Финансы, деньги, кредит и банки

РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ КАК ЧАСТЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Государственное регулирование денежного обращения - это це­ленаправленное воздействие государства на сферу денежного обраще­ния и кредита для решения задач, поставленных в рамках денежно-кре­дитной политики.

Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обраще­нии, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Целью денежно-кре­дитной политики является регулирование экономики посредством воз­действия на состояние денежного обращения и кредита (совокупного денежного оборота).

Совокупный денежный оборот включает в себя наличную денеж­ную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках. Во всех странах каналы обращения наличной и безналичной денежной массы связаны между собой и образуют единое целое.

Структура совокупного денежного оборота по мере развития форм товарного обмена и расчетных отношений постоянно претерпевала изме­нения. До середины XIX в. наибольший удельный вес в совокупном объеме денежного оборота составляли наличные деньги, причем до 2/3 - золотые и серебряные монеты. В результате внедрения кредитных форм обращения, и прежде всего системы безналичных расчетов, доля налич - но-денежного компонента к 1913 г. едва достигла 15%, а удельный вес золотых монет был еще меньше (в настоящее время он не превышает 5— 10%).

Регулирование совокупного денежного оборота осуществляется по­средством различных мер, одной из которых является применение це­левых ориентиров изменения денежной массы в обращении.

Целевые ориентиры - установление верхних и нижних пределов динамики денежной массы, что по своей сути означает введение пря­мых ограничений на изменение объема денежной массы.

Важным фактором, влияющим на эффективность регулирования динамики денежной массы с помощью целевых ориентиров, является порядок установления последних в виде контрольных цифр (во Фран­ции), либо диапазона (США), либо прогноза (в Японии).

Существует прямая связь между установлением ориентиров дина­мики денежной массы и действенностью других инструментов денеж­но-кредитного регулирования, используемых Центральным банком. Сопоставление динамики денежной массы с установленными ориенти­рами позволяет достаточнр точно определить период, в который требу­ется вмешательство регулирующих органов, а своевременность приня­тия мер повышает их эффективность.

Выбор показателей, используемых для установления целевых ори­ентиров, зависит от тенденций развития денежной сферы, задач, сто­ящих перед регулирующими органами, методов регулирования, обеспе­чивающих выполнение намеченных ориентиров или минимизацию отклонений от них.

Как свидетельствует 20-летний опыт, использование центральными банками различных стран целевых ориентиров динамики денежной массы способствует повышению эффективности и надежности функци­онирования системы денежного регулирования.

Денежно-кредитная политика Центрального банка направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии - кредитная экспан­сия, то есть оживление конъюнктуры в условиях падения производства, либо на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономи­ческих подъемов, сопровождаемых «перегревами» конъюнктуры, - кре­дитная рестрикция.

Достижение целей денежно-кредитной политики Центральным бан­ком осуществляется с помощью различных инструментов.

Инструменты денежно-кредитной политики — это совокупность конкретных мероприятий и методов государственного регулирования экономики, направленных на изменение параметров денежной массы и объемов кредитных вложений в экономику.

В зависимости от характера влияния на объекты регулирования мож­но выделить следующие методы (наборы инструментов) денежно-кре­дитного регулирования: административные (прямые); экономические (косвенные); смешанные.

1. Административные (прямые) методы государственного регу­лирования основаны на установлении государством или его органом для субъектов денежно-кредитных отношений обязательных к исполне­нию норм и нормативов. Примером такой нормы в сфере денежно-кре- дитного регулирования могут служить введение предельной величины расчетов наличными деньгами между юридическими лицами или еже­квартальные определения для юридических лиц предельной величины (лимита) кассовых остатков на конец рабочего дня.

Таким образом, административные (прямые) методы регулирования базируются на экономическом принуждении субъектов денежно-кредит­ных отношений. Следует отметить, что в условиях рыночного хозяй­ства широкое применение таких методов регулирования может привес­ти к отрицательным последствиям, поскольку они противоречат основным принципам организации рыночной экономики.

2. В условиях рыночной экономики более приемлемо применение экономических (косвенных) методов государственного регулирования денежного обращения.

Примером экономических методов регулирования в сфере денеж­ного оборота может служить то, что использование безналичных расче­тов дешевле, чем расчеты наличными деньгами. И это стимулирует пред­приятия и организации применять в расчетах между собой систему без­наличных платежей.

