Финансы, деньги, кредит и банки

ССУДНЫЙ ПРОЦЕНТ

Деньги в качестве кредитных ресурсов представляют собой пред­мет купли-продажи, имеющий свою пену - ссудный процент. Процент выступает в виде определенной суммы денег, получаемой кредитором от заемщика за «товар» - в данном случае за пользование временно ссуженными деньгами.

Ссудный процент-объективная экономическая категория, пред­ставляющая собой своеобразную цену ссуженной во временное пользование стоимости (ссудного капитала).

Существуют различные формы ссудного процента, их классифика­ция определяется рядом признаков (рис. 39).

ССУДНЫЙ ПРОЦЕНТ

Рис. 39. Формы ссудного процента

Для кредитора цель сделки состоит в получении прибыли на предо­ставленный предпринимателю кредит, предприниматель привлекает средства также с целью увеличения прибыли. В то же время прибыль предпринимателя, полученная от привлеченного в оборот кредита, яв­ляется источником уплаты ссудного процента. Таким образом, часть прибыли предпринимателя (заемщика) является прибылью (в виде ссуд­ного процента), полученной собственником средств (кредитором).

С точки зрения кредитора, абсолютная величина процента, не соот­несенная с суммой ссуды, ни о чем не говорит. Поэтому в практических целях, для выяснения эффективности кредитных сделок, определения приемлемости той или иной цены кредита используется относительный показатель такой цены - норма (ставка) процента. Это характерное для некоторого фиксированного отрезка времени отношение суммы уп­лаченных процентов (процентного платежа) к величине ссуды:

Нп = ^--100%,

Где Нп - норма процента;

Пр - сумма уплаченных процентов;

С — величина ссуды (кредита).

Современному функционированию ссудного процента присущи оп­ределенные направления регулирования экономических процессов:

1. Посредством нормы процента уравновешивается соотношение спроса и предложения кредита. Он содействует рациональному сочета­нию собственных и заемных средств, так как привлеченные в оборот (сверх потребности) заемные средства снижают общий уровень рента­бельности вложений.

2. Посредством процента осуществляется регулирование объема привлекаемых банком депозитов. Так, например, сокращение потреб­ности хозяйств в заемных средствах ведет к снижению прибыли кре­дитных учреждений. В этом случае они вынуждены снизить процент по привлекаемым депозитам, что, в свою очередь, ведет к снижению объе­ма их поступлений. При увеличении спроса на кредиты наблюдается обратный процесс.

3. Процентная политика коммерческого банка направлена на управ­ление ликвидностью его баланса и является стимулом для привлечения наиболее устойчивых средств (срочных депозитов). Дифференциация уровня ссудного процента по активным операциям в зависимости от ликвидности вложений приводит к соответствию спроса на кредит со стороны заемщиков требованиям ликвидности баланса банков.

Наиболее распространенной формой ссудного процента является банковский процент. Банковский процент возникает в случае, когда одним из субъектов кредитных отношений выступает банк.

Коммерческие банки при заключении кредитных соглашений са­мостоятельно договариваются с заемщиками о величине процентных ставок. С развитием рыночных отношений норма процента будет стре­миться к средней норме прибыли в экономике. В любом случае на ве­личину динамики и ставки процента влияют как общие, макроэконо­мические факторы, так и частные факторы, зависящие от деятельности самих участников кредитного процесса, в том числе отдельных бан­ков.

К числу общих факторов относятся:

— соотношения спроса и предложения заемных средств;

— регулирующая политика Центрального банка;

— уровень инфляции в народном хозяйстве и др.

Частные факторы определяются условиями функционирования конкретного банка (кредитного учреждения), его положением на рынке кредитных ресурсов, избранной кредитной и процентной политикой, степенью рискованности осуществляемых операций.

Уровень процентных ставок по активным операциям банка форми­руется во многом на базе спроса и предложения заемных средств. Вме­сте с тем на этот уровень существенное влияние оказывают:

— «себестоимость» ссудного капитала данного банка;

— кредитоспособность заемщика;

— целевое направление, срок и объем предоставляемого кредита;

— способы обеспечения возвратности кредита и др.

При определении процентных ставок по каждой конкретной сделке банки ориентируются на уровень ставок, который бы, с одной сторо­ны, не вынудил заемщика (кредитора) отказаться от сделки, с другой - позволил банку не только возместить свои издержки, но и получить прибыль (желательно не ниже средней).

Издержки (затраты) банка на проведение ссудных операций состоят из двух комплексных групп расходов, каждая из которых включает в себя несколько элементов:

1. Расходы по привлечению ресурсов, в том числе:

— уплаченные проценты по межбанковским кредитам (включая креди­ты Центрального банка) и депозитам;

— проценты, выплаченные предприятиям, организациям и учреждени­ям за хранящиеся на их расчетных и текущих счетах деньги;

— проценты, выплаченные по вкладам физических лиц.

2. Расходы по обеспечению кредитной деятельности банка, в том числе:

— расходы на заработную плату сотрудников, занятых привлечением и размещением ресурсов;

— расходы на содержание аппарата управления, включая представитель­ские расходы;

— амортизация оборудования, машин и механизмов;

— оплата услуг вычислительного центра, административно-хозяйствен­ные, канцелярские, почтовые, телеграфные и другие расходы.

Финансы, деньги, кредит и банки

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ

К одной из основных подсистем финансовой системы Российской Федерации в соответствии с экономической сущностью и функциями финансов относятся финансы предпринимательских структур - хозяй­ствующих субъектов. Основным же звеном этой подсистемы являются …

ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС

В современной экономике межгосударственные экономические от­ношения осуществляются по двум основным направлениям - междуна­родной торговли и финансов. В любой стране с открытой экономикой ведется учет внешнеэкономических сделок, имевших место в течение …

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ И ФОРМ СТРАХОВАНИЯ

Все многообразие страховых услуг негосударственных страховых организаций и компаний можно классифицировать по звеньям: отрасль, подотрасль и виды страхования. Объектами страхования выступают интересы, и это основной кри­терий классификации. Личное страхование, имущественное …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.