Финансы, деньги, кредит и банки

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА, УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ

Финансовые отношения формируются в систему отношений в соот­ветствии с разрабатываемой общегосударственным органом управления финансовой политикой. Она является составной частью экономической политики. Экономическая же политика стоит в одном ряду с социаль­ной, национальной, оборонной, внешней и внутренней политикой, дру­гими звеньями общей государственной политики. Система финансовых отношений является обособленной частью системы экономических де­нежных отношений, соответственно и финансовая политика является составной частью денежной политики.

В свою очередь, финансовая политика включает в себя бюджетную, налоговую, таможенную, ценовую, инвестиционную, денежную поли­тику в силу обозначенных целей и задач в соответствии с действием экономических законов. Кроме того, следует учитывать, что в рамках общегосударственной финансовой политики все хозяйствующие субъек­ты также разрабатывают свою собственную политику.

Финансовая политика (в широком смысле слова) - это опреде­ление конечных целей, конкретных задач и организация управле­ния финансами с целью выполнения ими своих функций с учетом действия экономических законов развития общества.

Финансовая политика (в узком смысле слова) - это совокуп­ность методологических основ, форм и методов, направленных на достижение эффективности в мобилизации, распределении и ис­пользовании финансовых ресурсов общества с целью выполнения государством его функций, поставленных целей и конкретных за­дач.

(.Целью финансовой политики является обеспечение стабильного поступательного развития экономики государства и хозяйствующих субъектов на основе использования финансовых отношений и финансо­вого дотенциала.

^Дель финансовой политики проявляется в выполнении конкретных стратегических задач и решении тактических вопросов использования функцйонального предназначения финансов. Конкретные стратегичес­кие задачи финансовой политики зависят от внешних и внутренних ус­ловий, наличия финансовых ресурсов, организации товарно-денежных отношений, государственного устройства и т. п. Поэтому в зависимости от влияния внешних условий финансовая политика может быть: незави­симой, частично зависимой, зависимой; ресурсосберегающей и ресур - со сохраняющей; политикой унитарного или федерального государства; развитой, слаборазвитой и неразвитой.

Финансовая стратегия ориентирована на длительный период разви­тия экономики и направлена на решение задач конкретного этапа разви­тия экономики, и реализация ее представляет собой этапы общей стра­тегии. Эта стратегия заключается в своевременном изменении методов и форм организации финансовых отношений в соответствующий пери­од времени для достижения определенных целей.

К основным стратегическим задачам финансовой политики Рос­сии на современном этапе можно отнести:

• финансовую устойчивость развития экономики;

• финансовую независимость государства;

• обеспечение платежеспособности государства и хозяйствующих субъектов.

Основные тактические задачи финансовой политики состоят в сле­дующем:

Обеспечение макроэкономической сбалансированности;

• достижение бюджетного профицита;

• снижение государственного долга;

• стабилизация национальной валюты и снижение уровня инфляции;

• разработка и утверждение стабильного финансового законодательства в сфере функционирования общегосударственного органа и хозяйству­ющих субъектов;

• организация финансового контроля;

• сосредоточение финансовых ресурсов в руках государства и хозяй­ствующих субъектов и др.

Свои обособленные задачи в рамках единой цели решают и состав­ные части финансовой политики.

[Бюджетная политика решает такие задачи, как определение:

• доли валового внутреннего продукта, концентрируемой в бюджете;

• доли валового внутреннего продукта, распределенной между феде­ральной властью и субъектами Федерации;

• структуры расходной части бюджета;

• сумм расходов, распределяемых между бюджетами разных уровней;

• доли федерального бюджета из совокупной суммы консолидирован­ного бюджета;

• задач управления государственным долгом;

• дефицита или профицита бюджета; и т. п.

V Налоговая политика может быть:

• политикой с высоким уровнем налогообложения, когда государство устанавливает максимальные ставки налогообложения;

• политикой «разумных» налогов, когда предпринимательские струк­туры максимально выводятся из-под налогообложения;

• политикой, предусматривающей достаточно высокий уровень нало­гообложения предпринимательских структур при значительной соци­альной поддержке граждан.

Однако при функционировании любой модели налогообложения налоговая политика решает следующие задачи:

• фискальные — мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней;

• экономические или регулирующие - стимулирование или ограниче­ние развития сфер экономики, деловой активности внутри страны;

• социальные — перераспределение средств в интересах определенных социальных групп;

• международные - укрепление экономических связей с другими стра­нами и преодоление неблагоприятных условий для платежного ба­ланса;

• контролирующие - организация контроля при помощи систем и ме­тодов налогообложения за деятельностью хозяйствующих субъектов и граждан.

