ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

Развитие ведущих стран мира с рыночной экономикой

Для США Вторая мировая война явилась своеобразным трамплином для экономического усиления. Вдвое вырослс с 1939 по 1944 г. промышленное производство. Об измене­ниях в экономике свидетельствовал рост производственных мощностей в цветной металлургии и металлообрабатываю­щей промышленности. Создание крупной военной промыш­ленности потребовало увеличить производство алюминия в 6 раз, выпуск самолетов вырос в 16 раз. Синтетического каучука, используемого в автомобильной промышленное ти, стали производить больше в 400 раз! Все это сопро вождалось дальнейшей концентрацией производства и цен­трализацией капитала. Усилились позиции крупных производителей. Экономический цикл продлился без спада производства 11 лет, с 1937 по 1948 г., что свидетельство­вало об устойчивости всех составляющих национального народнохозяйственного комплекса.

За этот период доля США в мировом производстве ин­дустриально развитых стран капиталистического мира вы­росла с 35 до 56%, а в экспорте товаров — с 14 до 33%. Бреттон-Вудская международная валютно-финансовая кон­ференция, происходившая в конце войны в Англии, закре­пила доллар как главную валюту международных плате­жей и расчетов. Он получил привилегированное положение• резервной валюты. Умело организованное денежное хозяй­ство сохранило на долгие годы искусственно завышенный курс доллара и способствовало вывозу капитала из США.

Особенностью реконверсии, т. е. перевода на мирные рельсы хозяйства США, является продажа в первые послевоенные годы крупным национальным корпорациям 2800 заводов, построенных государством в военную пору. Причем проданы они были за 60% их номинальной стоимо­сти, что обогатило и укрепило частнособственнический сектор экономики США.

Правительство страны после войны выступило с идеей оказания экономической помощи государствам Европы в пос­левоенном подъеме их экономики. План госсекретаря США Маршалла, реализованный в 1948—1952 гг., смягчил спад производства в 1948 г.: наметившиеся признаки пере­производства были нейтрализованы расширением внешне­го рынка для американских товаров и капитала. Их было вывезено на сумму в 17 млрд долларов, что, во-первых, привело к усилению влияния США в Европе, во-вторых, способствовало восстановлению народнохозяйственного по­тенциала Германии, в-третьих, подготовило объединение Европы под эгидой НАТО.

Война в Корее в 1950—1953 гг. тоже способствовала некоторому подъему промышленности. Все вместе взятое, объясняет "технологический отрыв" США от стран За­падной Европы и Японии, проявившийся к 1960 г. Здесь на

10 лет раньше стало активно развиваться производство электроники, пластмасс, синтетических материалов.

Итак, два фактора: статус доллара как главной резерв­ной валюты и "технологический отрыв" были использованы для внешнеэкономической экспансии США. Страна стала родиной крупнейших в мире транснациональных корпора­ций (ТНК). Важнейшей их задачей было обеспечение на­циональной промышленности дешевым импортным сырьем. Это достигалось инвестициями в добывающую промышлен­ность развивающихся стран. Наибольшие дивиденды были получены от стран Латинской Америки и Ближнего Восто­ка. Транснациональными стали и ведущие банковские мо­нополии США.

В это время закончилось послевоенное восстановление хозяйства в странах Западной Европы и Японии. Они эконо­мически стали опережать США. Сузилось поле внешнетор­говой деятельности США, доля экспорта товаров упала і 33% в 1947 г. до 15,5%о в 1970 г. Правительство Дж. Кенне­ди, а затем Л. Джонсона гибко прореагировало на эти из­менения. США за основу своей финансово-экономической по литики приняли увеличение государственной задолженно­сти, как средства поддержания на высоком уровне про­мышленного и сельскохозяйственного производства. Замет­но нуждалось в государственной поддержке фермерство. Индустриализация сельского хозяйства вела к разорению мелких фермеров. Сельское население в 1955 г. составило 11,6% вместо 23%) в 1940 г. В 1970 г. фермеры составляли 4,8% всего населения, однако продовольствием и сельско­хозяйственным сырьем внутренний рынок обеспечивался бесперебойно.

