Экономика предприятия

Инновационная деятельность предприятия

Развитие рыночных отношений, приватизация государственной и муниципальной собственности, разрушение командно-плановой экономики, сокращение объемов производства, рост числа неплате­жеспособных предприятий и организаций изменили механизм управления научно-техническим прогрессом, повлияли на темпы и характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение ново­введений (инноваций) как основы экономического роста, повыше­ния конкурентоспособности организаций и экономики в целом.

В этих условиях инновационной деятельностью буквально вы­нуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствова­ния — от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

Предпринимательская деятельность вообще, а в научно-техни­ческой сфере особенно, является весьма рисковой, учитывая высо­кую степень неопределенности.

Общие признаки инноваций. Принято считать, что понятие «но­вовведение» является русским вариантом английского слова. Бук­вальный перевод с английского означает «введение новаций» или, в нашем понимании этого слова, «введение новшеств». Под новшест­вом понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изо­бретение, новое явление. Русское словосочетание «нововведение», в буквальном смысле «введение нового», означает процесс использо­вания новшества.

Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и т. п.). Процесс пере­вода новшества (новации) в нововведение (инновацию) также тре­бует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время.

В условиях рынка как системы экономических отношений куп­ли-продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предло­жение и цена, основными факторами инновационной деятельности выступают новшества.

Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции — рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) — рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности.

Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социаль­но-экономических решений производственного, финансового, ком­мерческого, административного или иного характера.

Период времени от зарождения идеи, создания и распростране­ния новшества и до его использования принято называть жизнен­ным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инноваций рассматривается как инноваци­онный процесс.

В соответствии с международной практикой (ИСО 9004) жиз­ненный цикл продукта разделен на более мелкие этапы:

>• маркетинг, поиск и изучение рынка: проектирование и (или) разработка технологических требований, разработка продук­ции, материально-техническое снабжение, подготовка и раз­работка производственных процессов, производство; >• контроль, проведение испытаний и обследований; >• упаковка и хранение, реализация и распределение продук­ции, монтаж и эксплуатация, >• техническая помощь и обслуживание, утилизация продукции

После использования. Многообразие форм инноваций не позволяет сформулировать единый подход к составу и содержанию этапов жизненного цикла инновации, определить же главные этапы инновационного процес­са представляется возможным, рассмотрев его основные составляю­щие.

В мировой практике принято различать научную (научно-иссле­довательскую), научно-техническую деятельность, а также экспери­ментальные (опытно-конструкторские) разработки.

Научная (научно-исследовательская) деятельность направлена на получение, распространение и применение новых знаний, в том числе:

> фундаментальные научные исследования — эксперименталь­ная и теоретическая деятельность, ориентированная на полу­чение новых знаний об основных закономерностях развития природы и общества;

>► прикладные научные исследования — научная деятельность, направленная на достижение практических результатов и ре­шение конкретных задач.

Научно-техническая деятельность имеет целью получение, рас­пространение и применение новых знаний в сфере решения техно­логических, инженерных, экономических, социальных и гумани­тарных проблем, обеспечение функционирования науки, техники и производства как единой системы.

В ходе осуществления предпринимательской деятельности пред­приниматель выполняет разнообразные функции, основными из которых являются:

>► определение целей, задач, проблем, стоящих перед фирмой;

>► рациональное размещение капитала и средств фирмы;

>► эффективное использование материальных, трудовых, фи­нансовых ресурсов;

> создание условий, в которых персонал фирмы достигал бы намеченных результатов;

>• контроль над использованием вложенных средств;

> преодоление косности и рутины во внешней среде предпри­нимательства;

> творческое решение нестандартных ситуаций;

> организация рекламы: формирование имиджа фирмы;

>► контроль над осуществлением сделок и др.

Все перечисленные и другие разнообразные предприниматель­ские функции можно обобщить и свести к пяти основным группам: изучение спроса и прогнозирование деятельности; финансирова­ние; организация дела; стимулирование персонала; упреждающий контроль и корректировка действий персонала.

Производственное предпринимательство — это экономически активная деятельность субъектов рыночной экономики, предметом которой является производство товаров, выполнение работ и оказа­ние услуг, подлежащих последующей реализации потребителям. При этом функция производства является определяющей.

С точки зрения общества в целом производственное предприни­мательство имеет приоритетное значение, поскольку общественное богатство зависит от состояния дел в сфере материального, науч­но-технического и сервисного производства.

Как уже говорилось, в экономической литературе выделяются две модели предпринимательства: классическая и инновационная. Если задействована классическая модель (традиционное, репродук­тивное, рутинное предпринимательство), предприниматель стре­мится организовать работу с расчетом на максимальную отдачу ресурсов. Считается, что именно в рамках данной модели формиру­ется концепция управления ростом производства, воплощение ко­торой требует времени для проведения ряда мероприятий за счет внешних относительно самой фирмы факторов — субсидирования, протекционизма со стороны правительства. Приводятся в движение и внутренние резервы фирмы для повышения рентабельности, мо­дернизации производства и обновления ассортимента продукции.

