Энциклопедия начинающего предпринимателя

ИСТОРИЯ «КРЫШЕВАНИЯ»

В конце 80-х в нашей стране появилось и широко распространи­лось явление, получившее название «бандитизм». В данном слу­чае под термином «бандитизм» имеется в виду понятие более широкое, чем определяет Уголовный кодекс. Оргпреступность расширила свое влияние настолько, что перестала быть уже только криминальным, а стала социальным явлением. Появилась даже новая социальная про­слойка — бандиты. Отличительной чертой российской организованной преступности стало «крышевание», то есть получение дани с легаль­ного бизнеса.

К примеру, один предприниматель объяснял растущее число бан­дитов и торговых предприятий, пользуясь марксистскими методами: «Для производства нужна цепочка: купил (сырье) — переработал — продал. В торговле попроще: купил — продал. У бандитов совсем просто — отнял». На самом деле рост оргпреступности объяснялся неготовностью правоохранительных органов и несовершенством зако­нодательства. В начале 90-х в России не было предусмотрено даже уго­ловной ответственности за вымогательство.

Постепенно проблема оргпреступности приняла характер бед­ствия, затрагивающего все слои населения. Работать банкиром стало опаснее, чем шахтером. В Москве было совершено покушение на Бо­риса Березовского и обстреляна квартира председателя Госбанка Сер­гея Дубинина. В безопасности себя не чувствовали ни олигархи, ни высшие правительственные чиновники. Государство не могло не обратить внимания на эту проблему. В Уголовном кодексе появились новые статьи, была создана система РУБОПов.

В большинстве регионов влияние организованных преступных группировок удалось существенно ограничить, и они заняли ниши, традиционные для криминального бизнеса. В Саратове, например, кри­минальный бизнес разделен между этническими группировками. Че­ченская группировка контролирует торговлю оружием, грузины — угоны автомашин, таджики — наркоторговлю, проституцию раздели­ли между собой русские. Уцелевшие в бандитских войнах руководите­ли крупнейших преступных сообществ занимаются легальным бизнесом. Некоторые из них используют свои ранее наработанные связи во властных структурах. К ним относятся «законники» Дато, Ной, криминальные авторитеты Канапа, Хохол и представители парковской группировки. Понятие «бандитская крыша» постепенно отошло в прошлое. Точнее, первая его часть. Крышевание все-таки ос­талось, хотя и претерпело значительные изменения.

Понятие «крышевание» трансформировалось постепенно. Уже в 1993 году практически не осталось коммерческих структур, не име­ющих крыши. Предприниматели постепенно смирились с необходи­мостью отдавать часть прибыли. Тем более что норма прибыли была тогда значительно выше, чем сейчас. Но если бы дело ограничивалось только уплатой дани, то это еще можно было бы пережить. Наличие крыши и своевременная уплата дани еще не гарантировали избавле­ния от неприятностей. На предпринимателя могла «наехать» более сильная группировка. Да и собственная «крыша» могла придумать пред­лог для отъема денег. Появились предприниматели, предпочитавшие искать защиту у милиции. Началось, как водится, с малого. В период тотального бандитизма предприниматели, имевшие стационарные торговые места, не решались обращаться к помощи милиции, так как бандиты могли разгромить ларек или магазин, или применить свои «санкции» к хозяину по месту его жительства. Те же, кто специализи­ровался на выездной торговле, прибегали к услугам милиции.

Первые вещевые рынки в Саратове либо не работали в будни, либо не заполнялись полностью. Некоторые предприниматели, осуществ­лявшие торговлю только в выходные, нанимали для своей охраны ми­лиционеров. Охраной занимались обычные постовые ОВО или ППС в свободное от службы время. Работа была несложная. Милиционер должен был прогуливаться в форменной одежде около опекаемой тор­говой точки. Такой договор устраивал обе стороны, так как милици­онер за полдня получал пару дневных ставок, что было немаловажно в период постоянной задержки зарплаты, а предприниматель расста­вался с суммой меньшей, чем требовали бандиты. Это, в общем-то полезное для общества, сотрудничество и положило начало новому явлению — милицейскому крышеванию.

