ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

Хозяйственная жизнь на Средневековом Востоке[6]

Эволюция Восточной цивилизации сильно отличается от Западной. Остается спорным вопрос: был ли феодализм в классическом виде в Индии, Китае, на Арабском Востоке, т. е. в районах, где раньше других зародились древнейшие очаги цивилизации на Земле.

В эпоху Средневековья повсюду на Земле царила по­литическая раздробленность. Это явление было характерно и для Востока.

Сложнее обстояло дело с наличием феодальных про­изводственных отношений на Востоке. Повсеместно (кроме Японии) роль господствующей структуры играло всесиль­ное государство, и понятие "феодализм" применительно к периоду Средних веков можно использовать лишь условно.

На Востоке государство выполняло функции господ­ствующего класса в лице причастного к власти сословия во главе с самим правителем и жило за счет ренты — налога с земледельцев, в том числе крестьян. В общеевро­пейском понимании феодалов как отдельного от государ­ства сословия здесь не было, как не было феодального зем­левладения, феодальной частной собственности, закрепо­щения крестьянства.

Традиционный Восток не знал перехода от одного спо­соба производства к другому. Вообще Восточная цивилиза­ция не развивалась как линейно-прогрессивная, где более или менее плавно сменяли друг друга способы производ­ства и системы хозяйственных отношений, а прогрессиро­вала циклично. Главной структурной ломкой на Востоке на грани между Средними веками и Новым временем был пе­реход к колониальным (полуколониальным) отношениям, т. е. эпоха Древнего мира и Средневековья сосуществовали там в рамках одной традиционной структуры. Таким обра­зом, начавшись в V в., как и повсюду на Земле с некоторы­ми вариациями для отдельных стран, период Средневеко­вья затянулся здесь до XVIII — начала XIX в., т. е. до окончательного оформления колониальной системы.

Но на Востоке в этот огромный промежуток времени развивалась хозяйственная жизнь, социально-экономичес­кие отношения. Вся ближневосточная зона и ряд государств Азии оказались под влиянием ислама, который с VII— VIII вв. н. э. был не только новой религией, но и новой моделью государственности в рамках Арабского халифата. Главной задачей в этих государствах считалось воспитание простых людей в покорности высшей силе.

Феноменом Среднего Востока и причиной его сравни­тельного экономического благополучия были транзитная торговля и мореплавание. Торговые связи по Великому шелковому пути соединяли Европу с Индией и Китаем. Это способствовало обмену открытиями в науке и технике. Тор­говля, сухопутные и морские пути были "кровеносными артериями" для всего Востока, с их помощью развивались рыночные и частнособственнические связи. Строились но­вые города и порты. Даже ислам распространялся во мно­гом с помощью транзитной торговли.

Очень важной проблемой в рамках Восточной цивили­зации оставался вопрос о собственности. Рассмотрим эту проблему более подробно на материалах экономической истории в Средние века стран Ближнего Востока, Индии, Китая, а также Японии.

Еще в I в. до н. э. большая часть территории Ближнего Востока превратилась в провинции Рима с последующей романизацией и христианизацией населения. К VII в. н. э. Египет, Сирия, Малая Азия были восточной периферией Византии — или Восточной Римской империей. С наступле­нием ислама они в VII—VIII вв. были включены в состав Арабского халифата. А Месопотамия еще во I в. до н. э. вошла в состав Парфии.

Города — полисы Месопотамии, созданные по образцу античных полисов, во многом отличались более развитыми товарно-денежными отношениями. Во II в. н. э. на смену пар­фянам пришли персы Сасаниды. Население было поделено на четыре основные группы: жрецов, воинов, чиновников (все они не платили налогов) и податной народ — крестьян, горожан. Наблюдалось и расслоение сельской общины. Хри­стианству противостоял зороастризм.

Аравия была страной кочевых племен бедуинов, исполь­зующих верблюдов для кочевий и торговли. На базе пле­менных объединений создаются протогосударства.

