности, в инвестиционных институтах, банковской сфере, домашнем хозяйстве и др.), имеющие стоимостное выражение, стали причислять к финансовым.

Финансы в широком смысле слова представляют собой систе­му экономических денежных отношений по поводу формирования и использования денежных фондов и средств государства в соот­ветствии с присущими им функциями.

В отечественной теории финансов существует множество сокращен­ных и расширенных определений финансов. Зарубежные теории также исследуют финансы с разных точек зрения, не приходя к единому тол­кованию понятия и их сущности. Попытки сформулировать понятие и сущность финансов предпринимали такие классики экономической на­уки, как Г. Юсти, А. Смит, Д. Рикардо, Ж. Б. Сэй, К. Г. Pay, В. Петти, К. Т. Эеберг, Дж. М. Кейнс, Р. Кан, П. Самуэльсон, Ф. Тэйлор, А. Хан­сен, Дж. Р. Хикс и др.; российские ученые: В. Н. Татищев, Ф. С. Салты­ков, М. Д. Чулков, В. И. Даль, A. JI. Поленов, С. Е. Десницкий, В. Г. Чантладзе, Г. М. Точильников, А. Анисимов, А. И. Буковецкий, Н. Н. Любимов, В. П. Дьяченко, А. М. Александров, А. М. Бир­ман, Э. А. Вознесенский, А. Г. Зверев и др.; современные ученые - экономисты Б. М. Сабанти, А. Ю. Казак, М. В. Романовский, JL А. Дробозина, JL П. Павлова, В. К. Сенчагов, Н. Г. Сычев, М. К. Шер - менев и др.

Финансы являются исторической экономической категорией, отра­жающей отношения товарно-денежного хозяйства, которая прошла дол­гий путь развития и трансформации. Каждая эпоха внесла определен­ные коррективы в использование категории финансов в экономике государств, дополнения и изменения в систему управления ими. Исто­рический характер финансов как экономической категории свидетель­ствует и о том, что ее основные сущностные характеристики не изменя­ются и не должны изменяться с развитием мирового хозяйства. Терминологическая же путаница в отечественной и зарубежной эконо­мической литературе не должна стать тормозом в обособлении финан­сов как экономической категории в составе общей системы денежных отношений.

Для определения сущности финансов прежде всего необходимо вы­делить отличительные признаки финансов по сравнению с деньгами как экономической категорией, выражающей определенные экономические отношения.

В обществе все экономические отношения условно подразделяются на денежные и натуральные, имеющие стоимостную оценку и не имею­щие ее. Совокупность денежных отношений представляет собой опре­деленную систему отношений, каждое из звеньев которой имеет свое назначение. В целом все звенья системы взаимообусловлены и взаимоза­висимы и учитывают стратегические и тактические тенденции развития.

Одна часть денежных отношений обслуживает воспроизводствен­ный процесс, то есть является объективно необходимой для воспроиз­водственного процесса. Это такие отношения, как рынок товаров, работ и услуг, рынок капиталов, рынок кредитов, рынок денег, которые приво­дят к приросту имеющихся ресурсов в обществе, прибыли в предпри­нимательских структурах, имущества в собственности граждан, пред­приятий и т. д. в соответствии с экономическими законами и разделением труда и капитала. Другая часть денежных отношений возникает и функ­ционирует вне воспроизводственного процесса и связана с перераспре­делением денежных ресурсов и других средств, имеющих стоимостную оценку, в силу наличия государства как органа управления экономикой и выполнения им своих функций. Именно эти отношения, формирую­щие денежные фонды и средства, необходимые для выполнения функ­ций общегосударственного органа управления, в экономической лите­ратуре и обозначаются как финансы. К финансам относят и отношения по их распределению и использованию денежных фондов и средств, связанных с функционированием общегосударственного управления.

Следует иметь в виду, что денежные фонды и средства различают­ся между собой в зависимости от целевого признака. Первые (фонды) — имеют строго целевой порядок формирования и использования средств, вторые (средства) - не имеют заранее закрепленной системы формиро­вания и целей использования. Действующая практика натурализации расчетов не должна быть абсолютизирована и отделена от денежных отношений, так как все они основаны на пересчете в стоимостное выра­жение. Она свидетельствует о неразвитости товарно-денежных отноше­ний в обществе, слабой способности общегосударственного органа выполнить свои функции, о внешних условиях хозяйствования и поли­тических мотивах.

Финансы выражают систему экономических денежных и нату­ральных отношений, имеющих стоимостную оценку, между различ­ными субъектами хозяйствования.