С укреплением милиции и достижением определенных успехов на ниве борьбы с организованной преступностью под милицейскую крышу переходило все больше предпринимателей. Милицейская кры­ша, хотя и имела отдельные недостатки, считалась более надежной. Сотрудники милиции даже выезжали на «стрелки», где очень быстро и доступно объясняли своим оппонентам необходимость оставить в покое опекаемых или коммерсантов. Если фирму крышевало достаточ­но высокое милицейское руководство, то оно могло организовать си­ловой «наезд» на бандитов, навсегда отбив охоту интересоваться фирмой. Милиционеры, правда, не занимались выбиванием долгов. Но это, пожалуй, единственный недостаток милицейской крыши.

Постепенно проблема защиты от бандитов исчезла. Ей на смену пришла другая проблема. Государство стало рассматривать штрафы как один из источников пополнения бюджета. Сотрудники милиции полу­чали все большие планы по взысканию штрафов. Если раньше предпри­ниматели относились к штрафам как к неизбежному злу и закладывали определенные суммы в расходы при планировании своей деятельно­сти, то со временем размеры штрафов превысили все разумные мерки. Увеличилось и количество посещений проверяющими из различных служб. Естественно, что коммерсанты стали искать способы миними­зировать расходы на штрафы. Выхода из этой ситуации искать было не надо. Рецепт уже однажды был изобретен — милицейская крыша.

Но теперь в понятие «милицейская крыша» вкладывался иной смысл. Если раньше милиционеры защищали от бандитов, то теперь крыша стала страховкой от проверок со стороны самих опекунов и их коллег. То есть, по сути, милицейская крыша уже ничем не отличалась от бан­дитской.

Надо отметить, что еще до того, как предприниматели стали искать среди милиционеров покровителей, способных защитить от своих же коллег, внутри самой милиции появились сотрудники, инициативно предоставляющие крышу. Это были отдельные сотрудники, достигшие определенных успехов в крышевании от бандитов либо в другой дея­тельности, не связанной со служебной. Они вкладывали свободные средства в предпринимательскую деятельность, становясь теневыми совладельцами предприятий, либо просто отдавали коммерсантам деньги под проценты. Естественно, штрафы, наложенные на предпри­ятие, где такой сотрудник имел долю, он рассматривал как покушение на кошелек.

В целом же процесс милицейского крышевания развивался по тем же законам, что и бандитское. Милицейские приемы ничем не отли­чались от приемов их подопечных. Например, одни сотрудники мог­ли специально организовать «наезд», чтобы другие потом «решали вопрос». При этом коммерсант видел, что сотрудник, «решивший во­прос», может делать это и в дальнейшем, и заключал с ним договор о покровительстве на постоянной основе.

Вторая стадия милицейского крышевания имела некоторые отличия от классического бандитского. Бандитское крышевание строилось по принципу пирамиды. Каждая группа бандитов, делавшая крышу ка­кой-нибудь небольшой фирме, входила в преступное сообщество и под­чинялась через бригадиров и помощников одному лидеру. Милицейское же крышевание существует параллельными слоями «по чину». То есть сотрудники крышуют объекты разной значимости в зависимости от сво­его служебного положения. Например, постовые на рынке крышуют торговые точки с овощами, сотрудники ОБЭП или ИАЗ — небольшие магазины и кафе, их руководители уже могут опекать оптовую базу. И так далее до самого... Впрочем, не будем называть фамилий.

Как и бандитам, милиционерам со временем стало тесно на этом рынке своеобразных услуг. Между ними тоже возникают конфликты.

До кровопролития, впрочем, не доходит. Обычно конфликты вылива­ются в проверки фирм, опекаемых конкурентами. Но бывает, что пред­принимателей уговаривают «сдать» конкурента в УСБ. Структура крышевания «по чину» в последнее время нарушается. Старшие все чаще обращают внимание на более мелкие объекты.

