ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

"Перестройка" в экономике

Советская система централизованного планирования функционировала почти 70 лет. К главным плановым целям относилось проведение с конца 1920-х гг. социалистической индустриализации быстрыми темпам и достижение на ее основе военной мощи. Это было сделано путем: а) крупных инвестиций в тяжелую промышленность, в первую очередь в сталелитейную и машиностроение; б) использования зна­чительной доли мощностей производства для нужд оборон­ной промышленности и оснащения армии.

В итоге должного уровня, обеспечивающего достой­ную жизнь советских людей, не достигли отрасли легкой промышленности и сферы обслуживания жизнедеятельно­сти людей из-за неразвитости во многом составных частей социальной инфраструктуры.

Экономика страны, несмотря на попытки интенсифика­ции, развивалась по экстенсивному пути. Это вело к чрез­мерному потреблению таких важнейших ресурсов, как тру­довые, сырьевые, топливные, основного фактора производ­ства — земли. Нерационально использовались накопленные капиталы.

В промышленном строительстве не учитывался эколо­гический фактор, что вело к загрязнению окружающей сре­ды, вызывающему опасение за здоровье людей. Более вы­сокие темпы развития в период первых пятилеток в 1930-е гг. и сразу после окончания Второй мировой войны были связаны не с использованием фиксированного коли­чества исходного материала, а с большими капиталовло­жениями и дешевизной рабочей силы, отсутствием внима­ния к пополнению потребительского рынка. Последнее "вос­полнялось" моральными стимулами к труду, администра­тивным принуждением.

Вместо рыночной, ценовой системы распределения ре­сурсов существовала система директивная, планово-распре­делительная. Директивным путем устанавливались и цены, а не на основе общепринятого в странах с рыночной эконо­микой соотношения спроса и предложения. Оплата жилья и цены на товары "первой необходимости" были занижены в целях сохранения социальной стабильности в обществе. К примеру, арендная плата за жилье составляла около 3% дохода трудящихся и не менялась с 1929 по 1992 г.

Из-за политики "вокруг нас враждебное окружение" экономика страны развивалась многие годы по модели "ав­таркии" — самообеспечения и самодостаточности. Из-за не­конвертируемости рубля торговля со странами Запада была минимальной, внешнеэкономические связи после 1945 г. раз­вивались в основном со странами социалистического лаге­ря и "третьего мира", т. е. бывшими колониями и полуко­лониями.

Монетарная (денежная) и фискальная (налоговая) по­литика в стране были, в отличие от стран с рыночной эко­номикой, пассивными. Они не являлись регуляторами: а) совокупного уровня производства; б) занятости населе­ния; в) цены на различные товары. Безработицы почти не наблюдалось (1—2%) не только из-за планового регулиро­вания этим процессом. По трудовому законодательству ру­ководители не могли уволить не только плохих работни­ков, но и их избыточное количество. Работники уходили в случае: летальных исходов; тяжелого заболевания; серь­езных проступков, несовместимых с УК; переездов; по се­мейным обстоятельствам. Рынка труда не было.

Излишняя централизация, плановость во всем и зарег - ламентированность начали нарастать в 1970-е гг.

С окончательным свертыванием в 1970-е гг. хрущевско - косыгинских реформ в стране замедляются темпы разви­тия научно-технической революции. Нарастает моральный и физический износ оборудования в ведущих отраслях про­мышленности, все отчетливее проявляется отставание от­раслей промышленной инфраструктуры от основного про­изводства. Наметился к началу 80-х гг. XX в. и ресурсный кризис из-за перемещения работ по добыче полезных ис­копаемых в труднодоступные районы Западной и Восточ­ной Сибири. Перевозки на большие расстояния ведут к удо­рожанию сырья для промышленности. Из-за выпуска ме~ таллозатратных изделий в машиностроении в противовес миниатюризации изделий в развитых странах (Япония, США и др.) проявляется дефицит материальных ресурсов.

Все вместе взятое вело к снижению основных эконо­мических показателей народного хозяйства, уменьшению среднегодовых темпов роста экономики СССР.

Если с 1960 по 1985 г. основные производственные фон­ды выросли в 7 раз, то произведенный национальный доход, лишь в 4 раза. Это свидетельствовало о продолжающемся росте экономики экстенсивным путем, в противовес не­однократно декларируемым заявлениям об интенсификации производства.

