ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

Реформаторская деятельность М. X. Рейтерна — Н. X. Бунге — И. А. Вышнеградского — С. Ю. Витте

Отмена крепостного права и проведение промышлен­ной революции поставили на повестку дня задачу дальней­шего реформирования финансовой системы, преобразова­ние всей системы кредитно-денежных отношений в России.

Успешная деятельность Министерства финансов созда­ла условия для организации Государственного банка Рос­сии.

Определенную роль в его создании сыграл Государствен­ный контролер В. В. Татаринов, изучавший финансовое дело в европейских странах в 1850-е гг. Много лет его деятель­ность направлял М. X. Рейтери, занявший в 1862 г. пост министра финансов.

Реформирование банковского дела началось указами Александра II от 2 декабря 1859 г. и от 31 мая, 10 июня 1960 г. В соответствии с названными документами были лик­видированы все государственные кредитные учреждения; прекращен прием вкладов в Заемный и Государственный Коммерческий банки.

31 мая 1860 г. был утвержден устав Государственного банка Российской империи. Уставный капитал был опреде­лен в 15 млн руб. из фондов ликвидированных Заемного и Коммерческих банков, а также Сохранной казны и прика­зов общественного призрения. Миллион рублей был отчис­лен из казны в резервный капитал Государственного банка. Министерству финансов предписывалось открыть сеть бан­ковских контор в городах, игравшую важную роль во внут­ренней торговле и промышленности. Вклады направлялись на срочные, бессрочные и текущие счета. По бессрочным вкладам выплачивалось 3%, по срочным, которые прини­мались до 5 лет, начислялись 4% и до 10 лет — 4,5%. Пла­тежи для физических лиц, а также для юридических — торговых домов и обществ — производились банком бес­платно, а переводы денег в другие города осуществлялись по льготному тарифу.

Постепенно определился круг основных операций Гос­банка:

♦ краткосрочное кредитование предприятий и органи­заций основных отраслей экономики;

♦ учет векселей;

♦ выдача ссуд под залог недвижимости, государствен­ных бумаг, акций и облигаций частных обществ;

♦ покупка и продажа золота и серебра, русских и ино­странных векселей и чеков;

♦ прием денежных вкладов от населения, т. е. выпол­нение функций сберкасс;

♦ осуществление денежной эмиссии.

Однако Государственный банк в первые годы своей де­ятельности не играл активной роли в торгово-промышлен­ной жизни страны. Под влиянием либеральных реформ по­пулярными в обществе стали идеи предпринимательства, экономическим злом считалось вмешательство государства в деятельность частного сектора. В 1864 г. появился Санкт - Петербургский частный Коммерческий банк и Петербург­ское общество взаимного кредита. После этого начался "бум" в организации частных коммерческих банков, а пра­вительство не вменило в обязанность Государственного банка сосредоточить в своих руках все кредитное дело Рос­сии. Госбанк в 1860—1870-е гг. занимался по поручению вла­стных структур укреплением государственного сектора в экономике и осуществлял иные функции, предусмотрен­ные Уставом банка, в том числе эмиссии денег и проч.

Огромную работу по поручению правительства в целях поддержания помещичьего хозяйства Государственный банк провел по выкупной операции крестьян с 1861 по 1881 г. Объективно эта деятельность Государственного банка со­действовала становлению рыночной экономики в России.

Расширялись постепенно коммерческие операции Го­сударственного банка. Если в 1861 г. новые вклады срочные и бессрочные составили 62,3 млн руб., то в 1875 г. — уже 255,7 млн руб.

Главными клиентами Госбанка к 1874 г. по вкладным операциям стали промышленники и биржевики, т. е. торго­во-промышленная буржуазия все чаще имела дело не толь­ко с частными коммерческими банками.

Постоянно росли операции с ценными бумагами, Госу­дарственный банк принимал участие в выпуске кредитных билетов, размене их на более мелкую монету и т. д. В 1868 г. было куплено золотой монеты и слитков на сумму 67,4 млн руб. Согласно мнению профессора В. Д. Мехряко - ва, это было первым мероприятием на пути к денежной реформе, завершить которую выпало на долю С. Ю. Витте.

Вместо того чтобы развивать коммерческие операции, Госбанку приходилось затрачивать средства на покрытие долгов старых казенных кредитных учреждений, воспри­емником которых являлся Госбанк. С 1860 по 1890-е гг. Го­сударственный банк занимался преимущественно операци­ями, связанными с ликвидацией внутреннего долга; регу­лированием выкупных сделок бывших помещичьих кресть­ян; подготовкой крупномасштабной денежной реформы кон­ца XIX в.