В отечественной экономической литературе различают денежные отношения, связанные с процессом воспроизводства совокупного об­щественного продукта, и денежные отношения, связанные с существо­ванием органов государственного управления.

Вне зависимости от наличия государства воспроизводственный про­цесс невозможно осуществить без регулярных возмещений стоимости израсходованных ресурсов и средств производства (С), без расчетов по оплате труда за израсходованные трудовые ресурсы (V) и без получения прибыли (М). Таким образом, первичное распределение стоимости со­вокупного общественного продукта общества всегда осуществляется без участия государства, на основе и в соответствии с действием объектив­ных экономических законов общественного развития. Экономические категории, используемые в этом процессе, - деньги, цена, заработная плата, прибыль, доход и другие.

І Финансы как экономическая категория с точки зрения методо - лоґиїгябляются категорией надстройки и не участвуют в процессе пер­вичного распределения совокупного общественного продукта. Кроме того, использование финансовых отношений в управлении экономикой зависит от совокупности и полноты выполняемых органом государствен­ной власти своих функций.

Необходимость в государственном управлении и регулировании пе­рераспределения денежных средств появляется на вполне определен­ной стадии развития общества и в дальнейшем совершенствуется. Од­нако не следует делать общих выводов на основе практики организации различных систем общественного производства (идеального рыночно­го хозяйствования или жесткого централизованного управления эконо­микой). При идеальном рынке роль государства очень незначительна и все процессы происходят на принципах рыночного хозяйства - в дей­ствительности таких государственных устройств еще не существовало. При жестком централизованном управлении («командно-административ­ные системы» или унитарные государства) роль государства преувели­чена и оно вправе вмешиваться в процессы распределения и перерас­пределения совокупного общественного продукта. Поэтому в реальных условиях хозяйствования государство через публичные финансы управ­ляет процессами перераспределения этого продукта, а через систему государственного финансового регулирования организует процесс вос­производства в хозяйствующих су&ьектах.

Публичные финансы как экономическая категория оперируют таки­ми категориями, как бюджет, валовой внутренний продукт, совокупный общественный продукт, национальный доход, государственный долг, налоги и т. п., а в хозяйствующих субъектах - это цена, прибыль, норма­тивы отчислений, издержки, доход, налоги и др.

В зарубежной литературе вся совокупность денежных отношений, связанных с воспроизводственными процессами, относится к состав­ным частям менеджмента, и одной из них является финансовый менед­жмент. Финансы же трактуются как публичные (государственные) фи­нансы, то есть денежные отношения, необходимые только для функционирования общегосударственного органа управления. Поэтому заранее проведена грань между стоимостными и денежными отноше­ниями внутри хозяйствующих су&ьектов и финансами. Причем следует иметь в виду, что в практической деятельности каждое самостоятельно развивающееся государство принимает различные варианты организа­ции финансов (кейнсианские, монетаристские, рыночные и другие эко­номические модели, в том числе экономико-математические).

В настоящее время экономика России развивается в сложных усло­виях неразвитости отечественной науки и значительного влияния зару­бежных теоретических разработок и выкладок. Особенность России состоит в существенной доле государственной собственности, в исклю­чении из денежного оборота земли, богатств недр, в низкой заработной плате работников, неразвитости банковской сферы и рынка ценных бу­маг, слабости государственной власти и законодательной базы хозяй­ствования хозяйствующих субъектов и т. п., что не да, ет возможности переноса зарубежных моделей организации общественного производ­ства и денежных, в том числе финансовых, отношений. Реальность и стратегия развития требуют разработки собственного механизма орга­низации экономики, управления и финансов в рамках функционирова­ния общегосударственного органа управления.

Финансовыми отношениями можно считать денежные отноше­ния, обусловленные фактом существования общегосударственного органа управления экономикой и необходимостью выполнения им своих функций.

Экономической наукой доказана объективность действия экономи­ческих законов развития общества и поступательное движение разви­тия экономики. В практической деятельности общегосударственного органа управления направленность действия экономических законов должна играть решающую роль и приближаться к полному учету требо­ваний в принятых законодательных актах. Объективность организации финансовых отношений зависит от многих факторов функционирова­ния самого общегосударственного органа и звеньев его управления. Организация финансов, как системы отношений, предусматривает обя­зательность использования всеми хозяйствующими субъектами и госу­дарством установленных требований, зафиксированных в законодатель­ных актах и нормативных документах, с соответствующими правами, обязательствами и ответственностью.

