Финансы, деньги, кредит и банки

Планирование прибыли организации (предприятия) и предпринимательской прибыли

OptionYard

Прибыль является экономической категорией товарного хозяйства. Экономическая сущность прибыли, ее объем и границы использования в рамках предпринимательских структур во многом зависят от воздей­ствия стимула выгоды в условиях рынка. Сам же факт собственности позволяет владельцам принимать меры по увеличению величины при­были.

Прибыль является сложной экономической категорией и во внешнем проявлении имеет признаки превращенной формы. Эко­номическое содержание прибыли заключается не столько во внеш­нем ее проявлении, сколько во внутренней сущности, а формы про­явления - в степени развитости товарного хозяйства.

Как экономическая категория прибыль выражает сложные эконо­мические отношения между: предпринимателями (предприятиями) и работниками по поводу оплаты труда; между самими предпринимате­лями (предприятиями) по поводу товарообменных операций; между предпринимателями (предприятиями) и государством по поводу взаи­моотношений с бюджетом и государственными централизованными фондами; между предпринимателями (предприятиями) и инвестици­онными институтами и т. д. Эти отношения носят ярко выраженный расчетный характер и имеют множество форм. Прибыль как источник денежных средств опосредует, таким образом, все стадии воспроиз­водственного процесса - от стадии производства до стадии потребле­ния.

Прибыль представляет собой превращенную форму прибавоч­ной стоимости, сформированную в процессе общественного вос­производства для удовлетворения различных интересов предприя­тия и его собственника (предпринимателя).

Прибыль как экономическая категория выполняет две функции: оце­ночную (меры эффективности, цели производства) и стимулирующую. В первой функции прибыль характеризует экономический эффект, по­лученный в результате деятельности предприятия. Но так как при­быль является универсальным показателем, для оценки конкретных сто­рон эффективности производства применяется система абсолютных и относительных показателей. Стимулирующая функция состоит в том, что прибыль является основным элементом источников финансовых ресурсов и резервов предприятий, а осуществление принципа самофи­нансирования Зависит от величины получаемой прибыли, так как доля прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, должна быть дос­таточной для финансирования определенных мероприятий. Можно вы­делить и третью функцию прибыли - основного источника доходов го­сударства, однако ее значение полностью зависит от системы государственного регулирования экономики и деятельности предприя­тий.

Предпринимательская прибыль представляет собой часть прибы­ли предприятия, поступающей в распоряжение собственника предпри­ятия, которая в последующем направляется на расширение производ­ства или личное потребление.

Величина прибыли организации (предприятия) во многом за­висит от: технического и стоимостного строения капитала, массы приложенного труда, скорости оборота капитала, механизма цен, конкуренции, системы взаиморасчетов, состояния рынка и т. д. Количество факторов, формирующих прибыль, весьма значитель­но, а их общее влияние в целом и по конкретным факторам опреде­лить с большой степенью вероятности практически невозможно.

Различные толкования и понимание сущности и внешнего про­явления прибыли, сложность ее взаимосвязей с другими показате­лями привели к различным определениям, критериям отнесения, методам расчетов и т. п. В настоящее время внешнее проявление сущности прибыли выражается в таких показателях, как: балансо­вая прибыль, валовая прибыль, отраслевая прибыль, прибыль от реализации (продаж), прибыль от обычных видов деятельности, внере­ализационная, операционная и чрезвычайная прибыль, нало­гооблагаемая прибыль, чистая (нераспределенная) прибыль, чистая при­быль, нормальная прибыль, экстремальная прибыль, монопольная прибыль, экономическая и бухгалтерская прибыль, маржинальная при­быль, глобальная прибыль, экстремальная прибыль, оптимальная при­быль, консолидированная прибыль, предпринимательская прибыль и др. Кроме того, к показателям прибыли относят и показатели дохода. Опре­делим основные показатели:

- балансовая и валовая прибыль представляют собой разницу меж­ду совокупной выручкой (доходом) и совокупными затратами орга­низации (предприятия);

- бухгалтерская прибыль рассчитывается как разница между вы­ручкой организации (предприятия) и суммой внешних издержек;

- экономическая прибыль - это общая величина выручки органи­зации (предприятия) за вычетом внешних и внутренних издержек;

- чистая прибыль - разница между выручкой организации (предпри­ятия) и экономическими издержками (явными и неявными);

- чистая (нераспределенная) прибыль - прибыль, остающаяся в рас­поряжении организации (предприятия) за вычетом причитающих­ся за счет прибыли налогов и иных аналогичных обязательных платежей и санкций;

- налогооблагаемая прибыль - прибыль, подлежащая обложению налогом на прибыль;

- маржинальная прибыль - разница между выручкой от производ­ства и реализации продукции (работ, услуг) и переменными зат­ратами, отнесенными на эти производство и реализацию;

- нормальная прибыль - это минимальная прибыль, которая оста­ется у организации (предприятия) для поддержания стремления пред­принимателя в использовании своего капитала на данном предприя­тии;

- экстремальная прибыль — разовая прибыль, которую получают по рисковым операциям, когда величина риска потери капитала приравнивается к величине риска получения прибыли.