Таким образом, развитие экономики США и ряда дру­гих стран во второй половине XX в. свидетельствует об интеграции и интернационализации международного капи­тала. Это ускорило процесс формирования мирового хо­зяйства и мирового рынка.

Конец XX в. характеризуется усилением экономичес­кого соперничества США и Японии. Экономика Японии не­просто развивалась последние 50 лет XX столетия, в том числе из-за последствий Второй мировой войны. Конец 30-х — начало 40-х гг. XX в. были временем крупных воен­ных успехов Японии. Используя мощь милитаризованного государства, она захватила Филиппины, Бирму, Индоне­зию, Вьетнам. Но природные ресурсы оккупированных стран эффективно не использовались из-за слабости морского транспорта. Таким образом, накопленный потенциал был недостаточен для длительных военных действий. После во­енного поражения в 1945 г. в экономике наступил полный хаос. Выпуск промышленной продукции сократился почти на 30%.

Планы США использовать гоминьдановский Китай для укрепления своих экономических позиций в Азии провали­лись, это заставило США обратить внимание на Японию. Именно благодаря экономической помощи США Япония пре­вратилась в "мастерскую Азии". Эмиссары американского монополистического капитала Дж. Доджи и К. Шоуп раз­работали в 1949 г. программу подъема хозяйства Япо­нии. В стране прекращалось безвозмездное субсидирова­ние убыточных предприятий, установился твердый курс иены. Япония стала "экономическим" тылом США для войны в Корее. Уже к 1951 г. закончилось восстановление про­мышленности Японии. Одновременно была проведена давно назревшая земельная реформа. Только теперь в этой стра­не перестал существовать класс помещиков, государство выкупило у них земли для продажи ее крестьянам-аренда­торам. Благодаря развитию частных крестьянских хо­зяйств выросла емкость внутреннего рынка. Оживлению рыночной экономики содействовала и ликвидация в народ­ном хозяйстве семейных фирм-дзайбацу, это привело к росту конкуренции на внутреннем рынке. Однако черты дзай - бацу сохранились в структуре и формах деятельности боль­ших финансовых групп.

Важной реформой стало принятие "Кодекса о труде", на основе которого школьное образование приспосаблива­лось к запросам рынка. К стабилизации хозяйства вело и прекращение выплаты репараций после соответствующих решений Сан-Францисского договора (1951 г.).

За 1952—1970 гг. Япония превратилась в главного эко­номического соперника развитых капиталистических стран. Темпы роста промышленного производства дали основание специалистам говорить об "экономическом чуде" в этой стра­не. Если в Англии наблюдался прирост производства до 3% в год, в США — 4%, в ФРГ и Италии — 7%, то в Японии он составил 15—17%. Государство вышло на первое место в мире по приросту ВНП (валовый национальный продукт) и на второе — по объему промышленной продукции и нацио­нального дохода. Одной из причин хозяйственного подъема Японии была очень низкая зарплата рабочих: их труд оп­лачивался в семь раз дешевле, чем американских рабочих. Рост национального продукта к 1970 г. в 1,8 раза опережал рост средней зарплаты (в США в 1,4 раза). Это вело к высо­ким темпам накопления капитала. По размерам ежегодных вложений в экономику Япония в 1950—1970 годах в четыре раза опережала США.

Укрепление экономики объяснялось и невысокими во­енными расходами, сильно урезанными международными договорами в конце Второй мировой войны. Весьма целе­направленным в стране было массовое использование им­портных патентов и лицензий. Это повышало производи­тельность труда, так как экономились огромные ресурсы за счет использования достижения мировой НТР. Кроме им­порта ноу-хау, впечатляющим было перемещение трудо­вых ресурсов из отраслей с низкой производительностью труда (из сельского и лесного хозяйства, горнорудной про­мышленности) в высокопроизводительные отрасли обра­батывающей промышленности, строительство.

В деятельности японской промышленности сохраняют­ся явления патернализма: пожизненного прикрепления ра­ботника к предприятию; особо доверительных отношений между предпринимателями и работниками.

