Энциклопедия начинающего предпринимателя

ПОВЕДЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Психологический словарь трактует поступок как социально оценива­емый акт поведения, совершение которого подчинено мотивам и це­лям человека. В нем проявляется личность — ее ведущие потребности, отношение к окружающей действительности, характер, темперамент. В соответствии с социальными требованиями, этическими и правовы­ми нормами, поступок оценивается как нравственный. Или безнрав­ственный.

Значительные успехи по выяснению природы человеческого пове­дения были достигнуты в начале XX в. Впервые основоположником бихевиоризма Д. Уотсоном было провозглашено, что душа человека яв­ляется принципиально непознаваемой, а человеческое поведение есть проявление двухзвенной схемы: (St — R) стимул — реакция. Данное за­явление было закреплено открытием В. М. Бехтеревым «сочетатель­ного рефлекса», или, в терминах экспериментальных исследований И. П. Павлова, «условного рефлекса», которые на целые десятилетия были объявлены в нашей стране фундаментальными постулатами для объяснения поведенческих реакций.

В начале 30-х гг. американский психолог Э. Тол мен пришел к за­ключению, что направляющим началом поведения является цель че­ловека, а связи между стимулом и реакцией являются не прямыми, а опосредованными через «промежуточные переменные»: цель, ожи­дание, гипотезу, знак и его значение, когнитивную картину мира.

Важный вклад в изучение поведения личности привнесла гештальт- психология, ярким представителем которой является К. Левин. Он писал, что для объяснения поведения необходимо определить дейст­вующую целостную ситуацию, представляющую структуру поля и со­стояние личности. Важно выявить саму эту ситуацию и то, как она представлена в субъективном восприятии действующих в ней людей.

К открытиям огромной важности можно отнести заявление 3. Фрейда о доминирующей роли бессознательного в человеческом по­ведении. Великий психоаналитик считал, что эта область психики заполнена вытесненными из сознания человека различного рода не­удовлетворенными желаниями, в основном сексуального характера. Накапливаясь, они приобретают огромную силу и прорываются в ви­де агрессии, навязчивых идей, необъяснимых поступков и т. д.

В нашей стране теория Фрейда с 30-х гг. подвергалась резкой кри­тике. Вплоть до 60-х гг. были прекращены переводы и публикации ра­бот по психоанализу. Несмотря на это, в тридцатые годы в Грузии знаменитая школа психолога-экспериментатора Д. Н. Узнадзе исполь­зовала современные западные знания по психологии бессознательно­го для создания теории установки. Только в начале 70-х гг. эти работы были переведены на русский язык. В результате экспериментов Д. Н. Уз­надзе обнаружил, что принятая двухзвенная схема (стимул-реакция), объясняющая поведение, не совсем правильна. А именно, между сти­мулом и реакцией находится некоторое образование, которое было на­звано установкой.

Классическое определение установки звучит следующим образом: в случае наличия какой-нибудь потребности и ситуации ее удовлетворе­ния у человека возникает установка — состояние готовности к соверше­нию определенного поведенческого акта. Узнадзе и его последователи считают, что при неоднократном столкновении потребности и ситуа­ции установка фиксируется. По словам Ш. А. Надирашвили, многооб­разие устойчивых взаимосвязей индивида с внешним миром вставлено системой фиксированных вторичных установок, тогда как непосред­ственное поведение управляется динамической первичной, или акту­альной, установкой. При этом все фиксированные установки находятся в области бессознательного, а актуальные — в сознательной сфере, ибо их формирование происходит при обстоятельствах, с которыми не сталкивается прошлый опыт человека.

Начиная с 60-х гг., появились работы, посвященные описанию иерархической структуры установки. В вертикальной иерархии, напри­мер, Ш. А. Надирашвили выделял три основных уровня. На первом, где удовлетворяются физические потребности, установки не осозна­ются человеком.

Если же человеку не удается удовлетворить физические потребно­сти посредством фиксированной установки, происходит объектива­ция — познание действительности как объекта посредством сознания. Способность объективации связана с социализацией человека, которая помогает человеку изменить поведение.

Второй уровень установок отвечает за осознание необходимости целесообразного поведения. Здесь происходит познание и оценка си­туации и потребностей, происходит выбор приемлемого поведения.

Третий уровень автор назвал уровнем установок социального по­ведения.

Такое поведение личности осуществляется только под воздействи­ем воли, позволяющей личности самой изменять (создавать) социаль­ную установку и социальное поведение. Согласно Ш. Надирашвили, установки, определяющие социальное поведение, называются соци­альными, они ориентированы на создание социальных ценностей.

Концепция личности, представленной вертикальной иерархией ус­тановок или диспозиций, была разработана известным отечественным социологом и социальным психологом В. А. Ядовым.

Сообразно этой концепции, личность человека представлена че­тырьмя уровнями:

• Первый уровень формируется на основе физических потребно­стей и простейших ситуаций и ничем не отличается от неосо­знанных фиксированных установок, экономящих наше время при выполнении простейших поведенческих актов.