От правильности определения величины прибыли организации (предприятия) зависит его обеспеченность денежными ресурсами. Формирование прибыли зависит от учета различных видов деятель­ности и показателей, основными из которых являются: учет изме­нений объема производства, учет изменений ассортимента, учет издержек, учет цен на материалы, сырье, топливо, готовую продук­цию и т. д.

Планирование прибыли организации (предприятия) включает в себя:

- планирование формирования величины прибыли;

- планирование использования полученной прибыли.

Это одновременно связанные, но и самостоятельные разделы про­цесса планирования.

В планировании величины прибыли организации (предприятия) дол­жны учитываться как общие положения, так и конкретные особенности деятельности, организационно-правовых форм собственности, условий взаиморасчетов и т. д. Могут применяться различные коэффициенты, корректирующие величину прибыли, например:

- прогноз процента рентабельности вложенного капитала;

- коэффициент прибыльности;

- коэффициент рентабельности.

Все эти коэффициенты связаны с критическими точками прибыль­ности (убыточности) деятельности организации (предприятия).

При планировании величины прибыли важно знать систему техно­логического построения производства, систему снабжения или сбыта, правильное составление бюджета производства, внешние условия хо­зяйствования, положение на рынке и многое другое.

К основным методам планирования прибыли организаций (предпри­ятий) относят:

I. Метод прямого счета. П. Аналитический метод.

А) по уровню базовой рентабельности;

Б) по уровню издержек на 1 руб. реализованной или произведенной продукции.

Ш. Совмещенный (комплексный) метод — как совокупность I и II методов.

IV. Нормативный метод (он является основой для внедрения систе­мы бюджетирования).

V. Факторный метод, основанный на факторном анализе прибыли в зависимости от набора следующих факторов: ассортимент выпускаемой продукции (работ, услуг), ритмичность выпуска и реализации продук­ции (работ, услуг), качество продукции и др.

VI. Экономико-математический метод.

Метод прямого счета. Расчет прибыли при помощи этого метода осуществляется по каждому виду произведенной и реализованной про­дукции (работ, услуг) по всему ассортименту.

Принцип расчета заключается в том, что в расчет принимаются два показателя:

- объем продаж (объем реализации) - количество произведенной и реа­лизованной продукции (работ, услуг), умноженное на цену реализации;

- издержки (затраты) - полная себестоимость единицы произведенной и реализованной продукции (работ, услуг), умноженная на ее количество.

Разница между этими двумя показателями является прибылью (убытком) от производства и реализации данного вида продукции (ра­бот, услуг). Такой метод применяется при небольшом количестве вы­
пускаемой и реализуемой продукции (работ, услуг) и требует коррек­тировок в связи с изменением внешней среды хозяйствования.

Кроме того, может применяться формула расчета прибыли, анало­гичная расчетам планируемых издержек или планируемой выручки:

ПОТ РЕАЛИЗАЦИИ _ + ^ШріТОд — ПК0НЕЦ,

Где П0ТРЕАЛИЗАЦИИ - прибыль от реализации продукции (работ, услуг) на планируемый год;

- прибыль в остатках продукции на начало планиру­емого года;

- прибыль по произведенной и реализованной про­дукции в планируемом году;

- прибыль в остатках продукции на конец планируе­мого года.

Аналитический метод. Основной принцип, применяемый для рас­чета прибыли данным методом, — это ориентация на уровень издержек или рентабельности на основе анализа деятельности организации (пред­приятия) за предшествующие периоды. В расчетах используются пла­новые, отчетные и уточненные данные.

Планирование прибыли по уровню базовой рентабельности произ­веденной и реализованной продукции (работ, услуг) осуществляется по следующим этапам:

- расчет базовой прибыли, которая определяется исходя из фактичес­ких отчетных данных, скорректированных на определенные измене­ния в отчетном (предшествующем планируемому) периоде;

- определение процента базовой рентабельности произведенной и реа­лизованной продукции (работ, услуг) в текущем году с учетом кор­ректировок - рассчитывается как соотношение прибыли к себестои­мости или прибыли к объему реализации (продаж);

- расчет планового объема произведенной и реализованной продукции (работ, услуг) в денежном выражении на планируемый год;

- расчет прибыли от реализации с учетом базовой рентабельности, когда объем умножается на базовый процент рентабельности;

- полученная величина прибыли корректируется на сумму прибыли, полученную от производства и реализации тех видов продукции (ра­бот, услуг), прибыль по которым рассчитывалась методом прямого счета.

Такой метод применяется только в том случае, если продукция (ра­боты, услуги) является сравнимой, т. е. выпускалась в предшествующем периоде.

