Финансы, деньги, кредит и банки

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В ОБЛАСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Субъектами финансовых отношений во внешнеэкономической сфе­ре являются хозяйствующие субъекты - предпринимательские струк­туры, образованные и функционирующие в рамках национального права.

Понятие «внешнеэкономическая деятельность» хозяйствующих субъектов включает в себя внешнеторговую, инвестиционную и иную деятельность, включая производственную кооперацию, в области меж­дународного обмена товарами, информацией, работами, услугами, ре­зультатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключитель­ные права на них (интеллектуальная собственность).

В настоящее время внешнеэкономическая деятельность, в целом, регулируется таможенным, налоговым, гражданским законодатель­ством. Большую роль в этом процессе играют валютное законода­тельство и нормы международного частного права. Правовую базу таможенного налогообложения образует значительное число актов, которые условно можно представить в виде двух основных блоков - внутреннего налогового и таможенного законодательства и между­народно-правовых договоров и соглашений с участием России, ка­сающихся таможенных вопросов. При возникновении противоречий между нормами внутреннего законодательства и предписанием, ус­тановленным в международном договоре, действует международно- правовая норма.

В Законе Российской Федерации «О государственном регулирова­нии внешнеэкономической деятельности» закреплены основные прин­ципы его организации:

• единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации;

• единство системы регулирования внешнеторговой деятельности и контроля;

• единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безо­пасности, политических, экономических и военных интересов и вы­полнения международных обязательств по недопущению вывоза ору­жия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;

• единство таможенной территории Российской Федерации;

• приоритет экономических мер государственного регулирования;

• равенство участников внешнеторговой деятельности;

• защита государством прав и законных интересов участников внешне­торговой деятельности;

• исключение неоправданного вмешательства государства и его орга­нов управления во внешнеторговую деятельность, нанесение ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.

Внешнеэкономическая политика Российской Федерации должна быть основой государственного регулирования и отражать реальные условия и направления:

• создание реалистичной программы постепенного замещения импорт­ных товаров отечественными товарами за счет разработки механизма гибкого и оперативного применения мер валютного, таможенного, налогового и неналогового регулирования с целью восстановления реального сектора экономки;

• всестороннюю поддержку отечественных товаропроизводителей кон­курентоспособного сектора экономики; переориентацию российско­го экспорта с сырья и энергоносителей на продукцию отраслей обра­батывающей промышленности, передовые технологии, наукоемкую, интеллектуальную продукцию и услуги;

• избирательную защиту отраслей, производящих конкурентоспособ­ную продукцию, и применение политики либерализма в отношении товаров, которые в России не производятся или производятся в недо­статочном для удовлетворения внутреннего рынка количестве;

• создание эффективной системы защиты отечественного рынка от ввоза экологически вредных продуктов и технологических переделов, за­грязняющих окружающую среду, путем применения мер админист­ративного регулирования;

• создание благоприятного климата для иностранных инвестиций;

• достижение режима наибольшего благоприятствования в отношени­ях с зарубежными странами и организациями;

■ создание оптимальных для Российской Федерации условий по вступ­лению во Всемирную торговую организацию;

• развитие внешнеэкономических связей и устранение торгово-эконо - мических барьеров со странами-членами СНГ и укрепление Тамо­женного Союза;

• обеспечение детальной юридической проработки всех инструментов внешнеэкономического регулирования и законодательное их закреп­ление в нормативных документах.

Внешнеэкономическая политика регулирует всю совокупность внеш­неэкономической деятельности в Российской Федерации и неразрывно связана с внутренней экономической политикой государства. Поэтому ее содержание обусловлено теми задачами расширенного воспроизвод­ства, которые страна решает в рамках своего национального хозяйства.

Внешнеэкономическая деятельность хозяйствующих субъектов включает в себя международную куплю-продажу товаров и услуг, а так­же международное перемещение материальных, денежных, трудовых и интеллектуальных ресурсов. Существующий у государства обширный арсенал инструментов внешнеэкономической политики позволяет ему оказывать активное влияние на формирование структуры и направле­ний развития отечественной экономики, деятельности хозяйствующих субъектов. Таким образом, главной задачей внешнеэкономической поли­тики государства, и в том числе финансовой политики, является создание благоприятных внешних экономических условий для расширенного вос­производства внутри страны.