Накопленный в эти годы опыт работы помог Государ­ственному банку России в 1890-е — 1914-й гг. занять дос­тойное место в системе рыночной экономики страны. Госу­дарственный банк продолжал играть для акционерных бан­ков роль резерва, откуда они по мере необходимости заим­ствовали денежные средства.

Положение Госбанка было противоречивым с точки зре­ния юридического статуса и фактической деятельности. Де - юре он не являлся Центральным банком страны, так как находился в прямом подчинении министра финансов; де-фак­то был монополистом в деле эмиссии кредитных билетов и выполнял ряд иных функций, напоминая Центробанки европейских стран и стремясь стать "банком банков".

Таким образом, заняв определенное место в системе рыночной инфраструктуры страны, Государственный банк в подлинном смысле не стал к 1917 г. главным банком Рос­сии, что объяснялось недостаточной зрелостью всей нацио­нальной кредитно-банковской системы.

Заметную роль в реформировании в целом финансовой системы во второй половине XIX в. сыграл Михаил Хрис - тофорович Рейтери (1820—1890 гг.), назначенный в 1862 г. министром финансов и проработавший на этом посту до 1879 г. Ему принадлежит известное выражение: "Банки не создают капиталов. Они могут только служить посредника­ми между лицами, сберегающими капитал, и теми, кото­рые желают занять сбережения других".

Важнейшей стороной его деятельности была реформа сберегательного дела в России (1862 г.). Еще 12 ноября (30 октября) 1841 г. Николаем I был подписан указ об уч­реждении в России сберегательных касс. Первые из них на­чали действовать при Московской и Санкт-Петербургской сохранных кассах. М. X. Рейтерн в соответствии с указом императора превратил сберегательные кассы в важнейший элемент государственного кредита. Был издан новый устав сберегательных касс, а в 1865 г. образованы и начали функ­ционировать ссудосберегателъные товарищества. Они на­ходились в ведении Государственного банка, что укрепило его статус.

Исходя из примерного устава каждый вступающий в товарищество должен был иметь не менее одного пая в размере около 50 руб. Кредит пайщику предоставлялся в объеме не свыше полуторного размера его паев. Можно заключить, что пайщиками могли стать лишь наиболее обес­печенные крестьяне и кустари-ремесленники, занимавшие­ся предпринимательством. За 10 лет, с 1865 по 1875 г., было образовано в стране 729 товариществ с числом 183 тыс. че­ловек, паевой капитал этих объединений составлял почти 5 млн руб., вклады населения достигли 3,1 млн; займы 3,4 млн; ссуды 11,2 млн руб.

Ссудосберегателъные товарищества при М. X. Рейтер - не превратились в важный элемент рыночной инфраструк­туры России. Объединив представителей средних слоев страны, они содействовали использованию их капиталов, знаний и энергии для развития предпринимательства.

М. X. Рейтерн предпринял ряд мер для упорядочива­ния бюджета Российской империи, стабилизации курса рубля и увеличения разменного фонда. Им проводилась полити­ка государственного поощрения деятельности в 1860—. 1870-е гг. обширной сети коммерческих банков, в том чис­ле Первого Акционерного Коммерческого банка в Петер­бурге, их функционирование стало фактором развития внутреннего кредита и становления рыночной экономики свободной конкуренции.

Задолго до образования в 1880-х гг. Дворянского и Кре­стьянского поземельных государственных банков (как фи­лиалов Государственного банка России) коммерческие бан­ки накопили опыт работы с ипотеками. В 1860 — начале 1880-х гг. появилось 11 акционерных земельных банков Объем выданных ими ипотечных земельных ссуд за 10 лет с 1867 по 1877 г., вырос более чем в 4 раза — с 99,6 до 415 млн руб.

Как уже отмечалось, при содействии М. X. Рейтерна правительство поощряло учреждение частных банков, с этой целью освободило их от всех налогов, кроме гильдей­ских повинностей.

Стихийный рост банков привел к жесткой конкуренции за клиентов и вкладчиков с обществами взаимного креди­та. Правительственным законом 1872 г, ужесточались усло­вия их учреждения, в том числе определили, что внесен­ный акционерный капитал должен составлять не менее 500 тыс. руб.

После учреждения 49-го банка (1873 г.) численность их долго не возрастала. Крах некоторых из них совпал с зас­тоем в промышленности и торговле, к тому же недостаточ­ный был еще опыт их работы.