(^Таможенная политика представляет собой специфическую область налоговой и ценовой политики со своими обособленными формами и методами влияния на экономику государства. Используя арсенал инст­рументов таможенной политики, общегосударственный орган управле­ния может ограничивать или расширять доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг, сдерживать или поощрять экспорт товаров и услуг. Цели применения различных видов таможенной политики свя­заны с задачами общеэкономической политики, необходимостью попол­нения доходов бюджета и созданием условий для роста экономического потенциала государства на внутреннем и мировом рынке.

Ценовая политика решает ряд специфических задач. К ним отно­сятся:

• регулирование и корректировка цен и тарифов на товары (работы и услуги) предпринимательских структур-монополистов;

• формирование и утверждение цен на использование или реализацию естественных ресурсов страны - недр, земли, водных, лесных и дру­гих ресурсов;

• управление ценами предпринимательских структур в базовых отрас­лях и в отраслях, имеющих стратегическое назначение, и другие.

(Инвестиционной политикой признается политика, направленная на использование в экономике страны имеющихся финансовых ресур­сов и резервов с целью вложения денежных средств в наиболее перс­пективные и стратегические направления и сферы хозяйствования. Ин­вестиционная политика включает в себя такие виды, как кредитная политика, политика на финансовом рынке, политика по отношению к инвестиционным институтам. Основными задачами инвестиционной по­литики являются аккумулирование свободных денежных средств в ру­ках определенных инвестиционных фондов, предпринимательских структурах, в том числе в коммерческих банках, и их использование на финансовом и кредитном рынках.

Денежная политика является самостоятельным видом по отно­шению іГфинансовой политике. Однако, решая задачи регулирования эмиссии денег и их заменителей, а также задачи стабилизации нацио­нальной валюты, она является составной частью финансовой полити­ки. Именно через эмиссионную политику происходит корректировка доходов и расходов государственного бюджета, государственное регу­лирование инфляционных процессов. Контроль и регулирование со­стояния национальной валюты по отношению к другим видам валют позволяют регламентировать доходы и расходы государственного бюд­жета и проводить реальную оценку капитала хозяйствующих субъек­тов в стране и за рубежом, оценивать экономическую безопасность государства.

Финансовая политика в области международных отношений

Имеет свои особенности. Она связана как с внутренними условиями хо­зяйствования, так и с международным законодательством. Составной частью этой политики является таможенная политика, политика управ­ления государственным кредитом, государственным долгом и условия международных договоров в области использования финансовых отно­шений.

Финансовая политика на рынке ценных бумаг характеризуется системой организации отношений на рынке кредитов, капиталов, денег и всех видов ценных бумаг.

Управление финансами представляет собой совокупность мер общегосударственного органа по реализации финансовой полити­ки государства, обеспечению целенаправленного и непрерывного функционирования финансового механизма с целью выполнения системой финансов своего функционального назначения.

Финансовая политика позволяет соединить воедино возможности управления (регулирования со стороны государства), которые присущи финансам, с конкретными формами и методами, организацией органов управления финансовой системой.

В любом государстве управление финансами должно базироваться на главных методологических принципах, которые должны быть осно­вой организации финансовых отношений для всех сфер хозяйствования и звеньев финансовой системы. Эти принципы:

• единство целей и задач;

• макроэкономическая сбалансированность ресурсов всех сфер хозяй­ствования;

• соблюдение требований экономических законов;

• достоверность;

• гласность;

• учет конкретных исторических и внешних условий;

• учет прошлого опыта;

• обеспечение рациональности структуры финансов и финансового механизма;

• создание финансовых резервов;

• сосредоточение основных финансовых ресурсов в руках государства;

• контроль со стороны общества за формированием и использованием ресурсов.

Однако следует учитывать, что, разрабатывая конкретные направле­ния финансовой политики, можно использовать и другие принципы, дополняющие вышеназванные (о чем будет сказано ниже).

(управление финансами может был. обособлено в перспективное (стра- тегичесШе)7тё! сущее и оперативное. В связи с этим и создается структура органов, организующих процесс. От характера финансового управления зависят применение соответствующей системы мероприятий по реализа­ции финансовой политики, а также функциональные обязанность и от­ветственность органов государственной власти и Управления. 1

^Систему мероприятий и способов достижения целей можно пред­ставить в виде финансового механизма, в который входят следующие звенья: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое обеспече­ние, нормативное обеспечение, информационное обеспечение (рис. 1).