Закончившаяся в 60-х гг. XX в. структурная перестройка национального хозяйства в совокупности с применением достижений НТР привела к значительному расширению ос­новного капитала. Снизилась доля текстильной и пище­вой промышленности в национальном народнохозяйствен­ном комплексе. Но особенностью Японии было не вымыва­ние мелкого и среднего предпринимательства, как в других странах, а подчинение его монополистическому капиталу через систему субподрядов. Вокруг крупных заводов сохра­нялись ремесленные и надомные мастерские.

Сложилась модель внешнеторговых операций: экспор­тировали готовую продукцию тяжелой промышленности, импортировали нефть, минералы. В начале 80-х гг. Япо­ния заняла третье место после США и ФРГ по мировому экспорту. Даже в США ежегодно поступало 2 млн японс­ких автомобилей. Все шире в 1980—1990-е гг. идет рост наукоемких отраслей — производство ЭВМ, тонких хи­мических соединений, станков с программным оборудова­нием. В 80-х гг. проявилась тенденция перемещения ре - сурсопотребляющих отраслей за рубеж, в развивающие­ся страны. Это можно определить как "экологический нео­колониализм".

Однако к концу 1980-х гг. темпы развития экономики страны снизились. Усилились экономические противоречия не только между Японией и США, на мировом рынке сбы­та товаров их стали теснить Южная Корея, Сингапур, Ма­лайзия, Таиланд, Филиппины. Эти "тигры" Юго-Восточной Азии, благодаря использованию дешевой рабочей силы и другим факторам, составляют серьезную конкуренцию Япо­нии и США.

В конце XX в. в странах азиатского региона наблюда­лись потрясения в финансовой сфере, повлиявшие на тем­пы экономического роста.

Тяжелыми были экономические последствия Второй мировой войны для Германии: страна потеряла убитыми 7 млн человек, произошло разделение ее на Западную Гер­манию (ФРГ) и Восточную (ГДР).

Западная Германия приняла в соответствии с планом Маршалла экономическую помощь США. Из 4 млрд долла­ров, направленных из США в Западную Европу для восста­новления национальных экономик, ФРГ получила 1,4 млрл Это привело к тому, что уже к 1950 г. объем промышлен­ности в этой стране достиг уровня 1936 г.

Так называемое "экономическое чудо", характеризую­щее состояние экономики Западной Германии в 50-е гг. объясняется следующими факторами: большую роль сыг­рала помощь США и Англии; достаточно мощный эконо­мический потенциал ФРГ унаследовала от фашистской Германии; через несколько лет после войны западные стра­ны "простили" Германию за развязывание войны, и она постепенно прекратила выплату репараций; после 1945 г. в ФРГ отсутствовали значительные военные расходы; вос­становление промышленности происходило на новой тех­нической основе; произошла структурная перестройка в промышленности, основные капвложения направлялись в автомобилестроение, создание средств автоматики, неф­техимию; значительную роль в хозяйственных успехах сыграла разработка Л. Эрхардом концепции развития страны с учетом новейших достижений экономической и технической мысли.

В итоге уже в 1959 г. ФРГ вышла на второе место в мире после США по объему промышленного производства. Страна активно участвует в ЕЭС, в Европейском объедине­нии угля и стали. Внутри государства усилился процесс кон­центрации производства и централизации капитала.

Франция добилась определенных успехов в экономике на базе экономической политики голлизма. На рубеже 50— 60-х гг. XX в. эта политика получила название "индустри­альный императив". С центром в Тулузе развивалась аэро­космическая промышленность, в Гренобле — ядерная. С 1957 г. страна вступила в ЕЭС. Одновременно здесь созда­ются фирмы-гиганты европейского типа, коалиции финан­совых групп.

Проведением в жизнь политики "промышленной пере­ориентации" характеризуются для этой страны 70-е гг. Про­исходит интернационализация хозяйственных связей в ЕЭС. Государственные структуры активно поддерживают наи­более конкурентоспособные экспортные отрасли: авиара­кетную, химическую, производство сельхозпродукции, фирму "Пежо-Ситроен". Возникла франко-американская международная компания по производству ЭВМ для За­падной Европы. Реализуются проекты международного зна­чения по производству самолетов "Аэробус" и "Конкорд". Все это свидетельствует о том, что по уровню экономи­ческого развития Франция остается одной из сильнейших стран мира.

