ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

Великая Крестьянская реформа Александра II

К середине XIX в. Россия осталась в Европе единствен­ной страной, не отменившей крепостное право. В российс­ком обществе зрело понимание того, что:

♦ крепостническая система экономически изжила себя, пришло в упадок помещичье хозяйство и в целом сельс­кое хозяйство;

♦ крепостничество сдерживало модернизацию страны, завершение промышленной революции и осуществление индустриализации; формирование рыночной экономики;

♦ крестьяне все более открыто протестовали против существующего положения дел — отказывались работать на барщине, особенно выступали против "месячины", не выплачивали оброк, совершали массовые побеги на окраи­ны страны, поджигали помещичьи имения; 1010 волнений крестьян произошло только в 1851—1860 гг.;

♦ недовольство высказывали многие слои общества: ра­дикалы, либералы и консерваторы, славянофилы и "запад­ники", студенческая молодежь, наиболее грамотные и втя­нутые в рыночные отношения помещики и более всего пред­приниматели.

37-летний император Александр II, вступивший на престол 19 февраля 1855 г., практически и психологически был подготовлен к миссии "Царя-освободителя". Ему было хорошо известно экономическое положение страны, паде­ние ее авторитета на международной арене. В 1855— 1856 гг. речь шла уже не только об экономическом спасе­нии отечества, зашатались устои монархии, т. е. Алек­сандр II был озабочен и укреплением личной власти. Все это заставило его в марте 1856 года, выступая перед мос­ковскими губернскими и уездными предводителями дворян­ства, сделать историческое заявление: "Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того време­ни, когда оно само собой начнет отменяться снизу". Та­ким образом, речь шла о реформе "сверху", по инициати­ве государства. Проекты освобождения крестьян разраба­тывались с 1857 г. в Секретном комитете, в губернских ко­митетах, а с 1858 г. — в Главном комитете по крестьянско­му делу. Подавались "записки" и доклады различных ко­миссий, появлялись статьи в печати и т. д.

Важную роль в подготовке и проведении реформы сыграли: младший брат царя Константин, министр внут­ренних дел С. С. Ланской и его товарищ (заместитель)

Н. А. Милютин, князь В. А. Черкасский, публицист Ю. Ф. Самарин, граф Я. И. Ростовцев, генерал-губернатор В. И. Назимов и другие. Использовались теоретические ра­боты М. М. Сперанского, Е. Ф. Канкрина, П. Д. Киселева, передовые взгляды на русскую историю поэта В. А. Жуков­ского. Писатель и издатель М. П. Погодин впервые в России выступил с идеями ввести "гласность" и "свободу книгопе­чатания", т. е. эти общедемократические принципы попу­ляризовались в России еще 150 лет тому назад. Принципы гласности тогда проявились в публикациях в 1857 г. реск­риптов от лица императора генерал-губернатору Литвы В. И. Назимову и графу П. Н. Игнатьеву, губернатору Пе­тербурга. Вскоре рескрипты были направлены и остальным губернаторам. После этого закрутилась огромная государ­ственная машина: на местах вынуждены были создать ко­митеты по подготовке местных проектов освобождения кре­стьян, гласно было произнесено само слово "освобожде­ние".

Предложений по решению проблемы было множество, но их можно свести к главным: 1) наиболее реакционная часть помещиков настаивала совсем не освобождать крес­тьян; 2) многие помещики, в том числе в черноземных гу­берниях, предлагали дать лишь личную свободу крестья­нам и освободить их без земли; 3) либерально настроенные администраторы, помещики, общественные деятели выс­тупали за освобождение крестьян с землей. Александр II, выбрав третий вариант, выступил в роли истинного рефор­матора.

Главными вплоть до конца 1860 г. оставались разногла­сия по вопросам: определять или нет выкуп за землю и в какой сумме; каким количеством земли наделять крестьян; как поступить с крестьянской общиной.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал "Манифест'' об освобождении крестьян. Он оглашен был через две неде­ли, 5 марта, в нем выражалась надежда "и на здравый смыс.1 Нашего народа", т. е. содержался призыв к спокойному при­нятию всех "Положений" Крестьянской реформы. Эти "По­ложения" включали 17 законодательных актов, из них важ­нейшими были: "Общее положение о крестьянах, вышед­ших из крепостной зависимости", "Правила о порядке про­ведения в действие". Именно в этих документах более все­го прослеживается компромисс, на который пошли различ­ные группы помещиков и правительство.

