ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПАРОТУРБИННЫХ УСТАНОВОК

ПУСК КОНДЕНСАЦИОННЫХ ТУР­БИН ИЗ ХОЛОДНОГО СОСТОЯНИЯ

Пуск паровой турбины осуще­ствляется согласно инструкции по эксплуатации, разработанной заво­дом-изготовителем или наладочной организацией. Режим пуска турбины зависит от типа турбоагрегата, его мощности, начальных параметров, конструктивных особенностей, осо­бенностей тепловой схемы станции, а также местных условий. С ростом единичной мощности и переходом на пар высоких и сверхкритических па­раметров процессы пуска и эксплуа­тации паровых турбин существенно усложнились. Определенными осо­бенностями отличается пуск блоч­ных установок, при котором блок котел — турбина — генератор пус­кается как единый агрегат.

Все это показывает, что единой методики пуска турбин вне зависи­мости от их мощности и конструк­ции дать нельзя.

Ниже рассматриваются без под­робной детализации лишь основные операции по пуску конденсационной паровой турбины.

Операции по пуску турбины мож­но разделить на три характерных периода:

Первый период — подготовка к пуску;

Второй период — пуск и повыше­ние частоты вращения ротора до но­минальной;

Третий период — включение гене­ратора в сеть и нагружение тур­бины.

К первому периоду относятся следующие операции:

А) Осмотр всего основного и вспомогательного оборудования тур­боагрегата.

При этом осмотре необходимо убедиться в том, что все ремонтные работы закончены; инструмент, ог­раждения, запасные части убраны; .все средства техники безопасности (заземления, защитные кожухи и покрытия) установлены на место, снятая изоляция восстановлена, ра-

Наиболее ответственным момен­том подготовки маслосистемы к пус­ку является проверка автоматики включения резерва и аварийной сигнализации. Это особенно касает­ся турбоустановок с электрическим приводом главного масляного насо­са. В схемах с масляным насосом на валу турбины автоматическое вклю­чение резервного и аварийного мас- лонасосов происходит по импульсу от падения давления масла в систе­ме смазки. Опробование аварийных систем включения и сигнализации в таких системах производится при запущенном в рабогу пусковом мас - лонасосе путем закрытия вручную задвижки на нагнетании и сниже­нием тем самым давления масла в напорных линиях смазки. Давле­ния масла, при которых включается аварийная сигнализация, а также происходит последовательное вклю­чение резервного и аварийного мас- лонасосов, должны быть зафиксиро­ваны в специальном журнале.

В турбоагрегатах с электриче­ским приводом главного масляного насоса, где применяется двойная си­стема блокировки — по импульсу от давления масла и по электрическому импульсу от блок-контактов выклю­чателя электромотора, опробование включения аварийного резерва про­изводится как путем отключения ра­ботающего маслонасоса, так и путем прикрытия задвижки на нагнетании для искусственного понижения дав­ления в маслосистеме. В первом слу­чае включение аварийного резерва происходит по электрическому импульсу, во втором случае импуль­сом является падение давления в си­стеме смазки.

Пуск турбины с неисправной си­стемой включения аварийного резер­ва по любому из импульсов катего­рически запрещается.

После опробования работы мас - лонасосов задвижки всех насосов должны быть открыты и запломби­рованы в этом положении.

Подготовка маслосистемы к пус­ку заканчивается включением в ра­боту пускового насоса или главного масляного насоса при независимой системе смазки агрегата.

И) Опробование элементов управ­ления и защиты паровой турбины.

Проверяется работа синхрониза­тора, ограничителя мощности, элек­тромагнитного выключателя турби­ны с щита управления.

С помощью ручного управления проверяется открьпие и закрытие стопорных и регулирующих клапа­нов, а также регулирующих и отсеч­ных клапанов промперегрева. Про­веряется посадка клапанов при вы­бивании автомата безопасности вручную. При этом должны закры­ваться стопорные и регулирующие клапаны острого пара и промпере­грева, а также обратные клапаны на отборах.

При наличии в системе регулиро­вания электрогидравлической при­ставки последняя при опробовании элементов системы регулирования должна быть отключена закрытием вентиля на импульсной линии, соединяющей электроприставку с промежуточным золотником.

Производится проверка следую­щих защит турбины: 1) реле осевого сдвига; 2) вакуум-реле; 3) реле па­дения давления масла в системе смазки; 4) реле падения давления в системе регулирования.

