Энциклопедия начинающего предпринимателя

БИЗНЕС С НУЛЯ

Меня зовут Наталья Жданова. Я расскажу, как открыла свой малень­кий бизнес с нуля, не занимая ни цента. Работая главным бухгалтером в небольшой частной фирме, я совершенно была избавлена от про­блемы рационального использования свободного времени. Стоит так­же отметить, что вопрос «куда бы потратить деньги» меня тоже не отягощал. Моя зарплата строго соответствовала среднестатистическо­му заработку в нашем городе и, несмотря на все мои героические уси­лия, отклонений в сторону повышения не намечалось. Домой я приходила только ночевать. Мой маленький сын был предоставлен сам себе, и моя психика изрядно закалилась в этом испытании.

Но один случай стал последней каплей, переполнившей чашу тер­пения. Однажды, в очередной отчетный период, я приходила два дня подряд так поздно, а уходила так рано, что сын в это время или уже спал, или еще не проснулся. Общались в течение дня только по теле­фону. Как-то утром я его разбудила словами: «Сынок, давай поздоро­ваемся, вдруг еще долго не увидимся». Все это было бы смешно, если бы не было так грустно. На работе, а также в свои выходные и пра­здничные дни, я бесконечно искала пути, как сделать невозможное возможным, и решала задачи типа 2 + 2 = 3. Если учесть еще и неко­торую долю риска, получается, я должна была в то время не только пить шампанское, но и купаться в нем. Однако рисковала я, а пили шампанское другие.

Наконец, я приняла волевое решение выйти из этого бестолково­го, не имеющего смысла и перспектив, круга. Так как очередь работо­дателей с предложениями для меня за дверями не стояла, логично было заключить, что мне самой нужно стать работодателем. Вот тут и получилась задачка с двумя неизвестными. Получая весьма скром­ную зарплату на прежней работе, денег я, конечно, не накопила, т. е. ни­какого капитала, даже стартового, не имела. Значит, надо было придумать, где взять деньги на открытие. Занимать в долг? Но для это­го необходимы какие-то гарантии, а у меня на тот момент, кроме голой идеи, не было ничего: ни залога, ни бизнес-плана с конкретными ци­фрами, и самое главное — желания брать деньги в долг. По своему жиз­ненному опыту я знаю, что безвыходных ситуаций не бывает, только если мы сами их себе не создаем, при этом еще с завидным упорством верим в их безвыходность. И я начала действовать.

Поразмыслив, выбрала для своей деятельности сферу услуг. Поче­му услуги, а не торговлю какими либо товарами, которая дает значи­тельно больше прибыли? Я рассудила так: ну, во-первых, рынок очень насыщен всевозможными товарами, конкурировать трудно. Во-вторых, товар необходимо сначала закупить, чтобы было что продавать. На ре­ализацию, конечно, можно было найти, но это уже из области: «на тебе, боже, что нам не гоже». Накануне я получила очередной диплом, дизай­нера интерьера, сделала уже несколько серьезных работ и очень хотела заниматься этой творческой работой. Поэтому основным направлени­ем своей деятельности выбрала дизайн интерьера. Кроме того, я могла предложить не только разработку и создание дизайн-проекта в черте­жах и эскизах. Делая по своим же эскизам расчет всех требуемых ма­териалов и их стоимости (сметы), оставалось только воплотить эту красивую картинку в жизнь.

Почему бы клиенту не предложить услугу «под ключ»? Мне в дан­ном случае, что самое главное (!), не придется искать деньги на то, чтобы закупать строительные и отделочные материалы для конкретно­го частного заказа. Они, материалы, или уже есть у заказчика, или он готов заплатить аванс на их приобретение. Конечно, если уже решил для себя, что пусть делает тот, кто это выдумал и нарисовал (чаще так и бывает). Ну а если он заключил договор, со всеми атрибутами солид­ности: подпись, печать, ИНН и пр., он спит спокойно, чувствуя себя под неусыпной защитой комитета по борьбе за права потребителей.

