Финансы, деньги, кредит и банки

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Контроль представляет собой одну из основных функций общегосу­дарственного органа управления экономикой, состоящую в системати­ческой проверке субъектов и объектов контроля.

Финансовый контроль - это деятельность общегосударственного органа управления экономикой в лице законодательных и исполнитель­ных органов власти всех уровней и специально созданных учреждений, состоящая в проверке обоснованности процессов движения совокупно­го общественного продукта по формированию и использованию цент­рализованных и децентрализованных денежных фондов и средств.

Субъектами финансового контроля являются все хозяйствующие субъекты, включая государственные органьГуправленйя^предпринима- тельскиеструктуры всех форм собственности и организационно-право­вых форм и т. п.

Финансовый контроль - это стоимостной контроль. Он осуществля­ется во всех сферах воспроизводственного процесса и сопровождает процесс движения денежных фондов и средств. Поэтому объектом фи­нансового контроля являются экономические денежные отношения.

Финансовый контроль включает в себя надзор и контроль за соблю­дением экономического и финансового законодательства хозяйствую­щими субъектами в процессе формирования и использования денеж­ных фондов и средств, оценку эффективности финансово-хозяйственных операций и обоснование целесообразности произведенных затрат и рас­ходов.

Финансовый надзор представляет собой самостоятельную сферу контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов с целью соблю­дения законодательства в области лицензирования, квотирования и дру­гих ограничений или разрешений при совершении финансовых и де­нежных операций. Он предполагает выполнение надзорной функции органами управления в части соблюдения законодательно установлен­ных правил, норм и нормативов.

Финансовый контроль способствует реализации финансовой поли­тики государства, созданию условий для финансовой стабилизации.

К вопросам сферы контроля относятся: разработка, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов и контроль за финансовой деятельностью дру­гих звеньев государственных финансов. Финансовый контроль за дея­тельностью других хозяйствующих субъектов затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая на­логи и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесо­образности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, установленных правил организации денежных расчетов, ве­дения бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Объектами финансового контроля являются денежные отношения, распределительные и перераспределительные процессы при формиро­вании и использовании денежных фондов и средств, а конкретными кон­тролируемыми стоимостными показателями - прибыль, доходы, рента­бельность, издержки.

Государственный финансовый контроль проводится органами зако­нодательной (представительной) и исполнительной власти Российской Федерации.

Ija федеральном уровне таким органом является Парламент Россий­ской Федерации, который осуществляет контроль при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета и отчета о его исполне­нии. ~

Органом финансового контроля Государственной Думы и Совета Федерации является Счетная палата Российской Федерации. Деятель­ность ее направлена на: все субъекты хозяйствования, независимо от форм собственности, ведомственной и общественной принадлежности; органы местного самоуправления, общественные организации, если они оперируют средствами федерального бюджета, используют или управ­ляют федеральной собственностью, если им предоставлены налоговые, таможенные льготы либо иные преимущества. Однако она не может осуществлять контроль за деятельностью организаций, подведомствен­ных субъектам Федерации и органам местного самоуправления. К тому же, она не наделена правами самостоятельного применения мер воздей­ствия к нарушителям.

На уровне субъекта Федерации такие же задачи выполняют конт­рольно-счетные палаты.

Органом финансового контроля по линии исполнительной власти является Министерство финансов Российской Федерации, которое кон­тролирует исполнение бюджета и расходование государственных средств и фондов. Финансовые органы субъектов Федерации также наделены правами осуществления государственного финансового контроля за ис­пользованием бюджетных средств соответствующего уровня.

Особая роль в осуществлении государственного финансового конт­роля отводится действующему при Министерстве финансов РФ Конт­рольно-ревизионному управлению (КРУ), имеющему территориальные и местные подразделения. В соответствии с действующим законодатель­ством КРУ: проводит ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, использующих средства фе­дерального бюджета; контролирует фактическое наличие денежных средств и товарно-материальных ценностей в бюджетных учреждени­ях; осуществляет встречные проверки организаций, связанных с реви­зуемым объектом; разрабатывает предложения по результатам ревизии и контролирует их выполнение; сообщает заинтересованным органам факты и обстоятельства крупных хищений и недостач денежных средств и товарно-материальных ценностей.