Сложнее проходили процессы в экономике Англии, особенно после крушения колониализма в 60-е гг. XX в.

По мнению экспертов, на экономике Англии отрица­тельно сказалось вступление в ЕЭС в 1973 г. Разоряются мелкие и средние предприятия. Много денежных средств уходит на ежегодные взносы в ЕЭС. Однако накопленный в течение веков промышленный потенциал, активные миро­хозяйственные связи помогали Англии вплоть до конца XX в. занимать достойное место среди наиболее развитых стран мира.

Экономика Италии 1950—1960-х гг. характеризуется укреплением позиций частномонополистических объедине­ний. Затем усиливается роль государственного и иностран­ного капитала. С начала 80-х годов XX в. здесь реализуют­ся двадцать три крупных программы, в том числе по стро­ительству дорог, подъему экономики юга страны. Италия в конце XX в. развивается достаточно динамично.

Особое место в экономической истории ведущих миро­вых держав занимает период между окончанием Второй мировой войны и началом валютно-сырьевого кризиса в се­редине 1970-х гг.

Еще в прежние века проявлялись черты многоуклад­ное™ в экономике разных стран (пережитки родового строя, рабовладельческий уклад, тенденции к развитию феодализ­ма). В XX в. этот феномен получил название "смешанная экономика". Если в широком смысле это понятие приме­нимо к экономической характеристике разных стран в те­чение их многовекового развития, то в узком смысле егс можно применить к периоду осуществления в странах За­падной цивилизации трех моделей экономического разви­тия после Второй мировой войны.

На их основе проходила модернизация социально-эко­номических систем крупнейших стран мира (1945 г. — сер. 1970-х гг.).

Своеобразие развития стран с рыночной экономикой в период после Второй мировой войны проявилось в проведе­нии там структурных реформ. Они заключались в при­влечении внимания государства к социальной сфере. Пер­вопричинами этого были следующие события:

1) после 1945 г. большинство стран Европы испытыва­ло трудности восстановительного периода;

2) значительно ухудшилось положение масс населения;

3) в общественной жизни стран возросла роль профсо­юзов, левых партий и движений;

4) немаловажное значение имело усиление роли СССР на мировой арене в ходе войны, формирование мировой социалистической системы после войны;

5) определенную роль сыграло участие народных масс в антифашистской борьбе в 1939—1945 гг.;

6) заметное влияние на формирование моделей "сме­шанной экономики" оказали идеи Джона Кейнса, высказан­ные им в 1936 г. в книге "Общая теория занятости, процен­та и денег", в ней он ратовал за активное государственное вмешательство в экономику и усиление внимания к соци­альным нуждам трудящихся. Д. Кейнс считал, что в усло­виях полной занятости в той или иной стране будут невоз­можны социальные взрывы;

7) разрабатывая концепцию перехода к "смешанной эко­номике", правительства и "мозговой центр" ведущих капи­талистических стран учитывали опыт деятельности ад­министрации Ф. Д. Рузвельта по реализации "Нового кур­са", который в США проводился с 1933 г.;

8) результаты централизованного руководства нацио­нальной экономикой в 1939—1945 гг. во всех странах анти­гитлеровской коалиции.

Программа перехода к "смешанной экономике" вклю­чала в себя: национализацию ряда основных промышлен­ных отраслей; внедрение элементов планирования в управ­ление экономикой; принятие социально ориентированных законов.

Франция, Великобритания, в определенной степени Италия и Япония, отказались после окончания Второй мировой войны проводить в национальной экономике идеи либерального капитализма XIX в., как это произошло пос­ле 1918 г. В этих странах сформировалась концепция соче­тания рыночной экономики с политикой государственно­го управления и ориентацией на решение социальных воп­росов. Модель эта получила название неоэтатистского варианта "смешанной экономики" ("этат" в переводе с французского — государство).