Рассмотрим, в чем заключались "Положения" (приня­тые для исполнения по всей стране).

♦ Россия между американским (фермерским) и прус­ским (большинство земли оставить за крупными землевла­дельцами) выбрала прусский путь освобождения крестьян.

♦ Сразу и навсегда после опубликования "Манифеста" все категории крестьян становились лично свободными (без выкупа).

♦ Размеры земельных наделов крестьянам определя­лись, исходя из места их проживания в одном из трех рай­онов: 1) в черноземной полосе на одну душу мужского пола выдавалось от 2 до 6 десятин, учитывался при этом коэф­фициент каждой губернии, уезда и отдельных поместий; 2) в нечерноземных областях крестьянам выделяли от 3 до 7 десятин; 3) в степной — до 12 десятин. В среднем, на одну семью по стране приходилось около 10 десятин, а к концу XIX в. — до 8 десятин.

♦ Помещик имел право забирать в свою пользу "из­лишки" земли (если до реформы у этой семьи надел был больше), появились таким образом "отрезки" и чересполо­сица, т. е. лучшие участки земли помещик оставлял себе, поэтому один семейный крестьянский надел нередко состо­ял из нескольких полос. Это, естественно, вызывало недо­вольство крестьян, так как на такой земле было трудно хозяйствовать и получать хорошие урожаи. В отрезки час­то попадали луга, выгоны и пастбища, которые крестьяне вынуждены были арендовать у помещика.

♦ Земля считалась крестьянской только после оформ­ления выкупной сделки. Эта проблема оказалась самой труд­но выполнимой, растянутой во времени на несколько де­сятилетий.

Оформляя выкупную сделку, крестьянин переходил по закону в разряд "крестьян-собственников". Но это обозна­чение было условным: кроме западных губерний, земля предоставлялась не отдельно взятому крестьянскому дво­ру, а общине. Общины по закону от 19 февраля 1861 г. ук­реплялись на бывших помещичьих землях, которыми пред­полагалось наделять крестьян, т. е. закреплялась общин­ная форма землевладения. Община превращалась, по сути, в коллективного помещика. Из ее фондов образовывались наделы крестьян в случае заключения выкупной сделки. Крестьянин не мог продать свой надел, сдать его в аренду за пределы общины без согласия большинства ее членов Таким образом, появились новые трудности: на пути фор­мирования рыночной экономики встала община, общин­ные отношения вплоть до Столыпинских реформ пре­пятствовали образованию рынков земли, труда и капита­лов. Община с уравнительными переделами земли сдержи­вала и процесс социальной дифференциации в деревне, об­разование зажиточных слоев с высокотоварным хозяйством рыночного типа и беднейших слоев, готовых трудиться в городской промышленности. Вновь серьезно стала пробле­ма более активного формирования рыночной экономики, но уже в иных, чем до 1861 г., условиях, так как крестьяне стали лично свободными. Выкупная сделка считалась со­стоявшейся, если между помещиком и крестьянином зак­лючалась "Уставная грамота". Для предварительного уре­гулирования всех спорных вопросов предоставлялось два года, крестьяне в это время считались "временнообязан­ными" своему бывшему помещику и ежегодно на его зем­лях должны были отработать не менее 30 дней. Состояние "временнообязанный" для 15% бывших помещичьих крес­тьян затянулось до 1881 г., т. е. на 20 лет. И лишь после гибели Александра II был ликвидирован институт "времен­нообязанных".