Формирование внешнеэкономической политики государства про­исходит под влиянием ряда общеизвестных факторов, таких, как быст­рая интернационализация производства и капитала, расширение экономических связей между государствами, развитие многонациональ­ного предпринимательства, повышение роли внешнеэкономических связей в воспроизводстве и в конечном итоге усиление экономической взаимосвязи государств. Вместе с тем, на формировании внешнеэко­номической политики не могут не сказаться такие происходящие в мировой экономике и международных экономических отношениях явления, как обострение конкурентной борьбы на мировом рынке, де­стабилизация валютных курсов, возросшее неравенство платежных балансов, огромная внешняя задолженность развивающихся стран и т. п., действие которых дополняется внутренними проблемами дан­ных стран.

Указанные причины порождают постоянное взаимодействие в со­временной внешнеэкономической политике двух направлений: про­текционизма и либерализации. Иными словами, в зависимости от мас­штабов вмешательства государства во внешнеторговую политику раз­личают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.

Основой государственного регулирования внешнеэкономической деятельности являются экономические методы регулирования, посколь­ку в механизме их реализации используется более широкий набор мето­дов и средств, которые, в отличие от административных мер, имеют воз­можность более гибкого и оперативного использования. На современном этапе развития государство стремится регулировать внешнеэкономичес­кую деятельность не административными запретами и ограничениями, а путем создания благоприятных экономических условий для осуществ­ления тех внешнеэкономических операций, которые способствуют по­вышению эффективности национальной экономики.

Административные методы используются в тех случаях, когда невозможно достигнуть искомых результатов при помощи экономичес­кого регулирования. Например, для:

• обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

■ выполнения международных обязательств Российской Федерации с учетом состояния внутреннего товарного рынка;

• защиты внутреннего рынка Российской Федерации.

Методы государственного регулирования принято подразделять на экономические (тарифные) и административные (нетарифные). Их при­менение регламентирует законодательство.

Метод тарифного регулирования предусматривает использование таможенных пошлин в качестве инструмента регулирования. В прак­тике регулирования внешнеэкономической деятельности использу­ется большое количество налогов и сборов, которые подлежат упла­те таможенным органам при совершении внешнеторговых операций, а именно: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные сборы за таможенное оформление и другие. Налоговое регулирова­ние внешнеэкономической деятельности сводится к воздействию на нее налоговых регуляторов путем изменения ставок таможенных на­логов, предоставления льгот, применения штрафных санкций при несвоевременной уплате этих налогов.

Методы нетарифного регулирования охватывают квотирование и лицензирование экспорта и импорта отдельных видов товаров; конт­роль за экспортом всех видов продукции, входящих в перечень страте­гически важных сырьевых товаров; контроль за ввозом на террито­рию Российской Федерации товаров, для которых требуется подтверждение их безопасности; сертификация ввозимых товаров, таможенные процедуры и др. Нетарифные методы регулирования пред­полагают административное воздействие на участников и влияют на объем и структуру импорта товаров путем введения различного рода ограничений.

Мировая практика предусматривает более широкий круг методов государственного регулирования, которые различаются по трем направ­лениям:

• тарифные (единый тариф; разовые пошлины; международные стан­дарты организации экспортно-импортных товаропотоков; валютные котировки; торговые субсидии и др.);

• налоговые (налог на добавленную стоимость; акцизы; таможенные сборы; лицензионные сборы и др.);

• административные (ужесточение пропускного режима на таможне; запрет ввоза-вывоза определенных товаров; отмена ранее действо­вавших льгот и преференций « др.

Одним из методов государственного регулирования внешнеэкономи­ческой деятельности является стимулирование экспорта. Современный механизм стимулирования экспорта промышленно развитых стран харак­теризуется большим разнообразием форм и активным участием государ­ства в развитии экспорта, одним из инструментов которого является госу­дарственное кредитование экспорта.

Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности в Рос­сии осуществляется на основе Закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Он определил общие принципы осуществления валютных операций во внутреннем хозяйственном обороте и междуна­родных расчетов, а также права и обязанности хозяйствующих субъек­тов в отношении владения и распоряжения валютными ценностями, от­ветственность за нарушение валютного законодательства. Так, по действующему валютному законодательству экспортеры обязаны реа­лизовать часть валютной выручки, а также часть иностранной валюты, поступившей от импортеров в качестве предварительной оплаты, на внутреннем рынке.