Важной причиной такой диспропорции было наращи­вание мощи ВПК, для развития и содержания которого требовались очень большие материальные и финансовые ресурсы. Они перераспределялись за счет других отраслей национальной экономики и сохранения низкого уровня за­работной платы трудящихся. Перераспределение обеспе­чивалось, так же как и в прежние годы, жесткой планово - распределительной системой управления страной.

К причинам негативных явлений в экономике относи­лись также волюнтаризм (волевое решение) в вопросах экономики; низкий нередко профессионализм руководите­лей высшего и среднего звена управления — номенклату­ры партийных и советских органов; отсутствие конструк­тивной критики неверных решений вышестоящих органов.

Низкий уровень оплаты труда не способствовал сбере­жению трудовых ресурсов и использованию достижений НТП. Практически исчерпали себя возможности пополне­ния трудовых ресурсов за счет сельчан и женщин. Если в 1976—1980 гг. прирост трудовых ресурсов составил 11 млн, то в 1981—1985 гг. — 3 млн, т. е. почти в 4 раза меньше. Снижалась трудовая и технологическая дисциплина, росли убытки и потери на производстве, уменьшились темпы ро­ста производительности труда и выход продукции.

Проводимые реформы в 1970 — начале 1980-х гг. носи­ли пропагандистско-косметический характер. "Боролись" за "качество", за "интенсификацию", но положение остава­лось прежним. По мнению экономистов-экспертов, в 1970-е гг. не было вообще роста производительности тру­да, а в начале 1980-х гг. произошло ее снижение на 8%.

Нарастали тенденции саморазрушения экономики:

♦ дефицит ресурсов;

♦ ухудшение экологии;

♦ снижение рождаемости.

Все отчетливее проявлялась необходимость смены эко­номической модели развития советского общества.

В апреле 1985 г. Генеральным секретарем КПСС стал М. С. Горбачев. Он возглавил серию реформ, получивших определение "перестройка". При сохранении руководящей роли компартии М. С. Горбачев инициировал создание мно­гоукладной экономики, что означало в определенной сте­пени реанимацию нэпа. Главной целью реформ было рест­руктурирование экономики с сохранением системы плани­рования. Идеи "больше социализма", построения социализма с "человеческим лицом", особое внимание "человеческому фактору" свидетельствовали о сохранении в целом социа­листической идеи в обществе, но о придании ему демокра­тического оттенка, т. е. созидание демократического соци­ализма. Дискутировался вопрос: когда и как советские люди отклонились от основной линии развития в построении со­циализма? В чем и когда проявилось отклонение от ленин­ских идей?

Реструктурирование экономики сопровождалось кампа­ниями в пользу гласности, демократизации в общественной сфере, антиалкогольной кампанией. Развернулись полити­ческие дискуссии, диспуты по животрепещущим пробле­мам жизни страны.

Реформами М. С. Горбачева также предусматривалось: модернизация промышленности на основе новейших дос­тижений в НТП; осуществление децентрализации процес­са принятия решений; создание ограниченного сектора ча­стного предпринимательства; улучшение трудовой дис­циплины под лозунгом: "Прибавить в работе!"; развитие мирохозяйственных связей.

Как и в период реформ 1953—1964 гг., изменить эконо­мические отношения в народном хозяйстве пытались пу­тем реанимации хозрасчета. Новым было введение аренд­ных отношений в сфере обслуживания и в аграрном сек­торе, развитие кооперации и индивидуальной трудовой де­ятельности.

Модернизация предприятий в широком смысле слова означала конверсию для предприятий ВПК (перевод на вы­пуск гражданской продукции). Проводилась конверсия в ог­раниченных размерах, в основном из-за отсутствия средств в бюджете на дополнительные капитальные вложения.

Первый этап преобразований (1985—1987 гг.) начал осу­ществляться в русле прежних административно-организа­ционных мер. Ставились задачи: укрепить порядок и дис­циплину на производстве; активизировать человеческий фактор; повысить в обществе уважение к трудовой дея­тельности. Цементирующей эти устремления идеей стала концепция ускорения социально-экономического развития страны. В результате ежегодный национальный доход дол­жен был вырасти на 4%. Материальной базой для такого роста должно было стать увеличение добычи сырья и топлива на 15%, инвестиций в промышленность на 30—40%. Планировался приход на производство дополнительно не менее 2 млн человек, что было проблематично в связи с сокращением в целом в стране трудовых ресурсов. Пыта­лись привлечь даже разработки рационализаторов с целью повышения качества продукции. Этой цели должно было служить и введение Госприемки продукции на предприя­тиях, чтобы сократить брак.

Планировалась перестройка банковской системы.