Действие этих защит приводит к расцеплению рычагов авто­мата безопасности и закры­тию стопорных и регулирующих клапанов свежего пара и промпере­грева. Реле осевого сдвига прове­ряется смещением вручную на опре­деленную величину датчика реле. При этом имитируется сдвиг ротора как в сторону генератора, так и в обратном направлении. Опробова­ние вакуум-реле производится при достижении определенного вакуума в конденсаторе. Для проверки необ­ходимо закрыть вентиль на импульс­ной трубке, соединяющей датчик вакуум-реле с конденсатором, после чего медленно открывать вентиль, срыва вакуума в датчике. _При па­дении вакуума до определенной величины происходит срабатывание защиты.

Испытание защиты от падения давления в маслосистеме произво­дится с помощью вентиля реле дав­ления или прикрытием задвижки на нагнетании маслонасоса.

После опробования действия за­щит рычаги автомата безопасности должны быть взведены, указатель осевого сдвига поставлен в нулевое положение, ключи автоматического включения резервного и аварийного маслонасосов установлены в поло­жение «сблокировано».

К) Опробование действия защит и блокировок клапанов БРОУ и рас­топочных РОУ.

В этот раздел входит проверка действия защит, обеспечивающих прекращение сброса пара через БРОУ и РОУ в конденсатор при по­нижении вакуума в нем до опреде­ленного уровня и при прекращении подачи воды на впрыски. Прове­ряется действие блокировок клапа­нов БРОУ и растопочных РОУ. При открытии этих клапанов через опре­деленное время должны автомати­чески открыться клапаны впрыска воды на пароохладители БРОУ и в пароприемное устройство конден­сатора.

Л) Подготовка к включению и включение валоповоротного устрой­ства.

Валоповоротное устройство в на­стоящее время устанавливается на всех крупных машинах и почти на всех машинах малой мощности. На­значение его состоит в том, чтобы ■обеспечить равномерное остывание ротора при останове и равномерный ^прогрев его при пуске. Подготовка к включению валоповоротного устройства заключается в опробова­нии блокировки, отключающей элек­трический мотор при падении дав­ления масла в системе смазки ниже установленного предела. Для включения в работу валоповоротно­го устройства необходимо с по­мощью рычага и маховика, укрепленного на оси элект­ромотора, ввести ведущую ше­стерню в зацепление, после чего вращать маховик по часовой стрел­ке до тех пор, пока наружный ры­чаг не будет доведен до фиксирую­щего штифта. В этот момент при­водной двигатель автоматически включится в работу.

Валоповоротное устройство долж­но находиться в непрерывной работе вплоть до момента толчка турбины паром, после чего ведущая шестерня автоматически выходит из зацеп­ления, а электромотор останавли­вается.

М) Подготовка и пуск конденса­ционной установки.

Производится поочередное опро­бование циркуляционных насосов, расположенных в машинном зале или на ^береговой насосной, прове­ряется работа устройства для изме­нения угла поворота лопастей цир­куляционных насосов осевого типа, производится проверка блокировок и сигнализации оборудования бере­говой насосной, проверяется работа вращающихся сеток и насосов тех­нической воды.

'При неблочной компоновке цир­куляционных насосов собирается схема циркуляционных водоводов и пускается необходимое количество насосов. При блочной компоновке каждый насос пускается на одну по­ловину конденсатора, при этом единственная задвижка, располо­женная на сливе из конденсатора, должна быть открыта. Лопасти осевого насоса должны быть развер­нуты в рабочее положение. В агре­гатах, допускающих изменение угла поворота лопастей на ходу, пуск должен осуществляться при мини­мальном развороте лопастей. Это уменьшает пусковой ток электродви­гателя насоса.

Для выпуска воздуха из цирку­ляционной магистрали открываются воздушники на верхних точках сливных труб. Воздушники закры­ваются после появления в них воды. В системах с эжекторным удалением воздуха из циркуляционной системы включаются вспомогательные эжек­торы циркуляционной системы. Во­дяные эжекторы циркуляционной системы включаются после пуска подъемных насосов основных эжек­торов.

Следующим этапом пуска кон­денсационной установки является опробование и проверка блокировок конденсатных насосов и насосов блочной обессоливающей установки. Проверка автоматики включения ре­зерва осуществляется закрытием за­движки на нагнетании насоса или отключением электромотора. Во избежание запаривания насоса дли­тельная работа его при закрытой задвижке не допускается.