Виднейшим реформатором России в конце XIX в. был и Николай Христианович Бунге (1823—1895 гг.) — министр финансов Российской империи с 1881 по 1886 г., председа­тель Комитета министров в 1887—1895 гг.

В 1850 г. он защитил докторскую диссертацию на тему "Теория кредита". Таким образом, будущий министр фи­нансов был одним из крупнейших специалистов страны в области юриспруденции и теории кредита.

В сокровищницу мировой экономической мысли вошли теоретические постулаты Н. X. Буше о механизмах ре­гулирования рыночной экономики: "спросе" и "предложе­нии"; "хозяйственной свободы конкуренции". До переезда в Петербург он зарекомендовал себя с положительной сто­роны на посту Управляющего Киевской конторой Государ­ственного банка России (1862 г.) и ректора Киевского уни­верситета (1871—1875; 1879—1880 гг.).

Став в 1880 г. товарищем (заместителем) министра фи­нансов, он уже в 1881 г. возглавил Министерство финансов. На этом ответственном посту Н. X. Бунге смог реализовать теоретические задумки, изложенные в курсах по статис­тике, основам политической экономии, разработке идей эко­номической политики. Он специально исследовал вопрос о возможности правильного денежного обращения в стране, подорванного чрезмерным выпуском бумажных денег. Изу­чив труды представителя немецкой школы А. Вагнера, Н. X. Бунге развил его идеи применительно к России.

Начать деятельность на посту министра финансов ему пришлось в условиях трудного финансового положения страны. Бюджет 1881 г. был сведен с дефицитом в 50 млн рублей. Сумма государственного долга составила 6 млрд рублей. Средняя цена рубля достигла 65,8 коп. золотом, был неблагоприятным платежный баланс. Положение усугуби­лось неурожаями 1884 и 1885 гг. На заграничных биржах, особенно в Берлине, замечены были спекуляции с российс­кими ценными бумагами и кредитными рублями.

С 1881 г. Н. X. Бунге предпринимает меры на государ­ственном уровне по подготовке крупномасштабной денеж­ной реформы. Необходимость осуществления ряда мер с целью оздоровления финансового положения страны он обо­сновал (1883 г.) в докладах и записках Александру III:

♦ обеспечить правильный рост промышленности в ус­ловиях покровительства (протекционизма) со стороны го­сударства;

♦ укрепить кредитные отношения под руководством правительства, удешевив кредит;

♦ направить кредит в сферы производства, не став­шими особенно привлекательными для частной предпри­имчивости;

♦ преобразовать систему налогов;

♦ добиться превышения доходов над расходами в госу­дарстве, "соблюдая разумную бережливость во всех от­раслях управления".

Достижение бездефицитного бюджета сдерживалось значительными расходами на срочные погашения государ­ственных займов.

Н. X. Бунге понимал, что для проведения денежной ре­формы необходимо увеличение денежных поступлений в казну, в том числе с помощью роста прямых и косвенных налогов. 12 мая 1881 г. были увеличены налоги на сахар и спирт; 19 января 1882 г. повышен гербовый сбор; выросли таможенные пошлины на многие импортные товары; ввели налог на золотопромышленность; 18 мая 1885 г. вырос налог на табак.

Итогом явился рост золотого запаса страны.

Поступления в казну выросли за счет новых выпусков государственных займов. Руководил этими операциями Го­сударственный банк.

В 1880-е гг. Н. X. Бунге организовал выкуп казной част­ных железных дорог, доходы от государственных дорог на­правлялись в казну. Важной была роль министра финансов в создании в 1883—1885 гг. Крестьянского и Дворянского поземельных банков. Являясь государственными банками, они содействовали формированию рынка земли в России.

Через 20 лет после 1861 г. в сельском хозяйстве назре­вал кризис из-за незавершенности выкупных операций для 15% крестьянских семей; недостаточных для эффективно­го хозяйствования размеров надельных участков; череспо­лосицы; ряда неурожайных лет и т. д.

Министерство финансов, стремясь оздоровить положе­ние, предложило снизить выкупные платежи с крестьян; прекратить с 1883 г. состояние "временнообязанных" для определенного числа бывших помещичьих крестьян. Крес­тьянский поземельный банк должен был решить вопрос о кредите для крестьян. Статья 1 "Положение о Крестьянс­ком поземельном банке" от 18 мая 1882 г. гласила, что банк "учреждается для облегчения крестьянам способов к по­купке земли в тех случаях, когда владельцы земель поже­лают продать, а крестьяне приобрести оные".