XXVII съезд партии (1986 г.) призвал к борьбе за де­мократию, с бюрократизмом и беззаконием. Но новый пя­тилетний план был составлен в духе прошлых традиций. Утопичными оказались призывы к повышению темпов эко­номического роста. Попытки "ускорить" развитие привели к перенапряжению в производстве с поставками сырья и снабжением энергией. Усилилась разбалансированность от­раслей экономики.

Установка на достижение количественных показателей роста оказалась неверной, так как еще больше снизились качественные показатели в работе. Трудовой энтузиазм дол­жен подкрепляться внедрением передовой техники и по­вышением квалификации работников. Тревожным сигналом стала авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая ров­но через год после прихода к власти Горбачева. Новый спад в производстве в начале 1987 г. свидетельствовал: необхо­димо разорвать замкнутый круг огосударствления эконо­мики. И в 1987—1988 гг. были предприняты шаги на общего­сударственном уровне на пути создания рыночной, регу­лируемой государством экономики.

Закон о государственном предприятии (июнь 1987 г.) провозгласил принцип полного хозрасчета и самофинанси­рования. Прибыль (доход) становилась обобщающим пока­зателем деятельности предприятия. Одна часть дохода пред­назначалась для обязательных выплат, другая поступала в хозрасчетный доход коллектива. Были установлены две мо­дели хозяйственного расчета.

Первая — зависела от роста объемов производства в условиях нормативного распределения прибыли предпри­ятия и формирования фонда зарплаты.

Вторая модель основывалась на нормативном распре­делении чистой продукции (валового дохода) в фонды раз­вития производства, науки и техники, социального разви­тия. В единый фонд оплаты труда включались средства на зарплату и материальное поощрение.

Расширены были права предприятий: в области плани­рования производства; оптовой торговли средствами про­изводства; внешнеэкономической деятельности, т. е. пред­приятия могли самостоятельно выходить на внешний ры­нок; в установлении цены на свою продукцию. Стало прак­тиковаться самоуправление: выборность руководителей, обсуждение планов работы на общих собраниях, избрание советов трудовых коллективов.

Но эти новации не улучшили положение в промыш­ленности. Заметны были расхождения между декларация­ми о расширении прав предприятий и их реализацией на практике. Ресурсы по-прежнему распределялись по лими­там. Не разрешали устанавливать договорные или свобод­ные цены на изделия.

Самофинансирование на практике вело к натурализа­ции хозяйственных связей — обмену производителей опре­деленными видами продукции и услуг.

Выросли неплатежи между предприятиями. Увеличи­валось число "долгостроев". Продолжалось финансирова­ние убыточных предприятий. Денежная система в стране приходила в расстройство из-за необеспеченности денеж­ной массы товарным эквивалентом.

В концепции реформы 1987 г. содержались неразреши­мые противоречия. Рыночные отношения предлагалось строить без радикальных изменений формы собственности, без введения важнейшего механизма рынка — конкурен­ции. Весной-летом 1988 г. обозначились кризисные явления в развитии "революции сверху". Преобразованиями в эко­номике занимался партийный и государственный аппарат, целью которого было создание искусственной "планово - рыночной" системы, в рамках которой рынок рассматри­вался как вспомогательная пристройка к централизованно­му хозяйству. Назревало недоверие в обществе к проводи­мому курсу реформ.

Поэтому в 1988—1989 гг. был взят курс на разгосудар­ствление экономики, что можно считать вторым этапом "перестройки". В принятом "Законе о кооперации" (1988 г.) было зафиксировано равноправие кооперативного и госу­дарственного секторов экономики. Большую роль в прора­ботке концепции этого "Закона о кооперации" сыграл де­путат Верховного Совета СССР, академик ВАСХНИЛ В. А. Тихонов, возглавивший Союз предпринимателей и ко­операторов страны. За 1988 г. количество кооперативов в СССР выросло в 6 раз. Деятельность их составила конку­ренцию в работе предприятий государственной промыш­ленности, особенно предприятий и организаций сферы ус­луг, где их было особенно много.

Были также приняты "Основы законодательства об арендных отношениях" и "Закон об индивидуальной тру­довой деятельности". Последним впервые с начала 30-х гг. была разрешена трудовая деятельность в домашних усло­виях, в чем очень нуждались люди с ограниченными воз­можностями для работы в общественном производстве (ин­валиды, многодетные семьи и т. д.).

Арендные отношения развивались в большей мере в сфере услуг. Большой интерес был проявлен в сельской местности к возможности взять в аренду в колхозе или со­вхозе участок земли или небольшую ферму.