После проверки блокировок и за­щит конденсатор заполняется хими­чески обессоленной водой на три четверти высоты водомерного стек­ла, при этом один из конденсатных насосов включается в работу по схе­ме рециркуляции. С помощью руч­ного или автоматического клапана рециркуляции в конденсаторе под­держивается постоянный уровень в течение всего времени пуска и на­бора нагрузки.

Система рециркуляции конденса­та позволяет при малых нагрузках обеспечивать достаточное охлажде­ние холодильников эжекторов и охладителей отсоса паровоздушной смеси из концевых уплотнений тур­бины. После включения конденсат­ных насосов конденсат подается на уплотнение арматуры, находящейся под разрежением. В конденсаторах с двойными трубными досками по­дается конденсат для уплотнения трубных досок. В блочных установ­ках с пусковыми питательными электронасосами конденсат подает­ся на охлаждение обмоток электро­двигателя.

Н) Подготовка и пуск воздухо - отсасывающих устройств.

В настоящее время в турбинных установках отечественного производ­ства нашли применение два типа воздухоотсасывающих устройств:

3—144 пароструйные и водоструйные эжек­торы.

В турбоагрегатах, оборудованных пароструйными эжекторами, началь­ное разрежение создается с по­мощью пускового эжектора, рабо­тающего без охлаждения и имеюще­го большую производительность. Турбины небольшой мощности, как правило, пусковых эжекторов не имеют. В этом случае в качестве пускового эжектора может быть использована последняя ступень основного эжектора, имеющая при­мерно ту же характеристику, что и пусковой эжектор.

В турбинах ЛМЗ мощностью 300 МВт и выше в качестве воздухо - удаляющих устройств используются водоструйные эжекторы. Вода в эти аппараты подается специальными подъемным насосами, установленны­ми в помещении турбинного цеха на нулевой отметке. Забор воды для этих насосов производится из цирку­ляционной магистрали. В установ­ках с водоструйными эжекторами пусковые эжекторы не предусматри­ваются. Их функцию выполняют основные эжекторы.

Перед пуском подъемных насо­сов производится опробование ре­зервных агрегатов и их блокировок, после чего один из насосов оставля­ется в работе.

О) Подача пара на концевые уплотнения.

Для герметизации корпуса тур­бины в местах выхода вала из ци­линдров и ускорения создания пус­кового вакуума на концевые уплот­нения подается пар. В установках неблочного типа пар подается от деаэратора или другой станционной магистрали низкого давления.

В блочных установках пар на уплотнение подается от посторонне­го источника (общестанционная ма­гистраль, деаэратор соседнего блока и т. д.). При подаче пара на конце­вые уплотнения необходимо следить, чтобы не наблюдалось выбивания пара вдоль вала. В турбинах, снаб­женных вестовыми трубами, регули-

33

Рование количества пара, подавае­мого на уплотнения, осуществляется путем визуального наблюдения за парением из вестовых труб.

Подача пара на уплотнение при неподвижном роторе категорически запрещается, так как это может вы­звать прогиб ротора. При пуске тур­бин малой мощности, не имеющих валоповорота, подача пара на уплотнения осуществляется после толчка ротора паром. У этих турбин пусковой вакуум может' быть набран и без подачи пара на концевые уплотнения.

П) Подготовка к пуску регенера­тивной установки.

Проверяется работа слнвных на­сосов системы регенерации. Собира­ется схема отсоса воздуха из подо­гревателей в конденсатор. Собира­ется схема каскадного слива дрена­жа подогревателей. Проверяется от­сутствие заеданий регулирующих клапанов уровня в подогревателях путем расхаживания этих клапанов.

Производится проверка действия сигнализации и защиты подогрева­телей высокого давления. При не­исправностях в системе защиты по­догревателей от переполнения вклю­чать их в работу нельзя.

Р) Включение в работу деаэра­тора.

Турбоагрегаты, питающиеся па­ром от общего паропровода, вклю­чаются в работу уже при работаю­щем деаэраторе.

В блочных установках пуск деа­эратора происходит совместно с пуском блока с таким расчетом, чтобы заполнение котлоагрегата проводилось деаэрированной водой. Поскольку к моменту пуска блока котел не вырабатывает собственного пара, питание деаэратора паром производится от постороннего источ­ника (общестанционная магистраль, деаэратор соседнего блока, пусковая котельная и т. д.). Включение в ра­боту деаэратора производится в со­ответствии с инструкцией по обслу­живанию деаэраторов.