Осталось только найти бригаду мастеров (строителей-отделочни­ков), которые также по договору со мной выполнят все работы в со­ответствии с моими эскизами, и у меня будет возможность в процессе выполнения работ следить за этим самым соответствием. Важно и то, что я оплачиваю их работу, в соответствии с договором, только по факту выполнения работы и получения денег от заказчика. Конечно, бригад, предлагающих себя, много, не попасть на халтурщиков труд­но, но у меня уже были знакомые ребята. Просто пришлось немного напрячься и вспомнить всех своих знакомых и тех, с кем сталкивалась в жизни, казалось бы, случайно. (Замечу, ничего в нашей жизни не бывает случайным, но это уже из области эзотерики, которой я тоже давно интересуюсь и иногда весьма успешно эти знания применяю на практике. Чего и всем желаю).

Тем не менее, зная менталитет и интеллектуальный уровень подав­ляющей части населения (разумеется, своего города), я не строила ил­люзий по поводу огромного спроса на этот вид услуг. Даже в самых смелых мечтах я не видела оплату этой работы аналогичной расцен­кам не только цивилизованного мира, а хотя бы крупных городов Рос­сии, например г. Москвы. Поэтому я стала искать дополнительно виды (тип) услуг, которые могли бы приносить деньги хоть и понемногу, но стабильно, не от случая к случаю. Изучая местные СМИ с предложе­ниями услуг населению, обратила внимание, что в основном частные предприниматели, предоставляющие бытовые услуги населению, рабо­тают в одиночку, и каждый дудит в свою дуду, расхваливая ту услугу, которую именно он предоставляет. Кроме того, можно было увидеть, без особого труда, что фантазия массовиков-затейников, предлага­ющих услуги для свадебных и других торжеств, дальше баяниста и тамады не простирается. Это значило, что данная ниша на местном рынке услуг свободна, а этот рыночный сегмент вниманием не изба­лован. Вот его я и выбрала в качестве коровки, которая должна давать молоко регулярно, а не тогда, когда у нее или пастуха будет вдохнове­ние. Простора для моей фантазии и поля для деятельности оказалось более чем достаточно. И я с большим энтузиазмом принялась вопло­щать этот проект в жизнь.

Немного посидев с карандашом в руках, я составила список всех ус­луг, которые смогла бы предложить и новым русским, и простым служа­щим. Кроме джентльменского набора: визажист, косметолог, фотограф, видеосъемка, а/машина (от Жигулей до иномарок и автобуса), я не без удовольствия добавила то, что в городе в то время не предлагал никто: банкеты в ресторанах, столовых, кафе, базы отдыха, проведение тор­жеств на теплоходе с банкетом или фуршетом, профессиональный фей­ерверк, «Тройка» лошадей с фаэтоном, шоу-балет (любой жанр), живая музыка всех поколений, фитодизайн (от свадебного букета до оформ­ления праздничного стола и зала), юридическое заключение брачного договора с торжественным вручением во время церемонии, а также оформление банкетного зала такими редкими в то время вещами, как светящиеся и мигающие гирлянды, арки и всевозможные декоративные конструкции из шаров (не хуже, чем в концертном зале) и много еще других мелочей (пригласительные с фотографиями новобрачных, шам­панское с этикеткой, на которой название аналогично фамилии жени­ха или юбиляра + фото, значки с прикольными надписями и картинками и т. д. и т. п.) В общем, перечень моих услуг выглядел впечатляющим.

Договориться с исполнителями (рекламное агентство, ипподром, речной порт, кафе, рестораны и пр.) тоже не составило труда. Практи­чески все были рады тому, что я им даю готовый заказ, а они мне, как принято везде, от общей суммы заказа выплачивают определенный процент. Еще проще оказалось договориться с теми исполнителями, кто работал в одиночку, а некоторые не имели даже свидетельства предпринимателя. Суммы оговаривались индивидуально в каждом кон­кретном случае. Больше всего времени ушло на то, чтобы найти испол­нителей на оригинальные виды услуг и концертные номера. Но опять же, стоило только начать, рассказать друзьям и знакомым, загрузить всех информацией, и все понемножку стали вспоминать знакомых из своего круга, круга знакомых, и пошло...