Государственный Совет в то же время разъяснил сель­скому населению, что не будет "даровой помощи в позе­мельных отношениях". Государство одинаково охраняло интересы как помещиков, так и крестьян, но сельский люд мог "для увеличения своего надела купить тот или иной участок при благоприятном содействии банка".

Однако выдаваемые крестьянам ссуды не были равно­ценны размерам покупаемых земельных участков, поэтому крестьяне проводили доплаты за земли из своих средств.

Устанавливались максимальные размеры ссуд: 125 руб. на душу мужского пола в деревнях с общинным пользова­нием землей; 500 руб. на каждого отдельного домохозяина при подворном владении. Ссуды выдавались с разрешения Совета банка наличными деньгами. Банк эти деньги получал при выпуске процентных государственных свидетельств; объем их ежегодно составлял около 5 млн руб.

В то же время 10 из И частных земельных банков, созданных в 1860—1870-х гг., успешно работали параллель­но с Крестьянским поземельным банком и выдали кресть­янам основную часть денежных ссуд до начала 1890-х гг.

В деятельности Крестьянского банка проявилась еще такая особенность: к 1895 г. вместо ссуд сельским обще­ствам, в которых имелись хозяйства различной экономи­ческой мощи, стали выдаваться кредиты товариществам, состоявшим из зажиточных крестьян, которые были в со­стоянии купить часть земли у дворян. Таким образом, Кре­стьянский поземельный банк не столько помогал кресть­янам купить землю, сколько содействовал дворянам про­дать ее как можно выгоднее. Подобные характеристики под­тверждают противоречивость социально-экономических про­цессов в пореформенной России вплоть до начала 1890-х гг

Но объективно деятельность Министерства финансов в те годы и лично Н. X. Бунге содействовала развитию рын­ка земли и рынка капиталов.

Возрастал спрос на продукты и товары и со стороні., городского населения, трудовой его части. По инициатив! Н. X. Бунге были приняты первые акты фабрично-заводс­кого законодательства. Проходило это в условиях начав­шихся рабочих стачек. Сокращение рабочего дня и увели­чение заработной платы вели к повышению уровня жизни рабочих. Рост их покупательной способности активизиро­вал внутренний рынок.

Дворянский поземельный банк главной целью в своей деятельности ставил поддержание хозяйств помещиков. По Положению, утвержденному 3 июня 1885 г., ссуды выдава­лись на 36 и 48 лет только потомственным дворянам под залог их земельной собственности, т. е. банк был типично ипотечным. Ссуды здесь были дешевле, чем в Крестьянском банке, на 1,75—2,25%.

Значительная часть ссуд пошла сразу на покрытие дол­га, который числился на имениях по залогам в акционер­ных земельных банках, где взимались более высокие про­центы по займам. К тому же многие дворяне так и не на­учились хозяйствовать, их разоряли маклеры и посред­ники.

Иван Алексеевич Вышнеградский (1831—1895 гг.) сме­нил Н. X. Бунге на посту министра финансов в 1886 г., про­работав до этого год управляющим Министерства финан­сов. Ученый и государственный деятель, профессор прак­тической механики, он основал научную школу по констру­ированию машин и теории автоматического регулирования производственными процессами. Деятельность его в этом направлении способствовала завершению промышленной революции и осуществлению индустриализации в России в конце XIX в. Признаны его заслуги и в модернизации круп­ных военных предприятий России.

Самым положительным в деятельности И. А. Вышне - градского на посту министра финансов было: дальнейшее воплощение в жизнь идей Н. X. Бунге по подготовке де­нежной реформы и в достижении бездефицитного бюдже­та; планомерное накопление золотого запаса; продолже­ние политики протекционизма: если при Н. X. Бунге были введены 10% пошлины на иностранные товары — металл и машины, то при И. А. Вышнеградском выросли пошлины на чугун, сталь, а также хлопок; осуществление, как и в пре­жние годы, перехода частных железных дорог под конт­роль государства; продолжение деятельности Крестьянс­кого и Дворянского поземельного банков; изыскивание но­вых налогов, чем в стране активно занимались уже к тому времени 200 лет.

Как ведущий специалист страны в области конструиро­вания машин, министр финансов более других высокопос­тавленных чиновников того времени разбирался в особен­ностях индустриализации в стране, понимал необходимость развития отраслевого машиностроения. Для решения этих задач и распределялись денежные потоки из государствен­ной казны. Пристально следил он и за дальнейшим разви­тием промышленной инфраструктуры, в том числе транс­портной сети. Заметной была роль министерства финансов в прокладке с 1876 по 1890 г. более 10 тыс. верст новых железнодорожных путей.