3. Сочетание административных и экономических методов (смешан­ное регулирование) часто применяется в процессах интервального ре­гулирования, то есть тогда, когда регулируемый параметр сверху или снизу ограничивается нормативно, а за пределом ограничений действу­ют те или иные стимулы в зависимости от цели и задач регулирования.

Переход от методов прямого администрирования к экономическим методам регулирования денежно-кредитной сферы характерно для всех индустриально развитых стран.

. Переориентация на экономические методы управления в денежно- кредитной сфере определяется следующими тенденциями.

Во-первых, многократно возросла интернационализация связей кре­дитно-финансовых систем различных стран, и прямое административ­ное вмешательство нарушает сложившиеся связи.

Во-вторых, на базе современных достижений информатики появи­лись принципиально новые технологии операций на финансовом рын­ке, которые не могут регулироваться административными методами (пла­стиковые карточки, СВИФТ[5] и др.).

В-третьих, значительно возросли обороты кредитно-финансового рынка, не контролируемые центральными банками, что значительно ограничивает сферу применения административных методов регулиро­вания.

В 60-е годы почти все страны ОЭСР[6] использовали административ­ные меры в той или иной форме (в то время такие инструменты были полезными). Начиная с конца 70-х годов важная роль этих инструмен­тов стала ослабевать. В 80-е годы они постепенно исчезли из набора инструментов денежно-кредитной политики, так как в силу изменений в финансовой и денежной среде они утратили свою эффективность; бо­лее того, политики стали четко осознавать недостатки таких инструмен­тов и отрицательные последствия их применения.

Основными экономическими (косвенными) инструментами денеж­но-кредитной политики Центрального банка являются следующие:

- установление минимальных резервных требований;

- регулирование официальной учетной ставки;

- операции на открытом рынке.

Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики всецело зависит от тех целей, которые решает Центральный банк на том или ином этапе развития страны. Так, в современных услови­ях наибольшее значение в развитых странах приобретают дисконтная политика и операции на открытом рынке, а установление минимальных резервных требований постепенно отходит на второй план. В странах же, идущих по пути развития рыночных отношений, установлению ми­нимальных резервных требований отводится центральное место, а опе­рации на открытом рынке только начинают развиваться.

1. Установление минимальных резервных требований. Исходя из необходимости поддержания объема денежной массы в заданных параметрах, регулирования ликвидности банков и снижения уровня ин­фляции центральные банки используют такой инструмент денежно-кре - дитного регулирования, как изменение норм обязательных резервов ком­мерческих банков, находящихся на счетах в Центральном банке в качестве обеспечения обязательств по депозитам.

Изменение норм резервных требований представляет собой один из старейших и наиболее распространенных методов регулирования (впер­вые он был применен в США в 1913 г.), относящихся к косвенным мето­дам регулирования денежного обращения, которые основаны на дей­ствии рыночных механизмов.

Минимальные резервы - это обязательная норма вкладов ком­мерческих банков в Центральном банке, устанавливаемая в зако­нодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы вкладов коммерческих банков. Норма минимальных резервов зави­сит от вида вкладов (срочный, до востребования), их величины, геогра­фического расположения банка (в крупном или небольшом городе), ин­ституциональных различий (вида кредитного учреждения). В настоящее время географические и институциональные различия постепенно сти­раются.

Регулирование минимальных резервных требований имеет двоякое значение: с одной стороны, оно гарантирует минимальный уровень лик­видности коммерческих банков, с другой - используется как важный инструмент денежно-кредитной политики Центрального банка.

Обязательные резервы размещаются на счетах в Центральном бан­ке и служат гарантией обязательств коммерческих банков и других кре- дитно-банковских учреждений. В результате повышения норм обязатель­ных резервных требований Центральный банк сокращает суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммер­ческих банков и используемых для расширения активных операций; снижение нормы резервов, напротив, увеличивает возможности креди­тования.

Способы установления базы резервных требований в разных стра­нах неодинаковы не только в количественном, но и в качественном от­ношении. Как правило, они устанавливаются по отношению к пассивам банков, либо к объему прироста пассивов за определенный период, либо к отдельным статьям пассива. Использование последнего варианта дает возможность исключать из базы исчисления объема резервных требо­ваний отдельные статьи, например, в ФРГ в базу исчисления резервных требований не включены депозитные сертификаты. Во многих странах нормы обязательных резервов дифференцируются по видам депозитов.