Функция регулирования валютных операций возложена на Централь­ный банк Российской Федерации. Так, текущие операции хозяйствую­щих субъектов осуществляются без ограничений, а операции, связан­ные с движением капитала, регламентируются в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

К текущим валютным операциям хозяйствующих субъектов от­носят:

• переводы в Российскую Федерацию и за ее пределы иностранной ва­люты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг), а также для осуществления расче­тов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней;

• получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

• переводы процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвести­циям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

• переводы нетоварного характера.

К валютным операциям по движению капитала относятся:

• прямые инвестиции, вложения средств в уставные капиталы органи­заций и предприятий с целью извлечения доходов и получения прав на участие в управлении;

• оплата права собственности на недвижимое имущество;

• портфельные инвестиции;

• предоставление и получение кредитов на срок более 180 дней;

• получение и предоставление отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг);

• прочие валютные операции, не являющиеся текущими.

Важное место среди административных мер валютного регулирова­ния внешнеэкономической деятельности (ВЭД) занимает валютный кон­троль. Для осуществления контроля в Российской Федерации введен новый документ — паспорт сделки, основной целью создания которого являлся контроль за операциями с валютой при экспорте товаров и со­здание систематизированной системы контроля за экспортными опера­циями, объединяющей экспортера, уполномоченный банк, обслужива­ющий экспортера, таможенные органы.

Системой валютного регулирования и контроля охвачены экспорт­ные, импортные и бартерные сделки.

Так, например, экспортное регулирование и контроль в Российской Федерации осуществляются при помощи методов, включающих в себя:

• идентификацию контролируемых товаров и технологий;

• разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических опе­раций, предусматривающий лицензирование или иную форму их го­сударственного регулирования;

• таможенный контроль и оформление вывоза из Российской Федера­ции контролируемых товаров и технологий;

• валютный контроль за осуществлением внешнеэкономических опе­раций, в том числе за своевременностью и полнотой поступления ва­лютной выручки на счета в уполномоченные банки Российской Фе­дерации;

• применение мер государственного принуждения (санкций) в отноше­нии лиц, нарушивших порядок осуществления внешнеэкономичес­кой деятельности в отношении контролируемых товаров.

В законодательстве о регулировании валютных операций в Рос­сийской Федерации закреплен принцип приоритетного использова­ния экономических мер при осуществлении внешнеторговой поли­тики, что соответствует логике рыночного регулирования. Рыночной системе хозяйства в большей степени соответствуют экономические инструменты регулирования, но они не всегда эффективны. Зарубеж­ный опыт свидетельствует, что в периоды ухудшения состояния эко­номики, сопровождающиеся инфляцией и разрывом между внутрен­ними и мировыми ценами, правительство вынуждено прибегать к административным инструментам регулирования экспортно-импорт­ных операций.

Налоговое регулирование внешнеэкономической деятельности хо­зяйствующих субъектов, как часть государственного финансового регу­лирования, является одним из элементов налогового механизма Россий­ской Федерации и представляет собой комплекс экономических мер, направленных на обеспечение поступления средств от взимания плате­жей и сборов в бюджет и проведения целенаправленной внешнеэконо­мической политики.

Налоговое регулирование осуществляется в соответствии с требо­ваниями Налогового и Таможенного кодексов Российской Федерации. В настоящее время одним из инструментов регулирования является обя­зательная регистрация всех участников внешнеэкономической деятель­ности. Этот документ обязывает всех участников встать на учет в тамо­женном органе по месту своей государственной регистрации и получить учетную карту участника, являющуюся средством его идентификации при осуществлении правоотношений с таможенными органами. Дан­ная мера способствует созданию единой автоматизированной системы учета участников внешнеэкономической деятельности.

Все товары и грузы, пропускаемые через границу государства, в за­висимости от направления перемещения можно классифицировать на три группы: экспортные (вывозные), импортные (ввозные) и транзит­ные (провозные).

Налоговое регулирование экспорта направлено на поддержание ра­ционального соотношения между вывозом товаров, валютными дохо­дами и расходами на территории Российской Федерации и на обеспече­ние условий для интеграции национальной экономики в мировую.

Налоговое регулирование импорта имеют целью, с одной стороны, проведение политики разумного протекционизма, а с другой - регули­рование ввоза продукции, не имеющей отечественных аналогов или производящейся в недостаточном для удовлетворения потребностей внутреннего рынка количестве.

Таможенные налоговые платежи в Российской Федерации можно подразделить на следующие группы (рис. 15).

