Финансы, деньги, кредит и банки

КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Быстрый кредит он-лайн

Учитывая огромное влияние кредитных учреждений на развитие экономики, государство осуществляет регулирование их деятельности на всех стадиях становления и развития (рис. 49).

КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Рис. 49. Основные направления государственного регулирования кредитной системы

Регулирование деятельности кредитных учреждений — это система мер, посредством которых государство через Центральный банк обес­печивает стабильность их функционирования, предотвращает кризис­ные явления.

Налоговая политика заключается в изменении налоговых ставок прибыли коммерческих банков. Их увеличение способствует уменьше­нию объема кредитных операций и повышению процентных ставок. Кроме того, для претворения в жизнь отдельных государственных про­грамм банкам, принимающим участие в их осуществлении, могут быть предоставлены налоговые льготы на государственном и местном уровне.

В отдельных случаях регулирование кредитной системы государ­ством может осуществляться через механизм его вмешательства в кре­дитную систему.

Участие государства в деятельности кредитных учреждений (банков) выражается:

- в превращении частных и смешанных кредитных учреждений в госу­дарственные путем их национализации;

- в долевом участии государства в уставном капитале кредитных уч­реждений путем приобретений части акций;

- в организации новых государственных банков.

Наличие государственных, смешанных и негосударственных (част­ных) банков оказывает влияние на спрос и предложение ссудного капи­тала, размеры его рынка и величину ссудного процента.

Законодательное регулирование банковской системы проводится правительством, местными органами исполнительной и законодатель­ной власти путем разработки законов и подзаконных актов, инструкций ит. д.

Политика Центрального банка по отношению к кредитным уч­реждениям. Регулирование кредитной системы выражается в различ­ных формах политики Центрального банка по отношению к коммерчес­ким банкам (рис. 50).

Все направления государственного регулирования банковской сис­темы взаимно связаны. На определенных этапах государство может уси-

КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Рис. 50. Формы политики Центрального байка

Ливать влияние отдельных направлений в зависимости от целей эконо­мической политики.

В недавнем прошлом коммерческие банки занимали особое поло­жение в экономике западных стран. Государственные органы всегда поддерживали банки в случае кризиса ликвидности или при угрозе бан­кротства, чтобы гарантировать стабильность финансовой системы. Фи­нансовое законодательство ограничивало сферу деятельности коммер­ческих банков, точно определив, что и как они могут делать, и одновременно предохраняло банки от появления конкурентов. Банки играли традиционную роль посредника между вкладчиками и заемщи­ками и обеспечивали функционирование платежной системы, практи­чески не заботясь о применении новых методов и технологий.

Однако последние четверть века характеризуются большими изме­нениями, происходящими в банковском деле, введением многочислен­ных новшеств в организации и методах управления банками и в формах обслуживания корпоративных и индивидуальных клиентов. Эти процес­сы в разной степени затронули все страны, включая Россию. Подчерки­вая значимость происходящих перемен, эксперты нередко называют их «финансовой революцией». Складывавшиеся веками приемы и методы банковской деятельности, усложняясь, приобретают новые черты. В то же время возникают совершенно новые, оригинальные виды операций и услуг, не имевшие аналогов в мировой практике и ставшие возможны­ми благодаря сложному сочетанию причин, влияющих на спрос и пред­ложение денежного капитала. Прогрессивные изменения в банковском деле одновременно сопровождаются существенным возрастанием рис­ков, связанных с банковской деятельностью, что ставит проблему «риск - ликвидность» в центр управления банковскими операциями.

Рыночная модель экономики предполагает, что прибыльность явля­ется важнейшим стимулом работы банков. Однако развитие рыночных отношений всегда связано с некоторой нестабильностью различных эко­номических параметров, что, соответственно, порождает серию банков­ских рисков при осуществлении коммерческими банками активных и пассивных операций. Постоянно меняются спрос и предложение, фи­нансовые условия заключения сделок, платежеспособность клиентов и т. п. Поэтому коммерческий банк при совершении определенной сдел­ки никогда не может быть до конца уверен в ее результате, или, другими словами, несет риск финансового результата сделки.

Наиболее распространенными финансовыми рисками являются:

- риски неплатежеспособности заемщика;

- кредитный, процентный, валютный, несбалансированной ликвидно­сти, технологический, законодательный, инфляции, финансового ры­чага.

Риски в банковской практике - это опасность (возможность) потерь банка при наступлении определенных событий.

Важнейшим способом преодоления или минимизации рисков являет­ся их регулирование, то есть поддержание оптимальных соотношений
ликвидности и платежеспособности банка в процессе управления его активами и пассивами.

Государственное регулирование путем принятия законодательных ограничений банковской деятельности на разных исторических этапах имело целью оградить банковское дело от чрезмерного риска, разруши­тельной конкуренции, опасности лавинообразного развития банкротств, чреватых серьезными потерями как для клиентов банков, так и для на­родного хозяйства в целом.

Однако с начала 70-х гг. начался процесс дерегулирования банков­ской деятельности, то есть либерализации банковского законодатель­ства и снятия отдельных ограничений.

Основные причины дерегулирования:

1. Усиление конкуренции со стороны небанковских финансовых посредников и как результат - снижение прибыли коммерческих бан­ков.

2. Инфляция, сделавшая нетерпимой дальнейшую фиксацию цены банковских услуг.

3. Рост финансовых инноваций в виде новых долговых инструмен­тов и услуг.

4. Развитие международной торговли.

5. Компьютеризация банковских операций.

6. Глобализация финансовых рынков.

7. Интернационализация банковской деятельности.

Дерегулирование банковской деятельности способствовало увели­чению прибыли коммерческих банков. Так, например, по данным Феде­ральной корпорации США по страхованию депозитов, чистая прибыль американских банков в 1997 г. выросла на 13,1% и достигла рекордной величины в 59,2 млрд долл. (рис. 51). Рекордным оказалось и отноше­ние чистой прибыли к активам банков, которое составило 1,23%. Пре­дыдущий рекорд, 1,20%, был установлен в 1993 г. За год обанкротился только один американский банк - Southwest Bank of Jennings в штате Луизиана. Столь низкого уровня банкротств в банковском секторе США не было с 1962 г.

Осуществленное в США частичное дерегулирование банковского сектора позволяет диверсифицировать деятельность коммерческих бан­ков. В частности, в последние два года американские банки могут до 25% дохода получать от операций с ценными бумагами на фондовом рынке.

В России процесс дерегулирования проходил в форме резкого пере­хода от централизованной «монобанковской» системы к децентрализо­ванной двухуровневой банковской системе, в которой были четко раз­граничены функции центрального и коммерческих банков. Однако, по нашему мнению, дерегулирование и либерализация банковского зако­нодательства в России не получили должного развития и являются тем потенциалом, который может способствовать росту доходов и прибыли коммерческих банков.

Интернационализация, или глобализация, представляет собой один из важнейших аспектов банковских перемен. Речь идет о бурном про­цессе расширения сферы деятельности крупных банков за пределы на­циональных границ, сопровождающемся созданием сети зарубежных филиалов, с одной стороны, и ростом числа иностранных банков на дан­ной территории, с другой.