Финансовые отношения имеют императивную (волевую) фор­му организации и государственно-властную (законодательно зак­репленную) форму проявления для всех хозяйствующих субъектов.

Как известно, финансы являются классической экономической ка­тегорией наряду с такими, как товар, деньги, капитал и др. Все они име­ют двойственный характер и выражают определенные экономические отношения и одновременно имеют материально-вещественную сторо­ну. Отсюда возникает необходимость условного разграничения взаимо­связанных понятий финансов и финансовых отношений. Последние выражают сущность финансов, в то время как сами финансы олицетво­ряют собой не только отношения, но и денежные фонды и средства как продукт этих отношений. С помощью финансов общегосударственный орган управления изымает в свое распоряжение и образует свои доходы из части совокупного общественного продукта в форме формирования централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств. Финансы являются важнейшим звеном экономики любого государства, оказывая существенное влияние на воспроизводственные процессы, организуя процессы формирования фондов и средств и процессы их распределения. В результате в обществе формируются разнообразные денежные фонды и суммы средств - централизованные (бюджеты), де­централизованные (в хозяйствующих субъектах в соответствии с нор­мами законодательства), резервные (централизованные и децентрали­зованные) и денежные средства, используемые на разнообразные, но заранее не определенные цели.

Конкретные направления использования указанных денежных фон­дов и сумм средств в порядке перераспределения устанавливаются об­щегосударственным органом управления. В процессе управления эко­номикой для обеспечения функционирования самого государства, для создания рациональной структуры и развития воспроизводственных процессов в зависимости от принятой экономической политики и стра­тегии развития. В настоящее время в промышленно-развитых странах доля средств, перераспределяемых через централизованные денежные фонды, колеблется от 30 до 50 процентов.

Финансы как система экономических денежных отношений фор­мируют и опосредуют формирование и использование централизо­ванных и децентрализованных денежных фондов и сумм средств, используемых на выполнение государством своих функций во всех областях деятельности.

Финансовые отношения представляют собой обособленную часть экономических денежных отношений. Специфика финансов как эконо­мической категории проявляется в их функциональном назначении, т. е. экономическом предназначении. И в этих функциях проявляется то об­щее и те особенности, что связывают и отличают категорию «финансы» с более общей категорией «деньги».

Экономическое предназначение финансов проявляется в трех функциях:

* формирования денежных фондов (доходов) и средств, ■ использования денежных фондов (доходов) и средств,

* контрольной функции.

Под содержанием первой функции финансов понимается способ­ность через финансовые отношения сформировать централизованные (государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды и другие доходы государства) и децентрализованные (хозяйствующих субъектов) денежные фонды и суммы средств, полученные в процессе перераспределения совокупного общественного продукта. Кроме того, через систему государственного регулирования финансы могут способ­ствовать формированию этих фондов (доходов) и средств в процессе первичного распределения совокупного общественного продукта. В пер­вом варианте проявление функции возникает в процессе отношений хозяйствующих су&ьектов с государством по налоговым платежам, от­числениям в бюджетные и внебюджетные фонды и т. п., во втором слу­чае — в процессе применения на практике норм и нормативов, правил ведения бухгалтерского и налогового учета и др.

Во второй функции через организацию финансов общегосударствен­ный орган управления обязан производить дальнейшее перераспреде­ление средств денежных фондов для рационального выполнения госу­дарством его функций в части решения общегосударственных задач в оперативной и стратегической деятельности. Так, например, в числе основных можно назвать расходы на содержание бюджетной сферы, обслуживание государственного долга, финансирование структурной перестройки и реструктуризации экономики, инвестирование средств на финансовый рынок и др.

Контрольная функция присуща многим экономическим категориям и имеет специфические особенности относительно категории финан­сов. Она реализуется в сочетании с первой или со второй функцией. По сути, контрольная функция присуща управлению, в том числе государ­ственному. Так как финансы являются категорией, тесно связанной с функционированием государства, то и ей свойственна эта функция. Кон­кретное проявление содержания контрольной функции осуществляется в ходе деятельности финансовых, налоговых, таможенных и других го­сударственных органов, реализующих на практике финансовую поли­тику государства.

Отсутствие единой точки зрения на общие вопросы теории финан­сов отрицательно сказывается на практической деятельности общего­сударственного органа управления экономикой и хозяйствующих субъек­тов. Нельзя игнорировать также исходные положения теории в подходе к функциям финансов и их роли в системе денежных отношений. Со­держание функции экономической категории должно быть свойственно только этой категории и проявляется оно в экономическом предназначе­нии. Роль экономической категории характеризует конкретные резуль­таты ее использования в реальной экономической и хозяйственной дея­тельности государства и хозяйствующих субъектов.