Тяжелая промышленность страны в конце 80-х — на­чале 90-х гг. XIX в. обслуживала не только железнодо­рожное строительство, но и различные отрасли промыш­ленного производства. В это время усилились вложения в российскую экономику иностранного капитала, который иг­рал немаловажную роль и в развитии кредитной системы России.

Целенаправленное инвестирование иностранных бач ков в российскую промышленность началось с 1886 г. Фирм: Ротшильдов (Париж) приобрела контрольный пакет аь ций Каспийско-Черноморского нефтепромышленного торгового общества. Скупая нефть в Баку — на первых России нефтяных промыслах — Ротшильды организовал переработку нефти и в большом объеме экспортировали из России керосин.

История проникновения иностранных капиталов в Рос­сию началась еще в XVIII в., когда правительство Екате­рины II в 1769 г. впервые организовало иностранный займ. Вначале инициатива находилась в руках голландских бан­кирских фирм типа Rosenthal и др. К середине XIX в. с ними стали конкурировать английские банки.

После отмены крепостного права за границей стали размещаться не только государственные, но и гарантиро­ванные правительством облигационные займы учрежден­ных в России железнодорожных обществ.

Основным рынком реализации российских ценных бу­маг — государственных и частных (под правительственную гарантию) — становится в 1870-е гг. Германия. Размещени­ем их занимался в этой стране "Русский синдикат", состо­явший из ряда банков и банкирских домов Германии. После некоторого охлаждения отношений с Германией во второй половине 1880-х гг. произошел отлив российских ценных бумаг из этой страны, чем и воспользовались французские банки, скупив ценные российские бумаги у германских бан­ков. Такова была предыстория усиления роли французско­го капитала в России.

Общая сумма иностранного капитала в акционерных обществах страны составила в 1890 г. 214,7 млн руб. Вслед за М. X. Рейтерном и Н. X. Бунге регулировал этот процесс в интересах российской экономики И. А. Вышнеградский. Банки России не утеряли независимости и не попали в под­чинение иностранным банкам. Дело в том, что финансовая зависимость появляется не на основе капитальных вло- усений в ту или иную отрасль экономики, как это проис­ходило в России, а в случаях массового финансирования обо­ротов. Эти явления в Российской экономике не наблюда­лись вплоть до 1917 г.

Главным направлением деятельности И. А. Вышнеград - ского оставалась подготовка денежной реформы. В 1890 г. были проведены большие закупки золота за границей. Под золотое обеспечение в 1891—1892 гг. было выпущено кре­дитных билетов на сумму 150 млн руб.

Осуществлению задуманной еще Н. X. Бунге денежной реформы помешало стихийное бедствие: в 1891 г. из-за силь­ной засухи было собрано очень мало хлеба, ряд губерний империи поразил голод. В 1892 г. И. А. Вышнеградский оста­вил пост министра финансов.

Завершить денежную реформу предстояло Сергею Юльевичу Витте (1849—1915 гг.), одному из крупнейших реформаторов дореволюционной России. Пробыв на посту министра финансов с 1892 по 1903 г., он в 1905—1906 гг. возглавил Совет Министров.

Возглавив Министерство финансов в 1892 г., он в тече­ние одиннадцати последующих лет являлся общепризнан­ным реформатором и выдающимся организатором: подъема отечественной экономики; оздоровления ее денежной сис­темы; создания российской школы экономической мысли.

Министерство финансов выполняло в те годы важней­шие функции: министерства экономики; управления тор­говлей и промышленностью; управления железнодорожным строительством; министерства (управления) народного про­свещения; управления коммерческим и аграрным кредитом; ряд лет активно занималось таможенными делами и т. д.

Министерство имело прочные связи с представителя­ми предпринимательских кругов типа Саввы Морозова и А. Путилова, банкира Ротштейна. Управляющим палатой мер и весов министерства был приглашен крупнейший уче­ный Д. Менделеев, а во главе департамента торговли и про­мышленности был поставлен В. Ковалевский. Примеры эти свидетельствуют об умелом привлечении на работу в Ми­нистерство выдающихся профессионалов своего дела.

Объективно вся деятельность С. Ю. Витте была на­правлена на становление рыночной экономики в стране.

С. Ю. Витте являлся создателем определенной эконо­мической системы. Сутью ее было обоснование государ­ственного вмешательства в экономику.