^НАЧАЛО

^период

^КОНЕЦ

При втором варианте - по уровню издержек на 1 руб. произведен­ной и реализованной продукции (работ, услуг) - расчеты прибыли осу­ществляются аналогично расчету по базовой рентабельности. Вместо
показателя базовой рентабельности применяется показатель базовых издержек.

Плановая сумма прибыли в дальнейшем корректируется в связи с изменением влияния отдельных факторов, таких, как:

- изменения в ассортименте;

- изменения качества;

- изменения цен.

Совмещенный (комплексный) метод. Этот метод применяется в тех случаях, когда на предприятии выпускают сравнимую продук­цию (работы, услуги) - применяется аналитический метод расчета прибыли и несравнимую продукцию (работы, услуги) - применяет­ся метод прямого счета.

Аналитический метод применяется для проверки или сравнения. Нормативный метод. Нормативный метод (метод бюджетиро­вания) применяется в том случае, если имеется возможность уста­новить нормы и нормативы расходования материалов, топлива, зарплаты по конкретным видам продукции (прямых и косвенных затрат) - по центрам ответственности организации (предприятия). Прибыль считается методом прямого счета, но при установлении конкретных заданий rto использованию ресурсов предприятия по центрам ответственности. Этот метод представляет собой сочета­ние метода прямого счета с установлением норм и нормативов.

Факторный метод. Данный метод включает в себя следующие этапы планирования величины прибыли:

- определение базовых показателей отчетного периода (периодов) - валовую прибыль; прибыль от реализации продукции (работ, услуг); прочие доходы и расходы; себестоимость продукции (ра­бот, услуг); величину структурных элементов себестоимости и др.;

- определение плановых показателей хозяйственной деятельности организации (предприятия) - рост объема производства и реали­зации продукции (работ, услуг); снижение себестоимости, изме­нение прочих доходов и расходов и т. д.;

- определение индексов инфляции: цен на выпускаемую и реализу­емую продукцию (работы, услуги); цен на потребляемые матери­альные ресурсы; цен на потребляемые трудовые ресурсы;

- определение индексов по другим изменениям, в том числе: амор­тизационных отчислений; прочих затрат.

Основной принцип расчетов состоит в том, что основная сумма прибыли рассчитывается любым методом планирования прибыли, а затем производится корректировка ее на инфляционные ожида­ния и другие изменения.

Экономико-математический метод. Он применяется только в круп­ных или сверхкрупных организациях (предприятиях), где имеется воз­можность использования большой учетной информационной базы, вы­числительной техники и компьютерных программ.

Показатели плановой прибыли используются в расчете: критичес­ких точек деятельности, точек безубыточности, финансовой прочности и независимости, самостоятельности развития организации (предприя­тия) и т. д.

Процесс управления прибылью включает в себя регулирование мас­сы и динамики прибыли организации (предприятия) и моделирование безубыточной деятельности в рамках стратегических и тактических задач.

Планирование распределения (использования) прибыли имеет не менее важное значение для развития организации (предприятия) и удов­летворения интересов собственника.

Распределение валовой прибыли и доходов является составной час­тью распределения выручки организации (предприятия). Данное рас­пределение тесно связано с системой налогового регулирования прибы­ли. Валовая прибыль корректируется для целей налогообложения и предопределяет возможность использования льгот по исчислению и уплате налога на прибыль. Чистая прибыль - прибыль после налогооб­ложения - является источником дальнейшего развития организации (предприятия) и источником доходов собственника предприятия (пред­принимателя).

Планирование прибыли организации (предприятия) и предпринимательской прибыли

Фонды потребления

І - Премиальные фонды

- Содержание социальной сферы

- Фонд удешевления питания

- Ссудный фонд для работников

- Пенсионное страхование

- Прочие

Рис. 13. Распределение чистой (нераспределенной) прибыли организации

(предприятия)

Схему распределения чистой (нераспределенной) прибыли можно представить в следующем виде (рис. 13).

Распределение и использование чистой прибыли организации (пред­приятия) регулируется государством косвенными методами. Чистая при­быль находится в полном распоряжении собственника предприятия и одновременно является предметом управления финансами в части госу­дарственного регулирования инвестиционной деятельности, использо­вания свободных денежных средств на финансовом рынке, налогообло­жения имущества, доходов физических лиц и пр.

Финансы, деньги, кредит и банки

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ

К одной из основных подсистем финансовой системы Российской Федерации в соответствии с экономической сущностью и функциями финансов относятся финансы предпринимательских структур - хозяй­ствующих субъектов. Основным же звеном этой подсистемы являются …

ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС

В современной экономике межгосударственные экономические от­ношения осуществляются по двум основным направлениям - междуна­родной торговли и финансов. В любой стране с открытой экономикой ведется учет внешнеэкономических сделок, имевших место в течение …

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ И ФОРМ СТРАХОВАНИЯ

Все многообразие страховых услуг негосударственных страховых организаций и компаний можно классифицировать по звеньям: отрасль, подотрасль и виды страхования. Объектами страхования выступают интересы, и это основной кри­терий классификации. Личное страхование, имущественное …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.