С) Прогрев гїаропроводов.

Перед подачей тіара в турбину от общей магистрали главный паро­провод турбины должен быть тща­тельно прогрет. При подаче пара в непрогретый паропровод может произойти массовая конденсация пара с последующим гидравличе­ским ударом. Кроме того, при рез­ком повышении температуры паро­провода в его стенках и фланцевых соединениях возникают недопусти­мые термические напряжения. Ана­логичные явления могут возникнуть в паровых задвижках и автоматиче­ском стопорном клапане.

Длительность и порядок прогре­ва паропровода и парозапорной арматуры зависят от исходного тем­пературного состояния и определя­ются начальными параметрами пара, толщиной стенок « фланцев, а также длиной прогреваемых участ­ков. Чем толще стенки паропровода и массивнее фланцы и корпуса кла­панов, тем медленнее должен вес­тись прогрев паропровода.

При отсутствии контроля за тем­пературой металла главного паро­провода регламентируется скорость подъема давления в главном паро­проводе. Эта величина указывается в инструкции по пуску турбины и должна неуклонно соблюдаться. При наличии термопар, зачеканен - ных в степки паропровода и пароза­порной арматуры, интенсивность прогрева определяется скоростью изменения температуры стенок глав­ного паропровода.

При пуске турбины на скользя­щих параметрах прогрев паропро­вода производится совместно с про­гревом турбины. Эти пуски будут рассмотрены ниже.

При пуске турбоагреграта от главной паровой магистрали паро­провод турбины прогревается участ­ками от задвижки к задвижке. Каждый такой участок должен быть снабжен системой дренирования. Чем длиннее прогреваемый участок, тем осторожнее следует вести про­грев, не допуская возникновения гидравлических ударов. При прогре- <ве толстостенных паропроводов рас­считанных на давление 12,75— 23,5 МПа (130—240 кгс/см2), боль­шую опасность представляют терми­ческие 'напряжения, возникающие в элементах главного паропровода при чрезмерно быстром подъеме температуры. Скорость прогрева па­ропроводов подобного типа опреде­ляется на основании рекомендаций завода-изготовителя или по данным теоретических и экспериментальных работ головных научно-исследова­тельских институтов и наладочных организаций.

Для паропроводов сверхкритиче­ского давления регламентируется не только средняя скорость прогре­ва, но и скорость прогрева при раз­личной температуре металла паро­провода. Так, при общей рекомен­дуемой скорости прогрева паропро­вода 2—4°С/мин в начальный пе­риод при температурах металла до 400°С рекомендуемая скорость про­грева равна 3—4°С/мин; при дости­жении же температуры металла 400°С скорость прогрева должна быть уменьшена до 2—3°С/мин.

В турбинах блочного типа - с промперегревом, помимо паропро­водов и парозапорной арматуры све­жего пара, необходимо прогреть ли­нии промперегрева с соответствую­щей арматурой. В блочных установ­ках прогрев линий промперегрева осуществляется, как правило, све­жим паром, редуцируемым с помо­щью РОУ. В дубль-блоках с прямо­точными котлами прогрев системы промперегрева осуществляется па­ром из расширителя пусковой схемы.

После проведения всех подгото­вительных операций - производится толчок ротора паром. К этому моменту турбина должна набрать пусковой вакуум. Величина пуско­вого вакуума различна для разных конструкций турбоагрегатов и не должна быть ниже 300 мм рт. ст.

Перед толчком ротора произво­дится проверка величны прогиба вала. Указатель искривления вала,

3* имеющийся на всех новых турбинах, должен зафиксировать величину, не превосходящую установленных для каждой турбины пределов (0,03— 0,05 мм). При превышении этой ве­личины пуск турбины не разреша­ется и ротор турбины должен вра­щаться валоповоротом до устране­ния ненормального прогиба.

Второй. период пуска — толчок ротора паром и подъем числа обо­ротов.

А) Толчок ротора паром может быть произведен с помощью регули­рующих клапанов или байпаса ГПЗ. Пуск турбины регулирующим кла­паном позволяет более тонко регули­ровать расход пара, однако в этом случае пар поступает только в одну сопловую коробку, что вызывает не­равномерный прогрев корпуса тур­бины по окружности.

