ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

Период "военного коммунизма&quot

После захвата политической власти в октябре 1917 г. и образования Советского правительства во главе с В. И. Ле­ниным (Ульяновым) большевики приступили к экономичес­кому преобразованию России, формированию новой хозяй­ственной системы. Предполагалось создание таких форм хозяйствования, которые должны были привести общество к социальной справедливости. С учетом опыта Парижской Коммуны 1871 г. предполагался роспуск армии, полиции, выборность всех чиновников и т. д. Государство в форме диктатуры пролетариата должно было осуществлять две основных функции: подавление сопротивления буржуазии и руководство массами населения по пути к достижению всеобщего счастья и справедливости.

Как известно, Парижская Коммуна — первый опыт го­сударства диктатуры пролетариата — просуществовала лишь 72 дня, а благие намерения коммунаров остались декларированными на бумаге. Поэтому партия РСДПР(б) за­ранее определила программу действй по уничтожению ча­стной собственности в стране и обобществлению (нацио­нализации) производства, являющихся главными постула­тами марксистской теории в борьбе за построение социа­лизма. Еще в августе 1917 г. на VI съезде партии была при­нята экономическая платформа, составной частью которой являлась национализация банковского дела и основных мо­нополий: угольной, металлургической, нефтяной, сахарной, а также транспорта. Планировался отказ от уплаты внут­реннего долга (по банковским ссудам, задолженности по налогам физических лиц и т. д.). Было принято решение об отказе уплаты внешних долгов (госзаймов, операций с го­сударственными бумагами) различным странам. При этом не просчитывались катастрофические последствия данного решения. В совокупности с национализацией банков и про­мышленных монополий, в создании и деятельности кото­рых присутствовал иностранный капитал (инвестиции, при­обретение акций и т. д.), это неизбежно должно было при­вести после победы революции к иностранной военной ин­тервенции. Также заранее можно было предугадать и раз­вертывание ожесточенной гражданской войны после кон­фискации помещичьих земель и национализации всей зем­ли в государстве, а также национализации промышленных предприятий и транспортных средств.

Планировалось установление на производстве рабоче­го контроля с отменой коммерческой тайны в деятельности предприятий. Товарообмен между городом и деревней зара­нее предполагалось осуществлять лишь на основе деятель­ности снабженческой кооперации. После ликвидации инсти­тута частной собственности должна была преобразоваться и налоговая система.

После Октября 1917 г. Россия отказалась от эволюци­онного хода развития по укреплению позиций рыночной экономики в стране. На 70 лет затянулся эксперимент по социалистическому переустройству экономики и обще­ственной жизни.

Уже на П съезде Советов вся полнота власти была пе­редана в руки Советов рабочих и солдатских депутатов. Осе­нью 1917 г. были ликвидированы властные структуры (го­родские думы, земства и судебная система), просущество­вавшие после либеральных реформ Александра II почти 50 лет. Советы оказались в окружении стихии масс негото­выми к выполнению новых важнейших функций по госу­дарственному и хозяйственному строительству.

Два документа, принятых тоже в ночь на 26 октября 1917 г., послужили прологом к двум "малым" революциям: "Декрет о земле" вызвал "аграрную революцию", в ходе которой в деревне были сломаны не только остатки фео­дальных, но и буржуазные отношения. "Декрет о мире" имел широко идущие последствия: а) перестала существо­вать старая армия и страна оголила линию фронта перед германскими войсками; б) Россия вскоре вышла из состава Антанты, лишившись значительной части послевоенных кон­трибуций; в) "предательство" прежних союзников этим ак­том явилось одной из причин военной интервенции в Рос­сию со стороны Англии, США, Франции, Канады, Японии; г) массы хлынувших с фронта солдат, в большинстве быв­ших крестьян, углубили аграрную революцию, борьбу за землю в сельской местности; д) "Декрет о мире" в совокуп­ности с принятой через неделю "Декларацией прав народов России" явились программными документами для "малой" национально-освободительной революции. Реализация из­вестных ленинских идей "о праве наций на самоопределе­ние вплоть до отделения" привела к сужению российского экономического пространства: из состава бывшей империи в конце 1917 — начале 1918 г. вышли: Польша, Финлян­дия, Латвия, Литва, Эстония. Националистическое движе­ние победило в Украине, в Азербайджане и Грузии и при­вело к отделению их от России. Но ведущее место в соци­ально-экономическом процессе заняла "малая" пролетарс­кая революция, легитимным основанием для которой явил­ся "Декрет о рабочем контроле" и еще ряд правительствен­ных документов, появившихся тоже в конце 1917 г.

Единственным демократическим институтом оставалось Учредительное собрание, свободные выборы в которое про­шли до начала Октябрьской революции. Большевики его распустили 5 января 1918 г., потому что набрали лишь 25% мест из 715 и не могли легитимно управлять страной от имени этого демократического органа. Социалистические партии получили 427 мест, они попали в разряд оппозици­онеров после создания 26 октября 1917 г. Совнаркома из представителей в подавляющем большинстве партии боль­шевиков.

Вскоре сильнейшему испытанию подверглась концеп­ция новой национальной идеи: "союза рабочих и крестьян". "Черный передел" крестьянских земель на основе положе­ний "Декрета о земле" повлек за собой: 1) разрушение ин­ститута государственных налоговых повинностей и твердых цен на сельскохозяйственную продукцию; 2) не осознав смыс­ла национализации всей земли в государстве, крестьяне, получив наделы по "Декрету о земле" в условное владе­ние, стали считать себя частными собственниками; 3) в со­ответствии с этими убеждениями и подогреваемые агита­цией левых эсеров (социалистов-революционеров) и анар­хистов, крестьяне выступили с требованиями свободы тор­говли. Эти требования явились также отголосками недавно проводимых в России столыпинских реформ и некоторой демократизации общества от Февраля к Октябрю 1917 г.