Благодаря этим новым формам создавался негосудар­ственный сектор в экономике, предприятия его конкури­ровали с производством в государственном секторе.

Но недостаточно были продуманы меры по созданию кооперативного сектора в стране, переход предприятий на хозрасчет и аренду. В пятилетний план 1986—1990 гг. была заложена прежняя концепция опережающего роста воен­ных расходов. Необходимо было наибольшее внимание уде­лить преобразованиям в сельском хозяйстве, где по-пре­жнему функционировало множество нерентабельных хо­зяйств — колхозов и совхозов. Улучшение продовольствен­ного снабжения могло оздоровить социально-экономичес­кую и политическую обстановку в стране и уменьшить за­висимость от западных стран, откуда импортировалось зерно.

Предприятия негосударственного сектора находились в неравных экономических условиях с производством в го­сударственном секторе. Для мелкого производства, пред­приятий в сфере услуг (пошив, ремонт и чистка одежды и т. п.), в общественном питании (кафе, закусочные и т. д.) не были выработаны своевременно нормативы налогообло­жения, не предусматривались ограничения на цены реали­зации изделий и услуг. Остро дефицитными и очень доро­гими оказались для них исходное сырье и материалы. В таких условиях кооператоры завышали цены на свою про­дукцию и услуги. Многие из них вскоре разорились, другие путем нерегулируемых налогообложением сверхдоходов создали необходимый уставный капитал для организации банков или приобретения в собственность по минимальным ценам после 1991 г. промышленных предприятий госсек­тора.

Конкурентоспособные предприятия негосударственно­го сектора стали привлекать на работу с государственных предприятий наиболее квалифицированных работников со склонностью к предпринимательству. Материальный стимул был налицо — им начислялась более высокая заработная плата.

Партийно-советские органы, не рассчитав возможных негативных последствий, стали вскоре ущемлять права и интересы кооператоров, арендаторов и людей, занимающих­ся индивидуальной трудовой деятельностью. В который раз уже за годы советской власти началось наступление на лич­ное подсобное хозяйство колхозников и рабочих совхозов. Государство вмешивалось в распределение доходов арен­даторов, стремясь не допустить приватизации арендуемых предприятий трудовыми коллективами. Очень осложнилось положение арендаторов в сельском хозяйстве, многие из которых трудились эффективнее, чем коллективы сосед­них колхозов и совхозов. Незаконно расторгались договора на аренду, реквизировалось имущество арендаторов. Им от­казывали в материально-технической и финансовой помо­щи.

На третьем этапе "перестройки", в конце 1989— 1990 гг., произошли большие социально-политические из­менения во всей системе страны: образовалась многопар­тийность, М. С. Горбачев был избран президентом СССР, начался и "парад суверенитетов" в союзных республиках. Власть все больше перемещалась из центра в республики, края и области. Национальным лидером в России становит­ся радикал Б. Н. Ельцин.

Политические потрясения и обострившийся нацио­нальный вопрос отодвинули на второй план решение на­зревших экономических проблем. Были упущены возмож­ности для поэтапного разгосударствления, восстановления и развития рыночных отношений в рамках одной страны. По сравнению с периодом новой экономической политики впервые проявились в стране черты не только плюрализ­ма (многоукладное™) в экономике, но и плюрализма (мно­гопартийности) в общественно-политической жизни. Руко­водство СССР оказалось неспособным эффективно работать в новых условиях.

Усилились инфляционные процессы, обозначился де­фицит госбюджета. Вновь стал снижаться среднегодовой прирост национального дохода. Партийно-советское руко­водство не воспользовалось возможностями активизировать кооперативные и арендные отношения в целях роста про­изводства, в том числе продуктов питания и создания "сред­него класса". Такой слой является опорой демократии во всех развитых странах.

Не реализована была возможность (вторично после 1920-х гг.) выбора пути — построения рыночного социализ­ма.

* * *

После августовских событий 1991 г. произошел распад СССР. В России наступил этап либеральных преобразова­ний в экономике по западной модели развития. Ее идеоло­гами в стране стали Е. Гайдар, А. Чубайс, Г. Явлинский и ряд известных ученых-экономистов.

Была проведена так называемая "шоковая терапия" (по польской модели) путем разового введения свободных цен, либерализации торговли, широкой приватизации жилья и госпредприятий. Предполагалось, что "невидимая рука" свободного рынка станет главным хозяйственным механиз­мом. Были упразднены институты административного регу­лирования производства, т. е. "видимая рука" государствен­ного макрорегулирования. Это привело в значительной сте­пени к утрате государственного контроля за хозяйственной деятельностью даже предприятий в рамках государствен­ного сектора экономики.