Однако это все, конечно, замечательно, подумала я. Но вся прелесть моего предприятия заключается в том, что клиенту не нужно прыгать по разным телефонам и исполнителям, договариваться с каждым от­дельно, переживать тоже за каждого отдельно, а в случае срыва зака­за искать виноватого также нелегко (если вся договоренность сводится только к устному соглашению). Я предлагала потенциальным клиен­там 100% сервис. Приходят в офис, смотрят весь перечень услуг, цены, задают вопросы, сразу выясняют все интересующие моменты. Выбира­ют услуги по своему желанию и значимости мероприятия, финансовым возможностям, сразу оформляют официально договор на выполнение заказа, оплачивая аванс только 15% от общей стоимости, получают квитанцию и дальше предаются радостным ожиданиям торжества. Все, на этом хлопоты клиента заканчиваются. Если клиент вдруг захочет что-то изменить, он всегда может позвонить или заехать в удобное для себя время, если изменения требуют письменной редакции и подписи.

Вот-вот. Позвонить и заехать в удобное время. А куда же я могу пригласить заехать? Не в собственную же квартиру. Надо было решать с офисом. Снять офис не проблема. Можно было даже выбирать по месту расположения, стоимости аренды, наличия телефона и пр. Но как снять офис без денег? Да и претендуя на эксклюзивный пакет услуг, вроде не совсем серьезно приглашать клиентов на окраину города, куда им придется еще и добираться «на перекладных». Значит, офис нужно было снимать в центре города, желательно в престижном мес­те. Потом я вспомнила, что, ко всему прочему, я предлагаю дизайн интерьера. Ну какой человек поверит в мои творческие способности и возможности, если я буду сидеть с бумажными обоями в мелкий цве­точек и свежей побелкой на потолке? Думай или не думай, денег нет, материалов для евроремонта тоже, значит, надо искать готовый вари­ант. Я решила не мелочиться и отправилась прямо на самый извест­ный в городе «пятачок». Центральнее некуда.

Пришла к арендодателю, изложила все свои соображения по пово­ду того, какое мне нужно помещение, пересмотрела несколько вари­антов и выбрала вполне приличное, «под евроремонт», с необходимой и очень даже современной мебелью. Даже жалюзи присутствовали на окнах. Правда, смутило, что несколько маловато, но быстро убедила себя в том, что мне больше и не надо, ведь не в офисе же я собира­юсь устраивать банкеты. Когда дело дошло до заключения договора на аренду и оплаты (вперед, естественно), я с невозмутимым видом сообщила о своих финансовых трудностях, своих способностях и фун­даментальном финансовом анализе коммерческого проекта, который просто обречен на успех. Также не забыла отметить качества своего собеседника, о которых как бы наслышана и одним из которых явля­ется способность отличить и отделить зерна от плевел. Тут же пред­ложила свою схему оплаты.

Так как условия по аренде были очень жесткие (просрочка грози­ла начислением пени 2% в день), не договорившись обо всех нюан­сах, я очень рисковала просто увязнуть в долгах. Но я смогла убедить арендодателя в том, что мне всего лишь (!) необходимо дать отсроч­ку (в отношении жестких сроков) на два месяца. То есть в течение двух месяцев я плачу частями, величина которых зависит от моих, заработанных в новом офисе, денег. Штрафные санкции ко мне не применяются в течение двух месяцев, но по истечении этого срока я должна выплатить сумму аренды за два истекших месяца полностью. Дальше оплачиваю на общих основаниях, как все арендаторы. На том и договорились. Вот и свершилось. Осталось только насобирать дома канцтовары, благо их набралось достаточное количество, найти теле­фонный аппарат (на покупку нового не было денег) и заехать «на бе­лом коне» в свой новый, почти белый, офис.

Остальные проблемы мне после этого показались детскими игруш­ками. Я созвонилась с редакциями местных СМИ, выяснила расцен­ки, с большим достоинством спросила, могут ли они прислать своего агента в офис, т. к. не царское это дело — директору фирмы мотаться по редакциям. Ну и напоследок, как обычно, как бы кстати, уточняла: нельзя ли купить рекламную площадь с отсрочкой платежа на один месяц. На возражения типа: «мы предоставляем эту льготу нашим по­стоянным клиентам и т. д.», я резонно замечала, что, вероятно, я не стану их клиентом вообще. Рекламных издательств в городе много, есть и более любезные. Я просто знала, что конкуренция между ними не маленькая, да и ко всему прочему, в летний сезон заказов значи­тельно меньше. Это было видно по газетам, т. к. в них в виде заплаток редакция лепила всякую ерунду, чтобы занять площадь. Иногда я еще добавляла, что это не та сумма, из-за которой предприниматель мо­жет пойти на неприятности, и мне непонятны их опасения вообще и в частности, т. к. я не с улицы и т. д. и т. п. Так я умудрилась сразу вы­пустить довольно солидную рекламу в нескольких изданиях с отсроч­кой платежа.