Вторая модель — инновационное предпринимательство (про­дуктивное) — предполагает поиск новых путей развития предпри­ятия, что позволяет говорить о концепции управления ростом или инновациями.

Практика предпринимательской деятельности в любой ее форме обычно включает в себя инновационный процесс. В том случае если производство полностью основывается на инновациях, то результа­том такой его организации выступает новый товар или же товар с принципиально новыми характеристиками, свойствами.

Однако производство или поставка на рынок традиционных то­варов может также осуществляться с использованием каких-то но­вых элементов или приемов, связанных с самой организацией про­изводства, техническими элементами производства или же измене­ниями качественных характеристик производимого товара. В этом случае можно говорить о производстве традиционных товаров через привнесение частичной инновации.

Инновации как инструмент предпринимательской деятельности. В общем плане инновации — это обновление основного капитала (производственных фондов) или производимой продукции на осно­ве внедрения достижений науки, техники, технологии; закономер­ный, объективный процесс совершенствования общественного про­изводства.

Различают следующие виды инноваций:

По степени радикальности (новизны): базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся осно­вой формирования новых поколений и направлений разви­тия техники; улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на этапах распространения и стабильного развития научно-техниче­ского цикла; псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии; по характеру применения: продуктивные инновации, ориен­тированные на производство и использование новых продук­тов; технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии; социальные, ориентирован­ные на построение и функционирование новых структур; комплексные, представляющие единство нескольких видов изменений; рыночные, позволяющие реализовать потребно­сти в продуктах, услугах на новых рынках; по стимулу появления (источнику): инновации, вызванные развитием науки и техники; инновации, вызванные потреб­ностями производства; инновации, вызванные потребностя­ми рынка;

По роли в воспроизводственном процессе: инновации потре­бительские; инновации инвестиционные;

>► по масштабу: инновации сложные (синтетические); иннова­ции простые.

Сущность инновационного предпринимательства. Необходимость формирования инновационной деятельности обусловлена:

Усилением интенсивных факторов развития производства, которые способствуют применению научно-технического прогресса во всех сферах экономической деятельности; определяющей ролью науки в повышении эффективности разработки и внедрения новой техники; необходимостью существенного сокращения сроков созда­ния, освоения новой техники: повышением технического уровня производства:

Необходимостью развития массового творчества изобретате­лей и рационализаторов;

Спецификой процесса научно-технического производства: неопределенность затрат и результатов, ярко выраженная многовариантность исследований, риск и возможность отри­цательных результатов;

Увеличением затрат и ухудшением экономических показате­лей предприятий при освоении новой продукции; быстрым моральным старением техники и технологии; объективной необходимостью ускоренного внедрения новой техники и технологии и т. д.

Выше было указано, что в экономической литературе выделяют­ся три основных вида инновационного предпринимательства:

> инновация продукции;

> инновация технологии;

> социальные инновации.

Первый вид инновационного предпринимательства — иннова­ция продукции — представляет собой процесс обновления сбытового потенциала предприятия, обеспечивающий выживаемость фирмы, увеличение объема получаемой прибыли, расширение доли на рын­ке, сохранение клиентуры, укрепление независимого положения, повышение престижа, создание новых рабочих мест и т. д.

Второй вид — инновация технологии — это процесс обновления производственного потенциала, направленный на повышение про­изводительности труда и экономию энергии, сырья и других ресур­сов, что, в свою очередь, дает возможность увеличить объем при­были фирмы, усовершенствовать технику безопасности, провести мероприятия по защите окружающей среды, эффективно использо­вать внутрифирменные информационные системы.

Последний вид инновационного предпринимательства — соци­альные инновации — представляет собой общий процесс планомер­ного улучшения гуманитарной сферы предприятия. Применение инноваций такого рода расширяет возможности на рынке рабочей силы, мобилизует персонал предприятия на достижение поставлен­ных целей, укрепляет доверие к социальным обязательствам пред­приятия перед сотрудниками и обществом в целом.

В основе всех видов инновационного предпринимательства ле­жит создание и освоение новых видов продукции (товаров, услуг), изготовление, создание вещей, ценностей, благ, понимаемое в са­мом широком смысле слова. Главной и определяющей частью тако­го предпринимательства является создание и производство науч­но-технической продукции, товаров, работ, информации, духовных (интеллектуальных) ценностей, подлежащих последующей реализа­ции покупателям, потребителям.

Предпринимательство как процесс включает в себя четыре ста­дии: поиск новой идеи и ее оценка; составление бизнес-плана; по­иск необходимых ресурсов; управление созданным предприятием. Для инновационного предпринимательства эти основные четыре стадии целесообразно разбить на более мелкие. На рис. 11.1 пред­ставлена логическая цепь основных стадий инновационного пред­принимательства при разработке товара-новинки.

