Энциклопедия начинающего предпринимателя

МОШЕННИЧЕСТВО ПРИ РАСЧЕТНО-КАССОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ

При расчетно-кассовом обслуживании клиентов мошенничество совер­шается достаточно часто. Особенно широкие возможности для мошен­ничества открываются при совмещении одним человеком функций бухгалтера и оператора. Наиболее распространенными методами яв­ляются следующие:

1. «Наглая» недостача. Из кассы банка воруется крупная сумма, и это никак не скрывается, так как кассир надеется скрыться до начала ре­визии кассы. К директору банка приходит человек:

— Вы ищете нового кассира?

— И старого — тоже.

Этот метод, как и некоторые далее рассмотренные мошенничества, имеет в основном историческую ценность, так как в большинстве бан­ков в настоящее время налажен достаточно жесткий контроль и осуще­ствляется ежедневная инвентаризация остатков в кассе.

2. Фабрикация денежных документов, прикрывающих недостачу. После взятия денег из кассы «на время» и отсутствия возможности их вер­нуть возможна фабрикация денежных документов на сумму недостачи (например, выписка расходного ордера).

3. Кассир якобы ошибся. Изымается небольшая сумма денег, доклады­вается о недостаче, которая якобы возникла в силу ошибки в ранее сделанных расчетах, и предлагается переделать старые документы для достижения «полного ажура». Таким образом похищаются небольшие суммы, но если умело «дурить голову» вышестоящему начальству, бес­прекословно принимающему исправления, сумма может набежать до­вольно крупная.

4. Хищение денег посторонним лицом.. Такая возможность появляется в случае небрежности кассиров, позволяющих заходить в помещение кассы посторонним лицам. Существует также множество способов об­мана мошенниками беспечного и неопытного кассира. В зарубежной практике известен случай, когда при проверке кассы ревизор уничто­жил свой собственный чек. Однако такие действия не эффективны в случае, если чек уже занесен в реестр чеков. В отдельных случаях унич­тожают чеки компаньона. В результате у кассира возникнет недостача на сумму чека, а ревизор с компаньоном получают доход. Лицо, совер­шающее преступление, не обязательно должно являться служащим бан­ка. При отсутствии соответствующим образом оборудованного рабочего места кассира хищение может совершить и постороннее лицо.

5. Сокрытие привлеченного депозита. Клиенту выдаются все необхо­димые документы о привлечении его денег на депозит, но эти деньги не оприходуются. По истечении срока депозита (а мошеннические операции обычно совершаются с депозитами на длительный срок) деньги ему возвращаются путем неоприходования средств, положен­ных на депозит другим клиентом (так называемая «операция перекры­тия»). Почти всегда при таких махинациях недостача продолжает возрастать, пока уловка не раскрывается с печальными для кассира последствиями. Разновидностью сокрытия депозита может быть неко­торое занижение в банковских документах реально внесенной суммы. Если занижение суммы незначительно, срок и проценты достаточно велики, а клиент не любит проверять правильность исчисления полу­ченного дохода, то может даже не возникнуть необходимости в компен­сировании ранее взятого депозита, так как «набежавшие» проценты замаскируют воровство.

6. Списание средств со счетов клиента. При ленивом бухгалтере, невнимательно следящем за движением денег на счете своего пред­приятия, деньги могут списываться на третью фирму. Если клиент обнаружил списание — мошенник перед ним извиняется, и деньги воз­вращаются. Если клиент ничего не заметил — доход получен.

7. Перечисление денег от имени банка. Деньги снимаются не с расчет­ного счета клиента, а делается платеж от имени банка на какую-нибудь фирму, например, «на покупку компьютера», «за консультационные ус­луги», доход по депозиту и т. д. при отсутствии (или фабрикации) под­тверждающих документов.

8. Подмена настоящей валюты поддельной. Банкам и их работникам до сих пор большинство клиентов верит. Это дает возможность сбы­вать через банк фальшивые денежные знаки. Хотя подсовывание фаль­шивых долларов, немецких марок случается довольно часто (особенно в обменных пунктах), кассиры крупных банков предпочитают риско­вать пореже. Основная их «шалость» в этом плане — всучивание вме­сто новых купюр старых и потрепанных, которые трудно реализовать за полный номинал. Бывали случаи, что ранее выданные купюры те же кассиры через некоторое время принимали у клиента, отчаявше­гося их реализовать, за часть номинала. Затем эти купюры снова всо­вывалась в пачку невнимательному клиенту, и история повторялась. В зарубежной практике распространено также подсовывание фальши­вых векселей и других ценных бумаг.

9. Вытягивание денег из пачек. Если клиент получает достаточно круп­ную сумму денег, то в банке ему часто нет возможности пересчиты­вать количество денег в каждой пачке. Деньги без подсчета увозятся из банка, и только у себя в офисе кассир клиента их пересчитывает. Обнаруживается недостача, на которую кассир банка реагирует с олим­пийским спокойствием: «Нужно было пересчитывать в банке!». Если клиент обнаруживает недостачу в банке, то перед ним извиняются и выдают деньги правильно. В отечественных банках в эпоху неплате­жей есть возможность промариновать клиентов почти до обеда, а за­тем начать выдавать им деньги всем сразу, создавая сумятицу. Вдобавок работники клиентов ждут заработную плату, так что часто бухгалте­рам бывает не до пересчетов. В зарубежной практике из стандартных пакетов изымаются векселя или векселя на крупные суммы подменя­ются векселями более мелкого достоинства.

11. Обман малограмотных, доверчивых или больных клиентов. Отечест­венное население может рассматриваться как поголовно грамотное и умное только в пропагандистских целях. На практике не только многие дедушки и старушки, но люди среднего возраста и молодежь готовы подписать все, что ни предложат в банке. Этот же метод применяет­ся и к плохо видящим, за которых кассир заполняет все документы и говорит: «Распишитесь вот здесь».

12. Списание недостачи на другие подразделения банка. При доступе ра­ботников кассово-расчетного центра к бухгалтерским документам воз­никшая недостача часто списывается на другие подразделения банка, где недостача может обнаружиться лишь через определенный период времени. Затяжка во времени позволяет запутать ситуацию.

Энциклопедия начинающего предпринимателя

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ДЛЯ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО РАЗРЕШЕНИЕ

(П. 2 ст. 1 закона «О лицензировании отдельных видов деятель­ности». Применяется с 10 апреля 2002 года) • Деятельность кредитных организаций. • Деятельность, связанная с защитой государственной тайны. • Деятельность в …

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ И СТАНДАРТИЗАЦИИ

Нарушение Наказание Статья Административная Нарушение обязательных требований государственных стандартов, за ис­ключением случаев, предусмотрен­ных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи …

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ И СТАНДАРТИЗАЦИИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Название статьи Статья Производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требова­ниям государственных стандартов, санитарным правилам и ги­гиеническим нормативам Ст. 6.14 КоАП РФ Эксплуатация механических транспортных средств …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел. +38 05235 7 41 13 Завод
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 067 561 22 71 — гл. менеджер (продажи всего оборудования)
+38 067 2650755 - продажа всего оборудования
+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи всего оборудования
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Скайп: msd-alexandriya

Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Представительство МСД в Киеве: 044 228 67 86
Дистрибьютор в Турции
и странам Закавказья
линий по производству ПСВ,
термоблоков и легких бетонов
ооо "Компания Интер Кор" Тбилиси
+995 32 230 87 83
Теймураз Микадзе
+90 536 322 1424 Турция
info@intercor.co
+995(570) 10 87 83

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.