В результате интернационализации финансовых рынков банки стал­киваются с дополнительными рисками (внешними и внутренними), свя­занными с изменениями конъюнктуры рынков не только национальных, но и мировых, что еще более усложняет управление банковским порт­фелем и требует постоянного пересмотра направлений государственно­го регулирования банковской сферы.

Опыт работы банков в последние годы свидетельствует о наличии не только отрицательных, но и ряда положительных сторон в их деятель­ности. Например, отмена ограничений на уровень процентных ставок в странах Запада позволила банкам существенно увеличить объем привле­каемых ресурсов, которые затем направлялись на кредитование эконо­мики. В этой связи считалось, что рост активов банка равнозначен росту его прибыли, и первоначально эта политика себя оправдала. В 90-х гг. крупные американские банки ежегодно увеличивали размер своих кре­дитных портфелей (до 9% в год). Прибыль от кредитных операций со­ответственно росла на 10% в год вплоть до 1987 г., когда стали появ­ляться убытки, связанные с невозвратом займов развивающимися странами. Стало понятно, что безграничный рост объемов выданных кредитов отнюдь не способствует увеличению прибыли, а чаоборот, снижает ее, увеличивая кредитные риски. Согласно результатам иссле­дования, проведенного американским инвестиционным банком Salomon Brothers, «лучшим показателем ухудшения банковских активов являет­ся темп их роста».

Статистические данные свидетельствуют о том, что банки США и Великобритании, имевшие излишек капитала (превышавший требова-

12-3316

Ния Базельского соглашения), в последние годы изменили тактику сво­ей деятельности:

- приобретают другие банки и расширяют собственную филиальную сеть;

- увеличивают свои активы и соответственно испытывают на себе воз­росший уровень риска;

- стремятся возвращать средства своим акционерам в виде дивиден­дов, а не увеличивать активы.

Регулирование банковской деятельности представлено двумя взаи­мосвязанными направлениями:

Первое направление - внутренний контроль (внутренний аудит) банка за своей деятельностью;

Второе направление - внешний контроль (надзор) за деятельнос­тью банков со стороны государственных органов, Центрального банка, аудиторских фирм и др.

В свою очередь контроль за деятельностью коммерческих банков (на примере России) можно систематизировать следующим образом (рис. 52).

1. Объекты контроля:

- плановая документация (план доходов и расходов; бизнес-план, про­гноз финансового результата);

- отчетная документация банка (баланс, отчет о прибылях и убытках);

- налоговая документация банка (справки о налоговых платежах, нало­говая декларация).

Обеспечение качества контроля зависит от уровня организации в стране бухгалтерского, бюджетного и налогового учета. Главный объект контроля при осуществлении налоговых платежей - финансовая отчет­ность банка, на основании которой составляется налоговая декларация. Кроме того, объектом контроля являются расчеты авансовых платежей из прибыли, выполненные на основе прогнозов (планов) финансового результата (прибыли банка).

2. Субъекты, осуществляющие контроль:

- органы государственной власти (Президент и Правительство РФ, Федеральное собрание РФ, Министерство финансов РФ, государствен­ные целевые внебюджетные фонды и др.). Основная цель проверок соответствующих органов - это общегосударственный контроль за обеспечением интересов государства и общества по поступлению части доходов (прибыли) банков в бюджет и внебюджетные фонды;

- контрольно-ревизионные органы Центрального банка РФ. Провер­ки финансового состояния коммерческих банков (в рамках надзор­ной функции), осуществляемые территориальными управлениями Центрального банка, включают, как правило, и анализ формирования доходов, расходов и прибыли банков, а также порядок и полноту фор­мирования резервного фонда, созданного за счет отчислений от чис­той прибыли;

КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Рис. 52. Схема контроля за банковской деятельностью в России

- экономические и финансовые службы банка. Направление внутрибан­ковского контроля: хозяйственная и финансовая деятельность струк­турных подразделений банка (филиалов, отделений), доходность (при­быльность) банковских операций и правомерность осуществления расходов за счет прибыли;

- ревизионные комиссии, созданные акционерами (пайщиками) коммер­ческого банка. Проверка соблюдения порядка формирования и исполь­зования прибыли (как правило, за год);

- аудиторские фирмы и службы, которые обеспечивают независимый контроль за финансовой деятельностью банков и формированием финансового результата (прибыли).

3. Этапы проведения контроля:

- предварительный контроль. Предусматривает оценку обоснованно­сти финансовых программ и прогнозов в процессе составления, рассмотрения и утверждения бюджетных планов всех уровней, смет внебюджетных фондов - на основе оценки обоснованности распре­деления ВВП и других макроэкономических показателей развития экономики страны, на микроуровне - в процессе разработки финан­совых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых раз­делов бизнес-планов, прогнозов балансов хозяйствующих структур. Ежегодно Центральный банк РФ разрабатывает основные направле­ния единой государственной денежно-кредитной политики на пред­стоящий год, в которых предусматриваются основные методы денеж­но-кредитного регулирования и валютного контроля, непосредственно влияющие на развитие и доходность (прибыльность) банковских опе­раций. Государственная Дума РФ рассматривает этот проект, вносит свои поправки и утверждает;

- последующий контроль. Объектом анализа является бухгалтерская и финансовая отчетность банков. Он предназначен для оценки резуль­татов хозяйственной деятельности и эффективности (прибыльности) осуществления финансовой стратегии банков. По окончании отчет­ного года Центральный банк России представляет Государственной Думе годовой отчет, утвержденный Советом директоров.

Годовой отчет Банка России включает:

1. Отчет о деятельности Банка России, анализ состояния экономики Российской Федерации, в том числе анализ денежного обращения и кре­дита, банковской системы, валютного положения и платежного баланса Российской Федерации, а также перечень мероприятий по единой госу­дарственной денежно-кредитной политике, проведенных Банком Рос­сии.

2. Годовой баланс, счет прибылей и убытков, распределение прибыли.

3. Порядок формирования и направления использования резервов и фондов Банка России.

4. Аудиторское заключение по годовому отчету Банка России.

Государственная Дума направляет годовой отчет Банка России Пре­зиденту Российской Федерации, а также для заключения в Правитель­ство Российской Федерации.

Государственная Дума рассматривает годовой отчет Банка России до 1 июля года, следующего за отчетным, и по итогам этого рассмотре­ния принимает решение.

Финансовый контроль включает последующий контроль за полно­той перечисления налоговых платежей коммерческими банками. Этот контроль ведут структурные подразделения Министерства по налогам и сборам РФ по месту нахождения коммерческих банков.

Акционеры осуществляют (в соответствии с Уставом банка) после­дующий контроль за финансово-хозяйственной деятельностью коммер­ческого банка, формированием и направлением использования прибы­ли. Объектом для проверки ревизионной комиссии является годовая бух­галтерская и финансовая отчетность банка.