Последователи Муххамада сплотились после его смерти в 630 г. Власть халифов Омейядов (с 661 г.) усилилась за счет исламизации и арабизации завоеванного населения. Медленно шли эти процессы в Египте, Ливии, Магрибе (Северной Африке) в среде христианизированного ранее населения. Но в течение ряда веков на базе арабского язы­ка и письменности халифы добились и здесь значительного успеха. Труднее им пришлось в Ливане и Палестине. Упор­ное противостояние арабизации наблюдалось в самом Ира­не, где Сасаниды лишились власти; они не смогли видоиз­менить язык и национальную культуру Закавказья и Сред­ней Азии. Наблюдалась слишком большая разница — язы­ковая, в традициях культуры и государственности. Посте­пенно арабский язык повсеместно стал государственным.

Халифат довольно эффективно управлял огромной страной, чему способствовали хорошо налаженная почто­вая связь, реорганизованная армия. Проводилось хозяйствен­ное строительство: дорог, караван-сараев, оросительной системы, это способствовало подъему экономики. Империя была поделена на пять наместничеств.

Верховым собственником всех земель считался Аллах, государство как бы от его имени распоряжалось ими. Фак­тически землями ведали наместники — эмиры. Наиболее распространенным было общинное землевладение на зем­лях государства, общинники в казну платили ренту — на­лог (хараджа или ушр). Следующей категорией были част­ные отчуждаемые земли (мулыс) — небольшие владения. Земли савафи — владения членов правящего дома и вак - фы — религиозных учреждений не облагались налогами и не отчуждались. Служивые, в том числе чиновники и воен­ные, получали землю из фонда государственно-общинных казенных земель в форме икта (условное владение с пра­вом взимания в свою пользу ренты-налога).

Крестьяне обрабатывали все эти земли и выплачивали государству или его представителям ренту — налог. В каз­ну шли пошлины с горожан, 1/5 часть от военной добычи, налоги от арендаторов мульковых земель.

Как и в других странах Востока, династический цикл чаще прерывался из-за народных восстаний, в середине VIII в. на гребне одного из них к власти пришли Аббасиды. От прежнего халифата сохранился лишь Кордовский эми­рат в Испании.

В Арабском халифате — слабом как государственная организация, росли сепаратизм эмиров и народные волне­ния. К концу IX в. халифат распался на ряд государств (эми­раты и султанаты). Повсюду сохранялось традиционное с эпохи древности абсолютное господство государства в сфе­ре аграрных отношений, взимание в казну ренты-налога. Централизованный государственный контроль действовал и в городах.

За Египет и Сирию боролись в разные годы халифаты Аббасидов и Фатимидов. Столицей последних становится в X в. Каир (Аль-Кахир — "победный город"). С середины XIII в. в течение 250 лет Египет был под властью мамлю­ков, которые сумели противостоять монгольским завоева­телям. И в начале XVI в. эта страна древнейшей культуры стала частью Турецкой Османской империи. Высшей цен­ностью Сирии стали включенные в ее состав Палестина с Иерусалимом, куда в XI—XIII вв. направляются кресто­носцы.

К XVI в. Османский эмират превратился в огромную Турецкую империю, включавшую земли Арабского хали­фата в виде Аравии, Ирана, Магриба, части Закавказья, а также Балканы и Крым. Турки не только угрожали Рос­сии, но и штурмовали Вену в центре Европы.

Империя отличалась динамичной социальной организа­цией, корнями уходившей к родоплеменным связям кочев­ников. Оседая на земле, воины-коченики превращались в условно наследственных владельцев земли (тимаров) с вып­латой ренты-налога. Более крупными пожалованиями были займы. Тимариоты и займы составляли основу военной силы Турции. И военно-ленная система условно-наследственного землевладения стала прочной основой Турецкой империи. Тем более, что рост доходов казны напрямую зависел от войн с их захватом новых земель и военной добычи. На этой основе процветали торговля и города империи.

Итак, согласно традиционной схеме структуры Восто­ка все земли Турецкой империи считались государствен­ными, а от имени султана ими распоряжался аппарат вла­сти. Кроме наследственного условного земельного владе­ния было и ненаследственное. Небольшая часть земельного фонда страны находилась в частном владении (мульки). Эти люди тоже платили налоги в казну.