Составляющими экономической системы С. Ю. Витте были: протекционизм по отношению к отечественным про­изводителям, который сдерживал конкуренцию на товар­ном рынке; привлечение иностранных капиталов в виде госзаймов и инвестиций в различные отрасли промышлен­ности; мобилизация капиталов внутри страны за счет: а) налогообложения; б) государственной монополии на про­дажу спиртных напитков.

С. Ю. Витте предполагал, что с помощью таких меха­низмов, несмотря на их видимое расхождение с постулата­ми рыночной экономики, российская промышленность че­рез десять лет достигнет западноевропейского уровня, а ее товары будут успешно конкурировать на рынках Востока с товарами развитых стран.

Но история на отпустила России десять лет — впереди была Первая мировая война и последовавшая за ней рево­люция, поэтому трудно судить об окончательных позитив­ных результатах этой политики в создании рыночной эко­номики. Основы экономических и социополитических воз­зрений С. Ю. Витте были изложены в опубликованных до прихода в Министерство финансов работах: "Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов" (Киев, 1883 г.) и "Национальная экономия и Фридрих Лист" (1889 г.). Интереснейшими его работами являются "Конс­пект лекций о народном и государственном хозяйстве" и поданная в 1902 г. Николаю II "Записка по крестьянскому делу", в которой предвосхищаются идеи Столыпинской аг­рарной реформы.

С. Ю. Витте много писал о государственном хозяйстве. Любопытны его рассуждения о частном хозяйстве и от­личии его от государственного. Если частное хозяйство получает доход путем хозяйственной деятельности и ис­пользования капитала, то основной статьей государствен­ного хозяйства является налогообложение.

Структуру госрасходов он определял следующим обра­зом:

1) огромные расходы на армию и флот;

2) финансирование полиции и юстиции;

3) на народное просвещение, народное здравоохране­ние и общественное призрение, т. е. на социальные нужды;

4) на содействие сельскому хозяйству;

5) развитие промышленности;

6) активизацию торговли;

7) развитие путей и средств сообщения;

8) на оплату процентов и погашение государственных долгов.

Практическая деятельность С. Ю. Витте была направ­лена на поддержку крупной и средней промышленно-торго - вой буржуазии, предпринимателей. Россия в его лице была готова распрощаться с первоочередной заботой о благопо­лучии дворянства как основы государства.

Вершиной реформаторской деятельности С. Ю. Витте было завершение денежной реформы в 1895—1897 гг., под­готовка которой проводилась еще Рейтерном — Бунге — Вышнеградским. В итоге был накоплен опыт стабилизации российского рубля, имеющий значение и в настоящее вре­меня. Накануне перехода к завершающему этапу реформы был проведен:

♦ анализ ведущих, для того времени, мировых тен­денций в стабилизации национальных валют;

♦ выбран временной период с благоприятной социаль­но-экономической ситуацией в стране для ее проведе­ния;

♦ привлечены к этой работе ведущие ученые и прак­тики России.

Последние 25—30 лет XIX в. характеризовались бур­ным развитием мировой экономики, с рядом малых цикли­ческих кризисов, характерных для нового этапа формиро­вания мирового хозяйства — переходом к рыночной эконо­мике монополистической конкуренции. В связи с огромным ростом товарного обращения большинство стран, особенно ведущих, перешло к золотовалютной системе. Золотой мо­нометаллизм облегчал развитие денежно-кредитных отно­шений. Поэтому Россия, если она планировала интегриро­ваться в мировую экономику, тоже должна была перейти в денежном обращении к золотому монометаллизму. Кру­шение этой системы в 1914—1918 гг. произошло в мировом масштабе, в том числе в России.

Обстановка в стране благоприятствовала завершению реформы. Экономика страны находилась на подъеме: боль­шие успехи наблюдались в развитии промышленности и в железнодорожном строительстве; усилилась капитализация сельского хозяйства; торговый баланс имел положитель­ное сальдо.

Золотой запас вырос до 645,7 млн руб. Для окончатель­ного формирования национального народнохозяйственного комплекса нужно было укрепить денежную систему, пре­вратив ее в каркас единого национального рынка.

Еще за два года до завершающего этапа реформы пра­вительством были предприняты усилия для ослабления ва­лютной интервенции, сокращения объема спекулятивных сделок, в том числе за пределами страны. 13 июня 1893 г. банкам было запрещено любое содействие игре на курсе рубля. Была введена "статистическая" пошлина (1 коп. на 100 руб.) на ввоз и вывоз кредитных билетов. За их тайный ввоз и вывоз накладывался штраф в 25% с контрабандной суммы. Особенно в больших объемах спекуляции с россий­скими рублями проходили на Берлинской бирже. Там в 1894 г. проведена была массовая (на 30 млн руб.) скупка кредитных билетов по низкому курсу. При расчетах же их пришлось погашать по более высокому курсу, что было выгодно России.

