ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

Зарождение Российской цивилизации

Россия по праву является одной из ведущих цивилиза­ций мира. Уже в XIX в. она по территории уступала лишь Британской колониальной империи, а с крушением коло­ниализма в середине XX в. стала крупнейшей по площади страной. И ныне, несмотря на распад СССР, она занимает одну восьмую с уши планеты. Огромное экономическое про­странство заключает множество возможностей для разви­тия национальной экономики. Однако на таком обширном экономическом поле, как показала практика хозяйственно­го строительства с 1917 г. по настоящее время, невозмож­но успешно проводить крупномасштабные социально-эко­номические эксперименты. Необходима научно обоснован­ная, стратегически направленная концепция развития с учетом специфики России, особенностей ее исторического и хозяйственного развития, менталитета народа, нацио­нальной идеи.

В начале 1990-х гг. численность населения страны уменьшилась вдвое, и сейчас она составляет около 150 млн человек[12].

Кроме территориальных и демографических факторов, огромные возможности экономического прогресса России определяются и внушительными запасами полезных ис­копаемых.

Особая роль России в мирохозяйственных связях из­давна объяснялась ее географическим положением между Европой и Азией. Находившаяся с давних времен на пери­ферии Европы и у ворот Азии, а затем расположившаяся на этих двух континентах, Россия не только развивала хо­зяйственные связи с двумя сторонами света, но и тратила колоссальные силы для защиты своих границ. Став на не­сколько веков связующим звеном между Востоком и Запа­дом, Русь одновременно превратилась в форпост Европы, оберегая ее от пришельцев из Великой степи. Бесчислен­ные грабежи и разорения, причиняемые кочевниками, увод и полон тысяч и тысяч русичей тяжелым бременем ло­жились на страну, сдерживая ее хозяйственное развитие. Формально татаро-монгольское иго продолжалось до 1480 г., до знаменитого "стояния" московских и татаро-мон­гольских войск на реке Угре. В этом одна из важнейших особенностей хозяйственной жизни Древнерусского госу­дарства, Московской Руси и Русского централизованного государства.

Русичи ценой своих жизней спасли европейцев от орд Чингисхана и многочисленных Чингизидов. Было разруше­но цветущее до того времени Древнерусское государство и два ее стольных града — Киев и Владимир-на-Клязьме. Сыны России во главе с молодым Петром I остановили по­бедное шествие по Европе в начале XVIII в. талантливого полководца Карла XII. Через 100 лет такая участь постигла и выдающегося завоевателя Наполеона Бонапарта. "Прору­бив" окно в Европу, мы, еще недавно бывшие "незваными гостями", защищали и Европу, и себя от европейских пол­ководцев и их победоносных, до появления на российских просторах, армий. Трудно переоценить исторический вклад России в победу над "коричневой чумой" XX в. — фашист­ской Германией.

Итак, особенности хозяйственного развития России, ее историческая судьба определились во многом территорией и географическим положением, трудовыми и сырьевыми ресурсами.

Важным фактором является и менталитет народа, проявление исконных качеств национального характера: свободолюбия и патриотизма, добродушия, трудолюбия, иіиротьі взглядов, высокой духовности, чувства коллекти­визма и взаимопомощи, в том числе другим народам.

Еще П. Я. Чаадаев (XIX в.) в "Философических пись­мах" писал: "Раскинувшись между двух великих делений мира, между Востоком и Западом, опираясь одним локтем на Китай, другим на Германию, мы должны бы были соче­тать в себе два великих начала духовной природы — вооб­ражение и разум, и объединить в нашей цивилизации ис­торию всего земного шара".

Более полутора столетий в нашей стране не затухают споры между носителями славянской идеи и "западниками". Нам представляется, что истина находится посередине. Рос­сия — самобытная цивилизация. И не нужно "двигать" ее к Востоку или Западу. В любом случае она всегда останется на своем месте, взяв на вооружение все лучшее в разви­тии восточных и западных стран и использовав накоплен­ный многовековой социально-экономический опыт для дви­жения вперед.