Кроме того, я переговорила с директором ЗАГСа (знакома была потому, что делала дизайн-проект), и с ее любезного разрешения мои рекламные листочки лежали стопочкой именно на том столе, за кото­рым новобрачные оформляли документы. Формат моих рекламок стро­го соответствовал формату паспортных корочек, что способствовало их благополучному перемещению со стола внутрь такого важного доку­мента, и потому они практически никогда не терялись моими будущи­ми клиентами. Ну и последний мой шаг: своих конкурентов-одиночек я ненавязчиво пригласила к взаимовыгодному сотрудничеству. Таким образом, из конкурентов они превратились в моих исполнителей. По­шли клиенты, а с ними и мои первые заработки. В первый месяц хва­тило денег только-только рассчитаться за рекламу и с работниками, частично погасить аренду. Второй месяц тоже на себя денег не оста­лось. Закрыла все оставшиеся долги. И только после третьего месяца что-то стало оставаться и себе «на покушать».

Через два года я ужасно устала от этой кутерьмы. Цены на аренду и рекламу бесконечно растут, налоги не уменьшаются, работники же­лают получать все больше, а я не могла с такой же скоростью подни­мать цены на свои услуги, т. к. рисковала остаться без клиентов. Мой основной контингент, к сожалению, был среднего достатка, тут уж ни­чего не поделаешь. Заказывали они, как правило, самое необходимое. Сопоставив все «за» и «против», я поняла, что «тащу чемодан с оторван­ной ручкой». Нести тяжело, а бросить жалко. Возможно, я почувство­вала, что это «не мое».

В то время я уже познакомилась с Интернетом и влюбилась в ин­тернет-технологии. Я не переставала удивлять возможностям, которые давал Интернет для бизнеса, учитывая также их дешевизну по сравне­нию с реальной жизнью. Виртуальный офис, реклама, интернет-мага­зин, публикации — пожалуйста. Я поняла, что эта любовь на всю оставшуюся жизнь. И не надо бояться перемен. Однозначно. Поэтому я как пришла красиво, так и ушла. Без долгов, без конфликтов и с наи­лучшими пожеланиями. Конечно, ушла не в пустоту и не на кухню к своим кастрюлькам, но это уже другая история.

Как видите, никаких особых секретов у меня не было. Вместо то­го чтобы рассуждать о реальности, возможности и прочих подобных вещах, сидя на диване, я встала и пошла делать.

Энциклопедия начинающего предпринимателя

АНДРЕЙ МЕЛЬНИЧЕНКО

Андрей Игоревич родился 8 марта 1972 г. в Гомеле. Учился в физи­ко-математической школе-интернате МГУ, куда попал после республи­канской олимпиады по физике. В 1989 г. поступил на физический факультет МГУ им. …

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ

(П. 1 ст. 17 закона «О лицензировании отдельных видов деятельно­сти». Применяется с 10 апреля 2002 года) • Разработка авиационной техники, в том числе авиационной тех­ники двойного назначения. • Производство авиационной …

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ДЛЯ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО РАЗРЕШЕНИЕ

(П. 2 ст. 1 закона «О лицензировании отдельных видов деятель­ности». Применяется с 10 апреля 2002 года) • Деятельность кредитных организаций. • Деятельность, связанная с защитой государственной тайны. • Деятельность в …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел. +38 05235 7 41 13 Завод
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 067 561 22 71 — гл. менеджер (продажи всего оборудования)
+38 067 2650755 - продажа всего оборудования
+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи всего оборудования
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Скайп: msd-alexandriya

Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Представительство МСД в Киеве: 044 228 67 86
Дистрибьютор в Турции
и странам Закавказья
линий по производству ПСВ,
термоблоков и легких бетонов
ооо "Компания Интер Кор" Тбилиси
+995 32 230 87 83
Теймураз Микадзе
+90 536 322 1424 Турция
info@intercor.co
+995(570) 10 87 83

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.