К числу подготовительных мер можно отнести и зак­лючение таможенного договора с Германией. В ответ на высокие пошлины на русский хлебный экспорт С. Ю. Витте провел через Государственный совет закон, в соответствии с которым тарифные ставки были признаны минимальными лишь для тех стран, которые придерживались режима наи­большего благоприятствования в отношениях с Россией. Германия такого режима не придерживалась, и ее экспорт в России облагался пошлиной по повышенной ставке. Гер­мания была вынуждена пойти на уступки. В 1884 г. был зак­лючен новый торговый договор, т. е. Россия выиграла тамо­женную "войну" и укрепила курс рубля.

В феврале 1895 г. предложения по реформе денежной системы, сделанные С. Ю. Витте, были в принципе одобре­ны Комитетом финансов и Государственным советом. По­становление Госсовета было в мае того же года утвержде­но царем и приобрело силу закона. Однако по ряду причин (неведение населения о планах правительства в области валютной политики, ограничения в пользовании золотой валютой, неудобство пользования новым курсом — 1 золо­той рубль равнялся 1 рублю 48 копейкам кредитными руб­лями) операции с золотой валютой шли крайне медленно.

В марте 1896 г. Витте предложил окончательный про­ект денежной реформы для рассмотрения в финансовом ко­митете и Государственном совете. Новая денежная систе­ма, построенная на принципе золотого монометаллизма, включала следующие элементы: десятирублевая золотая монета новой чеканки становилась основной монетой России и законным средством платежа. Золотые монеты чеканки по ранее принятому закону 1885 г. были обязательны к при­ему по всем платежам до изъятия их из обращения в соот­ношении 1 руб. = 1 руб. 50 коп. в золотой монете новой чеканки; платежная сила серебра ограничивалась 50 руб­лями; государственные кредитные билеты оставались за­конным средством платежа и включались в пассив банка. Их обмен на золото осуществлялся по курсу 1 руб. 50 коп. кре­дитных билетов на 1 руб. золотом, или 66 2/3 копейки золо­том за кредитный рубль, что соответствовало среднему курсу рубля и соотношению расчетного баланса, сложив­шегося в период накануне 1895 г.; эмиссия кредитных биле­тов осуществлялась Государственным банком только для коммерческих операций банка. До суммы в 1 млрд руб. кре­дитные билеты обеспечивались золотом на 50%; свыше 1 млрд руб. — полностью; все обязательства по правитель­ственным и частным займам, заключенные в металлических рублях до 1896 г. оставались неизменными, т. е. подлежали оплате новыми рублями в полуторном размере.

Первый закон "О чеканке и выпуске в обращение золо­тых монет" был подписан Николаем II 3 января 1897 г. Были выпущены 10-рублевые золотые монеты —- импери­алы, равнявшиеся 15 рублям кредитными билетами, и 5-рублевые — полуимпериалы, равнявшиеся 7,5 рубля кре­дитными билетами. Следующим актом стал указ от 29 ав­густа 1897 г. об основах эмиссии кредитных билетов. По срав­нению с ранее планировавшейся суммой выпуска кредит­ных билетов, обеспеченных золотом на 50% в размере 1 млрд руб., она была уменьшена до 600 млн руб. Наконец, 27 августа 1898 г. был подписан "Указ об основах обращения серебряной монеты" (до 15% в обращении). Ей была отве­дена роль вспомогательных денег, что явилось и опреде­ленной уступкой сторонникам биметаллизма. Таким обра­зом, завершением денежных реформ можно считать нача­ло 1899 г.

Денежная реформа сыграла огромную роль в экономи­ческом росте России, ускорила развитие национальных про­изводительных сил. В результате подготовительных мер она проводилась по фактически сложившемуся до ее нача­ла на рынке соотношению между казначейскими билетами и их золотым содержанием. Поэтому она была осуществле - иа без замены денежных знаков, без пересчета цен и обяза­тельств. Происходивший при этом процесс перераспреде­ления доходов между различными социальными группами населения был не одномоментным, а длительным. Подобный механизм осуществления денежной реформы получил вы­сокую оценку в России и за рубежом.