4. Методы проведения контроля:

- проверки. Они проводятся по отдельным направлениям финансовой деятельности банков. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и предъявляются требования к их устране­нию. Так, например, налоговые органы проводят камеральные про­верки (по месту нахождения налогового органа, на основе предостав­ленных банком налоговых деклараций и других документов) и выездные проверки (в банках, не чаще одного раза в год). Цель про­верок - выявление неполноты отражения сведений и ошибок, кото­рые приводят к занижению суммы налога на прибыль, подлежащей уплате. На сумму доплат по налогам, выявленным в результате про­верки, налоговый орган направляет требования об уплате соответству­ющей суммы налога и пени. Данные проверки осуществляются на основании Налогового кодекса РФ (часть первая), принятого 16 июля 1998 г. Аудиторские проверки проводит независимая служба не реже одного раза в год с целью подтверждения годового отчета (баланса) и отчета о прибылях и убытках Центрального банка РФ и коммерчес­ких банков (до их утверждения Государственной Думой и собранием акционеров соответственно). Проверки коммерческих банков осуще­ствляются и уполномоченными лицами государственных специаль­ных внебюджетных фондов и Федерального казначейства. Цель про­верок - полнота и своевременность перечисления взносов в бюджет и внебюджетные фонды;

- ревизии. Это комплекс взаимосвязанных проверок. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, эффективнос­ти (прибыльности) банковских операций, проверки соблюдения фи­нансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности - для выявления нарушений и недостатков в деятельно­сти банка. Ревизии коммерческих банков (в рамках надзора) осуще­ствляют территориальные управления Центрального банка, уполно­моченный орган акционеров банка (ревизионная комиссия) и др.

Подобный подход позволяет снизить банковские риски и соответ­ственно повысить доходы и ликвидность банка.

С точки зрения государства, под государственным регулировани­ем (контролем и надзором) понимается система мер, с помощью кото­рых Центральный банк обеспечивает стабильное, безопасное функцио­нирование банков, предотвращая дестабилизирующие тенденции.

Основная цель банковского надзора заключается в своевремен­ном реагировании на нарушения и негативные тенденции в деятельнос­ти банков для нормализации, укрепления их финансового положения и поддержания стабильности и надежности как каждого из них, так и бан­ковской системы в целом.

Сложившаяся в России ситуация уникальна: на фоне общего ста­новления рыночной экономики идет небывалый в истории страны про­цесс развития банковской системы. В рамках этого процесса российс­кие банки за считанные годы проходят путь, который банки ведущих стран Запада преодолевали в течение столетий своего развития. Несмотря на кажущуюся «похожесть» банковских систем развитых стран, каждая из них имеет свою, веками нарабатывающуюся практику банковского дела. Российские банки сегодня имеют возможность использовать этот накопленный опыт, адаптировать его к российским условиям и на этой основе создавать собственные приемы и методы работы, включая ана­лиз финансового состояния коммерческого банка.

В мировой банковской практике существуют разные подходы к орга­низации банковского надзора. С институциональной точки зрения мож­но выделить три группы стран, отличающиеся организационными спо­собами построения надзорных структур, местом и ролью Центрального банка в этих структурах:

1. Страны, в которых контрольная (надзорная) деятельность осуще­ствляется исключительно Центральным банком: Австралия, Велико­британия, Исландия, Испания, Ирландия, Италия, Новая Зеландия, Пор­тугалия.

2. Страны, в которых контрольная (надзорная) деятельность прово­дится Центральным банком совместно с другими органами: США - ФРС совместно с Министерством финансов (Казначейством) через контро­лера денежного обращения и независимым агентством - Федеральной корпорацией страховых депозитов; Швейцария - Центральный банк совместно с Федеральной банковской комиссией; Франция - совместно с Банковской комиссией; Германия - Бундесбанк совместно с Федераль­ной службой кредитного контроля (табл. 9).

Таблица 9

Основные органы регулирования финансово-кредитной системы США

Органы регулирования

Объекты регулирования

Природа регулирования

1

2

3

Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC)

Организованные биржи и финансовые рынки

Требует предоставле­ния информации, ограни­чивает операции инсайде­ров

Комиссия по фью­черсной биржевой тор­говле (CFTC)

Фьючерсные рынки и биржи

Регулирует процедуру торговли на фьючерсных рынках

Управление валют­ного контроля

Лицензированные на федеральном уров­не коммерческие бан­ки

Регистрирует и прове­ряет отчетность зарегист­рированных на федераль­ном уровне коммерческих банков, накладывает огра­ничения на их активы

1

2

3

Национальное управ­ление кредитных коо­перативов (NCUA)

Лицензированные на федеральном уров­не кредитные коопера­тивы

Регистрирует и прове­ряет отчетность зарегист­рированных на федераль­ном уровне кредитных кооперативов, накладыва­ет ограничения на их ак­тивы

Комиссии штатов по страхованию и банков­скому делу

Лицензированные на уровне штатов бан­ки (депозитные учреж­дения) и страховые компании

Регистрируют и прове­ряют отчетность зареги­стрированных на уровне штатов банков и страхо­вых компаний, наклады­вают ограничения на их активы, а также на откры­тие филиалов

Федеральная корпо­рация страхования де­позитов (FDIC)

Коммерческие бан­ки, взаимно-сберега­тельные банки и ссу - досберегательные ас­социации

Гарантирует выплату страховых сумм в размере до 100 ООО долл. каждому вкладчику банка; прове­ряет отчетность застрахо­ванных банков и накла­дывает ограничения на их активы

Федеральная резерв­ная система (ФРС)

Все банки (депо­зитные учреждения)

Проверяет отчетность коммерческих банков - членов системы;

Устанавливает резерв­ные требования для всех банков;

Накладывает ограниче­ния на процентные вы­платы по депозитам

Управление надзора за сберегательными уч­реждениями

Ссудосберегатель - ные ассоциации

Проверяет отчетность ссудосберегательных ас­социаций и накладывает ограничения на их активы

3. Страны, в которых контрольная (надзорная) деятельность осуще­ствляется не центральным банком, а другими органами - Канада, Да­ния, Люксембург, Швеция, Австрия, Финляндия, Норвегия.

Таким образом, поскольку банковский надзор объективно необхо­дим, то необходимы и специальные органы, осуществляющие соответ­ствующие функции. Органы могут быть разными по статусу, но среди них почти всегда есть государственные. Система регулирующих, надзи­рающих органов в той или иной стране, как правило, отражает специ­фические особенности политического и социально-экономического раз­вития данной страны, ее традиции, задачи, решаемые ею на том или ином историческом этапе. Вместе с тем рассмотрение практики постро­ения системы регулирования банковской деятельности в отдельных стра­нах в историческом аспекте показывает, что эти процессы в разных стра­нах все же имеют больше общего, нежели различий.

Современное регулирование банковской деятельности в США на­правлено на реализацию следующих макроэкономических целей:

1. Поддержание стабильности финансово-кредитной системы страны.

2. Защита интересов клиентов банка.

3. Поддержание определенных темпов роста экономики.

