ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПРИВОД
Ю. Н. Дементьев, А. Ю. Чернышев, И. А. Чернышев
Работа и развитие современной промышленности, сельского хозяйства, транспорта невозможна без автоматизированного электропривода.
В настоящее время основная масса эксплуатируемых в производстве регулируемых электроприводов выполнена на электрических двигателях постоянного тока. Однако, несмотря на то, что в большинстве развитых стран мира массовый выпуск регулируемых электроприводов постоянного тока прекращен с начала XXI века, установленные электроприводы постоянного тока еще долгие годы будут применяться в промышленности, так как их замена требует больших капитальных затрат.
На смену регулируемому электроприводу постоянного тока пришел регулируемый электропривод переменного тока, прежде всего на базе асинхронных короткозамкнутых двигателей. Асинхронные двигатели были и остаются самыми распространенными электрическими машинами, но до недавнего времени они применялись в основном в нерегулируемых электроприводах для вращения механизмов, работающих с постоянной скоростью: вентиляторов, насосов, компрессоров, конвейеров. В последние годы, в связи с появлением новых поколений транзисторов и тиристоров, а также относительно недорогих микропроцессоров высокого быстродействия, выпуск и эксплуатация электроприводов переменного тока на базе асинхронных электродвигателей стала экономически целесообразнее.
Это объясняется также и тем, что технология производства асинхронных двигателей в настоящее время практически полностью автоматизирована. Механическая обработка станин, валов и роторов двигателей производится на автоматических линиях, штамповка листов магни - топровода - на пресс-автоматах. Автоматизирована сборка сердечников статора, механизирована сборка и заливка ротора [13]. Отсутствие ще - точно-коллекторного узла значительно сократило эксплуатационные затраты на обслуживание электродвигателей переменного тока.
Таким образом, в настоящем пособии будет уделено внимание, как электроприводам постоянного тока, находящимся в настоящее время в эксплуатации, так и электроприводам переменного тока и наиболее перспективным способам регулирования их скорости.
Авторы поставили задачу обобщить имеющийся материал по электроприводу постоянного и переменного тока, добавив свои разработки и исследования.