Порядок определения таможенной стоимости (цены сделки) по им­порту товаров определяется на основе следующих методов:

• по цене сделки с ввозимыми товарами. Контрактная цена в этом слу­чае увеличивается на сумму накладных расходов: по доставке товара до места ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, комиссионные вознаграждения, стоимость тары и упаковочных мате­риалов и некоторые другие;

• по цене сделки с идентичными товарами с накладными расходами;

• по цене следки с однородными товарами с накладными расходами;

• вычитания стоимости. Контрактная цена корректируется на суммы: комиссионных вознаграждений, торговых надбавок, налогов и сбо-

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В ОБЛАСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рис. 15. Классификация налогов и таможенных платежей в Российской

Федерации

Ров, транспортных расходов, таможенных пошлин и таможенных на­логов и сборов;

• сложения стоимости;

• резервным методом.

Таможенная стоимость экспортируемых товаров определяется на основе цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате покупа­телем, включая накладные расходы.

Таможенная пошлина является косвенным налогом, взимаемым с товаров при пересечении таможенной границы Российской Федерации. Они подразделяются на экспортные, импортные и транзитные.

По цели взимания таможенные пошлины делятся на фискальные, которые выступают в качестве средств бюджетных доходов (обычно они имеют низкие ставки и устанавливаются в основном на потребительс­кие товары, которые не производятся в данной стране), и на протекцио­нистские, затрудняющие ввоз товаров и защищающие национальных производителей от проникновения иностранных товаров на внутренний рынок. Такие пошлины имеют высокие ставки. По назначению применяют три вида пошлин:

• специальные пошлины, применяемые в целях защиты экономиче­ских интересов государства в том случае, если товары ввозятся в ко­личествах и на условиях, способных нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров. Специальные пошлины могут вво­диться также как ответная мера на дискриминационные действия дру­гих государств;

• антидемпинговые, применяемые к импортным товарам, которые ввозятся на территорию Российской Федерации по более низкой цене, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятству­ет организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации;

• компенсационные (уравнительные) пошлины применяются в том случае, если осуществляется ввоз в страну товаров, при производ­стве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субси­дии, и если такой ввоз влечет за собой неблагоприятные последствия для страны-импортера.

В отдельных случаях кроме обычных пошлин, призванных решать задачи регулирования внешнеэкономической деятельности, могут при­меняться сезонные пошлины, которые устанавливаются правительством для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров. Срок действия таких пошлин ограничен. Существуют также преференциальные (льгот­ные) пошлины, которые устанавливаются на отдельные товары или на весь импорт по договору на льготных условиях.

Под тарифной льготой (преференцией) понимается предоставляе­мая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализа­ции торговой политики Российской Федерации льгота в отношении то­вара, перемещаемого через таможенную границу России. Основными видами тарифных льгот являются:

- Возврат ранее уплаченной пошлины, например, предусматривается отдельными таможенными режимами. Эта льгота относится к разно­видности налоговых льгот, которая в финансовом праве называется налоговым кредитом и при осуществлении внешнеэкономической де­ятельности хозяйствующих субъектов используется в целях стимули­рования экспорта.

- Освобождение от уплаты пошлины. Данная группа льгот относится к налоговым изъятиям. Например: от уплаты пошлины освобождаются товары, происходящие из наименее развитых стран и стран-участниц СНГ; также предусмотрено освобождение от уплаты пошлин отдель­ных товаров, перечень которых приведен в законе «О таможенном тарифе»; освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в каче­стве вклада в уставный капитал предприятия с иностранными инвес­тициями.

- Снижение ставки пошлины предоставляется в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, которые пользуются нацио­нальной системой преференций РФ.

— Установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) то­вара. Под тарифной квотой понимается квота, в пределах стоимости или количества которой импортируемые товары облагаются пошли­ной в обычном размере. Превышение тарифной квоты влечет за со­бой повышение ставок таможенной пошлины.

Различают следующие ставки таможенных пошлин: адвалорные, или ценовые; специфические; комбинированные; базовые (общие); макси­мальные; преференциальные. Виды таможенных пошлин, ставок, поря­док применения и тарифные льготы устанавливаются Законом Российс­кой Федерации «О таможенном тарифе».

Таможенные пошлины можно классифицировать по многим призна­кам, например в зависимости от объекта налогообложения, цели взима­ния, назначения и других факторов (рис. 16).