Расчет минимальных резервных требований осуществляется на ме­сячной и квартальной базе, поскольку величина совокупных вкладов постоянно меняется и лишь в конце определенного периода можно точ­но определить среднюю величину вкладов.

Так, во многих промышленно развитых странах (США, Япония, Франция, Канада) предусмотрено размещение депозитов в Централь­ном банке в определенном количественном соотношении к различным категориям банковских обязательств в среднем за установленный пери­од. Как правило, расчетный период выполнения резервных требований составляет 1 месяц, хотя возможны и исключения.

При длительном использовании резервных требований в качестве инструмента кредитно-денежной политики возникают и негативные для банковской системы последствия:

- повышение конкурентоспособности кредитных учреждений, на ко­торые не распространяются обязательные резервные требования;

- широкое использование операций, которые не включаются в базу ис­числения суммы резервных требований.

2. Регулирование официальной учетной ставки Центрального банка.

Учетная ставка используется Центральным банком в операциях с коммерческими банками по учету краткосрочных государственных об­лигаций, коммерческих векселей и других ценных бумаг, отвечающих требованиям Центрального банка. Таким образом, официальная учет­ная ставка центрального банка - это плата, взимаемая им при по­купке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним.

Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных ста­вок по кредитам. Устанавливая уровень официальной учетной ставки, Центральный банк определяет стоимость привлечения кредитных ре­сурсов коммерческих банков. Чем выше уровень официальной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования Центрально­го банка, и наоборот.

Изменение учетной ставки относится к косвенным инструментам денежно-кредитного регулирования. Его широкое использование обо­сновано простотой применения. Если Центральный банк преследует цель уменьшить кредитные возможности коммерческих банков, то он повы­шает официальную учетную ставку, что вызывает удорожание кредитов рефинансирования; если же цель Центрального банка—расширить дос­туп к кредитам коммерческих банков, то он снижает уровень ставки.

Поскольку практически все банки в той или иной степени прибега­ют к кредитам Центрального банка, влияние устанавливаемых им ста­вок распространяется на всю экономику.

Изменение процентной ставки Центрального банка особенно активно используется в условиях нарушения равновесия платежного баланса и обострения валютных кризисов. Страна, испытывающая трудности в сбалансировании внешних расчетов, стремится привлечь иностранный капитал посредством повышения процентных ставок. Учетная ставка Центрального банка может колебаться в довольно широких пределах, отражая как общие тенденции экономического развития, так и цикли­ческие колебания конъюнктуры.

3. Операции на открытом рынке, то есть купля-продажа Цент­ральным банком ценных бумаг (преимущественно обязательств казна­чейства и государственных корпораций, а также облигаций промышлен­ных компаний и банков, коммерческих векселей, учитываемых Центральным банком), получили широкое распространение в послево­енный период, что соответствовало общей тенденции перехода цент­ральных банков к косвенным формам регулирования.

Посредством проведения Центральным банком операций на откры­том рынке увеличивается (при покупке ценных бумаг) объем собствен­ных резервов коммерческих банков в отдельности и банковской систе­мы в целом, что влечет за собой изменение стоимости кредита и, как следствие, спроса на деньги.

Среди операций на открытом рынке, осуществляемых Центральным банком, доминируют операции с краткосрочными обязательствами каз­начейства. Например, в США преобладают операции с казначейскими векселями с 3-месячным сроком погашения, хотя в отдельных странах (Япония и Франция) проводятся операции и с негосударственными цен­ными бумагами.

Наиболее широко операции на открытом рынке как инструмент де­нежно-кредитного регулирования используются в США в силу доста­точно развитого рынка ценных бумаг, и прежде всего краткосрочных обязательств федерального правительства и долгосрочных государствен­ных облигаций. Возможность осуществления операций на открытом рынке непосредственно после принятия решения Центральным банком и в произвольных объемах делает этот метод регулирования удобным для изъятия избыточной массы из обращения. Например, в этих целях операции на открытом рынке проводятся в Германии. В Великобрита­нии же они используются преимущественно для стабилизации рынка долгосрочных государственных обязательств, что обусловлено весомой ролью Банка Англии в качестве банка банков.