Основное внимание во Франции при этом обращалось на национализацию отдельных отраслей экономики. Еще накануне Второй мировой войны правительством Народно­го фронта начали создаваться компании со смешанным ка­питалом и накапливался опыт национализации частных пред­приятий.

После войны лидер коммунистов Морис Торез вошел в правительство де Голля как "министр без портфеля", сыг­рав некоторую роль в формировании национальной эконо­мической политики. Под контроль государства во Франции перешли энергоресурсы (электричество, газ и уголь); сфе - pa страхования (32 компании); сфера финансов в лице че­тырех крупных депозитных банков; фирмы "Рено" и "Эйр Франс". Но, несмотря на национализацию, компании со­хранили свой директорат, т. е. автономное управление.

Государственное планирование проявилось в разработке "Генеральным комиссариатом планирования" первого че­тырехлетнего плана развития экономики Франции с 1946 по 1950 г. Этот план был продлен до 1952 г., что совпало с окончанием срока действия плана Маршалла. Основное вни­мание было обращено на подъем базовых отраслей: уголь­ной, сталелитейной, цементной, а также энергетики и транс­порта: на предприятиях создавались новые рабочие места, расширялось производство.

При подготовке плана были учтены идеи выходца из России, будущего Нобелевского лауреата, экономиста В. Леонтьева: использовались его таблицы "затраты — выход".

Концепция следующего плана, на 1954—1957 гг., не от­личалась от предыдущего. Новым в работе стало создание с 1955 г. региональных программ развития экономики. К не­достаткам французской системы планирования можно от­нести: рост военного бюджета из-за войны в Алжире; не­эффективность политики в области цен и доходов; недоста­точное внимание к развитию сектора потребительских благ. Появление галопирующей инфляции привело к росту со­циальной напряженности в стране, под сомнение была по­ставлена проделанная работа в области планирования и на­ционализации предприятий.

Таким образом, во Франции широко использовались идеи индикативного, или необязательного, государствен­ного планирования. Экономическая политика на основе его применения получила название "дирижизм". При этом ис­пользовались административные методы контроля за цена­ми, кредитной политикой и т. д. Государство активно зани­малось предпринимательской деятельностью. К концу 1960-х — началу 1970-х гг. стало ясно, что государствен­ные структуры в стране не могут успешно регулировать цены и сдерживать инфляцию. Во второй половине 70-х годов началась переориентация в промышленной политике с целью усиления частного сектора. В мире стали нарас­тать процессы международной экономической интеграции.

Более целенаправленно идеи Дж. Кейнса осуществля­лись в Великобритании. Государственные структуры ус­тановили прогрессивную шкалу налогообложения, создали сеть социальных служб в сфере здравоохранения и образо­вания. Контролировались экологическая и демографическая ситуации в стране.

Лейбористы, находясь у власти в 1946—1951 гг., выс­тупили за национализацию основных отраслей в промыш­ленности. В итоге под контроль государства перешло, как и во Франции, 20% национальных богатств: Английский банк, авиакомпании, автомобильные дороги, т. е. объекты произ­водственной и рыночной инфраструктуры. Государство вы­ступило в роли совладельца частных предприятий типа "Роллс-Ройс", национализировало угольную и сталелитей­ную промышленность. Но, как и во Франции, правитель­ство Британии не получило в свои руки мощный инстру­мент экономической политики — систему управления на­ционализированным сектором, так как дирекция каждого предприятия оставалась независимой в своих действиях.

Пришедшее в 1951 г. к власти правительство консерва­торов заблокировало нововведения в области экономики — были денационализированы транспорт и сталелитейная про­мышленность. В Британии так и не приступили к планиро­ванию национальной экономики. Лишь в 1965 г. были приня­ты "Закон о науке и технологии" и "Об индустриальном развитии" (1968 г.).

Элементы неоэтатистской модели в Италии были за­ложены еще во времена Муссолини, когда был создан "Ин­ститут промышленной реконструкции". Он установил конт­роль над 120 предприятиями. После войны этот институт превратился в эффективно действующий государственный холдинг, проводивший политику быстрого промышленного роста. Под его контролем в 1960 г. находились уже 200 пред­приятий. Проведена была земельная реформа, основное вни­мание обращалось на экономический подъем юга страны.