Налоги в стране делились на обязательные и дополни­тельные, они собирались жесткими методами. В городах дей­ствовала цеховая система. В отличие от западноевропей­ских цехов здесь правилом была мелочная опека государ­ства над ремесленниками. Турецкий город к тому же струк­турно имел одинаковые права с сельскими районами, что затрудняло развитие в них товарно-денежных отношений. Золотым веком для империи становится правление Сулей - мана Великолепного (1520—1566 гг.). Затем Турция втяну­лась в затяжной кризис. Прекратился прирост пашни, дро­бились тимары, появились безземельные крестьяне. Из-за "революции цен", наступившей в ходе Великих географи­ческих открытий, уже в XVII в. сократились поступления в казну. Упадок военной мощи некогда могущественной импе­рии отчетливо проявился в XVIII в. И в первой трети XIX в. Османская империя значительно сократилась в раз­мерах. Большинство включенных ранее в ее состав стран стали развиваться самостоятельно или в рамках Британс­кой и Французской колониальных империй.

Своеобразным было экономическое развитие Индии в период Средневековья. К V в. н. э. заметно изменилась ин­дийская община, представлявшая ранее объединение боль­ших семей. В законодательных актах к этому времени по­явились статьи, разрешающие частную земельную соб­ственность для тех, кто обрабатывал земельный участок не менее 20 лет. Малоимущим семьям разрешалось прода­вать свои наделы, они стали превращаться в арендаторов - издольщиков.

Многие государственные чиновники начали получать от царя за службу пожалования в виде податных террито­рий, а с появлением права наследования — должностей, к их наследникам переходили права на эту территорию. По­дати (налог) постепенно превратились в натуральные об­роки. Это отнюдь не напоминало процесс феодализации. Царский служащий получал "подарки" в виде податных тер­риторий (даннические отношения), а не землю в собствен­ность с крепостными крестьянами, как это было в Запад­ной и Восточной Европе.

Государство продолжало играть важную роль в эконо­мике Индии. По-прежнему к сфере государственных инте­ресов относятся преимущественно аграрные отношения. Рабовладельческий уклад, как и прежде, занимал незна­чительное место в структуре хозяйства.

Сохраняется сословно-варновое деление индийского об­щества, но четыре традиционные варны дробятся на соци­альные группы представителей одной профессии (джати). Кастовые перегородки, как и раньше, сдерживали разви­тие производства, особенного ремесленного.

Деревенская община в Индии тоже была преградой на пути феодализации в классическом понимании этого слова. С общины взималась натуральная рента, она продолжала выполнять значительные объемы работ в интересах госу­дарства по возведению ирригационных сооружений, про­кладке дорог, расчистке джунглей и пр. Ирригация, как и в эпоху Древнего мира в Египте и Месопотамии, выходила за рамки отдельных поселений, это были объекты государ­ственного значения. Факт этот тоже сдерживал формиро­вание феодальных поместий. Благодаря теплому климату и ирригационным сооружениям выше были урожаи в общи­нах, господам невыгодно было пожалованную землю делить на барскую и крестьянскую.

Земля обрабатывалась плугом с железным наконечни­ком, причем ее перепахивали 2—3 раза. Выращивали рис, ячмень, пшеницу, бобы, горох, сахарный тростник, хло­пок, овощи. Развивались скотоводство, ремесленное произ­водство: металлургия и металлообработка, ткачество и вышивание, ювелирное искусство, каменное монументаль­ное зодчество.

К XII в. община постепенно превращалась во все бо­лее замкнутую составную часть натурального хозяйства. Государство активно вмешивалось в аграрные отношения. Оно не разрешало свободного отчуждения земли как на севере, так и на юге страны, т. е. и в начале второго этапа Средневековья в Индии широко не появилось частной соб­ственности на землю, не сложилось барщинное хозяйство.

Индийская община была самой сильной в экономичес­ком отношении на Востоке. Отдельные деревни входили в состав более крупной общины — округа, а несколько окру­гов объединялись в область. Деревни, сплоченные одной оро­сительной сетью, составляли "систему сельских общин". Ос­новывали общину коллективы землевладельцев, но допус­кались независимые крестьянские хозяйства.

Своеобразным было положение ремесленников в этой стране. Ремесленники в кастовом отношении были ниже зем­ледельцев, поэтому они обслуживали общину, получая за работу долю урожая. Так продолжалось и в XIII—XVI вв. Крестьяне, собирая в год по два урожая, могли позволить содержание все большего числа ремесленников. Деревенс­кое ремесло усиливало автаркию (самообеспечение) общи­ны и затрудняло развитие феодализма в Индии.