При этом регулирование деятельности американских банков осуще­ствляется по следующим основным направлениям:

- регулирование филиальной сети банков;

- разделение коммерческой и инвестиционной банковской деятельности;

- определение системы экономических нормативов и контроль за их соблюдением.

В области регулирования филиальной сети банков в США действу­ет порядок, по которому штаты определяют собственную политику по отношению к открытию учреждений банков на своей территории. В со­ответствии с Законом Мак-Феддена национальные банки имеют право открывать отделения в той же пропорции, что и банки штатов.

Известно, что высокий уровень прибыльности связан, как правило, с высокорисковыми операциями. Эта зависимость представлена на рис. 53.

КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Рис. 53. Зависимость прибыльности банка от уровня рыночного риска

На рисунке по горизонтали показана степень рыночного риска - кре­дитного, процентного и валютного (Rit), а по вертикали - ожидаемая доходность банка (Rmt). Прямо пропорциональная зависимость между рыночным риском и прибыльностью банка представлена на рисунке в виде прямой линии.

Политика банка должна заключаться в том, чтобы достичь равнове­сия (оптимального соотношения) между риском и доходом банка. Равно­весие в ближайшей перспективе, или так называемое краткосрочное рав­новесие, представляет собой соотношение между ликвидностью и при­былью. Чем выше ликвидность банка, тем ниже прибыльность, и наобо­рот, чем ниже ликвидность, тем выше ожидаемая прибыль и вероятность возникновения банковских рисков. Равновесие в отдаленной перспекти­ве, или долгосрочное равновесие, предполагает, что чем ниже ликвид­ность, тем менее устойчив банк с точки зрения платежеспособности.

В США в настоящее время при разработке системы экономических нормативов за основу приняты рекомендации Базельского соглашения. До 1988 г. в США достаточный капитал для банков определялся на уровне 5% от размера всех активов. С 1988 г. требования достаточности капи­талов были установлены на уровне 8% активов, взвешенных с учетом степени риска. Начиная с 1 января 1993 г. все американские банки обя­заны подчиняться требованиям Базельского соглашения.

В России с целью обеспечения устойчивости банковской системы Центральный банк устанавливает для коммерческих банков ряд эконо­мических нормативов, то есть определенных коэффициентов с задан­ным уровнем.

Централизованно установленные экономические нормативы вклю­чают следующие показатели:

- норматив достаточности капитала;

- нормативы ликвидности баланса кредитной организации (банка);

- нормативы ограничения крупных рисков в области привлечения и размещения ресурсов;

- минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в Цент­ральном банке России.

Посредством экономических нормативов регулируются:

1. Абсолютный и относительный уровень собственного капитала кредитной организации.

2. Ликвидность баланса.

3. Диверсификация активных и пассивных операций.

4. Создание централизованных резервов для обеспечения устойчи­вости банковской системы в целом.

В мировой банковской практике в отличие от российской использу­ются различные подходы для оценки платежеспособности и ликвидно­сти банков. Заслуживает внимания, например, опыт банковской систе­мы Франции, так как она является одной из старейших в мире и по своему построению схожа с российской. Банк Франции предписывает француз­ским коммерческим банкам соблюдение коэффициентов краткосрочной и среднесрочной ликвидности.

Интересен также опыт Германии, где функция регулирования дея­тельности коммерческих банков возложена на Бундесбанк (централь­ный банк страны) и Федеральную службу кредитного контроля (ФСКК).

Бундесбанк имеет лишь одно реальное средство воздействия - ми­нимальные ставки резервирования и располагает только двумя инстру­ментами контроля за деятельностью коммерческих банков - это резер­вирование средств и получение отчетности. Остальные функции надзо­ра возложены на ФСКК, которая подчинена Министерству финансов.

ФСКК как надзорный орган была создана в 1934 г., после краха не­мецких банков в результате экономического кризиса 1929-1933 гг. Ра­ботая в тесном сотрудничестве с Бундесбанком, ФСКК обязана следить за соблюдением банковского законодательства, противодействовать на­рушениям и обеспечивать стабильность валюты. ФСКК действует в ин­тересах конкретных банков и экономики страны в целом.

Контроль за деятельностью кредитных учреждений проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банковских опе­раций в соответствии с действующим законодательством.

Банковский надзор преследует две цели:

1. Защита вкладчиков банка от возможных потерь.

2. Поддержание стабильности на финансовом рынке посредством предотвращения системных рисков.

Во избежание нестабильности и кризисных ситуаций в финансово- кредитной сфере во многих странах мира создана система надзора за деятельностью кредитных учреждений.

В течение последних десятилетий система банковского надзора по­степенно приобретала международный характер, что было связано с интернационализацией банковского дела. В 1975 г. председателями цен­тральных банков 10 промышленно развитых европейских стран был сформирован Базельский комитет по вопросам банковского надзора и регулирования, или «Комитет Кука», названный так по имени директо­ра Банка Англии Питера Кука, инициатора создания международного банковского надзора.

В апреле 1997 г. Базельский комитет представил документ «Базовые принципы эффективного надзора за банковской деятельностью», содер­жащий 25 принципов, которые являются основой для организации дей­ственного банковского надзора и регулирования. «Базельские принци­пы» разработаны странами «десятки», с участием представителей органов банковского надзора из 15 стран, включая Россию. Они одобре­ны руководителями центральных банков стран «десятки», и органам банковского надзора во всех странах предложено руководствоваться эти­ми принципами. В основном они содержат стандартные требования, уже применяемые в высокоразвитых странах, в частности требования ми­нимальной величины банковского капитала и его составляющих; про­верки органами надзора политики, оперативной деятельности банка и применяемых им процедур, связанных с выдачей кредитов и инвести­рованием капиталов; управления кредитным и инвестиционным порт­фелями; проверки факта наличия у банка общей политики управления рисками.

Особое место в этой системе занимает диагностика каждого банка, осуществляемая посредством дистанционного надзора и инспекций на местах. В разных странах в зависимости от их специфики придается различное значение названным видам надзора (рис. 54).

КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Рис. 54. Интегрированная система надзора

Отчетность кредитных учреждений. Основными материалами для оценки положения банка обычно служат текущая и периодическая от­четная документация и ежегодные финансовые отчеты, включающие годовой баланс, отчет о прибылях и убытках, пояснительную записку.

В Великобритании надзорные органы получают от банков годовые балансы, заверенные внешними аудиторами, и отчеты о некоторых ви­дах операций немедленно по их совершении.

В Германии текущий контроль над деятельностью банков осуществ­ляется на основе ежемесячных отчетов по крупным, международным валютным и внутренним кредитам, вопросам платежеспособности и ликвидности банков, рисковым активам и т. д. По итогам года представ­ляются годовой баланс и отчет. Кроме того, Федеральное ведомство по кредитному контролю может требовать от банков любую информацию, включая бухгалтерские книги и документацию.

В Италии коммерческие банки направляют в органы надзора еже­месячно сокращенный баланс, ежеквартально - отчет о депозитах и ссу­дах, раз в год - годовой баланс и отчет о прибылях и убытках.