При пуске турбины байпасным клапаном ГПЗ с полностью откры­тыми регулирующими клапанами обеспечивается более равномерный прогрев корпуса турбины іпо окруж­ности. В современных турбоустанов­ках запас проходного сечения бай - пасного клапана достаточен для включения турбогенератора в сеть и принятия части нагрузки.

Б) Прогрев турбины при малых числах оборотов.

После толчка турбины устанав­ливается частота вращения ротора 300—500 об/мин. При этом валопо­воротное устройство должно автома­тически отключиться. При данных оборотах производится прослушива­ние турбины. Для этого подачу пара в турбину временно прекращают, не допуская, однако, полного останова ротора. При отсутствии задеваний вращающихся частей о неподвиж­ные турбина оставляется при этих оборотах для первоначального про­грева. Время прогрева при малых числах оборотов определяется ин­струкцией по пуску.

В процессе начального прогрева турбины и в дальнейшем необходи­мо тщательно следить за показа­ниями приборов, фиксирующих:

35

1) относительное удлинение ротора;

2) разность температур по ширине фланца; 3) разность температур между фланцем и шпилькой; 4) раз­ность температур верха и низа ци­линдра; 5) вибрацию подшипников; 6) искривление вала; 7) тепловое расширение корпуса турбины; 8) осевой сдвиг ротора.

Все эти величины в любой мо­мент времени не должны выходить за пределы, указанные в инструк­ции по пуску турбины.

После прослушивания турбины, визуального осмотра вращающихся механизмов и проверки температуры масла на сливе с подшипников мож­но переходить к дальнейшему подъему числа оборотов.

В) Увеличение числа оборотов до рабочего.

Дальнейшее повышение числа оборотов турбины производится с определенной скоростью, указан- ► ной в инструкции. В той же инструк­ции должны быть указаны числа оборотов, при которых делается вы - ■держка, и длительность этой выдер­жки. Необходимость выдержки на промежуточном числе оборотов дик­туется условиями дальнейшего про­грева турбины.

В период выдержки на промежу­точном числе оборотов еще раз про­изводится проверка всех ответствен­ных элементов турбоагрегата.

По мере повышения числа обо­ротов необходимо тщательно сле­дить за вибрацией. іВ случае появле­ния значительной вибрации число оборотов следует немедленно сни­зить и продолжить прогрев ротора на малых оборотах. При невозмож­ности устранить прогиб ротора с по­мощью валоповоротного устройства в процессе пуска пуск турбины сле­дует прекратить.

Важным моментом при подъеме оборотов до рабочего числа явля­ется прохождение критического числа оборотов. Большинство кон­денсационных турбин отечествен­ного производства имеют гибкий ро­тор, т. е. ротор, критическое число

Оборотов которого лежит ниже рабо­чего числа оборотов. При достиже­нии этих оборотов ротор турбины испытывает сильную вибрацию, по­скольку в этот момент собственная частота колебаний его совпадает с частотой возмущающих сил. По­этому задержка на критических обо­ротах недопустима, и эти обороты должны быть пройдены по возмож­ности быстрее.

При расположении главного масляного насоса на валу турбины необходимо следить за вступлением его в работу. Это характеризуется увеличением давления в маслосисте - ме. Главные масляные насосы объемного типа вступают в работу обычно при 50%, а насосы центро­бежного типа при 70—75% рабочего числа оборотов турбины. Начиная с этого момента вспомогательные масляные насосы могут быть отклю­чены. Для этого, не останавливая вспомогательный масляный насос, закрывают задвижку на нагнетании и следят за показаниями манометра маслосистемы. Если после прикры­тия задвижки давление масла не снижается, насос можно остановить и вывести в резерв.

Незадолго до достижения рабо­чего числа оборотов в работу всту­пает система регулирования турби­ны. При этом происходит автомати­ческое закрытие всех регулирующих клапанов, кроме первого, который поддерживает холостой ход турби­ны. Это позволяет полностью от­крыть главную парозапорную за­движку, если пуск проводился бай­пасом ГПЗ. Время вступления в ра­боту системы регулирования опреде­ляется степенью неравномерности регулирования и положением син­хронизатора. Во время пуска син­хронизатор должен быть выведен в положение, соответствующее ми­нимальному числу оборотов.