Важным условием успеха реформы явилось привлече­ние к работе над ней ведущих ученых и государственных деятелей страны, в том числе профессора Киевского уни­верситета П. Цитовича, профессора Петербургского уни­верситета И. Кауфмана, доктора уголовного права Н. Не­клюдова, автора трудов по гражданскому праву А. Борови­ковского. С проектом денежной реформы выступали работ­ники Министерства финансов, очень опытные специалисты А. Гурьев и В. Касперов. Принцип золотого монометаллиз­ма в журнале "Вестник финансов" официально пропаган­дировал профессор Юрьевского университета А. Микла­шевский. Запросы в правительство по поводу реформы де­лались не только учеными, но и банкирами, представите­лями торговли и промышленности, некоторые из них на­правляли соответствующие докладные в правительствен­ные структуры.

Важным является вопрос о степени привлечения в стра­ну иностранного капитала и росте долговых обязательств России перед ее кредиторами после окончания реформы. Здесь надо различать два момента. С одной стороны, учи­тывать прямое воздействие денежной реформы на подъем российской экономики и, с другой — колоссальный прирост внешнего долга, направленного на погашение последствий русско-японской войны и первой русской революции. Кста­ти, как показали исследования, все неудачи денежных ре­форм в России в XIX в. были обусловлены войнами: Отече­ственной войной 1812 г., Крымской кампанией, войной с Тур­цией (1877—1878 гг.). Однако в период нахождения у власти С. Ю. Витте Россия хотя и увеличила свой долг, но умень­шила стоимость заимствования.

Успех денежной реформы 1880—1890-х гг. во многом связан с политикой финансовой стабилизации в стране, ко­торую проводили Рейтерн — Бунге — Вышнеградский — Витте. С. Ю. Витте выступил против примитивной трактов­ки экономии бюджетных расходов как панацеи от всех бед. Бюрократической бережливости он противопоставил финан­совую политику, направленную на всемерное "содействие экономическим успехам и развитию производительных сил страны".

Завершение денежной реформы в России в 1895— 1898 гг. происходило на фоне острой полемики между ее сторонниками и противниками, между теми, кто думал об обновлении страны и ее росте, и теми консервативными силами, которые хотели сохранить сложившуюся систему. За денежную реформу выступали представители промыш­ленности и торговли, идеологи рыночной экономики. Это было связано с тем, что вводимые меры по стабилизации рубля и система покрытия банкнот совпадали с заверше­нием формирования российского национального рынка и са­моутверждением финансового капитала. Начался процесс сращивания промышленного и банковского капиталов, что сближало интересы промышленников и банкиров.

Против денежной реформы выступало дворянство, так как ее осуществление лишило это сословие дешевых де­нег, которыми оно привыкло расплачиваться со своими ра­ботниками, получая прибыли за продажу своего хлеба за границей европейским золотом. Этим и объясняется сопро­тивление реформе со стороны Государственного совета, которое С. Ю. Витте преодолел с помощью Николая II.

Осуществив к концу XIX столетия денежную реформу и превратив рубль в конвертируемый, Россия встала в один ряд с великими европейскими державами. Опыт проведе­ния денежной реформы в России был учтен во Франции в 1926—1928 гг.

Недостатки реформы проявились в сохранении 15% се­ребряных денег, что затрудняло проведение денежных опе­раций; некотором принижении роли кредитных билетов; созданием, по мнению ряда общественных деятелей, в стра­не того времени излишне благоприятных условий для ино­странной валюты путем привлечения инвестиций через вы­сокий ссудный процент.

Успехи в осуществлении денежной реформы содейство­вали формированию в стране рыночной инфраструктуры.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

Новая экономическая политика. Экономические дискуссии 1920-х гг

Весной 1921 г. партийно-правительственное руководство РСФСР наметило долговременную программу действий с целью выхода из жестокого социально-экономического кри­зиса. С созданием СССР в конце 1922 г. программа эта авто­матически продолжала действовать в …

Экономические реформы Нэпа

Реформирование экономики в стране началось с введе­нием уже весной 1921 г. вместо продразверстки продоволь­ственного налога. Отличительными его чертами были: прод­налог взимался в размере на 30—50% меньше, чем про­дразверстка, при этом …

Социалистическая индустриализация и коллективизация крестьянских хозяйств в 1930-е гг

Советская экономика в 1921—1928 гг. развивалась про­тиворечиво, но основная задача нэпа была выполнена: про­мышленное и сельскохозяйственное производство было в основном восстановлено до уровня 1913 г. Кризис хлебопоставок 1925/26 и 1927/28 …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.