Финансы, деньги, кредит и банки

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

В практике мирового государственного строительства и хозяйство­вания существуют различные системы межбюджетных отношений. Осо­бенности их зависят от исторических условий, организационной струк­туры государственного устройства стран и от местоположения в системе мирового разделения труда и капитала.

Межбюджетные отношения существуют в любых государствах и зависят от организационно-территориального и государственно­го деления. Принято различать унитарные и федеральные устрой­ства бюджетных систем.

Унитарные бюджетные системы являются высокоцентрализован­ными системами, с высокой степенью концентрации бюджетных средств, отсутствием или незначительной ролью звеньев бюджет­ной системы, отсутствием или незначительным объемом бюджет­ных прав и нижестоящих органов управления и власти.

Федеральные бюджетные системы выстраиваются на основе пре­доставления большой самостоятельности, автономии территориаль­ных органов государственной власти в использовании бюджетных средств при соблюдении принципов единства общегосударственных интересов. Принципы, на которых строятся эти бюджетные систе­мы, являются принципами бюджетного федерализма, они закреп­лены в законодательстве и в разной степени реализуются государ­ствами. Отношения, формируемые в бюджетной системе с учетом принципов федерализма, называются межбюджетным федерализ­мом.

В современной России межбюджетные отношения (бюджетный федерализм) - это отношения между органами государственной вла­сти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по обес­печению бюджетного процесса по поводу обоснованного, оптимально­го формирования и распределения доходов между бюджетами и соот­ветствия их расходам, финансируемым из них. Механизм межбюджетных отношений является основой межтерриториального перераспределения бюджетных средств (ресурсов).

Принципы межбюджетных отношений регламентированы в Рос­сии Бюджетным кодексом Российской Федерации и другими зако­нами.

Основными принципами межбюджетных отношений в соответ­ствии с Бюджетным кодексом России являются:

• разграничение и закрепление на постоянной основе собственных доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;

• распределение и закрепление расходов бюджетов по определен­ным уровням бюджетной системы Российской Федерации;

• распределение по временным нормативам регулирующих дохо­дов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;

• равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации;

• равенство бюджетных прав муниципальных образований;

• выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченнос­ти субъектов Российской Федерации;

• выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченнос­ти муниципальных образований;

• равенство всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотно­шениях с федеральным бюджетом;

• равенство местных бюджетов и бюджетов муниципальных обра­зований во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российс­кой Федерации.

В соответствии с законом «О финансовых основах местного само­управления Российской Федерации» эти отношения основываются на принципах:

■ взаимная ответственность;

• применение единой для всех муниципальных образований мето­дологии, учитывающей индивидуальные особенности;

• выравнивание доходов;

• максимально возможное сокращение встречных финансовых по­токов;

• компенсация в случае уменьшения доходов или увеличения рас­ходов, возникающих вследствие решений, принимаемых органа­ми государственной власти;

• повышение заинтересованности органов местного самоуправле­ния в увеличении собственных доходов;

• гласность межбюджетных отношений.

Традиционно распределение доходов между звеньями бюджетной системы осуществляется при помощи закрепления собственных до­ходов и использования регулирующих доходов.

Собственные доходы бюджетов - это виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами в соответствии с требованиями законодательства. К таким доходам относятся:

1. Налоговые доходы, законодательно закрепленные за соответ­ствующим уровнем бюджетной системы, или собственные налоги.

Собственные налоги представляют собой налоги, поступающие в бюджеты соответствующих уровней власти. Эти органы власти получают исключительные права на взимание и использование пе­речисленных налогов.

Причем могут быть использованы такие методы закрепления как: квотирование (налоги в определенной процентной доле остаются в распоряжении той административно-территориальной единицы, на тер­ритории которой они собраны - например, местные налоги и сборы) или присоединение ставок (территориям разрешено взимать в дополне­ние к федеральным одноименные налоги, размеры которых ограничи­ваются определенным пределом - например, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость).

Закрепленные доходы представляют собой доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в со­ответствующий бюджет. Нормативы закрепления могут быть еди­ными или дифференцированными.

2. Неналоговые доходы, за исключением доходов от использо­вания имущества, находящегося в государственной или муниципаль­ной собственности.

3. Безвозмездные перечисления, за исключением финансовой помощи, которая не относится к собственным доходам.

Регулирующие доходы бюджетов - это доходы, которые посту­пают в виде налогов, сборов и отчислений от налогов и сборов, в виде процентных отчислений и т. п. в целях балансирования дохо­дов и расходов бюджетов, и которые установлены в законодатель­ном порядке.

Поступающие доходы концентрируются в бюджете одного уров­ня, а в последующем перераспределяются с целью балансирования объемов средств других видов бюджетов до минимально необхо­димых. Эти доходы в процентном отношении (например, по отдель­ным налогам устанавливаются ставки отчислений в различные бюд­жеты) подразделяются между бюджетами на определенный срок для выравнивания баланса доходов и расходов. Основным критерием отне­сения таких доходов к регулирующим является определенный, корот­кий срок действия, установленный законодательством.

Деление доходов и расходов на закрепленные и регулирующие ус­ловно.

В случаях, когда сумм поступлений закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для баланса и осуществления расходов, приме­няются другие методы бюджетного регулирования.

Бюджетное регулирование - это процесс, осуществляемый ор­ганом власти вышестоящего уровня (общегосударственным орга­ном управления экономикой) с целью выравнивания доходов бюд­жетов нижестоящего уровня путем распределения регулирующих доходов и перераспределения денежных средств из бюджета одного уровня в бюджет другого.