Дискуссия профессионалов о происхождении русского народа и русского государства ведется в нашей стране при­мерно 250 лет, со времени основания Российской Акаде­мии Наук (1725 г.) и Московского Университета (1755 г.). Сторонники широко известной гипотезы, с солидной исто­риографией проблемы, ведут нашу родословную с тех вре­мен, когда 2,5 тыс. лет назад впервые в источниках стран эпохи Древнего мира появляются сведения о предках сла­вян — праславянах. Считается, что в середине I тыс. до н. э. этнос праславян отделился от балтов и со временем стал называться славянами[13].

Долгое время в литературе их подразделяли на вене дов (западных славян) и антов (восточных славян). В после дние годы все чаще пишут, что разделение славян на за падных и восточных является чисто условным, в источни­ках не находят сведений о племенных образованиях вене­дов. Но установленным считается факт проживания в VI в. н. э. в лесистой части Восточной Европы славян, которых называли антами (восточными). Антский союз племен в VI— VII вв. был значительным по ареалу расселения, но амор­фным по структуре. По времени это был последний в ми­ровой истории период "великого переселения" народов.

Перемещаясь в пространстве, Антский союз племен со­прикасался с Булгарским союзом на Северном Кавказе, Ха­зарским и Тюркским каганатами. Но неизвестно, входили ли в это образование славянские племена, расселившиеся на территории будущей Руси. Нет четкого представления о векторе их передвижений вплоть до IX в.

В "Повести временных лет" (ПВЛ) перечисляются вос­точнославянские племена, осевшие в районе Днепра: по­ляне, древляне, дреговичи, полочане (Полотой назывался приток Двины), северяне (в районе Десны, Сейма, Сулы). Около озера Ильменское располагались славяне (словены) ильменские. Далее называются кривичи, жившие в верхо­вьях Волги, Двины и Днепра и основавшие город Смоленск. Северяне тоже находились близко. В районе Буга прожи­вали бужане, которые, по свидетельству ПВЛ, позднее ста­ли называться волынянами (видимо, после закладки город­ка Волынь). Тут же указывается, что "уличи" и "тиверцы" сидели по Днестру и возле Дуная, греки их называли "Ве­ликая Скифь". Позднейшими исследователями не было под­тверждено наличие племен тиверцев и уличей в ареале расселения восточных славян, поэтому, видимо, их не сто­ит включать в перечисление людских общностей, образо­вавших в IX—XI вв. древнерусскую народность. Безуслов­ным является включение в их число: полян, северян, ради­мичей, вятичей, кривичей, древлян, дреговичей, волынян, словен ильменских. Известно, что "дреговичи" переводит - ся как "болотные люди", племя это явилось основой для формирования позднее белорусской народности. Бесспор­но, что Киев — будущая столица Древнерусского государ­ства —• возник в местах расселения племени полян, став­ших затем основой для зарождения украинской народности. С учетом сведений ПВЛ и по мнению многих исследовате­лей, особенно прошлых времен, сценарий исторического действия был таким: осели перечисленные племена на реке Днепр, где уже был город Киев, и призвали варягов (нор­маннов) управлять ими. Появились из Скандинавии пред­ставители племени "русь", подчинили местные союзы пле­мен и создали государство. В общем, ничего унизительного для русичей в этом акте не было — норманны в те времена прошли "с мечом" по всей Европе, приглашение дружин­ников тоже практиковалось во многих местах с целью ох­раны территорий. Но настораживает такой факт: Норвегия и Швеция оформились как самостоятельные государства позже во времени, чем Древнерусское, и опыта становле­ния государственности у пришельцев не было.

Более убедительной представляется вторая версия, ко­торая рассматривается в многочисленных публикациях пос­ледних лет. Внимательнейшим образом изучаются места рас­селения славян на севере европейской части России, в рай­оне Приладожья и частично Карелии. По мнению русских и скандинавских исследователей (археологов, лингвистов, специалистов по топонимике)[14], тс юго-востоку от Ладожс­кого озера, в низовьях Волхова, бассейнах Ильменского и Чудского озер в VIII в. н. э. возникло протогосударство Се­верная Русь с центром в Старой Ладоге. Племена ильменс­ких словен, псковских и смоленских кривичей, приладожс - кой чуди и мери перед этим объединились в Северный Союз племен или Северную конфедерацию племен (оба названия условны).