В Нидерландах банки ежемесячно отчитываются в своей платеже­способности, ликвидности, задолженности по странам, об открытой ва­лютной позиции, по просроченным кредитам и резервным отчислени­ям. Кроме ежемесячных органы надзора получают и опубликованные годовые отчеты банков с расчетами коэффициентов за год, заверенные внешними аудиторами, которые также ежегодно должны удостоверять и один из ежемесячных отчетов.

Во Франции не заверенные внешними аудиторами отчеты предо­ставляются банком раз в квартал на дискетах. Основная отчетность подается раз в полгода (баланс, отчет о прибылях и убытках, коэф­фициент платежеспособности и т. д.). Сокращенные балансы пере­сылаются ежемесячно. При необходимости данные отчетности до­полняются сведениями из анкет, которые кредитные учреждения заполняют уже несколько лет, например об общей сумме сомнитель­ных внутренних и зарубежных кредитов, созданных резервных фон­дах.

В США, где существует очень жесткий банковский контроль, банки ежеквартально представляют полные отчеты о своем финансовом поло­жении и доходах.

Оценка финансового состояния банка. Анализ данных, содержа­щихся в отчетной документации, позволяет определить уровень ключе­вых финансовых показателей, выявить тенденции их изменения, сопос­тавить положение дел в данном кредитном учреждении с положением дел в других банках.

На основе оценок различных аспектов, определяющих состоятель­ность банка, работники надзора делают общее заключение о его поло­жении, дают рекомендации или выносят решение о принятии тех или иных мер.

В С Ш А три контролирующие организации (Федеральная резерв­ная система, Департамент контроля денежного обращения и Федераль­ная корпорация по страхованию депозитов) долгое время использовали собственные системы оценки финансового положения банков, но в 1978 г. была введена единая рейтинговая система CAMEL, в соответ­ствии с которой общая рейтинговая оценка состояния банка (от 1 — проч­ное до 5 - неудовлетворительное) представляет собой среднее арифме­тическое из баллов, выставленных по пяти компонентам CAMEL: достаточности капитала (capital adequacy); качеству активов (asset quality); менеджменту (management); доходности (earnings) и ликвид­ности (liquidity). Общий рейтинг служит достаточно точным показате­лем состояния банка, определяющим масштабы и глубину последую­щих мер, которые необходимо предпринять надзорным органам в отношении банка.

В других странах надзорные органы для оценки дел в своих бан­ках также стали использовать систему CAMEL. В Италии, напри­мер, заключения о состоянии банка на основе анализа всей получен­ной информации также позволяют работникам надзора оценить каждый банк в рамках системы (называемой в Италии PATROL) по таким показателям, как капитал, риск, прибыль, организационная структура, ликвидность. Каждый фактор оценивается от 1 (хорошо) до 5 (очень плохо). Общий балл определяется как среднее значение этих баллов (табл. 10).

Показатели определения проблемных кредитных учреждений в США и в Италии

Страна

Контролирующий орган

Система оценки от 1 (прочное) до 5(неудовлетворительное)

США

Федеральная резервная система

Департамент контроля де­нежного обращения

Федеральная корпорация по страхованию депозитов

Рейтинговая система CAMEL:

- достаточность капитала;

- качество активов;

- менеджмент;

- доходность;

- ликвидность

ИТАЛИЯ

Банк Италии

Система PATROL:

- капитал;

- риск;

- прибыль;

- организационная структура;

- ликвидность

Рассмотрим меры воздействия органов надзора на проблемные кре­дитные организации.

Во Франции Банковская комиссия располагает широким диапа­зоном дисциплинарных санкций. Помимо предупреждения и порица­ния предусматриваются такие меры, как запрещение или временное ог­раничение некоторых видов деятельности, временное отстранение одного или нескольких руководителей от работы и их официальное раз­жалование, денежные санкции (размер денежного штрафа может дос­тигать уровня минимального капитала), отзыв лицензии.

При необходимости Комиссия может назначить руководителя кре­дитно-финансового учреждения или председателя ликвидационной ко­миссии.

В Нидерландах практически нет системы штрафов, банковс­кие счета не блокируются, хотя с 1992 г. Центральный банк страны по­лучил право на отстранение от работы менеджеров коммерческих бан­ков, если они, с точки зрения этого банка, не справляются со своими обязанностями.

Надзорные органы могут прибегать к публикации в средствах мас­совой информации сведений о положении дел в банке. Окончательное решение о ликвидации банка здесь принимает суд по ходатайству Цент­рального банка (табл. 11).

ВГермании при недостаточности собственного капитала, нару­шении норм ликвидности и при превышении расходов банка на внут­ренние нужды над собственным капиталом органы надзора могут огра­ничить или наложить запрет на выдачу кредитов или распределение прибыли, если банк не исправит ситуацию в установленный срок.

Меры воздействия органов надзора за рубежом на проблемные кредитные учреждения

Страна

Контролирующий орган

Меры воздействия на проблемные кредитные учреждения

США

Федеральная корпорация по страхованию депозитов

- создание ликвидационной ко­миссии;

- выплата страховых сумм;

- организация слияния в форме «покупки-присоединения»

ИТАЛИЯ

Банк Италии

- созыв администрации по ана­лизу банка;

- закрытие филиалов;

- замена руководителей;

- принудительная ликвидация банка

ГЕРМАНИЯ

Федеральное ведомство по кредитному контролю

Консорциальный банк ликвидности (ЛИКО-БАНК)

- ограничение или запрет на ряд банковских операций;

- запрет на распределение при­были;

-заявление в суд для возбуж­дения дела о банкротстве

- выделение ликвидных средств при временных платежных затруднениях

ФРАНЦИЯ

Банковская комиссия

- предупреждения, порицания;

- временное отстранение от руководства;

- денежные санкции;

- отзыв лицензии

НИДЕР­ЛАНДЫ

Банк Нидерландов

- публикация в прессе о поло­жении банка;

- подача заявки в суд о ликви­дации

ВЕЛИКО­БРИТАНИЯ

Банк Англии

- ограничение банковских опе­раций;

- применение санкций;

- изъятие лицензии

Если существует опасность невыполнения банком своих обязательств перед вкладчиками, Федеральное ведомство по кредитному контролю может принять срочные меры: ввести запрет или ограничение на прием вкладов и выдачу гарантий под кредиты; отозвать или ограничить права владельцев или управляющих на деятельность, назначить лиц для на­блюдения за деятельностью банка.

Кроме того, в Германии в 1974 г. по инициативе Федерального банка был создан Консорциальный банк ликвидности (ЛИКО-БАНК), кото­рый предоставляет в целом устойчивым кредитным учреждениям лик­видные средства, если они испытывают временные платежные затруд­нения. Уставный фонд банка был сформирован за счет средств Феде­рального банка (30%), а также взносов всех банковских групп Германии.