Японская модель неоэтатистского варианта исключала организацию национализированного сектора, но при этом не отрицалась роль государства в планировании экономики. В 1950-е гг. было реализовано семь планов подъема ключе­вых отраслей: сталелитейной, химической, судостроитель­ной, цветной металлургии. Национализация отраслей не проводилась.

Вариант централизованного согласия как модели "смешанной экономики" выбрали после Второй мировой вой­ны Швеция, Австрия, Нидерланды и Бельгия. В основе его находился принцип согласия представителей раз­личных социальных слоев и властных структур. Кли­мат социального мира в Швеции создавался пребыванием у власти с 1930 по 1976 г. социал-демократов. В 1955 г. здесь был образован социальный резервный фонд для частных инвестиций. Соглашение между профсоюзами и нанимате­лями основывалось на общих трудовых конвенциях и гар­моничном функционировании системы социального плани­рования. Было принято социальное законодательство с включением в него обширного круга вопросов. Действовали системы прогрессивного налогообложения, социального обеспечения, образования и переподготовки кадров.

Фонд труда (с 1945 г.) и Социально-экономический Со­вет (с 1950 г.) действовали в Голландии. Они вырабатывали общие соглашения по зарплате. Похожие меры на государ­ственном уровне осуществлялись в Бельгии и Австрии. Все эти страны в послевоенные годы достигли высокого уровня жизни населения.

Своеобразным было осуществление неолиберального варианта в США и ФРГ. Еще "новый курс "Ф. Д. Рузвель­та определил путь США к "смешанной экономике". Но пос­ле войны правительства американских штатов выразили не­довольство усилением федеральной власти. И все же в 1946 г. был принят "Закон о занятости", который проводил­ся в жизнь на всей территории США. Закон Тафта—Харт­ли (1947 г.) препятствовал укреплению позиций профсою­зов в стране. К наиболее эффективной системе в экономике по-прежнему относили механизмы рынка. При Трумэне, а затем при Эйзенхауэре, в условиях "холодной" войны, вы­росли налоги с населения и сократились общественные рас­ходы. И лишь при Дж. Кеннеди, с 1961 г., начала прово­диться политика "Новой экономики", основанная на идеях Д. Кейнса, взглядах В. Леонтьева и К. Гелбрейта по вопро­су планирования трудовых ресурсов. Была принята "Феде­ральная программа развития регионов", усилился контроль государства над сельским хозяйством и добывающей про­мышленностью. Таким образом, в 1960-е гг. в США перешли от неолиберальной модели к неоэтатистскому варианту "сме­шанной экономики". Усилилось проникновение американс­кой экономики на европейский континент.

Воплощение в ФРГ неолиберальной модели развития можно объяснить реакцией на диктат государства в эконо­мике фашистской Германии. Но если ряд видных экономи­стов страны выступали за свободную игру рыночных сил, то Людвиг Эрхард — за идеи социально-рыночной эконо­мики. Он как министр экономики руководил денационали­зацией. "Ферайн Стальваркс", обеспечивающий 40% про­изводства стали в ФРГ, разделился на 13 металлургичес­ких и 9 горнопромышленных компаний. Крупные банки трансформировались в сеть мелких.

Демократизация в сфере экономики проявилась в рас­ширении участия работников в управлении предприя­тиями.

Внутри страны нарастали противоречия в осуществле­нии неолиберального варианта развития. В 1960-е гг. Феде­ральное правительство контролировало почти 40% всей добычи каменного угля и руды, 62% производства электро­энергии, 72% — алюминия. К процессу планирования при­соединились химическая и электронная промышленность. В эти годы канцлером в ФРГ становится JI. Эрхард. Страна отходит от неолиберальной ориентации, это содействует сближению ФРГ с другими государствами Западной циви­лизации.