Федеральное казначейство также является органом государственно­го финансового контроля в составе Министерства финансов РФ. Глав­ное управление казначейства занимается контролем за соблюдением действующего законодательства в части исполнения федерального бюд­жета Российской Федерации и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, а территориальные органы контролируют поступление и исполь­зование бюджетных средств федерального бюджета и федеральных бюджетных фондов на территории субъектов Федерации.

Задачами органов государственного налогового контроля является соблюдение налогового законодательства, систематизация учета, отчет­ности, контроль за налогоплательщиками и объектами, подлежащими налогообложению, и проведение налоговых проверок. В соответствии с законодательством РФ такими полномочиями наделены Министерство по налогам и сборам и таможенные органы (в случаях, предусмотрен­ных Налоговым кодексом РФ). Кроме того, в соответствии с положени­ями Таможенного кодекса РФ таможенные органы имеют полномочия в области контроля при перемещении товаров через таможенную гра­ницу России.

Деятельность Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации регламентируется Налоговым кодексом РФ и Законом о ней, но к налоговым органам она не относится. К функциям налоговой поли­ции относятся предупреждение, выявление, пресечение и расследова­ние нарушений налогового законодательства, которые классифициру­ются как преступления или административные правонарушения и носят оперативно-розыскной характер.

Кроме того, финансовый контроль осуществляется и другими госу­дарственными органами: Центральным банком Российской Федерации (Банком России), Министерством государственного имущества и Ми­нистерством по антимонопольной политике и поддержке предпринима­тельства Российской Федерации, Федеральной комиссией по ценным бумагам Российской Федерации и др.

Финансовый контроль включает в себя проверку:

• соблюдения требований экономических законов (оптимальности про­порций в распределении и перераспределении национального дохода);

• составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль);

• эффективности использования ресурсов хозяйствующих субъектов;

• налоговых взаимоотношений.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

• обеспечение своевременности и полноты выполнения обязательств перед бюджетом в соответствии с законодательством;

• выявление внутрипроизводственных резервов увеличения финансо­вых ресурсов и результатов;

• организация сбалансированности между источниками финансовых ресурсов и размерами имеющихся денежных средств.

Исходной информацией для осуществления финансового контроля является отчетная документация, поэтому важную роль в обеспечении качества контроля играют:

• уровень организации бухгалтерского, бюджетного, налогового учета в хозяйствующих субъектах;

• уровень организации контроля;

• применяемые виды контроля и методы его проведения.

В зависимости от организаций (субъектов), осуществляющих фи­нансовый контроль, различают следующие Виды контроля: _

Общегосударственный - проводят высшие органы законодательной и исполнительной власти;

Ведомственный - осуществляют структурные подразделения мини­стерств, ведомств;

Внутрихозяйственный - проводится экономическими и финансовы­ми службами предпринимательских структур;

Общественный — организуют и проводят неправительственные орга­низации;

Независимый - проводится аудиторскими организациями и независи­мыми экспертами.

Деление финансового контроля на предварительный и последую­щий производится в зависимости от времени проведения.

Предварительный — проводится до совершения денежных или фи­нансовых операций и является предупреждающим. Он предусматрива­ет оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов в про­цессе составления, рассмотрения и утверждения бюджетных планов всех уровней, смет государственных внебюджетных фондов, в процессе раз­работки и утверждения финансовых планов, кредитных и кассовых зая­вок, бизнес-планов предпринимательских структур.

Последующий - проводится после осуществления финансовых или денежных операций путем анализа и ревизии бухгалтерской, финансо­вой и статистической отчетности по результатам отчетного периода. Контроль предназначен для оценки результатов финансово-хозяйствен­ной деятельности и эффективности стратегии. Контроль может носить камеральный и документальный характер в зависимости от степени уг­лубленности проверки

По методам проведения финансовый контроль подразделяется

Следующим образом:

Проверка производится по отдельным вопро сам финансово-хозяйствен­ной деятельности хозяйствующих субъектов на основе анализа отчет­ных и бухгалтерских документов с целью выявления нарушений фи­нансовой дисциплины и разработки мероприятий по их устранению;