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА, УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ

Рис. 1. Финансовый механизм управления Финансовые методы имеют важнейшее функциональное значение. В состав основных методов управления входят методы общегосудар­ственного управления и регулирования: финансового и экономического анализа; финансового планирования; прогнозирования; программиро­вания; стимулирования и ответственности; налогообложения; кредито­вания и самокредитования; организации. системы расчетов, инвестиро­вания и др.

Применение методов зависит от организации самого процесса уп­равления:

* Прямое управление. Такое управление применяется в субъектах уп­равления, которые полностью находятся в распоряжении общегосу­дарственного органа. Однако оно не может затрагивать тех экономи­ческих отношений, которые не зависят от функционирования государства.

• Регулирование. Финансовое регулирование осуществляется по тем направлениям, которые частично могут корректироваться общегосу­дарственным органом управления. К таким направлениям относятся: бюджетное, налоговое, таможенное, валютное, кредитно-денежное, инвестиционное, ценовое и т. п. регулирование. Формы финансового регулирования могут быть различными:

- прямое - когда общегосударственный орган управления законода­тельно устанавливает финансовые отношения (например, введение прямых или косвенных налогов);

- косвенное - когда общегосударственный орган вводит отдельные ограничения, которые могут повлиять на финансовые отношения (например, льготы и санкции при налогообложении, квоты, нормы расходов, ставки налогов);

- смешанное - когда прямое и косвенное регулирование использу­ются вместе.

Финансовые рычаги представляют собой совокупность показа­телей, участвующих в управлении: совокупный общественный продукт; национальный доход; валовый внутренний продукт; прибыль (доход); финансовые санкции; курсы валют; ставки кредитов, налоги и нена­логовые платежи; финансовые санкции и льготы; расходы; доходы и т. п.

Правовое обеспечение предусматривает определенное сочетание основных положений, отраженных в официальных документах: Зако­ны, Указы Президента, Постановления правительства, инструкции, при­казы и письма министерств и ведомств, уставы хозяйствующих субъек­тов, международные договоры.

Нормативное обеспечение организации финансового управления состоит в применении: норм, нормативов, тарифов, рекомендуемых ме­тодов и методик расчетов и т. д.

Информационное обеспечение системы финансового управления предполагает использование таких принципов управления, как учет про­шлого опыта, тенденций развития, влияние внешних и внутренних фак­торов на методы и инструменты управления и др.

В процессе управления сочетаются разнообразные методы, показате­ли, информационная база, законодательство, нормы и нормативы и т. п.

Субъектами управления финансами являются как руководящие орга­ны, так и руководимые ими хозяйствующие субъекты (рис. 2).

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА, УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ

Рис. 2. Система организации и взаимодействия субъектов управления финансами Российской Федерации

Управление финансами представляет собой процесс, который орга­низуют и которым руководят органы государственной власти в соответ­ствии с законодательство^

Как видно из рис. 2, процесс управления финансами предусматри­вает единство управляющей и управляемых систем.

Общее управление финансами осуществляют высшие органы госу­дарственной власти. Хозяйствующие субъекты - предпринимательские структуры являются управляемой системой. Однако в систему госу­дарственной власти и государственного управления входят хозяйствую­щие субъекты как субъекты управления, выполняющие функции и зада­чи предпринимательской структуры:

• Федеральное Собрание, которое регламентирует деятельность фи­нансовой системы, устанавливает взаимоотношения всех хозяйству­ющих субъектов, утверждает федеральный бюджет и финансовое за­конодательство;

• Президент Российской Федерации имеет право «вето» на введение финансового законодательства. Он утверждает бюджет, контролиру­ет деятельность правительства; (

• Правительство Российской Федерации готовит проект государ­ственного бюджета, выступает как центр оперативного и текущего управления финансами и включает в свой состав многие министер­ства и ведомства, на которые возложены обязанности и ответствен­ность по направлениям развития экономики;

• Счетная палата Российской Федерации контролирует расходова­ние и целевое назначение федеральных денежных средств;

• Министерство экономики Российской Федерации является руко­водящим органом в выработке стратегии экономического развития и разрабатывает баланс финансовых ресурсов страны;

• Министерство финансов Российской Федерации осуществляет общее руководство в финансовой сфере и исполнение бюджета; орга­низует разработку бюджета и его исполнение; участвует в разработке плана финансовых ресурсов страны; ведет контроль за финансово - хозяйственной деятельностью организаций и предприятий всех форм собственности;

• Федеральное казначейство организует кассовое исполнение бюд­жета и является подразделением Министерства финансов РФ;

- Министерство по налогам и сборам Российской Федерации и Фе­деральная служба налоговой полиции являются контролирующими органами во взаимоотношениях хозяйствующих структур с государ­ством;

• Министерство государственного имущества Российской Федера­ции организует управление государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера и налогов, уплачиваемых государственными организациями и предприятиями;

• Федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует деятель­ность участников фондового рынка;

• Система учреждений Центрального банка Российской Федерации (Банка России) формирует денежно-кредитную политику и осуществ­ляет кассовое исполнение бюджета, а также ведет контроль за дея­тельностью кредитных учреждений.