Таким образом, инновационную идею можно определить как реаль­но существующую возможность производства оригинального товара,

Формирование инновационных идей

_________________________ Y_________________________

Отбор наиболее перспективных идей

_____________________ І______________________

Детальная разработка замысла и его экспертная оценка +

Разработка всех деталей бизнес-плана в отношении отобранных идей

I

Экспертная оценка бизнес-плана і

Экспертное производство товара и испытание в условиях рынка

I

Корректировка схемы производства и продвижения товара на рынке

I ~

Начало массированного производства товара и его продвижения на рынке на основе скорректированной схемы

Рис. 11.1. Схема основных этапов разработки товара-новинки

Продукта, услуги или же их улучшенных вариантов или модификаций, а также новых марок.

Для предпринимателя важно выделить для себя информацион­ные источники, которые помогут ему найти какую-то определен­ную инновационную идею. Такими источниками могут быть зна­ния: о рынке и его потребностях; о появлении новых технологий, материалов, способов производства; о существующих структурных или географических разрывах в обеспеченности каким-то опреде­ленным товаром.

Конкретными источниками инновационных идей могут высту­пать:

Потребители, т. е. изучение потребительского спроса; ученые, в том случае, если они занимаются изобретением или поиском новых материалов, товарных свойств, которые могут привести к созданию оригинальных или усовершенст­вованных вариантов товарной продукции, услуг; конкуренты: в некоторых случаях их деятельность, направ­ленная на изучение потребительского спроса, может под­толкнуть предпринимателя к формированию собственной инновационной идеи;

>► торговые агенты, дилеры и прочие посредники;

>► консультанты предпринимателя по каким-то определенным элементам инновационной деятельности; непосредственно работники предприятия.

В некоторых фирмах как источник инновационных идей наибо­лее активно используется именно персонал предприятия, для чего применяются особые приемы стимулирования деятельности работ­ников по разработке новых товаров; при этом в процесс зарождения инновационных идей вовлекаются рядовые работники. Богатый опыт в этом отношении накоплен японскими фирмами, где исполь­зуются специально разработанные карточки для предложений.

После формирования инновационных идей перед фирмой вста­ет задача отбора наиболее перспективных из них. Выбирая иннова­ционную идею, предприниматель должен учитывать не только не­обходимость данного проекта, но и то, насколько реально его осу­ществление, поскольку если отсутствуют средства и необходимые навыки или же если возникают непреодолимые препятствия, то хо­рошая инновационная идея может оказаться нереализуемой.

Прежде чем предпринимательской фирме принять решение о внедрении какой-либо инновации, необходимо выяснить некото­рые моменты. Во-первых, нужно выяснить, имеет ли тот или иной продукт хорошие шансы на рынке (если речь идет о товарной инно­вации). Зарубежные экономисты для подобного анализа предлагают ответить на следующие вопросы.

>► Имелись ли основания для поисков идеи нового продукта?

>► Существует ли вообще необходимость в создании нового продукта?

>► Есть ли необходимость замены одного продукта другим?

>► Является ли новый продукт органичным продолжением пре­дыдущего ряда продуктов?

>► В состоянии ли фирма вообще осуществить идею выпуска нового продукта либо получить такой продукт?

>► Сможет ли фирма продать такой товар? Заполняет ли новый продукт какую-либо нишу на рынке?

>► Можно ли охарактеризовать новый продукт как прогрессив­ный или как ностальгический, т. е. «в стиле ретро»?

>► Осуществлял ли кто-нибудь ранее подобные идеи, и если да, то насколько успешно?

>► Могут ли возникнуть схожие идеи новых продуктов у конку­рентов?

>► С каким финансовым риском связана идея нового продукта?

V Может ли идея нового продукта иметь рекламный успех?

V На какой рынок лучше сориентировать идею нового про­дукта?

V Соответствует ли идея нового продукта внутрипроизводст­венной структуре фирмы?

V Какие реальные рыночные шансы имела бы реализация идеи нового продукта?

Экономика предприятия

Экскаватор ЕА-17К

Экскаватор, под названием ЕА-17К, производится машиностроительным предприятием, которое занимается производством землеройных, землеройно-транспортных, подъемных машин и оборудования, под названием ТВЭКС. Это предприятие находится в городе Тверь, в России. Модель экскаватора, под …

Представление предприятия в Интернет.

Сейчас каждая компания и каждое предприятие должно иметь прямое представление в Сети для того, чтобы обеспечивать себе действительно достойный уровень дохода и возможность полноценного обслуживания клиентов. Для того, чтобы сделать …

На чем может держаться экономика Украины и России

Кто-то из знаменитых блоггеров, вспоминая экономику СССР сетовал: вот если бы в 91 году СССР не был развален, то нас бы ожидало гораздо большее, чем сегодняшний Китай... Я бы поправил …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.