Операции на открытом рынке различаются в зависимости от:

- условий сделки: купля-продажа за наличные или купля на срок с обя­зательной обратной продажей - так называемые обратные операции (операции РЕПО);

- объектов сделок: операции с государственными или частными бума­гами;

- срочности сделки: краткосрочные (до 3 мес.) и долгосрочные (до 1 года и более) операции с ценными бумагами;

- сферы проведения операций: только на банковском секторе рынка ценных бумаг или на небанковском секторе рынка;

- способа установления ставок: определяемых или Центральным бан­ком, или рынком.

В зависимости от условий сделок с ценными бумагами на открытом рынке различают прямые и обратные операции. Исторически первой формой операций на открытом рынке были прямые операции - опера­ции Центрального банка по покупке или продаже государственных об­лигаций и других обязательств, казначейских векселей, а в отдельных странах - частных векселей и векселей Центрального банка. Прямые операции проводятся на налично-денежной «кассовой» основе, предпо­лагающей полный расчет в течение дня завершения сделки. Операции на основе так называемой регулярной доставки предусматривают про­ведение полного расчета и доставку ценных бумаг их покупателю на следующий рабочий день.

Прямые операции с краткосрочными ценными бумагами широко используются как инструмент денежного обращения в промышленно развитых странах. Так, в Японии и Великобритании весьма популярны прямые форвардные операции с краткосрочными ценными бумагами, в Германии объектом операций на открытом рынке являются разновид­ности обязательств казначейства, именуемые мобилизационными сви­детельствами.

Обратные операции на открытом рынке (РЕПО) - операции по купле-продаже Центральным банком ценных бумаг с обязательством обратной продажи - выкупа по заранее установленному курсу. Обрат­ные операции, характеризующиеся более мягким воздействием на де­нежный рынок, являются и более гибким методом регулирования, что повышает их привлекательность и масштабы использования. Они ши­роко применяются в США, Японии, Канаде, Великобритании, Франции, а также в Германии и составляют в настоящее время свыше 95%. Опе­рации проводятся с временным интервалом от 1 до 15 дней.

Проведение операций на открытом рынке зависит от двух важней­ших факторов:

- институционального, то есть структуры кредитной системы;

- законодательного, стимулирующего или сдерживающего осуществ­ление операций с ценными бумагами.

В тех странах, где центральные банки ориентируются на использо­вание данного инструмента регулирования (Япония,, Франция, Италия), правительство стимулирует развитие рынка краткосрочных ценных бу­маг, что является важной предпосылкой увеличения масштабов и эф­фективности операций Центрального банка на открытом рынке.

При незначительных объемах операций на открытом рынке они ока­зывают скорее качественное, чем количественное воздействие на лик­видность банковской системы и денежное обращение. Однако по мере развития и совершенствования данного инструмента регулирования его воздействие на количественные параметры денежного рынка становит­ся все более ощутимым. Чрезвычайно важной особенностью операций

Центрального банка на открытом рынке является быстрая реакция на краткосрочные тенденции развития рынка, позволяющая оказывать ста­билизирующее воздействие на состояние денежного обращения и эко­номики в целом.

В России основными инструментами и методами денежно-кредит­ной политики Центрального банка являются:

1. Процентные ставки по операциям Банка России (ставки рефинан­сирования, ставки по депозитам, учетные ставки);

2. Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке Рос­сии (резервные требования);

3. Операции на открытом рынке (операции с внутренними долговы­ми обязательствами правительства);

4. Валютные интервенции и нормативы валютного регулирования;

5. Установление ориентировочных параметров денежной массы (масса денег в обращении, денежная база, денежные агрегаты);

6. Прямые количественные ограничения в сфере денежного обра­щения и деятельности коммерческих банков.

Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денеж­но-кредитной политики.

Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную поли­тику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки Банка Рос­сии представляют собой минимальные ставки, по которым он осуще­ствляет свои активные и пассивные операции.

Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

Размер обязательных резервов в процентном соотношении к обяза­тельствам кредитной организации, а также порядок их депонирования в Банке России устанавливаются Советом директоров.

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обяза­тельств кредитной организации и могут быть дифференцированы для различных кредитных организаций, а также в зависимости от форм при­влечения ресурсов.

Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право взыскать в бесспорном порядке с кредитной организации сумму не довнесенных средств, а также штраф в установленном им раз­мере, но не более двойной ставки рефинансирования.

При отзыве лицензий на совершение банковских операций депони­рованные в Банке России средства используются для погашения обяза­тельств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами.

Под операциями на открытом рынке понимаются: купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, а также краткосрочные опера­ции по покупке ценных бумаг с последующим совершением обратной сделки.

Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом дирек­торов.

Под валютными интервенциями Банка России понимается купля - продажа им иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

Под прямыми количественными ограничениями Банка России по­нимается установление лимитов остатков денег в кассах предприятий, а также лимитов на рефинансирование банков и проведение ими отдель­ных банковских операций.

Под рефинансированием понимается кредитование Банком России коммерческих банков, в том числе учет и переучет векселей, имеющих товарную основу (например, векселя экспортеров).

Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Бан­ком России на основе закона «О Центральном банке Российской Феде­рации».

Банк России вправе применять прямые количественные ограниче­ния в исключительных случаях в целях проведения единой государствен­ной денежно-кредитной политики только после консультации с Прави­тельством Российской Федерации.

Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или не­скольких показателей денежной массы исходя из основных направле­ний единой государственной денежно-кредитной политики.

Банк России ежегодно не позднее 1 октября представляет в Госу­дарственную Думу Проект основных направлений единой государ­ственной денежно-кредитной политики на предстоящий год, которые должны быть утверждены Государственной Думой не позднее 1 де­кабря текущего года.

Предварительно Проект основных направлений единой государ­ственной денежно-кредитной политики представляется Президенту Рос­сийской Федерации и Правительству Российской Федерации.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения:

- анализ состояния и прогноз развития экономики Российской Федера­ции;

- основные ориентиры, параметры и инструменты единой государствен­ной денежно-кредитной политики.

Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год, вносит свои коррективы и утверждает.

В промышленно развитых странах Запада используются различные наборы инструментов денежно-кредитной портики, однако в последнее время произошел явный переход от прямых инструментов к косвенным.

Различия между прямыми и косвенными денежными инструмента­ми на практике проявляются в том, что прямые инструменты устанавли­вают либо ограничивают цены (процентные ставки) или объем креди­тов посредством регулирующих положений, в то время как косвенные инструменты действуют через рыночные механизмы, оказывая влияние на конъюнктуру в денежно-кредитной сфере.

В настоящее время, в условиях проведения экономических реформ, требуется разработка и реализация такой экономической политики, ко­торая бы стимулировала субъектов экономики к повышению ее эффек­тивности, способствовала росту инвестиций, сокращению объемов вы­воза капитала, повышению уровня доходов. Поэтому сбалансированная денежно-кредитная политика приобретает особую актуальность в со­временной России.

Для достижения целей денежно-кредитной политики может приме­няться либо прямая, либо косвенная стратегия.

Среди целей, которые ставятся в процессе разработки стратегии де­нежно-кредитной политики, можно выделить отдаленные (перспектив­ные), близкие (непосредственные), общие и частные, промежуточные и конечные. Набор этих целей в соответствии с инструментами их дости­жения и составляет основу экономической политики в общем и страте­гии денежно-кредитной политики в частности.

Прямая стратегия означает постановку одной или нескольких це­лей, достижение которых осуществляется без промежуточных элемен­тов. Прямая стратегия предполагает ряд преимуществ. Она проста и доступна для понимания, обеспечивает возможность оперативного кон­троля за результатами ее применения и дает возможность корректиров­ки. Недостатком прямой стратегии является то, что Центральный банк не имеет возможности контроля за движением цен.

Примером прямой стратегии регулиррвания может служить прово­димая в России политика стабилизации курса рубля на заданном уровне при посредстве проводимых Центральным банком интервенций на ва­лютной бирже. На каждый отдельно взятый период регулирования Цен­тральный банк определяет предельную величину колебания валютного курса. В случае выхода курса за пределы установленных величин Цент­ральный банк производит либо массированную скупку иностранной валюты на рубли, либо продажу иностранной валюты за рубли. Таким образом, цель - удержание курса национальной валюты на определен­ном уровне - достигается без промежуточных этапов.

Косвенная стратегия позволяет более точно и более адресно опре­делять конечные цели с помощью промежуточных элементов. Кроме того, формирование промежуточных целей делает экономическую по­литику более предсказуемой и стабильной, а это, кроме всего прочего, укрепляет доверие к Центральному банку.