• Предпринимательские структуры - хозяйствующие субъекты являются субъектами управления финансами.

В понимании определения и сущности предпринимательства, пред­приятий, предпринимательских структур в экономической теории и прак­тике много необозначенных вопросов.

Под предприятием (предпринимательской структурой) в миро­вой теории принято понимать объединение производственных элемен­тов (труда, капитала, апроприированных естественных сил) с целью получения прибыли как замкнутую в себе, самостоятельную организа­цию, глава которой (хозяин, мастер, предприниматель - вообще) имеет право распоряжаться данными элементами по собственному усмотре­нию. Предприятие, по его субъекгу, может быть как частным, так и пуб­личным в соответствии с международной классификацией (госуцарствен - ное, муниципальное, межгосударственное и т. п.), единоличным и коллективным (когда предпринимателем является одно или несколько лиц).

Предприниматель является представителем единого предприятия (предпринимательской структуры) как хозяйствующего субъекта. Он ставит цель и регулирует средства ее достижения. Он служит постоянно действующим органом экономического учета, определяющим внутрен­нее строение предприятия и отношение его к внешнему миру. Он под­бирает элементы производства, следит за наиболее целесообразной их комбинацией, производит подмену одних элементов другими (субсти - туирует). Он же устанавливает наиболее выгодное отношение своего предприятия к рынку.

Характерная особенность предпринимательства заключается в том, что предприниматель организует предприятие и управляет им с целью получения прибыли. В крупном производстве его организа­торская функция сводится к минимуму (даже к нулю), когда единолич­ное начало в организации уступает место акционерному. Предпринима­телем на частном единоличном предприятии является собственник имущества. В акционерных предприятиях отдельный частный собствен­ник перестает быть предпринимателем и становится лишь владельцем имущества, предпринимателем же становится коллективный собствен­ник, функции которого выполняет владелец контрольного пакета акций (доли) предприятия.

Сложным вопросом предпринимательства является создание и дея­тельность крупных предпринимательских систем (структур), где органи­заторская функция и функция управления отделяются от предпринимате­ля и передаются работникам предприятия (внешне предпринимательские функции отделяются от предпринимателя).

Таким образом, в состав хозяйствующих субъектов - предпринима­тельских структур (предприятий) входят: индивидуальные предприни­матели, организации (предприятия и корпорации) всех организацион­но-правовых форм и сфер хозяйствования, унитарные (государственные и муниципальные) предприятия и учреждения, государство (в лице об - щегосуцарственного органа управления), которые выполняют функции организации и управления с целью получения прибыли (увеличения национального дохода).

Проведение финансовой политики в субъектах Федерации, а также управление финансами на региональном уровне осуществляют административно-территориальные и муниципальные подразделения соответствующих финансовых учреждений.

Объектами управления финансов являются финансовые отноше­ния, возникающие между субъектами управления. К ним относятся фи­нансовые отношения по формированию централизованных и децентра­лизованных денежных фондов, бюджетных фондов, внебюджетных фондов, инвестиционных фондов, фондов и средств предприниматель­ских структур, организаций и учреждений; финансовые отношения по использованию этих денежных фондов и средств; отношения, связан­ные с контролем за финансово-хозяйственной деятельностью хозяйству­ющих субъектов.

Финансы, деньги, кредит и банки

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ

К одной из основных подсистем финансовой системы Российской Федерации в соответствии с экономической сущностью и функциями финансов относятся финансы предпринимательских структур - хозяй­ствующих субъектов. Основным же звеном этой подсистемы являются …

ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС

В современной экономике межгосударственные экономические от­ношения осуществляются по двум основным направлениям - междуна­родной торговли и финансов. В любой стране с открытой экономикой ведется учет внешнеэкономических сделок, имевших место в течение …

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ И ФОРМ СТРАХОВАНИЯ

Все многообразие страховых услуг негосударственных страховых организаций и компаний можно классифицировать по звеньям: отрасль, подотрасль и виды страхования. Объектами страхования выступают интересы, и это основной кри­терий классификации. Личное страхование, имущественное …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.