Обследование охватывает отдельные стороны финансово-хозяйствен­ной деятельности хозяйствующих субъектов при помощи опроса, на­блюдения и инспекции в качестве оперативных мероприятий;

Наблюдение представляет собой процесс оперативного контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами норм, правил, законнос­ти операций;

Экономический анализ предполагает детальное изучение финансовой, статистической и бухгалтерской отчетности, а также учетных и дру­гих регистров с целью оценки результатов финансово-хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей использования имеющихся финансовых ресурсов и резервов хозяй­ствующих субъектов;

Ревизия представляет собой комплекс проверок финансово-хозяй - ственной деятельности хозяйствующих субъектов, проводимых с по­мощью определенных приемов и методов фактического и доку­ментального контроля. Она проводится с целью установления целесообразности, обоснованности совершенных операций, провер­ки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бух­галтерского учета и отчетности.

Ревизия является наиболее распространенной формой контроля.

В зависимости от полноты охвата вопросов финансово-хозяйственной

Деятельности хозяйствующих субъектов ревизии подразделяются:

Полная ревизия предусматривает всестороннюю проверку финансо­во-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта;

Комплексная ревизия является наиболее полной проверкой, охваты­вающей в комплексе все стороны деятельности хозяйствующего субъекта. В процессе ее проведения охватываются контролем: хозяй­ственная и финансовая деятельность, сохранность и эффективность использования ресурсов, качество и состояние бухгалтерского учета и отчетности. Комплексность позволяет дать полную и объективную характеристику проверяемого объекта;

Тематическая ревизия проводится по отдельным вопросам или темам финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, что позволяет выявить типичные ошибки, нарушения и недостатки и принять меры по их устранению;

В зависимости от степени охвата проверкой финансовых и хозяй­ственных операций ревизии различаются:

Сплошная ревизия предполагает проверку всех операций на опреде­ленном участке деятельности или всех операций хозяйствующих субъектов за весь проверяемый период;

Выборочная ревизия предусматривает проверку определенной части первичных документов и учетных регистров за определенный пери­од времени, отчетный период;

Комбинированная ревизия - это проверка, которая сочетает в себе проверку одних участков деятельности сплошным методом, а других участков - выборочным методом, что позволяет ревизовать большее количество объектов с высоким качеством.

(Результаты проверок_р, формляк>1СЯ. актами, в соответствии с кото­рыми принимаются меры по устранению нарушений, недостатков и упу­щений, возмещению материального и морального ущерба и привлече­нию виновных лиц к ответственности.

Финансы, деньги, кредит и банки

Классификация, виды и формы финансовых планов организаций (предприятий)

Конкретное проявление процесса финансового планирования орга­низации (предприятия) заключается в разработке, утверждении и испол­нении финансовых планов. Финансовый план представляют собой совокупность доку­ментов определенной формы, которые характеризуют опреде­ленные стороны финансовых отношений организации …

ТЕОРИИ КРЕДИТА

Западные экономисты неоднозначно трактуют роль кредита, недо­оценивая или преувеличивая ее. К наиболее известным относятся две теории кредита: натуралистическая и капиталотворческая. Натуралистическая теория кредита. Представители этой теории рассматривали кредит как форму …

ФУНКЦИИ И ВИДЫ ДЕНЕГ

Сущность денег как экономической категории проявляется в их функ­цияХ, которые вырАжают внутренНее содержание денег. ЕДинство фунК- ций создает представление о деньгах как об особом, специфическом товаре^учасшушЩЁЫВ качестве необходимого элемента в …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел. +38 05235 7 41 13 Завод
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 067 561 22 71 — гл. менеджер (продажи всего оборудования)
+38 067 2650755 - продажа всего оборудования
+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи всего оборудования
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Скайп: msd-alexandriya

Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Представительство МСД в Киеве: 044 228 67 86
Дистрибьютор в Турции
и странам Закавказья
линий по производству ПСВ,
термоблоков и легких бетонов
ооо "Компания Интер Кор" Тбилиси
+995 32 230 87 83
Теймураз Микадзе
+90 536 322 1424 Турция
info@intercor.co
+995(570) 10 87 83

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.