• Второй уровень представлен фиксированными социальными уста­новками, или аттитюдами, выявляющими отношения к социаль­ным ценностям — семье, человечеству, деньгам, национальности и т. д. Понимание социальной установки, или аттитюда, В. А. Ядо- вым базируется на общественной трактовке, сформулированной в 1918 г. Томасом и Знанецким. Позднее его поддержал Г. Олпорт и его последователи.

• Третий уровень иерархической структуры диспозиций выявляет направленность интересов личности в определенные сферы соци­альной активности (профессиональная деятельность, семья, досуг).

• На четвертом уровне располагаются ценностные ориентации на цели в жизни и средства их достижения. Здесь происходит са­мовыражение в конкретных социальных условиях, исторически обусловленных формах жизнедеятельности, характерных для об­раза жизни данного общества. В определенных ситуациях выс­ший уровень диспозиционной структуры принимает на себя ответственность за управление поведенческими актами более низ­кого уровня. По предположению В. А. Ядова, диспозиционная структура, кроме вертикальной иерархической структуры, обла­дает общепринятой горизонтальной трехкомпонентной схемой, состоящей из аффективного (эмоционального), когнитивного (познавательного) и поведенческого аспектов. Таким образом, диспозиционная структура личности, регулирующая ее поведение, представляет своеобразную решетку, где по вертикали располага­ются четыре иерархических уровня установок, а по горизонтали — три их аспекта.

Существуют и другие работы, посвященные изучению иерархичес­кой структуры установок. Все они имеют сходные выводы. Так, только на низшем уровне располагаются неосознанные установки, регулиру­ющие поведенческие акты, связанные с удовлетворением физиологиче­ских потребностей; более высокие и даже высшие уровни формируются всегда четко осознаваемыми установками, обращенными на социально значимые ценности или смысл.

В отечественной литературе существует значительное число сино­нимов понятия «установка»: личный смысл — по А. Н. Леонтьеву, от­ношения — по В. Н. Мясищеву, внутренняя позиция — по Л. И. Бажович, умонастроение — по Б. Д. Парыгину, мотивация — по В. И. Ковалеву и т. д. Общий смысл этих синонимов идентичен по своей сути установ­ке личности, так как все они являются, во-первых, исходным момен­том поведения, во-вторых, вызывают готовность действовать определенным образом.

Начиная с 70-х гг. последователи школы Д. И. Узнадзе провели серию экспериментов по изучению механизмов смены установок, в том числе и социальных. Опираясь на то, что социальные установки име­ют такие же свойства, как и установки более низких иерархических уровней (интенсивность, скорость формирования, прочность фикса­ции и т. д.), они выяснили, что смена происходит по общему закону ассимиляции и контраста.

Под воздействием фиксированной установки тот или иной объ­ект восприятия (в том числе и социальный) в случае незначительно­го отличия от ее содержания воспринимается как однозначный (эффект ассимиляции).

В противоположном случае наблюдается эффект контраста, а имен­но, не соответствующий установке человека объект кажется еще бо­лее отличным, чем это есть на самом деле.

Вопрос этот имеет фундаментальное значение, так как процесс смены установок должен автоматически повлиять на изменение по­ведения личности.

Энциклопедия начинающего предпринимателя

ГЕНРИ ФОРД

Семья Фордов — идеальная находка для нравоучительных жизне­описаний! — жила трудовой жизнью, наслаждаясь скромным, тяжело дававшимся достатком. Приехав в Америку, Уильям Форд работал поден­щиком, плотником, а потом поднакопил денег, прикупил …

ПРОДУКЦИЯ, ПОДЛЕЖАЩАЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ В ДЕПАРТАМЕНТЕ ГОССАНЭПИДНАДЗОРА МИНЗДРАВА РОССИИ

(В ред. Приказа Минздрава РФ от 18.03.2002 № 84) 1.Вода: минеральная природная столовая, лечебно-столовая, лечеб­ная (п. 1 в ред. Приказа Минздрава РФ от 18.03.2002 № 84). 2. Продукты детского питания: …

МИХАИЛ ХОДОРКОВСКИЙ

В советские времена Михаил Ходорковский был функционером Ленинского коммунистического союза молодежи (Комсомол). В пери­од перестройки Горбачева, когда особым спросом стало пользоваться творчество молодежи, люди, подобные ему, оказались в центре нового …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел. +38 05235 7 41 13 Завод
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 067 561 22 71 — гл. менеджер (продажи всего оборудования)
+38 067 2650755 - продажа всего оборудования
+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи всего оборудования
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Скайп: msd-alexandriya

Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Представительство МСД в Киеве: 044 228 67 86
Дистрибьютор в Турции
и странам Закавказья
линий по производству ПСВ,
термоблоков и легких бетонов
ооо "Компания Интер Кор" Тбилиси
+995 32 230 87 83
Теймураз Микадзе
+90 536 322 1424 Турция
info@intercor.co
+995(570) 10 87 83

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.