При угрозе банкротства для его предотвращения может быть нало­жен запрет на операции и платежи, на операции с клиентами, на опера­ции по средствам, не предназначенным для погашения задолженности. Одновременно органы надзора могут назначить новых управляющих, утвержденных судом.

Если указанные меры оказываются неэффективными и банк стано­вится окончательно неплатежеспособным, Федеральное ведомство по кредитному контролю подает заявку в суд для возбуждения дела о банк­ротстве.

За нарушение установленных правил в Германии законодательством предусмотрены денежные штрафы, а в ряде случаев и уголовная ответ­ственность. Так, преднамеренное ведение запрещенных операций или работа без лицензии, сокрытие факта неплатежеспособности грозят сро­ком заключения до трех лет (непреднамеренные действия - до одного года).

В Италии законодательство о банках предоставляет органам над­зора право на созыв администрации банка для изучения поставленных Банком Италии вопросов, отдачу приказов относительно тех аспектов деятельности банка, в связи с которыми были обнаружены проблемы (например, уровень достаточности капитала, риски, организационная структура и т. д.). Более строгими мерами являются закрытие филиалов банка, временное приостановление деятельности его руководства и на­значение внештатного высшего должностного лица в администрацию банка, принудительная ликвидация банка. Две последние меры приме­няются тогда, когда имели место серьезные нарушения или при нали­чии потерь, которые привели к существенному уменьшению капитала банка.

Ответственные за нарушение члены администрации банка подле­жат наказанию (от административных штрафов до уголовного наказа­ния).

Если речь идет о банкротстве банка, то Банк Италии принимает ре­шение об оказании ему помощи с целью его спасения или же принима­ется решение о ликвидации банка. Но если банкротство этого банка может повлиять на состояние всей банковской системы, решение о пре­доставлении ему кредита из специальных фондов принимает не Цент­ральный банк, а правительство страны.

При возникновении угрозы интересам вкладчиков вВеликобри- т а н и и Банк Англии имеет право ограничить виды и объем выполняе­мых операций коммерческого банка или изъять у него лицензию. Реше­ние о применении санкций и отзыве лицензии принимается в ходе офи­циального рассмотрения вопроса комиссией, в работе которой прини­мают участие менеджеры и старшие должностные лица из Отдела банковского надзора Банка Англии. Окончательное решение по этому вопросу, вынесенное с учетом рекомендаций комиссии, может быть оп­ротестовано в суде.

В США вопросами ликвидации банков занимается Федеральная кор­порация по страхованию депозитов (ФКСД), которая выполняет обязан­ности временной администрации ликвидируемого банка, создает лик­видационную комиссию, выплачивает страховые суммы. Все решения ФКСД могут быть оспорены в суде.

В последнее время наиболее широкое распространение получило содействие в слиянии в форме «покупки-присоединения». ФКСД орга­низует процедуру покупки-присоединения, то есть проводит конкурс среди других банков-членов корпорации на приобретение активов и присоединение обязательств (в первую очередь счетов вкладчиков) не­платежеспособного кредитного учреждения. Для повышения привлека­тельности сделки ФКСД предлагает к продаже не все, а только действу­ющие активы.

В процессе санации также нередко производится выделение недей­ствующих активов банка в особое управление. Такое управление осу­ществляется специально создаваемым банком или ликвидационным обществом под управлением ФКСД.

К ликвидации кредитного учреждения прибегают только как к край­ней мере, поскольку в данном случае могут сильно пострадать вкладчи­ки. Для того, чтобы в какой-то мере защитить их интересы, во многих странах введено страхование банковских депозитов, являющееся одной из важных форм обеспечения стабильности банковской системы. В США, Канаде, Великобритании, Италии, Японии программы страхова­ния находятся под государственным контролем. Банки США, Канады, Японии платят ежегодные взносы в фонд страхования депозитов, в Ита­лии и Нидерландах регулярных взносов нет, зато вносятся средства или на покрытие расходов, или в целях доведения общей суммы средств фонда до запланированного уровня (рис. 55).

Несмотря на имеющийся в распоряжении органов надзора арсенал мер воздействия на банки, во всех странах большое значение придается поддержанию постоянных неофициальных контактов между сотрудни­ками органов надзора и банков с целью регулярного обсуждения их пла­нов, возникающих трудностей, общих направлений деятельности и т. п. Это позволяет предотвращать возникновение в долгосрочной перспек­тиве сложностей, обеспечивать состоятельность отдельного банка и ста­бильность всей банковской системы в целом. Такие неофициальные кон­такты создают условия, при которых банк по собственной инициативе

КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Рис. 55. Страны, обеспечивающие стабильность банковской системы путем страхования банковских депозитов

Может информировать органы надзора о своих проблемах и видеть в них не надзирателя, а бесплатного высококвалифицированного аудито­ра и консультанта.

Таким образом, зарубежный опыт воздействия на проблемные кре­дитные учреждения со стороны органов надзора представляет опреде­ленный интерес с точки зрения использования его в российской практи­ке. Например, в той или иной форме возможно использование опыта США по слиянию проблемных банков с другими, более устойчивыми кредитными институтами, выделение недействующих активов в особое управление. Интересным представляется германский опыт создания Банка ликвидности, предоставляющего банкам средства на покрытие временного недостатка платежных средств.

Интересен также опыт Словении в создании Агентства по реабили­тации банков (АРБ). В ходе реабилитационных процедур АРБ имеет право взять банк под свое управление, заменить руководство, приостано­вить действие прав собственников и учредителей, организовать слияние или присоединение банка. Финансовая реабилитация банков осуществ­ляется посредством списания части долгов, передачи недействующих активов АРБ, а также предоставления необходимого минимума финан­совых средств.

В России после банковского кризиса 1998 г. было создано Агент­ство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). Функции АРКО:

- приобретение контрольных пакетов (долей в уставных капиталах) банков, утративших капитал, и управление этими банками;

- принятие в залог и управление пакетами акций банков;

- вступление в уставные капиталы банков по поручению и за счет Цен­трального банка России и Правительства России;

- приобретение и реализация активов ликвидируемых банков;

- управление на безубыточной основе проблемными и низколиквид­ными активами, приобретенными у банков;

- инициация процедур банкротств;

- назначение конкурсных управляющих;

- привлечение финансовых ресурсов, в том числе путем выкупа цен­ных бумаг.

Одной из актуальных задач, стоящих в настоящее время перед Цен­тральным банком России, является выявление на ранней стадии про­блемных банков и поиск эффективных методов их оздоровления. Свое­временное выявление и санация таких банков позволят защитить средства их клиентов и предотвратить переход проблем отдельных бан­ков в массовые, способные привести к возникновению банковского кри­зиса. Банковский надзор рассматривается как одна из важнейших функ­ций Центрального банка Российской Федерации. Особенно велико его значение в период нестабильного развития финансовых рынков и кри­зисного состояния экономики (рис. 56).

КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Рис. 56. Схема организации банковского надзора в России

Исходя из целей и задач банковского надзора в Центральном банке России созданы три функционально связанные между собой конт­рольные структуры:

- Контрольно-ревизионное управление;

- Департамент пруденциального банковского надзора;

- Департамент инспектирования кредитных организаций.