В 1992—1995 гг. происходило подтягивание внутрен­них цен к их уровню на мировом рынке. Сопровождался этот процесс угрожающе высокой инфляцией в 1992—1994 гг., но удалось избежать гиперинфляции. Регулируя внутрен­ний и внешний долг и проведя ряд иных мероприятий, пра­вительству удалось к 1996 г. достичь определенной финан­совой стабилизации в стране. Но по-прежнему цены на то­вары и услуги населению росли быстрее, чем реальная сред­няя заработная плата, проводилась в недостаточном объе­ме индексация пенсий, студенческих стипендий и т. д.

Очень болезненно на состоянии промышленных и сель­скохозяйственных предприятий сказался распад СССР, так как были разорваны почти все экономические связи. От­рицательным фактором также было исчезновение рубле­вой зоны, что вызвало потрясение в национальной денеж­ной системе.

Одновременно укрепились позиции частного сектора в экономике, без чего невозможен переход к рыночной систе­ме. В стране сформировалась уже в начале 1990-х гг. ры­ночная инфраструктура: действовали банки, биржи, раз­личные ярмарки, брокерские конторы, рекламные агент­ства и т. д. Развиваются рынки товаров, услуг, труда, ка­питалов, собственности. Предпринимаются усилия для со­здания рынка земли. К концу 1990-х гг., благодаря в извест­ной мере усилиям Центробанка и некоторому подъему эко­номики, российский рубль стал достаточно конвертируе­мой валютой с плавающим курсом.

Уходит в прошлое практика "мягких" бюджетных ог­раничений, дотаций, безвозвратных кредитов, налоговых и таможенных льгот. С приходом В. В. Путина на пост Прези­дента РФ окрепла правовая база для рыночных реформ, в том числе осуществляется налоговая реформа. Прекратил­ся "парад суверенитетов", что подрывало целостность Рос­сийской Федерации. Наблюдается рост реальной заработ­ной платы и повышение пенсий. Активизировалась работа по подготовке военной, коммунальной, судебной, пенсион­ной реформ, постепенно решается проблема с созданием рынка земли в стране.

Восстанавливается доверие к власти, российскому руб­лю, достоинству и чести россиян, в том числе через спортив­ные успехи.

Окрепли хозяйственные связи с Беларусью, Украиной рядом стран Востока и Запада.

Несмотря на наметившийся рост производства в реаль­ном секторе экономики, россиян ждут нелегкие испытания на пути к рынку. Определенную помощь при этом может оказать использование совокупного социально-экономичес­кого опыта за тысячелетнюю историю России и мирового опыта.

С учетом особенностей социально-экономического раз­вития России в прошлые времена, менталитета народа наи­более предпочтительной будет самоутверждение в стране модели либеральной рыночной экономики с отчетливо вы­раженной социальной ориентацией и сохранением государ­ственного контроля за положением дел в естественных мо­нополиях.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

Хронология важнейших событии в экономической историй

4—3 тыс. лет до н. э. — появились древнейшие очаги циви­лизации на Ближнем Востоке (Шумеры, Шумеро-Ак- кад, Вавилония), а также в Египте. Индии и Китае. 2—1 тыс. лет до н. …

Особенности развития рыночной экономики в России

Подводя итоги развития России по пути рыночной эко­номики в конце XIX — начале XX в., отметим основные механизмы рыночного хозяйствования в стране. По данным известного отечественного экономиста A. JI. Вайнштейна …

Биржи, фондовый рынок, реклама ярмарки как элементы рыночной инфраструктуры России (1861—1917 гг.)

В России, как и в других странах, огромную роль в становлении рыночной экономики сыграло развитие рыноч­ной инфраструктуры. Важным составляющим ее элементом являются учреж­дения денежно-кредитной системы: банки, а также учреж­дения малого …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел. +38 05235 7 41 13 Завод
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 067 561 22 71 — гл. менеджер (продажи всего оборудования)
+38 067 2650755 - продажа всего оборудования
+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи всего оборудования
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Скайп: msd-alexandriya

Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Представительство МСД в Киеве: 044 228 67 86
Дистрибьютор в Турции
и странам Закавказья
линий по производству ПСВ,
термоблоков и легких бетонов
ооо "Компания Интер Кор" Тбилиси
+995 32 230 87 83
Теймураз Микадзе
+90 536 322 1424 Турция
info@intercor.co
+995(570) 10 87 83

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.