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В ОБЛАСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рис. 16. Классификация таможенных пошлин в Российской Федерации

Налог на добавленную стоимость по ввозимым в Россию товарам применяется на основе Закона Российской Федерации «О налоге на до­бавленную стоимость». Объектом обложения являются товары и транс­портные средства, ввозимые на территорию России в соответствии с таможенными режимами. Одна из особенностей взимания данного на­лога при ввозе товаров заключается в том, что он уплачивается не по­ставщикам импортных товаров, а таможенным органам при таможен­ном оформлении. Основой для исчисления НДС является таможенная стоимость товара, но при исчислен™ налогооблагаемой базы она уве­личивается на сумму ввозной таможенной пошлины, а по подакцизным товарам - на сумму акциза. Отличительной особенностью порядка воз­мещения рассматриваемого налога по ввозимым товарам для продажи является то, что он принимается к возмещению (зачету) у налогопла­тельщика по мере принятия к учету этих товаров вне зависимости от оплаты их стоимости иностранным поставщикам и факта их реализа­ции. Аналогичный порядок к возмещению налога на добавленную сто­имость, уплаченного таможенным органам, применяется при приобре­тении предприятиями и организациями импортных сырья, материалов и основных средств для собственных производственных нужд. При этом не возмещаются суммы уплаченного НДС по основным средствам, по­лученным безвозмездно.

Ставки НДС по товарам ввозимым и их размеры совпадают со став­ками, применяемыми на территории Российской Федерации (основная ставка составляет 20%, пониженная - 10%). Ставки НДС не изменяют­ся (в отличие от ставок таможенных пошлин) в зависимости от страны происхождения ввозимых товаров.

При ввозе товаров на территорию Российской Федерации предус­мотрен ряд льгот по НДС, которые условно можно разделить на три группы. Они предоставляются в следующих случаях:

• если товары помещаются под таможенные режимы, исключающие - возможность реализации на территории России до выпуска для сво­бодного обращения;

• если товары освобождены от обложения НДС на территории России в соответствии с внутренним налоговым законодательством.

Порядок исчисления и уплаты акцизов по ввозимым на таможен­ную территорию России товарам имеет особенности по сравнению с порядком в отношении внутренних акцизов. Эти особенности связаны с различием финансово-хозяйственных операций ввоза на таможенную территорию и производства внутри страны. Акцизы по ввозимым това­рам, как и другие таможенные платежи, уплачиваются таможенным орга­нам декларантами (или лицами, ответственными за уплату) в отличие от внутренних акцизов, которые уплачиваются производителями подак­цизных товаров. Перечень подакцизных товаров и ставки являются еди­ными как для внутренних производителей, так и для ввозимых товаров. Как и ставки НДС, ставки акцизов являются, едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через тамо­женную границу РФ, видов сделок, страны происхождения ввозимых товаров и других факторов. Различают процентные (адвалорные) и твер­дые (специфические) ставки акцизов.

Налоговой базой при исчислении акцизов по ввозимым товарам при применении адвалорных ставок является таможенная стоимость, уве­личенная на сумму таможенной пошлины и сборов за таможенное офор­мление. При применен™ специфических ставок акцизов объектом на­логообложения является натуральное выражение (объем, масса, количество) ввозимых подакцизных товаров. По товарам, ввозимым из государств-участников СНГ, акцизы, взимаемые таможенным органом, уменьшаются на сумму акциза, уплаченного в стране происхождения товара.

Для подакцизных товаров, подлежащих обязательной маркировке (винно-водочные и табачные изделия), часть акцизов взимается в фор­ме продажи марок акцизного сбора и представляет собой авансовый платеж. Важным условием является то, что акцизный таможенный пост производит продажу импортеру марок только при условии либо обес­печения уплаты всех таможенных платежей, которое производится в виде внесения причитающихся сумм на депозит таможенного органа, либо получения гарантии банка. В последующем, при таможенном оформлении производится полная уплата акциза с учетом ранее упла­ченного аванса.

Помимо таможенных пошлин, НДС и акцизов процедура таможен­ного оформления сопряжена для участников внешнеэкономической де­ятельности с уплатой ряда различных сборов. Обязательные сборы за таможенное оформление товаров входят в налоговую базу акциза. Они взимаются в валюте РФ в размере 0,1% от таможенной стоимости и до­полнительно в иностранной валюте, курс которой котируется Централь­ным банком России, в размере 0,05% от таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

НДС и акцизы при импорте по своему экономическому эффекту ана­логичны таможенной пошлине и приводят к росту цен на импортные товары. Применение этих налогов, обычно не регулируемое междуна­родными соглашениями, как правило, не требует выполнения обяза­тельств по торговым договорам и соглашениям, что позволяет более широко использовать их (налоги) для регулирования внешнеэкономи­ческой деятельности.