Таким образом, переход ведущих стран Запада в конце 1950-х — начале 1960-х гг. к неоэтатистскому варианту раз­вития экономики, превратил их в регуляторы эффективно­го спроса на изделия и продукты промышленности и сельс­кого хозяйства. Некоторое время успешно решались зада­чи полного использования производственных мощностей и обеспечения занятости населения на фоне развития НТР, которая влияла на изменение отраслевой структуры про­изводства и социальной структуры населения.

Кризис политики "смешанной экономики" разразился в середине 1970-х гг. К внутренним противоречиям относи­лось появление крупных монополий и олигополий на базе дальнейшей концентрации производства. Это вело к фор­мированию крупномасштабной экономики в странах Запад­ной цивилизации. Крупные компании занимались самофи­нансированием, создавали свои мини-рынки капиталов. В итоге потребитель из "короля рынка" превращался в зави­симого от рекламы покупателя. С помощью маркетинга возросло управление спросом на продукты и товары.

Выросла роль инженерно-технических работников (ИТР^ на производстве, многие из них стали руководителями на крупных предприятиях. На общественное мнение оказыва­лось давление с помощью средств массовой информации.

Усиление трансконтинентальных национальных корпо­раций (ТНК) препятствовало контролю государства за со­стоянием экономики в развитых странах. Еще более отри­цательным было их влияние на деятельность правительсті в малых индустриальных и постколониальных странах.

Таким образом, интернационализация крупных предпри ятий превратилась в угрозу традиционной рыночной системе

Равновесие рынка нарушалось и деятельностью проф­союзов. Искусственно завышенная зарплата в устаревших отраслях препятствовала механизму рынка влиять на струк­турное обновление промышленности. Одновременно нарас­тал кризис в национализированных секторах экономики, внутри них образовывались своеобразные монополии, та­ким образом система "смешанной экономики" "перехитри­ла" сама себя (не смогла бороться с постулатами рыночной экономики). Возросла роль чиновников в управлении эконо­микой.

Сближение моделей "смешанной" экономики продолжа­лось до 1974 г., когда разразился мировой экономический кризис как совокупность валютно-финансового и энергети­ческого кризисов. Наступает разочарование в кейнсианской идеологии и плановой экономике. Западные страны повсе­местно переходят к усилению рыночных механизмов в хо­зяйственной жизни; ускоряется денационализация в про­изводстве и сфере обслуживания.

В 1980-х гг. наблюдается новый виток приватизации в США ("рейганомика"), в Англии ("тетчеризм"), то же во Франции, т. е. произошел возврат к политике экономичес­кого либерализма. Вместе с тем сохранялись в странах по­стиндустриального развития элементы государственного регулирования экономики, особенно в сельском хозяйстве, а также в финансовой сфере.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

Монополизация производства и переход от свободной конкуренции к монополистической

В последней трети XIX в. в ведущих странах Европы и Северной Америки начинается процесс монополизации про­изводства. Монополии — возникли с начала 1870—1880-х гг. в Ев­ропе и Северной Америке на базе …

Словарь основных терминов и понятий

Аграрная неолитическая революция — процесс разделения труда: выделение земледелия, скотоводства, ремесла и переход от присваивающего к производящему типу хозяйства. В результате продукты и различные изде­лия создавались руками человека. Таким образом, …

Столыпинские реформы

Значительные изменения на рубеже XIX и XX вв. про­изошли и в сельском хозяйстве России. Огромную роль в развитии аграрного сектора нацио­нальной экономики сыграли Столыпинские реформы. Они являются составной частью большой …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел. +38 05235 7 41 13 Завод
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 067 561 22 71 — гл. менеджер (продажи всего оборудования)
+38 067 2650755 - продажа всего оборудования
+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи всего оборудования
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Скайп: msd-alexandriya

Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Представительство МСД в Киеве: 044 228 67 86
Дистрибьютор в Турции
и странам Закавказья
линий по производству ПСВ,
термоблоков и легких бетонов
ооо "Компания Интер Кор" Тбилиси
+995 32 230 87 83
Теймураз Микадзе
+90 536 322 1424 Турция
info@intercor.co
+995(570) 10 87 83

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.