Энциклопедия начинающего предпринимателя

Нелегкая это работа

Начиналось все очень хорошо в 2000 году. Инвестором предприятия выступила компания Financial Bridge, и открылось предприятие в Се­верном округе Москвы, потому что в этом районе мало крупных пред­приятий по переработке сырья. Открылись в надежде на то, что жилой комплекс повернется к нам лицом и станет основным источником бумаги. Однако сложилось все иначе.

Компании «Эко бридж» действительно удалось быстро стартовать. В октябре зарегистрировались, в ноябре — начали работать. Сначала получили лицензию и возможность работать, а затем уже собирали потихоньку дополнительные документы и необходимые для работы справки. Начинали с 60 тонн макулатуры, а сейчас вышли на 3 тыся­чи тонн в месяц.

Сегодня получить лицензию уже сложнее. Для того чтобы работать на рынке вторичного сырья, переработки или сбора отходов, необхо­димо оформить десятки разрешительных документов. Так, без образо­вания юридического лица вы не получите транспортную лицензию. А значит, не будет своего автопарка. Добавим сюда еще и отраслевой документ. За две тысячи долларов лицензию на сбор и переработку от­ходов получить легко. Но это неофициально. А вот оформление лицен­зии по всем правилам обойдется уже в 4000 долларов.

По признанию генерального директора «Эко бридж», работать в этой нише непросто. Во-первых, бумажные комбинаты не платят вовремя. Задолженности тянутся на несколько месяцев. Во-вторых, правила игры постоянно усложняются. Скажем, недавно «Москомпри - роды» признал макулатуру «пожароопасной», хотя в законе ничего об этом не говорится.

На рынке макулатуры конкуренция невероятно остра. Впрочем, пока только в столице, где макулатура стоит все дороже, а игроков на рынке все больше. Тем временем само по себе количество бумаги не ме­няется, а значит, каждый пытается увести клиентов у другого.

В Москве оперируют и крупные компании, такие как «Ресурсосбере­жение» и «Русская макулатура», и десятки маленьких фирм. Но главная напасть — «черные» схемы. Предположим, в небольшом магазинчике есть отходы, от которых необходимо избавляться по закону. И отве­чает за это некий завхоз. Понятно, что ему проще взять деньги «налом» и положить их в карман (причем продать бумагу по высокой цене), чем проводить все легально через безналичный расчет и по рыноч­ным ценам.

«Черные» фирмочки и предприниматели появляются внезапно, рушат цены, оттягивают клиентуру и... исчезают. А рынку, который и так еле-еле держится, наносится непоправимый ущерб.

Если так пойдет и дальше, то в течение ближайших трех лет на рын­ке вторичного сырья 80% объема столичной макулатуры будет при­надлежать четырем-пяти лидирующим компаниям, которые всерьез занимаются проблемами сбора и сортировки бумаги.

Рентабельность бизнеса по сбору и переработке макулатуры экс­перты оценивают сегодня на уровне 10%. Цены на сырье растут. Но только не у конечных приемщиков — заводов-изготовителей. Три года назад компании-сборщики закупали макулатуру по 500 рублей за тон­ну и продавали по 2000. Сегодня же это соотношение находится на уровне 1500 к 2100 рублей за тонну. «Вилка» цен стала куда меньше. Затраты же, напротив, растут. На электричество, бензин, воду... А заво­ды, приобретающие вторсырье, предлагают за него все ту же цену.

Как ни обидно, но, только-только «поднявшись», этот рынок в Москве уже переживает некоторый спад. По крайней мере, за три года существования компании «Эко бридж» инвестиции в нее еще не окупились.

И все же макулатура, несмотря ни на что, остается ценным ресур­сом, даже при относительно невысокой рентабельности. Макулатура — основной продукт для производства вторичных товаров (картона, туа­летной бумаги), тем более что из 1200 килограммов макулатуры полу­чается тонна бумаги.

