Финансы, деньги, кредит и банки

Государственный и муниципальный кредит

Управление государственным долгом

Развитие финансовых отношений и корректировка функционально­го назначения государства в экономической сфере приводят к измене­ниям методов и форм Государственного управления и регулирования. Бюджет современного государства, как система отношений и как еди­ный фонд денежных средств государства, использует все имеющиеся методы и формы для выравнивания баланса между доходами и расхода­ми. Одним из таких методов аккумулирования денежных средств в до­ходной части бюджета государства, источником финансирования госу­дарственных расходов и является государственный кредит (займы).

Государственный кредит (в широком смысле слова) представ­ляет собой совокупность экономических денежных отношений, воз­никающих в процессе перераспределения свободных денежных средств, формирования средств централизованного денежного фон­да государства на условиях срочности, платности и возвратности и его использования с целью реализации функций государственного управления.

Государственный кредит является совокупностью отношений, где одной из сторон выступает государство, а другой стороной - кредитора­ми или заемщиками — выступают иные государства, организации и граж­дане. Основой таких отношений является, с одной стороны, изъятие сво­бодных денежных отношений (их перераспределение) на условиях срочности, платности и возвратности и, с другой стороны, предоставле­ние финансовой помощи или финансирование государственных расхо­дов. Признание на уровне государственной политики применения не­сбалансированного государственного бюджета в Российской Федерации и привело к расширению на эти цели использования государственного кредита.

Необходимость использования системы государственного кредита (займов) обусловлена неравномерностью экономического развития эко­номики и кредита вообще. Возможность использования государствен­ного кредита обусловлена и существованием денег, выполнением ими таких функций, как накопление и сохранение стоимости. Как правило, в условиях экономического подъема роль государственного кредита па­дает и возрастает роль государственных займов, а в условиях спада — роль государственного кредита возрастает, а государственных займов падает. Таким образом, проявляются разные стороны финансового ме­тода регулирования экономики - финансовой политики в области госу­дарственного кредитования.

Государственный кредит (в узком смысле слова) представляет собой совокупность экономических денежных отношений, возни­кающих между государством и другими государствами, организа­циями, гражданами по поводу изъятия свободных денежных средств на условиях срочности, платности и возвратности с це­лью достижения баланса между доходами и расходами государ­ственного бюджета для выполнения государством своих функций и обязательств.

В том случае, если государство выступает в таких отношениях в ка­честве кредитора, такие операции показывают активное функциональ­ное назначение государственного кредита. Основной формой проявле­ния таких операций могут быть объемы бюджетных кредитов, казначейских ссуд и т. п. Такое проявление государственного кредита является положительным, так как увеличиваются доходы государства от финансовых операций.

Когда государство выступает в качестве заемщика средств - прояв­ляется пассивная роль государственного кредита. Основным проявле­нием таких отношений является рост объемов государственных займов. Вся совокупность государственных займов характеризует величину го­сударственного долга.

Однако государственный кредит, являющийся финансовой катего­рией, нельзя относить в силу его сущностных характеристик к традици­онному понятию банковского кредита.

Банковский кредит, как правило, покрывается за счет производитель­ного использования денежных средств и получения прибыли. При кре­дитован™ государства целью кредита является привлечение дополни­тельных источников для покрытия государственных бюджетных расходов, которые, как правило, носят непроизводительный характер (социальные, военные и другие расходы). Источником покрытия зай­мов и процентов по ним являются бюджетные средства государства. Причем эти средства используются из будущих бюджетных средств, полученных, в том числе, от сумм налогов. Численный состав налого­плательщиков и кредиторов государства, как правило, не совпадает.

В процессе банковского кредитования используется система имею­щихся в практике мер обеспечения, которая разрабатывается исходя из сложившихся экономических условий. Государственные займы, как правило, либо не имеют залога, либо имеют золотое обеспечение (при внутреннем заимствован™) или обеспечение собственностью (при внеш­нем заимствовании). В условиях заимствований у граждан государствен­ный кредит предусматривает значительную роль привлекательных ме­роприятий, рассчитанных на внешнее проявление эффективности вложений для кредиторов.

Банковский кредит является средством перераспределения средств в ограниченных пределах с целью увеличения прибыли (доходов) конк­ретных предпринимательских структур. В условиях государственного регулирования экономики в процессе привлечения средств в фонды го­сударственного бюджета используется весь спектр форм его привлека­тельности, однако меньше в части, например, льготного налогообложе­ния, стабильности доходов, принудительности и т. п. Государственный кредит выражает отношения перераспределения в рамках экономичес­кой системы и на основе использования государственного регулирова­ния. Именно в процессе выплат процентов и дивидендов и проявляется этот перераспределительный характер отношений.