Утверждение и введение "Уставных грамот" и многие другие проблемы хозяйственной и общественной (в рамках органов крестьянского самоуправления) жизни крестьян решались с помощью мировых посредников, институт ко­торых был создан летом 1861 г. Мировые посредники назна­чались Сенатом из местных и авторитетных дворян по пред­ставлению губернатора. Всего назначили 1714 человек, т. е. на губернию приходилось не более 50 таких посредников. Численность посредников совпадала с количеством органи­зованных мировых участков, в каждый участок входили максимум 5 волостей. Собирались уездные съезды мировых посредников, высшей инстанцией которых было губернс­кое по крестьянским делам присутствие. Настораживал тот факт, что судьба крестьян по-прежнему находилась в руках помещиков. И хотя дворяне-посредники должны были блюсти государственные интересы, на деле нередко полу­чалось обратное — посредники вставали на защиту интере­сов помещиков. Можно назвать лишь несколько имен по­средников "первого призыва", целенаправленно защищав­ших интересы крестьян. Это лучшие люди России: писа­тель Лев Толстой, герой Севастополя хирург Н. И. Пиро­гов, бывший декабрист А. Е. Розен, петрашевец Н. А. Спеш - нев и еще несколько человек. Все они вскоре как "радете­ли народа" вынуждены были уйти в отставку.

К 1881 г. 10 млн бывших помещичьих крестьян (муж­чин) получили 33,7 млн десятин земли, а помещики сохра­нили за собой 84,2 млн десятин, т. е. в 2,5 раза больше. Для обеспечения среднего прожиточного минимума крестьянам нужно было выделить не по 3 или 3,5 десятин в среднем на душу, а не меньше 6—8 десятин.

Рыночная цена отведенной в надел земли определилась в 1863 г. в 649 млн рублей. Но в основу выкупа была поло­жена не рыночная цена земли, а прежние феодальные по­винности крестьян.

♦ Выкупные платежи явились важнейшей состав­ной частью первоначального накопления капитала, для победы капиталистических, т. е. рыночных, отноше­ний. До отмены платежей в 1907 г. бывшие помещичьи крестьяне выплатили казне 1,5 млрд рублей. Более 0,5 млн рублей выплатили временнообязанные крестьяне своим помещикам.

К началу 1895 г. на выкуп было переведено 9159 тыс. крестьян мужского пола в местах общинного землевладе­ния и 110 тыс. домохозяев с подворным землевладением. Именно до 1895 г. был завершен перевод на обязательный выкуп тех 15% крестьян, которые оставались временноо­бязанными до 1881 г.

Выкупная сумма с учетом бывших феодальных повин­ностей рассчитывалась путем так называемой "капитали­зации оброка" по примеру аграрной реформы в Пруссии 1810—1850 гг.

Годовой оброк, ранее выплачиваемый, приравнивался к 6% от капитала "X". Такой процент начислялся ежегодно по вкладам в банк. Если крестьянин до 1861 г. уплачивал оброк в размере 9 рублей в год с одной души мужского пола, то выкупная сумма "X" составляла:

9 руб.-100 руб ; х = 150 руб.

6

Иначе говоря, сумма оброка принималась за постоянный доход, составлявший 6% с капитала. При годовом оброке в 8 рублей выкупная сумма "X" составляла 133 руб. 33 коп.

Для осуществления в масштабах страны выкупных опе­раций уже в 1861 г. при Министерстве финансов было об­разовано Главное выкупное учреждение. Казна, т. е. госу­дарство, сразу выплачивало помещикам через банк деньга­ми или ценными процентными бумагами 80% от всей зара­нее определенной выкупной суммы. Она считалась долго­срочной "ссудой", которая предоставлялась крестьянам. В течение 49 лет эта условная ссуда и взыскивалась ежегод­но с крестьян.

Остальные 20% от выкупной суммы крестьяне выпла­чивали помещику сами, сразу при оформлении "Уставной грамоты" или в рассрочку, по договоренности, деньгами или отработками.

Именно выкупная операция во многом способствовала становлению рыночных отношений в стране. Государство по­лучило важный источник накопления капитала; помещики получили денежные средства и могли переводить свое хо­зяйство на рыночный путь — покупая технику, отдавая, земли в аренду и используя труд наемных работников — батраков. В экономику крестьянского хозяйства более ак­тивно проникали товарно-денежные отношения.