К моменту достижения турбиной р'абочего числа оборотов вакуум в конденсаторе должен быть дове­ден до нормального, должна быть включена система охлаждения гене­ратора и подана вода на маслоохла­дители. В случае необходимости производится опробование автомата безопасности и других защит тур­боагрегата. Длительная работа тур­бины на холостом ходу не рекомен­дуется вследствие перегрева вы­хлопного патрубка, что может при­вести к расцентровке турбины и возникновению вибрации.

Третий период — включение гене­ратора в сеть и погружение тур­бины.

А) Включение турбогенератора в параллельную работу является весьма ответственным моментом и требует от оператора высокой ква­лификации, так как несинхронное включение генератора в сеть эквива­лентно короткому замыканию на главных шинах станции со всеми вы­текающими отсюда последствиями. Для предотвращения случаев несин­хронного включения на современных крупных генераторах предусматри­вается блокировка от несинхронного включения.

Существуют два метода включения ге­нератора в сеть: метод точной синхрониза­ции и метод самосинхронизации.

При включении генератора в сеть по первому методу необходимо, чтобы частота и напряжение подключаемого генератора были равны частоте и напряжению в сети. Кроме того, должно быть обеспечено сов­падение одноименных фаз подключаемого генератора и сети.

Для точной синхронизации на щите управления имеются следующие приборы:

1) два вольтметра, указывающие напряже­ние сети и подключаемого генератора;

2) два частотомера, фиксирующие частоту сети и частоту подключаемого генератора;

3) синхроноскоп. Все эти приборы распо­лагаются на специальном щитке, называе­мом «колонкой синхронизации».

К моменту достижения турбогенерато­ром числа оборотов, близкого к синхронно­му, в обмотки ротора генератора должно быть подано возбуждение и с помощью шунтового реостата напряжение на обмот­ках статора доведено до номинального.

Число оборотов турбогенератора меня­ется синхронизатором со щита управления. Контроль за числом оборотов ведется по частотомеру, установленному «а колонке синхронизации. При совпадении показаний частотомеров подключаемого генератора и сети можно включать синхроноскоп. Сле­дует отметить, что совпадение частот, фик­сируемое по щитовым частотомерам, не означает точного совпадения частот под­ключаемого генератора и сети, так как ви­брационные частотомеры обладают опреде­ленной погрешностью. Точное совпадение частот может быть зафиксировано по пока­занию синхроноскопа.

Синхроноскоп представляет собой ци­ферблат с вращающейся стрелкой, скорость вращения которой пропорциональна разно­сти частот сети и подключаемого генерато­ра. - В случае, если частота генератора пре­вышает частоту сети, вращение происходит по часовой стрелке, в сліучае, если частота подключаемого генератора ниже частоты сети, вращение происходит в обратном на­правлении. При совпадении частот стрелка останавливается, но включать генератор в сеть можно лишь в том случае, когда стрелка располагается в вертикальном по­ложении и конец ее совпадает с чертой в верхней части циферблата синхроноскопа. В этом случае имеет место совпадение как частот, так и фаз. Обычно включение ге­нератора в сеть производится при медлен­ном приближении стрелки прибора к вер­тикальной черте. Включение производится с некоторым опережением по времени, с учетом времени срабатывания соленои­дов масляного или воздушного выключате­ля генератора.

Согласно ПТЭ прн использовании руч­ной точной синхронизации должна быть включена блокировка от несинхронного включения.

Кроме ручной синхронизации, в совре­менных агрегатах находят применение си­стемы автоматической и полуавтоматиче­ской синхронизации. Более простым мето­дом включения генератора в параллельную работу является способ самосинхронизации. Сущность его заключается в том, что тур­богенератор разворачивается до оборотов, близких к синхронному числу оборотов, и без возбуждения включается в параллель. После включения масляного выключателя генератора на обмотки ротора подается возбуждение, и турбогенератор автоматиче­ски втягивается в синхронизм.

Важными достоинствами рассмотренно­го метода являются быстрота включения ге­нератора в сеть и простота производимых операций. Однако при этом следует иметь в виду, что такой способ включения гене­ратора в параллель приводит к резкой по­садке напряжения на шинах и появлению значительных динамических усилий в эле­ментах подключаемого генератора. В свя­зи с этим для некоторых типов генераторов метод самосинхронизации как нормальный способ включения в параллель рекомендо­ван быть не может. Исключение составля­ют аварийные случаи. Согласно ПТЭ в ава­рийных условиях включение в параллель­ную работу генераторов любого типа мо­жет производиться способом самосинхрони­зации. При нормальном включении в сеть выбор способа синхронизации устанавлива­ется в зависимости от конструкции и со­стояния агрегата, а также от условий ра­боты электростанции.