Финансы как система экономических отношений занимают одно из важнейших обособленных мест в системе денежных отношений или, по определению некоторых авторов, в «денежном хозяйстве» страны. Экономическая политика в современной России впервые за всю исто­рию существования последней зависит от состояния денежной системы страны и мирового валютного рынка. Классические функции денег в настоящее время выполняются либо слабо, либо вообще не выполняют­ся. В экономической среде уже не говорится о выполнении деньгами функций накопления, мировых денег, средства платежа, меры стоимос­ти и т. д. В отдельных экономических трудах отечественных ученых все денежные отношения сводятся к финансовым, а финансовые отноше­ния считаются синонимом денежных отношений (финансы представля­ют собой денежное хозяйство страны). Все это связано как с отсутстви­ем четкой экономической и финансовой политики в развитии государства, так и с немалым влиянием зарубежной науки и практики на организацию воспроизводственного процесса с учетом современно­го рынка труда и капиталов, сдвигов в международном разделении сфер государственного влияния.

Опыт развития экономики России последних лет показывает, что за основу организации невозможно принимать идеалистические мо­дели управления, а тем более переносить ранее применяемые на бу­дущее развитие. Экономика любого государства специфична и не может быть рассчитана по факторным моделям. Если за основу орга­низации принимается одна модель развития, то необходимо учиты­вать множество факторов, не свойственных ей. Так, принимая моне­таристскую модель регулирования экономики и денежной системы со стороны общегосударственного органа управления, необходимо особое внимание уделять таким экономическим категориям, как фи­нансы, финансовый рынок, кредит, капитал, цена, прибыль, заработ­ная плата. Однако следует не забывать при этом, что в основе их раз­вития находится воспроизводственный процесс с его экономическими законами и механизмом выполнения. Существенное влияние на ис­пользование моделей оказывают и внешние факторы, связанные с неидеальностью функционирования международных экономических рынков.

Денежные отношения (деньги), являясь важнейшей категорией то­варного хозяйства, сегодня становятся в России наиболее значимой и существенной категорией всей экономической системы управления го­сударством по сравнению с такими, как товар, цена, финансы, кредит, прибыль, доход, предпринимательский доход и заработная плата и др. Именно этой экономической категории свойственно функционировать как системе отношений. Каждая из экономических категорий отражает определенную сторону воспроизводственного процесса и оказывает влияние на выполнение функционального предназначения более общей категории. Причем следует учитывать и сильное взаимное влияние категорий между собой. Так, например, невозможно объяснить (или пре­дусмотреть) финансовые кризисы только назначением финансов, валют­ные кризисы — законами денежного обращения, банковские кризисы — правилами кредитования, государственный долг - политическими ре­шениями и т. п.

Роль финансов в системе денежных отношений, как и некоторых других категорий заключается в полноте выполнения ими своих функ­ций по формированию и использованию централизованных (государ­ственный бюджет и государственные внебюджетные фонды) и децент­рализованных (хозяйствующих субъектов) денежных фондов и сумм денежных средств, а также в возможности осуществления контроля за их рациональностью функционирования в рамках единой системы. К сожалению, в современной России роль финансов во многом зависит от неразработанности законодательства, отсутствия единой и долговремен­ной системы управления и регулирования со стороны общегосударствен­ного органа, организационной разрозненности надзирающих и контро­лирующих органов и от других факторов.

Итак, финансы - это система экономических денежных отноше­ний, имеющая императивную форму образования по поводу пере­распределения совокупного общественного продукта (главным образом, национального дохода), выражающая процессы формиро­вания и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств с целью выполнения государством сво­их функций и принимающая законодательно закрепленный харак­тер использования.

Финансы, деньги, кредит и банки

Бинарные опционы

Многие интересующиеся биржевой торговлей хоть раз слышали о бинарных опционах(смотрите например здесь: finmaxbo.com), которые давно и с успехом используются в качестве валютных спекуляциях для получения прибыли. Это, пожалуй, самый рискованный …

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ

К одной из основных подсистем финансовой системы Российской Федерации в соответствии с экономической сущностью и функциями финансов относятся финансы предпринимательских структур - хозяй­ствующих субъектов. Основным же звеном этой подсистемы являются …

ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС

В современной экономике межгосударственные экономические от­ношения осуществляются по двум основным направлениям - междуна­родной торговли и финансов. В любой стране с открытой экономикой ведется учет внешнеэкономических сделок, имевших место в течение …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.