Понятия государственный кредит и государственный заем в эконо­мической литературе трактуются как синонимы. Однако следует иметь в виду их некоторые отличия друг от друга. Государственный кредит представляет собой более широкое понятие, чем государственный заем. Государственный кредит включает в себя экономические денежные от­ношения по поводу мобилизации и использования денежных средств при помощи заключения кредитных договоров и договоров займа.

Государственный заем объединяет в себе лишь систему экономичес­ких денежных отношений в соответствии с требованиями договоров займа - непосредственно: условий самих договоров займа и условий предоставления государственных гарантий (гарантии, как правило, вы­даются Министерством финансов Российской Федерации под конкрет­ные займы).

Государственные займы классифицируются по следующим призна­кам:

• По степени централизации заемных средств (заемщика):

- федеральные;

- субъектов Федерации;

- местных органов самоуправления (муниципальные займы).

• По месту размещения: внутренние и внешние.

• По способу размещения: обращаемые на рынке и необращаемые.

• По срокам действия: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.

• По степени обеспеченности: обеспеченные и не обеспеченные иму­ществом.

• По показателям доходов: процентные (с дисконтом, без дисконта), беспроцентные, бескупонные, с купоном (нулевым, твердым доходом, плавающим доходом).

Государственный долг представляет собой величину меньшую, чем государственный кредит. Государственный кредит включает в себя две большие части: кредит (заем) выданный и кредит (заем) полученный. Государственный долг включает в себя только кредит (заем) получен­ный.

Государственный долг помимо кредитов (займов) включает в себя суммы задолженности субъектам хозяйствования и процентов по ней. Величина государственного кредита (займа) не учитывает суммы задол­женности и процентов по ней, так как эти суммы не соответствуют тре­бованиям, предъявляемым к кредиту и займам как таковым.

К государственному долгу можно отнести, исходя из внешних при­знаков проявления и экономической сущности, всю задолженность субъектов хозяйствования друг перед другом.

В сумму государственного долга кроме кредитов (займов) включа­ются:

• обычная и просроченная задолженность по заработной плате, пен­сиям и пособиям гражданам;

• налоговый инвестиционный кредит;

■ бюджетный кредит (инвестиционный, валютный, ссуды и другие ин­струменты бюджетного регулирования в соответствии с требования­ми кредита как такового);

• неоплаченный государственный заказ, товарный кредит;

• неиспользованные финансовые обязательства и проценты по ним;

• и другие.

Как правило, государство является заемщиком средств, а иные госу­дарства, организации и граждане - кредиторами. Поэтому понятие го­сударственного кредита в экономической литературе приравнивают к государственному долгу.

Таким образом, государственный долг (в широком смысле сло­ва) представляет собой совокупность экономических денежных от­ношений, возникающих в процессе перераспределения свободных денежных средств, формирования средств централизованного де­нежного фонда государства на условиях срочности, платности и воз­вратности с учетом системы государственного регулирования за­долженности и ее использования с целью реализации функций государственного управления.

Такое определение государственного долга характерно для всех го­сударств и особенно для экономики современной России, когда сумма задолженности значительна и приобретает систематический, постоян­ный характер.

Государственный долг (в узком смысле слова) представляет со­бой совокупность экономических денежных отношений, возникаю­щих между государством с другими государствами, организация­ми, гражданами по поводу изъятия свободных денежных средств на условиях срочности, платности и возвратности с учетом сумм задолженности по обязательствам государства и процентам по ней для достижения баланса между доходами и расходами государствен­ного бюджета.

Другими словами, государственный долг представляет собой сум­му задолженности по всем государственным обязательствам и процен­тов по ней перед хозяйствующими субъектами.

Всю совокупность государственных займов можно разделить на внут­ренний и внешний государственные займы.

Под внутренним государственным займом понимается совокуп­ность денежных отношений на финансовом рынке в пределах террито­рии страны, связанных с формированием денежных фондов государства и финансированием государственных расходов в национальной валюте. Он представляет собой основную часть внутреннего государственного долга, определяющую финансовое состояние экономики. Прямой зависи­мости между величиной государственного долга и состоянием эконо­мики нет.

