Энциклопедия начинающего предпринимателя

РАЗРАБОТКА ФИНАНСОВЫХ ПРОГНОЗОВ ДЛЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Подготовка детальных финансовых прогнозов (financial projections) считается неотъемлемой частью планирования деятельности как но­вых, так и действующих предприятий. Для нового предприятия так­же следует подготовить детальный прогноз потока денежных средств (cashflow projection), который позволит определить, жизнеспособно ли предприятие, и принять решение о необходимости привлечения инвесторов со стороны.

Прогноз потока денежных средств — это перспективный план при­тока и оттока денежных средств для Вашего предприятия в заданной временной шкале (как правило, 12 месяцев). Приток (inflow) и отток (outflow) оцениваются помесячно.

Для построения прогноза потока денежных средств владелец-руко­водитель предприятия должен сформулировать предположения и оценки доходов и расходов на предстоящий 12-месячный период. Клю­чом к разработке эффективных прогнозов является реалистичность предположений. Владельцы многих новых предприятий часто задают­ся такими уровнями доходов, которые в принципе недостижимы, ли­бо недооценивают величину накладных расходов.

Предположения по доходам необходимо делать в следующем разрезе:

• источник дохода;

• сроки платежа и возможное число дней задержки;

• сезонность дохода;

• ожидаемый рост дохода;

• факторы, ограничивающие доход.

Предположения по расходам имеют следующие цели:

• определить вероятные расходы, связанные с данным проектом;

• разработать график платежей по каждой статье расходов (напри­мер, оплата телефонных счетов будет производиться ежемесячно).

Проблемы с потоком денежных средств характерны для многих предприятий, особенно для новых. Если их не решить соответству­ющим образом, они могут привести к преждевременному прекраще­нию деятельности. Определение «проблемы с потоком денежных средств» включает целый ряд различных неприятностей, результат у которых один — у предприятия кончаются средства и оно не может платить по счетам. Особенно уязвимы в этом плане относительно но­вые предприятия, издержки освоения (start-up costs) у которые высо­ки, а заработная плата низкая. Подобные проблемы, однако, могут воз­никать и у весьма преуспевающих, авторитетных предприятий, а также у новых предприятий с низким уровнем накладных расходов.

Большим преимуществом контроля и регулирования денежных опе­раций является то, что он позволяет выявить проблемы дефицита де­нежных средств на ранней стадии, благодаря чему остается достаточно времени для принятия корректирующих мер.

Проблемы с потоком денежных средств могут быть вызваны одним или — гораздо хуже — несколькими из следующих пяти факторов:

• Уровень продаж — слишком низкий.

• Накладные расходы — слишком высокие.

• Коэффициент прибыльности — слишком мал.

• Должники — слишком медлят с оплатой (не платят вообще!)

• Уровень торговой деятельности — слишком высокий.

Следует четко определить, какой фактор (факторы) действует в ва­шем случае — это может быть очевидно!

Проблема недостаточности товарооборота характерна для новых (2-3 года) малых предприятий. Этому есть несколько причин. Мно­гие предприятия создаются с большим оптимизмом, недостаточным знанием рынка и мизерным капиталом. Еще один фактор, тесно свя­занный с вышеупомянутыми: для завоевания престижа и положения на рынке нужно время, часто весьма длительное, и этот период обыч­но длится гораздо дольше, чем то позволяют первоначальные бизнес- планы. Если Вы, будучи руководителем нового предприятия, видите, что объем продаж мал, то следует сразу же задать себе вопрос: «Может быть, это солидное деловое предложение, для реализации которого просто нужно больше времени или денег?» Ответ может быть отри­цательным! Даже у солидного, авторитетного предприятия объем продаж может падать; даже при постоянном уровне продаж отрица­тельное влияние может оказывать рост накладных расходов. Кроме того, предлагаемый товар или изделие могут уже не удовлетворять требованиям рынка.

Здесь важно, что вы обязаны что-то предпринять! Увидев, что объ­ем продаж упал, двигайтесь поживее, ибо деятельность будет ослабе­вать, время для внесения корректив уменьшаться, а число возможных вариантов сокращаться.

Какие же это варианты?

• Вариант 1: Увеличить объем продаж.

• Вариант 2: Изменить стратегию продвижения.

• Вариант 3: Диверсификация.

Возможно, замысел проекта действительно солидный, и нужно прос­то время, чтобы предприятие вышло на потенциальный уровень това­рооборота. Может быть, неожиданно возросли накладные расходы. Из этой ситуации возможны два выхода. Первый — увеличить объем продаж для покрытия возросших накладных расходов. Второй — сок­ратить накладные расходы. Если остальные факторы (объемы продаж, прибыльность и задолженность) соответствуют прогнозу потока денеж­ных средств, то вы можете сконцентрировать свои усилия на сниже­нии накладных расходов до уровня, приемлемого для предприятия. Следует учесть, что перед тем, как принимать какие-то меры, необхо­димо получить профессиональную консультацию. Если вопрос касает­ся помещений (например, вы осуществляете производственную деятельность на площадях другого предприятия), то рассмотрите воз­можность переезда в меньшие или менее дорогие помещения, если это разрешает договор аренды. Это касается и конторских помещений. В обоих случаях можно обратиться к арендодателю на предмет полу­чения временного разрешения на субаренду с целью получения допол­нительного дохода (т. е. фактического уменьшения бремени арендных платежей). Такое разрешение должно быть выражено явно, поскольку в большинстве договоров аренды субаренда запрещена. Магазины представляют более серьезную проблему, так как местонахождение име­ет в данном случае очень большое значение, и переезд в меньшее или хуже расположенное помещение будет, скорее всего, неразумным ша­гом. Весьма значительными финансовые проблемы могут быть в случае, когда много денег вложено в запасы. Если уровень запасов относитель­но избыточный (т. е. запасы малоподвижные), то даже при достаточ­ных объемах продаж могут возникнуть проблемы с потоком денежных средств. Наконец, одной из причин проблем с потоком денежных средств являются слишком большие расходы владельцев предприятий на личные нужды. Эта причина полностью устранима, но возникает очень часто. Иногда это обусловлено тем, что владелец просто забы­вает предусмотреть затраты на уплату налогов.

Энциклопедия начинающего предпринимателя

ПЕТР АВЕН

Авен Петр Олегович родился 16 марта 1955 года в Москве. Латыш. Дед Авена был латышским стрелком, служил в Латышской стрелко­вой дивизии, отец — профессор, специалист в области вычислитель­ной техники. В …

АНДРЕЙ МЕЛЬНИЧЕНКО

Андрей Игоревич родился 8 марта 1972 г. в Гомеле. Учился в физи­ко-математической школе-интернате МГУ, куда попал после республи­канской олимпиады по физике. В 1989 г. поступил на физический факультет МГУ им. …

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ

(П. 1 ст. 17 закона «О лицензировании отдельных видов деятельно­сти». Применяется с 10 апреля 2002 года) • Разработка авиационной техники, в том числе авиационной тех­ники двойного назначения. • Производство авиационной …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.