На окраинах империи — в Закавказье — крепостное право было отменено в силу ряда причин позже, в 1864— 1870 гг., а выкупные операции продолжились до 1917 г.

Государственных крестьян к 1861 г. насчитывалось 19 млн человек обоего пола. Для них феодалом было само государство. Закон "О поземельном устройстве государствен­ных крестьян" был издан в ноябре 1866 г. Личная свобода у них была и прежде, теперь на одну душу мужского пола предусматривалась выделенная земля в пределах 8 деся­тин в малоземельных районах и до 15 десятин в многозе­мельных. Земля считалась собственностью казны, у кресть­ян она находилась лишь в пользовании. Выкуп наделов на­чал производиться лишь с июня 1886 г.

Удельных крестьян насчитывалось 2 млн человек обо­его пола. Личную свободу они получили еще в 1858— 1859 гг. С 1863 по 1865 г. их перевели на выкуп. Удельные крестьяне продолжали платить прежний оброк в виде вы­купных платежей в течение 49 лет.

Крестьянам, кроме дворовых, предоставлялись не толь­ко полевые наделы, закрепленные за самой общиной (если они были у них по документам десятой ревизии 1858 г.), но и приусадебные земли, избы с огородами.

По реформе 1861 г. землю не получили дворовые люди и работники посессионных мануфактур.

Историческое значение Аграрной реформы 1861 г. зак­лючается в следующем: 1) она была первой, принципиаль­но важной в серии Великих либеральных реформ 1860— 1870-х гг.; 2) выкупные платежи крестьян использовались в государственном железнодорожном строительстве, созда­нии в стране фабрично-заводской системы, в целом со­действовали утверждению рыночных отношений; 3) хотя и медленно, из-за отрицательного влияния общинных от­ношений, формировался рынок свободных рабочих рук для промышленности; 4) вырос внутренний торговый оборот из - за роста покупательной способности населения, проявле­ния "спроса" со стороны населения и ростом "предложе­ния" со стороны предпринимателей; 5) появление богатых крестьян содействовало формированию слоя предпринима­телей, росту торгового и промышленного капитала; 6) со­зданные в начале 1880-х г. Дворянский и Крестьянский ипо­течные банки активно проводили операции с землей, ее куплей-продажей, т. е. складывался рынок земли; 7) разви­валась агротехника и агрономия в сельской местности, что приводило к более высоким урожаям, росту товарности в агросфере, увеличению внешних торговых оборотов; 8) от­мена крепостного права содействовала значительной демок­ратизации общества, уравнению в правах всех социальных групп населения, их самоутверждению как граждан Отече­ства; 9) вырос общеобразовательный и культурный уро­вень населения.

Главным недостатком реформы 1861 г. было укрепле­ние общины, что вызвало необходимость дальнейшего ре­формирования в аграрной сфере. Крестьяне были недовольны малоземельем, чересполосицей, налоговым гнетом, ограни­чением их личной свободы общинными отношениями. На вол­не недовольства крестьян сформировалось движение "На­родная воля", от рук надовольцев погиб Александр И, а крестьяне в трех русских революциях поддержали партии левого толка...

В развитие идей аграрной реформы, расчистившей путь для становления рыночной экономики, был проведен еще ряд либеральных реформ, в том числе судебная, земская, военная и т. д.[16]

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

Что даст экономика толпы?

Как и любое новое явления, крауд -экономика вызывает множество вопросов. Кто-то говорит, что ничего нового в этом нет, и на это не стоит акцентировать столько внимания. Кто-то скажет, что это …

Новая экономическая политика. Экономические дискуссии 1920-х гг

Весной 1921 г. партийно-правительственное руководство РСФСР наметило долговременную программу действий с целью выхода из жестокого социально-экономического кри­зиса. С созданием СССР в конце 1922 г. программа эта авто­матически продолжала действовать в …

Экономические реформы Нэпа

Реформирование экономики в стране началось с введе­нием уже весной 1921 г. вместо продразверстки продоволь­ственного налога. Отличительными его чертами были: прод­налог взимался в размере на 30—50% меньше, чем про­дразверстка, при этом …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.