Милицейское крышевание, как и бандитское, не ограничивается легальным бизнесом. Отдельные валютчики, например, стоят у одних и тех же пунктов по 10 лет. До 1997 года незаконные сделки с валют­ными ценностями были уголовно наказуемы. Да и сейчас за это Кодек­сом об административных правонарушениях предусмотрены штрафы. Но это не мешает процветать отдельным валютчикам. Например, за по­стоянное место около валютного пункта в ЦУМе или в кассах Аэро­флота валютчики платят по 50 долларов в месяц. В одном только ЦУМе постоянных валютчиков не меньше десятка. А чужаки здесь не при­живаются. От них избавляются при помощи той же милиции. Под милицейской крышей долгое время успешно действовала группа ва­лютных кидал из группировки Александра Новикова. В общем, разви­вается крышевание в соответствии с законами диалектики.

С вступлением в силу новых Кодекса об административных право­нарушениях и УПК выявлять преступления и правонарушения стало труднее. В связи с этим некоторые предприниматели отказываются от милицейской крыши и предпочитают решать свои проблемы в рам­ках законодательства.

В последние годы рынок крышевания претерпел значительные изменения, и милицейским его можно назвать лишь условно. Как, на­пример, объяснить то, что многие крупные предприниматели, жела­ющие заняться благотворительностью, обращают свои взоры не на больницы и детские дома, а на прокуратуру — не самое, казалось бы, убогое заведение. Если в начале рабочего дня понаблюдать около рай­отдела или прокуратуры за прибывающими на службу сотрудниками, то нельзя не порадоваться за возросший жизненный уровень работ­ников правопорядка. Часть сотрудников приезжает на дорогих ино­марках, которые могли бы вызвать зависть у успешных бандитов. Районные прокуратуры могут поспорить своей отделкой с офисами преуспевающих фирм, хотя прокуратура, как и любая бюджетная орга­низация, финансируется не особенно щедро.

Не следует думать, что крышеванием занимаются все сотрудники милиции. Но крупные продовольственные и вещевые рынки поделе­ны. Если какая-нибудь служба проведет рейд по рынку и выявит ряд нарушений административного законодательства, то до составления протоколов проверяющим придется пообщаться с целой вереницей «ходоков» из милиции. Число просителей почти всегда соответствует числу выявленных нарушений.

В описании истории крышевания я не затронул налоговые органы и ФСБ, занявшие свои ниши в этом бизнесе. Они не могут всерьез конкурировать с милицией, которая, в силу своей многочисленности и широты решаемых задач, безусловно лидирует в этом малопочтен­ном занятии.

Энциклопедия начинающего предпринимателя

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ДЛЯ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО РАЗРЕШЕНИЕ

(П. 2 ст. 1 закона «О лицензировании отдельных видов деятель­ности». Применяется с 10 апреля 2002 года) • Деятельность кредитных организаций. • Деятельность, связанная с защитой государственной тайны. • Деятельность в …

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ И СТАНДАРТИЗАЦИИ

Нарушение Наказание Статья Административная Нарушение обязательных требований государственных стандартов, за ис­ключением случаев, предусмотрен­ных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи …

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ И СТАНДАРТИЗАЦИИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Название статьи Статья Производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требова­ниям государственных стандартов, санитарным правилам и ги­гиеническим нормативам Ст. 6.14 КоАП РФ Эксплуатация механических транспортных средств …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел. +38 05235 7 41 13 Завод
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 067 561 22 71 — гл. менеджер (продажи всего оборудования)
+38 067 2650755 - продажа всего оборудования
+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи всего оборудования
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Скайп: msd-alexandriya

Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Представительство МСД в Киеве: 044 228 67 86
Дистрибьютор в Турции
и странам Закавказья
линий по производству ПСВ,
термоблоков и легких бетонов
ооо "Компания Интер Кор" Тбилиси
+995 32 230 87 83
Теймураз Микадзе
+90 536 322 1424 Турция
info@intercor.co
+995(570) 10 87 83

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.