Примером косвенной стратегии регулирования в отечественной прак­тике является изменение Центральным банком России ставок обязатель - ного резервирования. Так, например, увеличение ставок резервирова ния приводит к сокращению возможностей коммерческих банков кре­дитовать предприятия и организации. Это в свою очередь способствует удорожанию кредита и, в конечном счете, сокращению денежной мас­сы. Таким образом, в данном примере промежуточная цель - уменьше­ние объемов кредитных вложений, а конечная - сокращение объема де­нежной массы и снижение темпов инфляции.

Выбор между прямой и косвенной стратегией зависит от производ­ственных и кредитно-финансовых характеристик экономики. В настоя­щее время большинство стран Европейского сообщества (исключением является Великобритания) используют косвенную стратегию, основан­ную на одной или нескольких промежуточных целях.

С 1992 г. Великобритания отдает предпочтение прямой стратегии с ярко выраженной антиинфляционной целью. Прямыми целями регули­рования являются: ограничение доходов, стимулирование сбережений, жесткий контроль за денежной массой.

Промежуточными целями денежно-кредитной политики Германии, Греции и Италии является достижение определенного уровня состоя­ния денежных агрегатов. Германия раньше всех стран Европейского экономического сообщества перешла на формирование косвенной стра­тегии в регулировании денежного обращения.

Главная цель денежно-кредитной политики Германии - обеспече­ние защиты национального денежного обращения от нестабильности мировых финансовых рынков и жесткий контроль инфляции на внут­реннем рынке.

Экономика Германии - это достаточно закрытая экономическая сис­тема, она имеет прочную финансовую систему и отработанную годами, надежно действующую систему денежно-кредитного регулирования.

Валютный курс используется в качестве промежуточной цели де­нежно-кредитной политики в небольших европейских странах: Бель­гии, Дании, Ирландии, Нидерландах и Португалии.

Бельгия имеет давнюю традицию регулирования национального ва­лютного курса. С 1944 г. она участвовала в Бреттон-Вудском соглаше­нии и договоренности о поддержании предельных отклонений курса национальной валюты от центрального курса МВФ. В июне 1990 г. бель­гийское правительство приняло решение о привязке курса бельгийско­го франка к наиболее стабильным европейским волютам.

Денежно-кредитная политика с валютным курсом в качестве проме­жуточной цели денежно-кредитного регулирования обеспечивает Бель­гии важнейшее преимущество: регулируемую связь между стабильнос­тью валютного курса и внутренними ценами. Бельгия сравнительно небольшая страна. Она импортирует около 40% всех потребительных товаров. Поэтому рост цен на импортируемую продукцию оказывает ощутимое воздействие на общий уровень внутренних цен и приводит к обесцениванию национальной валюты - франка. Для стабилизации это­го процесса в Бельгии применяется официальный индекс доходов насе­ления, в соответствии с которым пропорционально увеличиваются уров­ни оплаты труда и социальные выплаты.

Таким образом достигается стабилизация национальной валюты Бельгии по отношению к ценам на товары и услуги. Подобная политика дает ряд положительных эффектов.

Стабилизация валютного курса снижает негативные последствия внешнеторговой деятельности государства. Использование официаль­ного индекса дохода населения снижает социальную напряженность. Политика стабилизации валютного курса создает условия для инвести­ций в экономику.

Наряду с постановкой стратегических долговременных целей и за­дач эффективное денежно-кредитное регулирование экономики невоз­можно без обоснованной, учитывающей национальные особенности экономики тактики. Под тактикой денежно-кредитного регулирования понимается наука и практика применения тех или иных методов и инст­рументов регулирования в конкретных экономических условиях. Имен­но тактика определяет особенности денежно-кредитного регулирования в отдельных странах в силу неравномерности их социально-экономи­ческого развития.

Финансы, деньги, кредит и банки

Як безпечно оформити позику в МФО і не потрапити в боргову яму?

За останні кілька років, мікрофінансові організації (МФО) стали популярним засобом отримання кредитів для багатьох людей. Їх швидка та проста процедура оформлення позики приваблює клієнтів, але водночас це може створити певні …

Криптовалюта – инвестиции в будущее

Криптовалюва – разновидность цифровой валюты, за которой стоит будущее. Рынок цифровой валюты постоянно развивается, приобретает все большие масштабы. Как сделать первый шаг на встречу новой валюте и остаться в плюсе. …

Аналитика финансовых рынков

Деньги должны работать, если они просто лежат в «заначке», со временем они обесцениваются. Ко многим финансовая грамотность приходит с опытом, после нескольких проб, ошибок и даже ловушек мошенников. Как правильно …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.