Внешний государственный заем представляет собой совокупность денежных отношений на международных финансовых рынках и заим­ствование средств в иностранной валюте у иностранных субъектов хо­зяйствования.

Займы на внешних рынках подразделяются на две большие группы: коммерческие и политические.

При заключении договоров коммерческих займов кредиторами вы­ступают преимущественно крупные банки, корпорации и т. п., основная цель функционирования которых - получение максимальной прибыли. При заключении политических договоров займов в лице кредиторов выступают правительства других стран, а условия заключения догово­ров предусматривают низкие проценты с выполнением условий или предложений политического характера.

Внешний долг государства в основном и включает в себя величи­ну внешних займов. Но абсолютные цифры его не являются показа­телями финансового состояния страны на мировом хозяйственном рынке.

Таким образом, содержание внутреннего государственного долга отражает совокупность обязательств государства (федерального прави­тельства) перед хозяйствующими субъектами - резидентами, выражен­ную в национальной валюте. Содержание внешнего государственного долга отражает совокупность обязательств государства (федерального правительства), выраженную в иностранных валютах, перед хозяйству­ющими субъектами - нерезидентами. Однако такое деление является условным в связи с усложнением хозяйственных и экономических свя­зей государств и самих хозяйствующих субъектов.

Государственный внутренний долг Российской Федерации (прави­тельства) имеет следующую структуру:

• кредиты, полученные Правительством Российской Федерации;

• государственные займы от имени Правительства Российской Феде­рации;

• долговые обязательства, гарантированные Правительством Российс­кой Федерации;

■ задолженность прошлых лет (долговые обязательства СССР).

Следует учитывать, что Российская Федерация (федеральное пра­вительство) не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Федерации и местных органов самоуправления, если они не были гарантированы Правительством Российской Федерации.

При характеристике сущности государственного долга применяют и классификацию его на капитальный (основной) и текущий государ­ственный долг.

4-3316

Капитальный долг - это совокупность всех выпущенных и не по­гашенных на данный момент (на определенную дату) долговых обяза­тельств государства (федерального правительства), включая и процен­ты по ним, подлежащие уплате.

Под текущим долгом понимается: сумма расходов текущего пери­ода, направленных на погашение государственного долга, срок оплаты которого не наступил; платежей по обязательствам, которые государство обязано погасить в отчетном периоде; расходов на уплату ежегодных процентов по обслуживанию капитального долга, переходящего на бу­дущее.

Мировая практика использует много видов финансовых долговых обязательств государства. Их можно подразделить по видам в зависи­мости от:

• состава инвесторов: реализуемые среди граждан, реализуемые среди организаций, универсальные;

• эмитентов: федеральное правительство, органы власти субъектов Федерации, органы власти местного самоуправления;

• срочности: краткосрочные и долгосрочные;

• доходности: процентные, выигрышные, беспроцентные;

• методов размещения: добровольные и принудительные;

• техники эмиссии: документарные, бездокументарные (идеальные);

■ способности обращаться на фондовом рынке: обратимые (торговля происходит во всех секторах фондового рынка), необратимые (не подлежащие купле-продаже). Наиболее распространенной формой оформления государственных займов являются облигации, наряду с казначейскими векселями, казна­чейскими сертификатами и др. Государственная облигация — долго­вая ценная бумага, удостоверяющая долговое обязательство государства, которое дает право держателю получить в определенный срок основ­ную сумму долга и проценты по нему. Причем выплаты доходов могут производиться разными способами:

• с установлением фиксированного процентного платежа;

• применяя ступенчатые ставки;

• используя плавающие процентные ставки; с индексированием номи­нальной стоимости;

• когда реализация производится со скидкой (дисконтом);

• через выпуск и реализацию выигрышных займов.

В настоящее время все виды ценных бумаг в России оказались обес­цененными, и доверие к ним подорвано. Ниже приводится характерис­тика основных видов государственных облигаций, функционировавших на российском фондовом рынке:

• Государственные краткосрочные обязательства (ГКО) - это облига­ции в бескупонной форме, эмитент — Министерство финансов Рос­сийской Федерации, выпускались на срок три, шесть и двенадцать месяцев.

■ Казначейские обязательства (КО) - это облигации в безбумажной форме, эмитент - Министерство финансов Российской Федерации, выпускались на срок от 50 дней до одного года в виде записей на счетах «депо» в уполномоченных депозитариях.

• Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ) - облигации в до­кументальной форме на предъявителя, эмитент - Министерство фи­нансов Российской Федерации, купонные со сроком погашения от 1 года до 15 лет.

• Облигации федерального займа с переменным купонным процентом (ОФЗ) - облигации с переменным плавающим купонным доходом, именные, эмитент - Министерство финансов Российской Федерации, срок погашения от 1 года.

• Государственный сберегательный заем — облигации в документаль­ной форме, на предъявителя, с постоянным процентным доходом, срок погашения 1-2 года.

• Золотые сертификаты — ценные бумаги на срок до 1 года с невысоким доходом, эмитент — Министерство финансов Российской Федерации.

■ Кроме того, для погашения государственного долга выпускались: государственные долгосрочные обязательства (ГДО), облигации фе­дерального займа с постоянным купоном, облигации государствен­ного нерыночного займа, государственные жилищные сертификаты и др.

В настоящее время на рынке ценных бумаг функционируют лишь некоторые виды государственных облигаций: облигации Банка России (ОБР) - облигации бескупонные, краткосрочные, именные, бездокумен­тарные. Эмитированы Центральным банком Российской Федерации.

По типу субфедеральные и муниципальные ценные бумаги не отли­чаются от государственных (федеральных) ценных бумаг. В мировой практике они подразделяются на кратко-, средне - и долгосрочные и по видам обеспечения подразделяются на:

• Облигации под общее обязательство.

• Облигации под доход проекта.

• Облигации под специальный налог.

В России рынок субфедеральных и муниципальных бумаг также практически перестал существовать. Функционировали субфедеральные и муниципальные облигации с общим покрытием И доходные (целевые), муниципальные займы.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по обслуживанию уже существующего госу­дарственного долга, его погашению, разработке условий привлечения и размещения новых займов, а также по обеспечению выполнения инте­ресов заемщика и кредиторов.

Процесс управления включает в себя такие методы, как погашение действующих займов, эмиссия новых займов, рефинансирование задол­женности, консолидация, конверсия и унификация займов, отсрочка и аннулирование старых долговых обязательств и т. п.

Управление государственным долгом должно основываться на вы­полнении следующих принципов: единства, снижения рисков, оптималь­ности структуры, сохранения финансовой независимости. В частности, к основным задачам по сокращению государственного долга можно от­нести: стабилизацию и подъем производства в традиционных секторах экономики, организацию эффективного государственного и финансово­го регулирования экономики, сокращение расходов бюджета на непро­изводительные статьи и др.

Государственный долг тесно связан с бюджетным дефицитом, кото­рый представляет собой превышение расходной части государственно­го бюджета над доходной. Бюджетный дефицит возникает тогда, когда появляется необходимость влиять через финансовые инструменты на рост доходов государства. Его величина зависит от многих факторов, в том числе от:

• изменения общеэкономической ситуации, экономической политики;

• осуществления крупных инвестиционных проектов на государствен­ном уровне;

• ошибки в управлении государственными структурами;

• изменения внешних условий и др.

Разработаны и применяются определенные методы управления бюд­жетным дефицитом. В частности, к ним относятся:

• эмиссия денег и мероприятия по стабилизации национальной валю­ты;

• размещение внутренних займов, развитие финансового рынка;

• взаимные кредиты государств, государств и граждан;

• налоговая политика, бюджетная политика и мероприятия по контро­лю;

• сокращение расходов, обоснование рациональности финансирования и устранение многоканальности;

• методическое обеспечение организации и планирования показателей, отражающих объемы дефицита, управления доходами и расходами государственного бюджета;

• и другие, в зависимости от исторических, политических и экономи­ческих внутренних и внешних условий.

Финансы, деньги, кредит и банки

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ

К одной из основных подсистем финансовой системы Российской Федерации в соответствии с экономической сущностью и функциями финансов относятся финансы предпринимательских структур - хозяй­ствующих субъектов. Основным же звеном этой подсистемы являются …

ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС

В современной экономике межгосударственные экономические от­ношения осуществляются по двум основным направлениям - междуна­родной торговли и финансов. В любой стране с открытой экономикой ведется учет внешнеэкономических сделок, имевших место в течение …

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ И ФОРМ СТРАХОВАНИЯ

Все многообразие страховых услуг негосударственных страховых организаций и компаний можно классифицировать по звеньям: отрасль, подотрасль и виды страхования. Объектами страхования выступают интересы, и это основной кри­терий классификации. Личное страхование, имущественное …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.