Таким образом, закладывалась основа для образования в будущем многонационального Русского государства. Если восточные славяне относились к индоевропейской языко­вой группе народов, то местные племена Приладожья, в районе Волхова, в верховьях Волги, принадлежали к фин­но-угорской языковой группе. Из них позднее сформирова­лись народности: марийцы, мордва, коми-пермяки, удмур­ты, карелы. Нет сведений о вхождении тюркских племен­ных образований в Древнерусское государство, но отдель­ные их представители там проживали. Сюда также пере­местились небольшие группы скандинавов-норманнов (пред­положительно племя "Русь") и варягов (купцов). Намере­ния их были скорее мирными, чем враждебными. Торгова­ли, оседали на просторах Русского Севера, ассимилирова­лись, затем в IX в. вместе с русичами двинулись в более теплые места — в Верхнее Поволжье, оттуда — к Киеву, где и произошло образование Древнерусского государства. Подобные передвижения подтверждаются учеными. Тако­ва, кратко, схема появления протогосударства Северная Русь в VIII в. и Древнерусского государства в IX в. Нор­вежский археолог А. Сталъсберг на материалах VIII— IX вв. доказывает, что эти группы населения — славянс­кие племена, ассимилировавшие финно-угорские племе­на, а также пришельцы из Скандинавии — находились в отношениях стабильности и порядка. Раскопки некоторых могильников в районе Старой Ладоги и Карелии свидетель­ствуют, что захоронения в отдельных местах проходили по обычаям скандинавских племен. А в топонимике назва­ний различных местностей, рек и озер, в обиходной речи современных жителей явственно проступают черты славян­ской культуры.

До сих пор неразгаданным является происхождение термина "Русь". В скандинавских источниках пока не най­дены о нем упоминания. Поэтому увязка этого термина с одноименным названием племени из недр Скандинавии ус­ловна. В исландских викингских сагах: "Сага о Хальвдане Эйстейнссоне" и "Сага об Эгиле Асмундарсоне" встречается ойконим Russia (Руссия), обозначающий, по-видимому, Се­верную Русь. В этих сагах Русь также называют Гардари - кой (Yardariki) — страной городов. Так позднее стали назы­вать Киевскую Русь[15]. Средневековые исландские авторы считали Risaland страной великанов.

В Старой Ладоге и в целом в Приладожье археологи зафиксировали присутствие скандинавов с середины VIII до середины IX в. И это не только специфические для этих народов захоронения, одинаковые для этого времени с могильниками в Скандинавии. Найдены кузнечные инстру­менты, датируемые 760 гг., различные изделия из бронзы. Продвижения вглубь Приладожья проходило по рекам Вуоксы, Сясь, Оять, Свирь, Олонка, где скандинавы всту­пали в контакт с местным населением. Маршруты их пере­движения свидетельствуют о цели скандинавов — освоить единственно тогда возможные дороги — водные. Морские суда норманнов (условно — будущих норвежцев), исландс­ких викингов, а также варягов (гостей — купцов с берегов Варяжского моря) не были приспособлены для передвиже­ния по порожистым рекам данного района. Местное насе­ление (ильменские словены, кривичи, чудь, весь и т. д.) содействовало перемещению товаров и имущества на суда с меньшей осадкой. Часть пришельцев оседала в этих мес­тах, возможно, для обслуживания последующих карава­нов. Археологи, анализируя найденные во время раскопок предметы, подтверждают мирные, торговые намерения скандинавов, но, может быть, проявлялось и стремление колонизировать те места. Образование Северного Союза племен (союз союзов), которое мы условно называем про - тогосударством Северная Русь, предотвратило колониза­цию в политическом смысле. Термин этот можно употреб­лять как синоним хозяйственного освоения северо-запад­ных земель будущего Русского государства.

Таким образом, начальный процесс формирования древ­нерусской народности, становление государственности, хо­зяйственного и культурного развития Северной Руси про­ходили при определенном участии скандинавов, ассимили­ровавшихся в большинстве с местным населением или уехав­ших и обратно в родные места. Большинство исландских викингских саг было написано в XII—XIV вв., и в них встре­чались упоминания городов Древней Руси: Kaenugaror (Киев); Moramar (Муром); Pallterskjuborg (Полоцк); Rabostofa (Ростов); Sursdal (Суздаль); Smalizka (Смоленск). Это дока­зывает, что и через несколько столетий после первого по­явления скандинавов на берегах Ладоги скандинавы участво­вали в торговле с Русью, в ее хозяйственной жизни. Грани­цей между Европой и Азией тогда считался Дон — "Tanais". Понятие "Уральские горы" как подлинная граница между двумя великими континентами войдет в мировую науку с осво­ением русскими людьми района Урала лишь в XVI—XVIII вв.