Мусульманское (из Афганистана) завоевание Индии в XIII в. привело к росту государственной земельной собствен­ности, централизованного аппарата власти. Государствен­ная земля называлась хасе (халисе), с нее чиновники султа­на собирали поземельные налоги в пользу казны. Индийс­кие феодалы (заминдары) помогали собирать налоги. Они имели наследственные права на владения, даже могли от­чуждать их, но государство могло в любой момент отнять их и передать другому. Таким образом, по-прежнему нельзя эти отношения определять как феодальные. Большую роль в сборе поземельного налога продолжала играть община.

Другой основной частью государственных земель была так называемая икта — ее раздавали в условное держание мусульманской прослойке высшего общества Индии. За это иктадары несли военную службу. Большую часть оброков со своих земель они передавали государству. Но в XV в. ослабляется государственный контроль над икта, и они пре­вращаются в полноправных земельных собственников. В то же время основные земельные владения по-прежнему по­лучало духовенство.

В 1526 г. в Северной Индии была создана Монгольская империя, значительные перемены для страны наступили в середине XIX в. с вхождением Индии в состав Британской колониальной империи.

Север Китая в IV в. н. э. подвергся нашествиям кочев­ников — гуннов, цянов и др., в результате чего происхо­дит, с одной стороны, варваризация страны, а с другой — китаизация пришельцев.

Надельная система возрождается к концу V в. Семьи получали теперь не только пахотные земли, но и садово - огородные. Чиновники имели служебные наделы, налог платили владельцу угодий, а не в казну. Молено предполо­жить, исходя из косвенных источников, что существовала также казенная земля во владении царского дома и част­ная — сильных домов.

Экономически сильнее был Юг страны. Там росла сеть городов, активизировались товарно-денежные отношения. Сюда бежали люди с Севера, спасаясь от кочевников.

Возрождение Китайской конфуцианской империи про­изошло в VI в., расцвет ее продолжался до XIII в. Объеди­нение государства привело к унификации мер и весов, стан­дартизации монетного дела, упорядочению налогов. Госу­дарство ограничивало экономическую мощь сильных домов. Кроме налогов с земельного надела взималась промысло­вая подать (шелк, пряжа шли в казну). Производился тща­тельный учет населения, для мужчин устанавливалась еже­годная трудовая повинность до 20 дней. Нет четких данных об условиях работы крестьян на землях знати и чиновни­ков, но можно предположить, что по-прежнему отсутство­вала крепостная зависимость.

Событием стала прокладка Великого канала между Ян - зцы и Хуанхэ, над возведением его трудилось около 80 тыс. человек. Реконструируется и Великая Китайская стена, ставшая символом страны. Активность внешней политики проявилась в войнах с Тюркским каганатом, Вьетнамом и Кореей.

Правление династии Тан (VII—X вв.) ознаменовалось экономическим подъемом. Вновь подтверждается статус на­дельной системы, временные наделы распределяются от имени государства. Расцвели ремесло и торговля, но луч шие мастера трудились в казенной сфере, в порядке тру довой повинности. Цехо-гилъдии, как и на Ближнем Восто ке, в Китае контролировались армией чиновников. В горо дах растет прослойка интеллигенции. Но города Китая по прежнему не имели прав и привилегий, сохраняли значе ние податных и административных единиц, хотя и явля­лись центрами провинций, областей или уездов. Вся импе­рия делилась на 10 провинций. К главным государственным структурам относилось ведомство налогов. Оно занималось учетом податных людей, распределением наделов, сбором налогов и земельным кадастром. Ведомство общественных работ (непременный атрибут Восточных империй) органи­зовывало трудовые повинности, ирригационное строитель­ство и пр. Торговля активно проходила по Великому шел - ковму пути.

Весь VIII век характеризуется внутриполитическими раздорами, и по законам династического цикла в этой стране ухудшалось положение в аграрном секторе. Но надельные земли так и не превратились в частные владения. Государ­ство с целью поддержания социальной стабильности помо­гало низшим категориям землевладельцев.

Новая династия Сун правила с X по XIII в. Страна тог­да испытывала внешние трудности из-за новой волны набе­гов кочевников на Север. Хозяйственная деятельность внут­ри страны развивалась бурно: ремесленники стали произ­водить знаменитый сунский фарфор, изделия из лака и тон­кого шелка, слоновой кости. Со временем предметы из этих материалов преобрели широкую известность.