Центральный банк России, осуществляя надзор за кредитными уч­реждениями уже на стадии лицензирования, ограничивает доступ на рынок банковских услуг тех банков, которые будут не в состоянии обес­печить должную финансовую устойчивость и не смогут конкурировать с уже действующими кредитными учреждениями, демонстрируя, таким образом, угрозу банкротства и нанесения ущерба своим кредиторам, вкладчикам, клиентам. Для этого указанный банк предъявляет ряд тре­бований к размеру и структуре уставного капитала создаваемой кредит­ной организации, к ее учредителям, техническому оснащению, образо­ванию и профессиональной компетентности руководителей и сотрудни­ков банка.

При работе с уже действующими кредитными учреждениями Цент­ральный банк, проводя мониторинг текущей деятельности какого-либо банка, выявляет конкретные негативные моменты в работе кредитной организации, затем определяет специфику финансовых трудностей ком­мерческого банка, производит классификацию банка по степени про - блемности.

По мере развития банковской системы России критерии определе­ния финансового состояния банков изменялись. Вместо действовавшей ранее классификации, по которой банки по степени проблемносте де­лились на три группы в зависимости от допущенных нарушений и глу­бины проблем, была введена новая классификация. В соответствии с ней все банки с точки зрения финансового состояния подразделяются на две категории с выделением в каждой категории двух классификаци­онных групп (рис. 57).

КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Рис. 57. Классификационные группы финансового состояния кредитных организаций на территории России

Изменение классификации было произведено с целью совершенство­вания методики надзора за деятельностью банков и обеспечения луч­ших условий применения к ним адекватных мер со стороны Банка Рос­сии. В новой классификации дана более детальная группировка по признакам проблемносте, увеличено число классификационных групп, что позволит Центральному банку адекватно и своевременно реагиро­вать на возникающие в деятельности того или иного банка проблемы и находить пути решения этих проблем. Отнесение к какой-либо класси­фикационной группе обычно производится на основании данных ме­сячной отчетности банков.

Ікатегория. Финансово стабильные кредитные организации

Группа 1. Кредитные организации без недостатков в деятельнос­ти. К этой группе не может быть отнесена кредитная организация (КО), имеющая хотя бы один из недостатков, перечисленных в характеристи­ки группы 2.

Группа 2. Кредитные организации, имеющие отдельные недостат­ки в деятельности. К таким недостаткам относятся:

- неустраненный факт нарушения норм законодательства Российской Федерации и (или) нормативных актов Банка России;

- неудовлетворенное требование кредитора или неисполненная обязан­ность по уплате обязательных платежей, в том числе перед Банком России;

- неустраненный факт нарушения порядка обязательного резервирова­ния (недовзнос резервов, неуплаченные штрафы, выявленные нару­шения расчета обязательных резервов в течение последних трех ме­сяцев).

Кроме того, к данной группе относятся КО, у которых наблюдается снижение значения показателя достаточности собственных средств (ка­питала) - норматива НІ - по отношению к предыдущей отчетной дате более чем на 10% или когда такое снижение капитала проявляется как устойчивая тенденция на протяжении последних шести месяцев и бо­лее. Уменьшение значения норматива HI не учитывается, если его фак­тическое значение превышает установленный норматив в два раза и более. Основаниями для отнесения КО ко второй группе являются также:

- текущие убытки либо превышение использованной прибыли над фак­тически полученной и (или) непогашенные убытки предшествующих лет;

- иммобилизация средств в затраты капитального характера (часть сто­имости основных средств (за вычетом амортизации и фактических затрат на строительство), находящихся на балансе КО, в размере, пре­вышающем сумму источников собственных средств);

- невыполнение нормативных требований Банка России по созданию системы управления рисками и (или) системы внутреннего контроля.

II категория. Проблемные кредитные организации

Недостатки в их деятельности создали или могут создать реальную угрозу интересам их кредиторов, клиентов и (или) участников. Ко вто­рой категории должны быть отнесены КО, имеющие как минимум один из следующих признаков:

- наличие хотя бы одного из оснований для осуществления мер по пре­дупреждению банкротства в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

- неустраненный факт нарушения правил ведения бухгалтерского уче­та и (или) представления недостоверной отчетности по данным над­зора или проверки (имеется в виду такое искажение данных, когда КО относится к неоправданно высокой группе или показывается вы­полнение пруденциальной нормы, хотя при использовании правиль­ных данных будет выявлено ее нарушение).

При классификации КО Банк России учитывает также отрицатель­ные аудиторские заключения, отказы аудиторских фирм от выражения своего мнения о достоверности отчетности КО или их сомнения по по­воду возможностей КО продолжать свою деятельность и выполнять свои обязательства в течение как минимум 12 месяцев, следующих за отчет­ным. Ко второй категории относятся также банки, не представляющие информацию о своей деятельности и финансовом положении в поряд­ке, установленном в Российской Федерации, препятствующие деятель­ности органов банковского надзора, а также получению информации о своей деятельности физическими и юридическими лицами. Банки, сис­тематически невыполняющие требования Банка России по устранению недостатков (двукратно в течение последних 12 месяцев), также отно­сятся ко второй категории проблемных банков.

Группа 3. Кредитные организации, испытывающие серьезные фи­нансовые трудности. К этой группе относятся КО, проблемы в деятель­ности которых носят выраженный характер, либо очевидным является возникновение серьезных проблем в будущем, однако пока еще нет ос­нований для отнесения их к группе 4.

К группе 3 относятся КО, имеющие хотя бы один из следующих признаков:

- невыполнение норматива достаточности капитала HI (но его факти­ческое значение не ниже 5.%), и (или) норматива мгновенной ликвид­ности Н2, и (или) норматива текущей ликвидности НЗ;

- нарушения порядка обязательного резервирования сроком более трех рабочих дней и (или) два случая нарушения за последние три месяца при составлении расчета регулирования размера обязательных резер­вов.

К группе 3 могут быть отнесены также КО, которые не представили на одну отчетную дату требуемые формы отчетности, а также расчет обязательных резервов или представили их с задержкой более чем на 5 рабочих дней, а также КО, систематически (два раза и более в течение последних 6 месяцев) задержавшие представление форм отчетности до 5 рабочих дней.

Группа 4. Кредитные организации в критическом финансовом поло­жении. К ним относятся КО, проблемы в деятельности которых приоб­рели наиболее острый и (или) затяжной характер, включая КО, имею­щие внешние признаки несостоятельности (банкротства). К группе 4 относятся также КО, которые допускают следующие нарушения:

- не удовлетворяют требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняют обязанности по уплате обяза­тельных платежей, в том числе перед Банком России в течение одно­го месяца и более с момента наступления даты их исполнения;

Или

- не выполняют норматив достаточности капитала HI;

Или

- нарушили порядок обязательного резервирования сроком более од­ного месяца и (или) допустили более двух случаев нарушений за пос­ледние шесть месяцев при составлении расчета регулирования обя­зательных резервов.