Ученые свидетельствуют, что в середине IX в. значи­тельная масса людей из района Старой Ладоги мигрировала в верховья Волги. Доказательством являются находки ар­хеологов в районе нынешнего Ярославля. Подтверждается версия об интересе торговых людей из Скандинавии к эко­номическому освоению не только Русского Севера, но всей Восточно-Европейской равнины. Исходя из современных данных, переселенцев из Приладожья не устроил Волжс­кий торговый путь. Объяснить это можно следующим об­разом: Волга слишком далеко протекает от Варяжского (Балтийского) моря, чтобы ее широко можно было исполь­зовать в торговых целях; река в те времена находилась в ареале расселения народов Великой степи, которые отли­чались воинственностью; население Северной Руси было наслышано о богатствах города Киева на Днепре; привле­кал мигрантов и теплый, мягкий климат Приднепровья; главное — мигрантов интересовал прямой выход из Днепра в Русское (Черное) море, который приводил в богатую Ви­зантию.

Часть населения осталась в верховьях Волги, это со­действовало образованию в тех местах народностей финно - угорской языковой группы. Возможно, здесь тоже были со­зданы торговые фактории. Но основная масса проследовала в район Киева. В скором времени они ассимилировались с проживавшими там полянами, древлянами и др.

Таким образом, основой для создания Древнерусского государства явились восточнославянские племена. К сере­дине IX в. они занимали огромную территорию от Ладожс­кого озера на севере до Черного моря на юге и от Дона, Оки и верхнего течения Волги на востоке до Днестра на западе.

Ближайшим и агрессивным соседом Киева и окрестных племен был Хазарский каганат. Есть сведения, что именно хазары ликвидировали еще в VIII в. княжение у полян во главе с легендарным Кием. В IX в. пришло время начинать все сначала. По свидетельству различных источников, в первой половине IX в. киевский князь принял титул кагана (царя). Но хазарский каганат стремился контролировать не только район Волги, но и укрепления в Киеве, и даже на севере — в Старой Ладоге. Образовавшиеся на базе восточ­нославянских племен княжества обратились к скандина­вам с просьбой помочь им в борьбе с хазарами. В Киев при­шли норманнские дружины.

Итак, в середине IX в. существовало два протогосу - дарства на базе в основном восточнославянских племен, условно назовем их Северная Русь и Южная (Киевская) Русь.

Столицей Северной Руси, или Северного Союза Союзов (племен), иногда называют Новгород. Полулегендарный Рю­рик — основатель династии — правил в 860-х гг., по пре­данию, в Новгороде, умер в 879 г. (ПВЛ). Перед смертью поручил своего малолетнего сына Игоря родственнику Олегу.

Об этих и последующих князьях имеются сведения дос­таточно убедительные. Олег с Игорем предприняли поход на юг, по дороге побывав в земле кривичей, в Смоленске. По свидетельству ПВЛ, Олег в Киеве обманным путем из­бавился от правящих там Аскольда и Дира и стал с 882 года княжить, объявив Киев "матерью городов рус­ских". Исходя их этих и более современных источников, можно заключить, что официально у конунгов (королей) скандинавских никто не просил князя для Руси. Рюрик, по­пав с дружиной в молодой город Новгород, и был провозгла­шен своими дружинниками князем. Далее события разви­вались по известному сценарию. Да и у каких конунгов руси­чи могли "запросить" себе князя, если в Швеции свейские (свей — шведы) и гётские (готские) земли были объединены в единое государство лишь в конце X — начале XI в. Тогда там началось и насаждение христианства. Известно из ви­зантийских хроник, что еще в 860-х гг. Кирилл и Мефодий с миссией славянских просветителей отправились из Ви­зантии в Крым, по всей видимости, побывали в Киеве, ос­тавив на память русичам "кириллицу" — азбуку из 24 букв.