Огромное значение имело изобретение пороха (VIII в.), который в Европе появился лишь через несколько веков. Китайцам были известны компас и книгопечатание. На полях культивировался хлопок из Индии.

Государство в XI в. вновь на волне народного возмуще­ния ограничило интересы частных собственников и укрепи­ло свои позиции в экономике.

Суньская империя пала в XIII в. под ударами монголов. Затем на протяжении шести веков наблюдался закат Ки­тайской империи с краткими периодами стабилизации.

В XIV—XVII вв. устанавливается правление династии Мин. Вновь усиливается центральная власть в стране, со­здаются всекитайские налогово-земельные реестры, это помогло усилить контроль центральной администрации.

Начало Великих географических открытий экспедици­ями Колумба, Васко да Гамы и др. было ознаменовано экс­педициями из Китая в страны юго-восточной Азии, Индию и берегам Африки. Но вояжи десятков кораблей не при­несли экономической выгоды для казны Китая.

Примером принципиального различия двух систем — Европейской (Западной) и Восточной цивилизаций — явля­ются результаты внешнеторговых связей Китая, в том чис­ле по Великому шелковому пути. Они носили откровенно неэквивалентный характер. Дело в том, что, по давней тра­диции, торговля имела даннический характер, предметы обмена считались как бы дарами иноземных варваров импе­ратору. Ответные "дары" должны были по ценности превы­шать принесенные извне. Это помогало сохранить иллю­зию всемирного поклонения императору Поднебесной им­перии. Ухудшение экономического состояния Китая в кон­це XV в. было связано с тем, что наступила вторая поло­вина династического цикла, дело шло к закату империи Мин. И опять, по известному сценарию, осложнилось по­ложение в деревне, но если раньше заколдованный круг разрывался с помощью реформ, то сейчас этого не про­изошло. Мощное крестьянское восстание в конце первой трети XVII в. привело к установлению господства династии Цин.

Правление императорского дома Мин не прошло бес­следно для материальной культуры страны. В соответствии с веяниями времени в XVI—XVII вв. в Китае появляются первые европейцы из Португалии и Голландии. Миссионе­ры-католики познакомили страну с часами, астрономичес­кими приборами, огнестрельным оружием. В 1618 г. прибы­ла из России миссия Ивана Петлина. Нововведения, расши­рение контактов с внешним миром не помешали маньчжу­рам в середине XVII в. захватить власть в стране, ассими­лироваться, стать конфуцианцами.

С разрешением аграрного кризиса страна на два века обеспечила экономический рост. На рубеже XVIII—XIX вв. произошел даже демографический взрыв: население страны вместо привычных 60 млн человек выросло до 300 млн. Это привело к аграрному перенаселению. Пришлось перейти к интенсивным методам хозяйствования, стали выращивать культуры, пользующиеся спросом на рынке.

Маньчжурские правители в своей экономической поли­тике исходили из классического постулата китайцев: "зем­леделие — ствол, основа; торговля, ремесла и иные заня­тия — ветви, второстепенное". В этой стране всегда земле­владельцы-налогоплательщики рассматривались независи­мо от имущественно-социальных различий. Особенность правления маньчжуров заключалась в том, что они ослаби­ли контроль за поступлением налогов в казну, что вело к обогащению местной знати. Своеобразно складывались и от­ношения с внутренним миром. Колонизация почти не затро­нула Китай, в середине XVIII в. была свернута торговля с европейцами. Китайцы отказывались от иностранных това­ров. Англичане нашли выход, поставляя сюда оружие.

До этого, еще в XVII—XVIII вв. Китаем были завоева­ны Внутренняя Монголия и Тибет, вассалом стала Корея, проводились походы в Непал, Бирму, Вьетнам. Конфликт с Россией вышел из-за Приамурья, которое русские остави­ли по Нерчинскому договору 1689 г.

Увеличив почти вдвое к XIX в. территорию, Китай внешне выглядел мощным государством. Но изнутри его подтачивало отсутствие развитой, по стандартам Евро­пы, частной собственности. Некому было серьезно про­тивостоять контрабандной торговле опиумом. Англия в 1839—1840 гг. высадила войска и захватила Пекин. По Нан - кцнскому договору 1842 г. Китай выплатил огромную кон­трибуцию, для внешней торговли было открыто пять пор­тов, английские товары облагались лишь тарифом в 5%. Другие развитые страны получили похожие льготы. По - настоящему полуколонией страна не стала, но Цинская ди­настия приближалась к закату.