Несмотря на то что согласно ГАТТ национальные налоги и сборы должны применяться к иностранным товарам в том же размере, что и к товарам отечественного производства (национальный режим), на прак­тике в большинстве стран фактическое налогообложение импортных то­варов завышается по сравнению с отечественными.

Развитие отечественного экспорта товаров, работ и услуг на совре­менном этапе требует государственного регулирования и стимулирова­ния. Налоговые льготы, освобождение от уплаты или отсрочка в уплате таможенных налогов или их части, как известно, широко применяются в качестве средства повышения конкурентоспособности производимой на экспорт продукции. При этом главным налоговым инструментом ре­гулирования выступает НДС.

В настоящее время в соответствии с Законом Российской Федера­ции «О налоге на добавленную стоимость» экспортируемые товары соб­ственного производства и приобретенные, экспортируемые работы и услуги, а также услуги по транзиту иностранных грузов через террито­рию России освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость.

Особенности отнесения работ и услуг к экспортируемым для целей налогообложения приведены в инструкции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации. Обязательным условием для получения льгот по налогообложению является предоставление в налоговые орга­ны пакета документов, подтверждающих факт реального экспорта. В отдельных случаях конкретный перечень документов зависит от вида экспортируемых работ, услуг, а предельный срок, в течение которого экспортер должен документально подтвердить законность применения льготы по НДС, составляет 180 дней со дня таможенного оформления товаров на экспорт. В течение этого срока экспортер не должен отра­жать в налоговых декларациях обороты по реализации товаров (работ, услуг) на экспорт, а также не может воспользоваться правом возмеще­ния сумм НДС, уплаченных поставщикам товарно-материальных цен­ностей производственного назначения, которые использованы при про­изводстве экспортируемых товаров (работ, услуг). В связи с этим необходимо вести раздельный учет затрат по производству и реализа­ции облагаемой и необлагаемой продукции.

Существуют особенности исчисления и уплаты таможенных нало­гов при различных таможенных режимах.

Таможенный режим представляет собой совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, для таможенных це­лей. Такие условия относятся к: порядку оформления товаров; взима­нию таможенных платежей и предоставлению льгот; определению пре­делов прав физических и юридических лиц при осуществлении внешнеторговых операций и др. В целях таможенного регулирования в настоящее время действуют 17 таможенных режимов перемещения то­варов через таможенную границу России, 15 из которых предусмотре­ны Таможенным кодексом Российской Федерации.

При отдельных таможенных режимах некоторые таможенные нало­ги не уплачиваются, что придает таможенным режимам привлекатель­ность для многих участников внешнеэкономической деятельности. Так, например: при реэкспорте товаров не уплачиваются вывозные таможен­ные пошлины; заключая с посредниками из стран СНГ рублевые кон­тракты на реэкспорт своей продукции в страны дальнего зарубежья, российские экспортеры «уходят» от налогов и возврата реальной валют­ной выручки; таможенные режимы переработки, свободной таможен­ной зоны и свободного склада позволяют беспошлинно или с возвратом ранее уплаченных пошлин осуществлять предпринимательскую деятель­ность и т. д.

Применение мер налогового регулирования внешнеэкономической деятельности хозяйственных субъектов позволяет правительству при­нимать оперативные решения с целью насыщения внутреннего рынка.

Финансы, деньги, кредит и банки

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ

К одной из основных подсистем финансовой системы Российской Федерации в соответствии с экономической сущностью и функциями финансов относятся финансы предпринимательских структур - хозяй­ствующих субъектов. Основным же звеном этой подсистемы являются …

ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС

В современной экономике межгосударственные экономические от­ношения осуществляются по двум основным направлениям - междуна­родной торговли и финансов. В любой стране с открытой экономикой ведется учет внешнеэкономических сделок, имевших место в течение …

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ И ФОРМ СТРАХОВАНИЯ

Все многообразие страховых услуг негосударственных страховых организаций и компаний можно классифицировать по звеньям: отрасль, подотрасль и виды страхования. Объектами страхования выступают интересы, и это основной кри­терий классификации. Личное страхование, имущественное …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.