Основными методами (формами) бюджетного регулирования явля­ются:

- дотация;

- трансферт (нормативно-долевая дотация);

- субвенция, в том числе обусловленная субвенция;

- субсидия;

- бюджетная ссуда;

- взаимные расчеты;

- бюджетная компенсация.

Дотации представляют собой традиционную форму регулирования, когда бюджетные денежные средства предоставляются одним бюдже­том другому бюджету внутри бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

Нормативно-долевая дотация - это современная форма бюджет­ного регулирования (трансферт), когда бюджетные денежные средства предоставляются без указания конкретной цели одним бюджетом дру­гому бюджету на безвозвратной и безвозмездной основе из:

- фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР);

- фонда финансовой поддержки муниципальных образований (ФФПМО).

К таким средствам можно отнести: дотации закрытым администра­тивно-территориальным образованиям; средства на содержание объек­тов жилого фонда и социальной сферы, передаваемые в ведение орга­нов местного самоуправления; бюджетные ссуды на оказание финансовой поддержки завоза в районы Крайнего Севера; средства, передаваемые по взаимным расчетам, и др.

Источником выделения такой дотации является бюджетный целе­вой фонд, формируемый из отчислений от суммы налоговых поступле­ний в бюджет. Эти фонды создаются на уровне федерального бюджета или бюджетов субъектов Федерации исходя из утвержденных законов об этих бюджетах, в долях или процентах, отражающих суммы средств бюджетов субъектов Федерации или муниципальных образований в об­щей сумме средств указанных фондов. Методика расчета такой дотации направлена на горизонтальное выравнивание бюджетных доходов тер­риторий на душу населения и оказание им финансовой помощи по еди­ным для всех участников правилам.

Субвенция - это бюджетные денежные средства, предоставляемые бюджетом одного уровня бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной или безвозвратной основе на осуществление целевых расходов. Она выдается на определенный срок, а в случае неполного использования или неиспользования, расходова­ния не по назначению должна быть возвращена в тот бюджет, из которо­го была получена.

Обусловленная субвенция - она выдается также на определен­ный срок, но с указанием дополнительных условий расходования денежных средств. Условия предоставления и возврата обусловлен­ных субвенций такие же, как для обычной субвенции.

Субсидня - это бюджетные средства, предоставляемые бюдже­том одного уровня бюджету другого уровня бюджетной системы, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финан­сирования целевых расходов или затрат.

Бюджетная ссуда - это бюджетные средства, предоставляемые бюджетом одного уровня бюджету другого уровня на возвратной, безвозмездной или возмездной основе в пределах отчетного финан­сового года. Бюджетные ссуды предоставляются на определенные цели, а условия использования и возврата определяются законода­тельством при утверждении бюджетов. Так, например, бюджетные ссуды субъектам Федерации определяются федеральным законом о федеральном бюджете при утверждении его на очередной финан­совый год.

Взаимные расчеты (взаиморасчеты) представляют собой метод бюджетного регулирования, который применяется в ходе исполне­ния бюджетов в случае возникновения незапланированных расхо­дов в использовании бюджетных средств или при возникновении взаимных отношений между бюджетами.

Бюджетные компенсации - это суммы, утверждаемые и переда­ваемые из бюджета одного уровня в бюджет другого уровня для возмещения изменений в поступающих доходах или в покрытие дополнительных расходов, вызванных решениями органов власти другого уровня.

Такие расчеты производятся в том случае, если органы власти и управления принимают какие-либо решения (об изменении дохо­дов или расходов после утверждения бюджетов или в процессе ис­полнения бюджетов), и требуются дополнительные денежные средства. К таким вариантам может относиться, например, повышение заработ­ной платы работникам бюджетной сферы.

В течение отчетного финансового года органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, представительные орга­ны местного самоуправления не имеют права принимать решения, при­водящие к увеличению расходования бюджетных средств или сниже­нию (выпадению) доходов бюджетов других уровней бюджетной системы без внесения изменений и дополнений в соответствующее за­конодательство о бюджетах, которые бы компенсировали увеличение расходов или снижение (выпадение) доходов. Такая компенсационная норма закреплена в Бюджетном кодексе Российской Федерации.

Финансы, деньги, кредит и банки

БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

Денежные фонды и средства бюджетов всех уровней формиру­ются и исполняются в пределах показателей единой бюджетной классификации, то есть группировки доходов и расходов с присво­ением им группировочных классификационных кодов. Этим выпол­няются …

ПОКАЗАТЕЛИ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА: ДЕНЕЖНАЯ МАССА И ДЕНЕЖНАЯ БАЗА *

Важнейшим количественным показателем денежного обращения является денежная масса. Денежная масса представляет собой совокупный объем покупа­тельных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный обо­рот и принадлежащих юридическим и физическим лицам, а также государству. …

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ

К одной из основных подсистем финансовой системы Российской Федерации в соответствии с экономической сущностью и функциями финансов относятся финансы предпринимательских структур - хозяй­ствующих субъектов. Основным же звеном этой подсистемы являются …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел. +38 05235 7 41 13 Завод
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 067 561 22 71 — гл. менеджер (продажи всего оборудования)
+38 067 2650755 - продажа всего оборудования
+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи всего оборудования
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Скайп: msd-alexandriya

Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Представительство МСД в Киеве: 044 228 67 86
Дистрибьютор в Турции
и странам Закавказья
линий по производству ПСВ,
термоблоков и легких бетонов
ооо "Компания Интер Кор" Тбилиси
+995 32 230 87 83
Теймураз Микадзе
+90 536 322 1424 Турция
info@intercor.co
+995(570) 10 87 83

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.