К группе 4 могут также относиться КО, которые систематически не представляют требуемые формы отчетности или представляют их с за­держкой более чем на 5 рабочих дней (минимум двукратное в течение последних 6 месяцев непредставление или задержка сроком более 5 ра­бочих дней).

После отнесения банка к той или иной классификационной группе определяются меры воздействия со стороны Центрального банка.

Основные рычаги воздействия Центрального банка на проблемные кредитные учреждения изложены в Федеральном законе «О Централь­ном банке Российской Федерации (Банке России)». Они предусматри­вают спектр мер от доведения до сведения руководства кредитной орга­низации информации о выявленных недостатках в деятельности банка с требованием их ликвидации до введения временной администрации и применения крайней меры - отзыва лицензии.

Среди арсенала мер, имеющихся в распоряжении Центрального бан­ка, можно выделить предупредительные и принудительные меры воз­действия.

Предупредительные меры воздействия применяют­ся в тех случаях, когда недостатки в деятельности банка непосредствен­но не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков. Эти меры воздей­ствия могут применяться:

- при ухудшении показателей деятельности кредитной организации, если экономические нормативы деятельности банком выполняются или имеют место незначительные ухудшения, не свидетельствующие о развитии процессов, угрожающих финансовому состоянию кредит­ной организации, интересам ее кредиторов и вкладчиков;

- если по данным отчетности кредитной организации имеются призна­ки, свидетельствующие об опасности ухудшения финансового состо­яния кредитной организации (текущие убытки от банковских опера­ций и сделок, тенденция к снижению собственных средств и т. д.);

— при несоблюдении требований законодательства и нормативных ак­тов Банка России в части регистрации кредитных организаций, их лицензирования и расширения деятельности.

При более серьезных нарушениях в деятельности банков, сопровож­дающихся ухудшением их финансового состояния, применение предуп­редительных мер должно сочетаться с принудительными мерами воз­действия.

Принудительные меры воздействия применяются в том случае, если совершаемые кредитной организацией операции со­здали реальную угрозу интересам клиентов или кредиторов (вкладчи­ков). Кроме того, основаниями для применения принудительных мер воздействия являются нарушение или невыполнение кредитной орга­низацией банковского законодательства, нормативных актов и предпи­саний Банка России, непредставление или представление неполной либо недостоверной информации.

Самой распространенной мерой принудительного воздействия яв­ляется штраф. Величина штрафов за нарушение каждого вида пруден­циальных норм колеблется от 0,05 до 0,1% от размера минимального уставного капитала.

Надзорные органы имеют право потребовать от кредитной органи­зации осуществления мероприятий по ее финансовому оздоровлению - изменению величины или структуры активов (пассивов), в том числе в рамках предоставляемого кредитной организацией плана финансового оздоровления (санации). План санации должен содержать три части, в первой из которых дается оценка ситуации в кредитной организации (представляются общие сведения о кредитной организации, ее роли и значении в экономике региона РФ, динамики развития и причин воз­никновения кризиса в банке, его финансового состояния). Во второй части приводятся мероприятия по финансовому оздоровлению кредит­ной организации (учитываются участие акционеров и третьих лиц в финансовом оздоровлении, возможности сокращения расходов банка, источники дополнительных доходов, реализация имущества и других активов кредитной организации, прочие мероприятия). В третьей части приводятся результаты санирования, включая ориентировочные пока­затели на конец отчетного квартала и следующего года и на период до выхода из кризиса.

Кредитным организациям также может быть ограничено (на срок до шести месяцев) или запрещено (на срок до года) проведение отдель­ных банковских операций в рублях и иностранной валюте.

В случае опасного нарастания проблем в деятельности банка, его неудовлетворительного финансового положения в целях ограничения риска кредиторов и клиентов кредитной организации надзорный орган вправе ввести запрет на открытие филиалов сроком до одного года, а также потребовать замены руководителей кредитной организации.

Еще одной мерой принудительного воздействия Банка России на деятельность проблемных банков является введение временной адми­нистрации с передачей ей полномочий органов управления кредитной организацией.

Если применение вышеуказанных мер воздействия Центрального банка на проблемный банк не привело к стабилизации деятельности банка, органы надзора Банка России могут принять решение об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у данной кредитной организации.

Применяемые меры воздействия Центрального банка на проблем­ные кредитные учреждения должны учитывать степень и причины воз­никновения проблем, а также функциональную значимость банка. При оценке функциональной значимости банка кредитные организации по величине капитала можно разбить на три группы.

К первой группе относятся структурообразующие кредитные орга­низации, имеющие существенное значение для денежно-кредитной си­стемы Российской Федерации - концентрирующие межбанковские опе­рации, занимающие основное место в кредитовании экономики (в том числе в отраслевом и региональном разрезе), привлекающие значитель­ный объем средств клиентов.

Во вторую группу включаются средние банки с диверсифицирован­ным кредитным и депозитным портфелем, которые по масштабам зна­чительно уступают кредитным организациям первой группы.

Третья группа состоит из мелких банков, главным образом имею­щих узкую специализацию.

Учитывая, что Центральный банк России отвечает за поддержание стабильности банковской системы и не несет ответственности за состо­яние каждой конкретной кредитной организации, конкретный состав применяемых мер определяется на базе комплексной оценки функцио­нального характера банка и степени развития финансовых трудностей.

К крупным (структурообразующим) банкам в первую очередь при­меняются предупредительные меры воздействия. Из принудительных мер воздействия используются такие, которые не связаны с ограниче­нием возможности банков самостоятельно преодолевать финансовые трудности.

Для средних и мелких банков наиболее эффективными являются меры принудительного характера, включающие ограничение проведе­ния банком операций.

В случае отзыва лицензии ставится задача в короткий срок с учетом прав и законных интересов кредиторов осуществить ликвидацию кре­дитной организации. С принятием Закона РФ «О несостоятельности (бан­кротстве) кредитных организаций» процедура ликвидации банков-бан­кротов существенно упростилась.

Таким образом, основным принципом применения инструментария регулирования Центральным банком РФ является жесткость в отноше­нии нарушений законодательства и нормативных актов Банка России в сочетании с активной позицией по стабилизации функционально зна­чимых банков, при этом приоритет отдается решению общесистемных задач.

Финансы, деньги, кредит и банки

Бинарные опционы

Многие интересующиеся биржевой торговлей хоть раз слышали о бинарных опционах(смотрите например здесь: finmaxbo.com), которые давно и с успехом используются в качестве валютных спекуляциях для получения прибыли. Это, пожалуй, самый рискованный …

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ

К одной из основных подсистем финансовой системы Российской Федерации в соответствии с экономической сущностью и функциями финансов относятся финансы предпринимательских структур - хозяй­ствующих субъектов. Основным же звеном этой подсистемы являются …

ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС

В современной экономике межгосударственные экономические от­ношения осуществляются по двум основным направлениям - междуна­родной торговли и финансов. В любой стране с открытой экономикой ведется учет внешнеэкономических сделок, имевших место в течение …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.