Объединение Северной и Южной Руси привело в нача­ле 880-х гг. к образованию государства, условно называе­мого Древнерусским.

К середине IX в. проявилась объективная необходи­мость, сложились условия для создания Древнерусского государства: хозяйственная жизнь восточнославянских пле­мен прогрессировала, используя достижения земледельчес­кого неолита.

Для хозяйственного освоения просторов Русской (Вос­точно-Европейской) равнины нужны были сплоченные уси­лия больших людских масс в рамках единого государства со штатом администраторов. Население нуждалось в защи­те от внешних врагов путем создания объединенной дру­жины —> ополчения —> армии. В связи с недостаточным обес­печением населения продуктами и товарами в условиях 100%-го натурального хозяйства, необходимо было исполь­зовать Днепр, его притоки и расположенные выше систе­мы озер в целях торговли с народами, проживавшими на северо-западе Европы, а через Русское (Черное) море — с Византией и странами Востока, для этого требовались уси­лия сплоченных групп людей. Назревала необходимость рас­ширения культурного кругозора, стремление к грамотнос­ти, проявился интерес к монорелигии по примеру других стран. Нельзя было и дальше не замечать преимуществ цивилизации, наступавшей с Запада, со стороны молодых европейских государств, оформивших государственность еще в VI н. э., и с Востока, со стороны экономически и культурно высокоразвитой Византии и ряда других стран. И, наконец, формирование древнерусской народности мог­ло произойти лишь в рамках единого государства.

Анализ многочисленных факторов приводит к мысли: с завершением в VIII в. последней волны Великого переселе­ния народов восточные славяне "обречены" были на обре­тение государственности или должны были исчезнуть с по­литической карты Восточной Европы, растворившись в эт­носе более предприимчивых, способных к выживанию на­родов.

За время формирования Древнерусского государства наиболее целесообразно взять 879—882 гг. н. э., т. е. предпо­лагаемое время смерти Рюрика в Новгороде и захвата Кие­ва его родственником Олегом с сыном Рюрика Игорем и "со дружиною".

* * *

Русь как цивилизация окончательно оформилась через 100 лет — с принятием в 988 г. христианства из Византии и появлением в конце X—XI вв. первых сводов законов "Рус­ской правды".

Таким образом, цивилизация Русь — Россия насчиты­вает более чем тысячелетнюю историю развития. Форми­рование ее завершилось в конце X — начале XI в. н. э. с переходом от языческих верований к православию и леги­тимному обоснованию власти Великого князя в "Русской правде".

Каким образом в рамках различных форм государствен­ности (см. рис. 8.1) проходило на Руси становление аграрно­го, затем индустриального общества, как проявлялись при этом черты рыночной экономики, рассмотрим в последую­щих разделах.

Зарождение Российской цивилизации

Рис. 8.1. Цивилизация России: этнокультурная и политическая организация

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

Период "военного коммунизма&quot

После захвата политической власти в октябре 1917 г. и образования Советского правительства во главе с В. И. Ле­ниным (Ульяновым) большевики приступили к экономичес­кому преобразованию России, формированию новой хозяй­ственной системы. Предполагалось …

Новая экономическая политика. Экономические дискуссии 1920-х гг

Весной 1921 г. партийно-правительственное руководство РСФСР наметило долговременную программу действий с целью выхода из жестокого социально-экономического кри­зиса. С созданием СССР в конце 1922 г. программа эта авто­матически продолжала действовать в …

Экономические реформы Нэпа

Реформирование экономики в стране началось с введе­нием уже весной 1921 г. вместо продразверстки продоволь­ственного налога. Отличительными его чертами были: прод­налог взимался в размере на 30—50% меньше, чем про­дразверстка, при этом …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел. +38 05235 7 41 13 Завод
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 067 561 22 71 — гл. менеджер (продажи всего оборудования)
+38 067 2650755 - продажа всего оборудования
+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи всего оборудования
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Скайп: msd-alexandriya

Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Представительство МСД в Киеве: 044 228 67 86
Дистрибьютор в Турции
и странам Закавказья
линий по производству ПСВ,
термоблоков и легких бетонов
ооо "Компания Интер Кор" Тбилиси
+995 32 230 87 83
Теймураз Микадзе
+90 536 322 1424 Турция
info@intercor.co
+995(570) 10 87 83

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.