В Японии на первом этапе Средневековья социально - экономические ПрОЦеССЫ ПОШЛИ ПО Своему ПуТИ, ОТЛИЧНОт му от Китая, Кореи и большинства других иеевропейских стран. Это было связано с огромной ролью родоплеменной феодализирующейся знати. Более откровенно в экономике Японии проявилась тенденция к приватизации, усилению роли частного владения при слабости централизованной власти. Император более царствовал, чем управлял. О феодализации японского общества свидетельствует тот факт, что вместо элиты чиновников, администраторов, ок­ружавших правящий дом в соседних восточных государ­ствах, наследственную власть поддерживали знатные дома. В X—XI вв. государственные земельные наделы преврати­лись в наследственные владения крестьянских семей, а со­вокупность нескольких деревень составляла владения знат­ного дома, но часть доходов эти владельцы высылали в центр.

Вторым отличием от классической китайско-бюрокра­тической администрации было присвоение в Японии в X в. власти на местах частновладельческими домами знати.

Третьей, откровенно феодальной, тенденцией было прикрепление к земле крестьян. А чтобы подавить недо­вольных, создавали дружины из воинов-профессионалов, которые превратились со временем в дворян-самураев.

И уже с XII в. проявилось четвертое отличие японской модели — власть имущие и вся система администрации в стране опирались не на обычную для восточных обществ чиновную бюрократию и воинскую прослойку, а на тех, кто состоял на службе у знатных домов.

Своеобразием средневековой Японии было также от­сутствие в середине периода Средневековья раздроблен­ности и децентрализации. Подавляющей формой земель­ного владения с XII в. становится мелкое, самурайское при сохранении крупных владений знатных домов.

С XIII в. начинается расцвет японских городов, ремесла и торговли. Города развивались как центры крупных арис­тократических домов, вокруг буддийских монастырей и как морские порты. В XVI в. насчитывалось уже 269 городов с корпорациями ремесленников и торговцев, росли товарно - денежные отношения.

Феодальные междоусобицы настигли страну в XV в. И на рубеже XVI в. Япония распалась на несколько частей. Но уже в конце XVI в. вновь произошло объединение, ко­торое сопровождалось усилением централизованной влас­ти и проведением земельной реформы. Относительное про­цветание экономики Японии продолжалось до XVIII в., за­тем проявились кризисные явления и пришли в упадок боль­шинство именитых домов землевладельцев, стал разлагаться корпус самураев. Разоряющиеся крестьяне пошли в города, частично стали ремесленниками. В целом в начале XVIII в. в Японии насчитывалось более 130 самостоятельных видов ремесла. Распространение домашней крестьянской промыш­ленности стало основой для появления "раздаточной" сис­темы капиталистического типа. Но еще больше в то время были распространены казенные и княжеские мануфакту­ры феодализированного типа. Государство создало сеть гор­норудных, сахарных, металлообрабатывающих, фаянсовых мануфактур. Феодализм не сдавал позиции, что сдержива­ло развитие частнокапиталистических мануфактур, опре­деляло отставание страны от европейских государств.

С эпохой Средневековья заканчивался период развития аграрного общества в Европе, основой которого были фео­дальные отношения.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

Новая экономическая политика. Экономические дискуссии 1920-х гг

Весной 1921 г. партийно-правительственное руководство РСФСР наметило долговременную программу действий с целью выхода из жестокого социально-экономического кри­зиса. С созданием СССР в конце 1922 г. программа эта авто­матически продолжала действовать в …

Экономические реформы Нэпа

Реформирование экономики в стране началось с введе­нием уже весной 1921 г. вместо продразверстки продоволь­ственного налога. Отличительными его чертами были: прод­налог взимался в размере на 30—50% меньше, чем про­дразверстка, при этом …

Социалистическая индустриализация и коллективизация крестьянских хозяйств в 1930-е гг

Советская экономика в 1921—1928 гг. развивалась про­тиворечиво, но основная задача нэпа была выполнена: про­мышленное и сельскохозяйственное производство было в основном восстановлено до уровня 1913 г. Кризис хлебопоставок 1925/26 и 1927/28 …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.