После включения турбогенерато­ра в сеть дежурным персоналом электрического цеха производится проверка электрической части агре­гата, и на турбину принимается ми­нимальная нагрузка.

Б) Нагружение турбины.

Набор нагрузки производится по заранее составленному графику. Этот график специфичен для каж­дого типа турбин. При его составле­нии учитывается то обстоятельство, что турбины малой и средней мощ­ности к моменту принятия неболь­шой нагрузки оказываются уже в достаточной степени прогретыми, турбины же большой мощности и высоких параметров пара начинают прогреваться по существу лишь при наборе нагрузки. Это объясняется тем, что при вращении турбины на валоповоротном устройстве и при повышении числа оборотов ротора до номинальной величины количест­во пара, проходящего через турбину, слишком невелико, чтобы прогреть толстостенные элементы турбоагре­гата. При наборе же нагрузки уве­личивается расход пара через турби­ну и увеличивается коэффициент теплоотдачи от пара к стенке, что приводит к интенсивному прогреву турбины и появлению температур­ных напряжений в элементах турби­ны, характерных для термически неустановившегося состояния.

Для предотвращения чрезмерных термических напряжений строго регламентируется скорость прогрева турбины, зависящая от скорости на­бора нагрузки и скорости повыше­ния температуры пара.

Для выравнивания температур в узлах турбины и снижения терми­ческих напряжений обычно делают­ся выдержки турбоагрегата на опре­деленных нагрузках в течение некоторого времени. Режим набора нагрузки, а также длительность вы­держек при различных нагрузках являются величинами, характерны­ми для различных типов турбоагре­гатов, и определяются инструкция­ми по пуску.

В процессе набора нагрузки не­обходимо тщательно следить за приборами, контролирующими тер­мическое состояние турбоагрегата.

В) При достижении определен­ной нагрузки производится под­ключение подогревателей высокого давления (ПВД), испарителей и деаэратора.

Включение подогревателей и испарителей производится согласно инструкции по эксплуатации этих элементов. Перед включением про­веряются работа регуляторов уров­ня и защита от переполнения ПВД.

При работе деаэратора от общей станционной магистрали турбина подключается в параллель к этой магистрали при достижении в отбо­ре соответствующего давления. Ес­ли деаэратор питается острым дросселированным паром, то при наборе соответствующей нагрузки делается переключение деаэратора на работу от отбора. Аналогичные переключения делаются и в блоч­ных установках, где деаэратор пита­ется паром от постороннего источ­ника.

Г) При достижении 25—30% нагрузки производятся необходимые переключения в схеме регенерации низкого и высокого давления: 1) закрывается задвижка рецирку­ляции, и весь конденсат направля­ется в систему регенерации, автома­тический клапан рециркуляции дол­жен быть включен; 2) прекращает­ся сброс дренажей ПНД в конден­сатор и включается сливной насос; 3) дренажи ПВД направляются в деаэратор; 4) устанавливается расход конденсата через охладители эжекторов и сальниковые охлади­тели.

Д) При достижении полной на­грузки окончательно устанавлива­ется расход воды через маслоохла­дители и охладители генератора.

Проверяется работа концевых уплотнений турбины.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПАРОТУРБИННЫХ УСТАНОВОК

РАБОТА ТУРБИН В БЕСПАРОВОМ РЕЖИМЕ

Беспаровым режимом называет­ся работа турбоагрегата с включен­ным в сеть генератором при закры­тых стопорных и регулирующих клапанах, т. е. без пропуска пара через турбину. В этом случае гене­ратор работает в моторном …

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПАРОТУРБИННЫХ УСТАНОВОК

Б. Э. Капелович Эксплуатация современных паротурбинных установок требует от обслуживающего персонала тщательного изучения их устройства, глу­боких знаний тех процессов, которые протекают в их отдельных узлах и элементах. Предлагаемая книга является …

ЭЛЕМЕНТЫ МАСЛЯНОЙ СИСТЕМЫ ТУРБОАГРЕГАТА

Масляная система является эле­ментом турбоустановки, в основном определяющим ее надежную и без­аварийную работу. Значительное число аварий с турбоагрегатами (пожары, выплавление подшипни­ков, отказ в работе систем регули­рования и защиты) происходит из …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.