Сам по себе сбор макулатуры в развитых странах происходит очень просто. Коммерческий сектор (чаще всего розница), сектор промыш­ленный и жилой — вот три основных поставщика. Промышленники и коммерсанты должны вывозить свой мусор самостоятельно, и они впол­не справляются с этим, продавая или просто отдавая его сборщикам.

С жилым сектором сложнее — тут нужно охватить каждую «ячейку общества». Для этого в европейских странах обычно выдаются паке­ты определенного цвета, куда складывают накопившуюся бумагу. Дру­гой вариант — контейнер во дворе. Так сборщики получают более или менее кондиционный, не подпорченный, а главное — отсортирован­ный товар. Теперь его надо только спрессовать и отправить на пере­работку. Дальше — по цепочке.

По оценкам сотрудников ГУП «Промотходы», в Москве 3,5 милли­она тонн отходов производит промышленность, 1,5 миллиона тонн — коммерческие структуры и 2,5 миллиона тонн отходов — население. Жилой сектор — лакомый кусочек, однако «достать» его почти невоз­можно, так как 70-80% полезных фракций отходов можно «снять» только на первой стадии — у контейнера или до него. А вот селекци­онная система в России делает всего лишь первые шаги. И все же предприниматели не вешают носа и ищут новые способы достать цен­ную бумагу.

Если уж государство не дотирует этот бизнес, то, может быть, нуж­но просто хорошенько вложиться в него, как следует все просчитать и построить сеть своих приемных пунктов? Сеть приемных пунктов планировала открыть частная компания «Юви» в Санкт-Петербурге, а в Москве этим плотно занималась компания «Вторсырьепереработка». Первой удалось создать больше десятка пунктов. Второй — только один. Причина одна: низкая рентабельность. В компании «Промот - ходы» отмечают, что стоит открыть приемный пункт (а инвестиции в одну точку составляют порядка 10 тысяч долларов), как тут же к вам идут «ходоки» — пожарные, СЭС и все прочие. Приемный пункт для них дойная корова.

Очевидным казался еще один выход из ситуации — предложить со­трудничество ДЭЗам, приобретать макулатуру у них, за деньги, пока она еще не успела испортиться в мусорных баках. Каждое РЭУ в Моск­ве может выдать до 7 тонн макулатуры в месяц. То есть около 50 тонн с одного района, 350 тонн — с каждого округа. А ведь это значит, что ежемесячно в каждом округе станет еще и на 350 тонн мусора мень­ше! Но. это никому не интересно. В РЭУ говорят: для приемного или сортировочного пункта у нас нет территории. А обосноваться в под­валах пожарные не дают. В общем, все как обычно. Низы не хотят ра­ботать по-старому, верхи — не могут по-новому.

Вот почему до сих пор никто из предприятий, всерьез работающих на этом рынке, в жилой сектор не идет. Все это очень хлопотно, слож­но и практически неподъемно. Так что пока в ДЭЗах будут сидеть прежние чиновники, с места ситуация не сдвинется.

Сегодня мало кто готов рискнуть рекомендовать это направление бизнеса начинающим.

Энциклопедия начинающего предпринимателя

ПЕТР АВЕН

Авен Петр Олегович родился 16 марта 1955 года в Москве. Латыш. Дед Авена был латышским стрелком, служил в Латышской стрелко­вой дивизии, отец — профессор, специалист в области вычислитель­ной техники. В …

АНДРЕЙ МЕЛЬНИЧЕНКО

Андрей Игоревич родился 8 марта 1972 г. в Гомеле. Учился в физи­ко-математической школе-интернате МГУ, куда попал после республи­канской олимпиады по физике. В 1989 г. поступил на физический факультет МГУ им. …

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ

(П. 1 ст. 17 закона «О лицензировании отдельных видов деятельно­сти». Применяется с 10 апреля 2002 года) • Разработка авиационной техники, в том числе авиационной тех­ники двойного назначения. • Производство авиационной …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.