В итоге подобных выступлений резко упали в деревне заготовки продуктов питания, и менее чем до 100 граммов в день на человека уменьшились в столичных городах нор­мы выдачи хлеба. Если до 1917 г. зажиточно-кулацкие слои составляли не менее 20%, а численность бедняцких хозяйств доходила до 50%, то теперь стали преобладать середняц­кие хозяйства, это способствовало натурализации сельс­кого хозяйства, т. е. сильному уменьшению его товарности. После ликвидации помещичьих экономий и сильного нало­гового и иного притеснения зажиточных хозяйств, по стране в целом в несколько раз сократилась товарность сельского хозяйства. Середняки обеспечивали пропитание своим се­мьям, но продавать им было почти нечего. Процесс сильно напоминал парцеллирование (создание мелких наделов) кре­стьянского хозяйства во Франции в конце XVIII — начале XIX в. после осуществления ряда декретов Великой фран­цузской буржуазной революции. В России было поставле­но под вопрос само существование советской власти, так как революцию захлестнула, по мнению Ленина, "мелко­буржуазная стихия" крестьян, кустарей, ремесленников и мелких торговцев, что сильно подорвало союз рабочих и крестьян.

Сельские Советы оказались на стороне народа, но бук­вально накануне Чехословацкого мятежа, переросшего в крупномасштабную гражданскую войну, в апреле—мае 1918 г. Советское правительство ввело продовольственную диктатуру. В противовес сельским Советам были созданы комитеты бедноты, ставшие опорой компартии в деревне и развязавшие социалистическую революцию. Были созда­ны и продовольственные отряды.

Потеряв надежду на укрепление частнособственничес­кого хозяйства, многие из крестьян не согласились с го­сударственной политикой неэквивалентных экономических отношений, что означало отдать по продразверстке зна­чительную часть продукции, заработанной нелегким крес­тьянским трудом. Поэтому некоторые крестьяне выступи­ли на стороне белых в гражданской войне, другие время от времени поднимали восстания "за Советы без коммуни­стов".

Еще раньше, в конце 1917 г., началась политика наци­онализации заводов, фабрик, банков и т. д. В условиях на­чавшейся гражданской войны и интервенции эта политика в совокупности получила название "военного коммунизма". Окончательное оформление ее основных составных частей произошло в самом начале 1919 г. Таким образом, предпри­нимались усилия ускоренного построения социализма-ком­мунизма военными методами, обусловленными ходом граж­данской войны.

Итак, основными составными частями политики "воен­ного коммунизма" ("военнокоммунистической" модели по­строения социализма) были:

1) конфискация помещичьих земель, не осуществлен­ная в период революций 1905—1907 гг. и Февральской 1917 г.;

2) национализация всей земли в государстве;

3) национализация банков, промышленности, транс­порта;

4) взимание продовольственной разверстки с кресть­янских хозяйств;

5) создание вооруженных продовольственных отрядов из рабочих крупных городов;

6) введение государственной монополии на внешнюю торговлю;

7) государственная монополия на торговлю хлебом, другими продуктами и товарами первой необходимости на внутреннем рынке или запрещение частной торговли;

8) организация комитетов бедноты в деревне для раз­вития социалистической революции и оказания помощи продотрядам в сборе продразверстки;

9) первые опыты в создании в стране органов центра­лизованного управления экономикой;

10) проявление основных черт планово-распределитель­ной системы — в распределении сырья промышленным предприятиям и в введении уравнительных принципов в начислении заработной платы;

11) декларирование идей об отмене денег и свертыва­нии товарно-денежных отношений;

12) введение всеобщей трудовой повинности и созда­ние Трудовых армий;

13) организация коммун в деревне.

Земля и ее недра были национализированы уже в пер­вые часы Советской власти "Декретом о земле". Основной смысл этого документа заключался в следующем: частная собственность на землю отменялась, запрещалась прода­жа, аренда, залог земли не только для крупных земельных собственников, но и для крестьян. Таким образом, отменя­лось действие столыпинского аграрного законодательства. Россия отказалась от фермеризации деревни и активного развития товарно-денежных отношений в аграрной сфере, вся земля превратилась в государственную собственность. Конфисковывались не только помещичьи земли: пашня, выгоны, сенокосы, но и их усадьбы с живым и мертвым инвентарем и хозяйственными постройками. Бывшие поме­щики выселялись из своих имений и лишались политичес­ких прав, т. е. сословие помещиков было ликвидировано с позиций экономических и политических.

Крестьяне получили от Советской власти в условное владение 150 млн десятин земли (размеры эти документами не подтверждаются); был аннулирован их долг Крестьянс­кому поземельному банку в сумме 3 млрд руб.; крестьянам был передан помещичий инвентарь и сельхозмашины на сум­му 300 млн руб. (условно, так как многое было разбито и разграблено, сожжено в годы гражданской войны).

Вторым направлением тотального обобществления была национализация банков. Уже 25 октября был захвачен воо­руженными отрядами красногвардейцев Центральный Эмис­сионный банк России. В его сейфах хранилось 1,3 млрд руб. золотом и на 152 млн руб. кредитных билетов. Из-за сабота­жа банковских служащих, не желавших сотрудничать с советской властью, денежные операции начали осуществ­ляться лишь с декабря 1917 г. За это время часть средств была переведена за границу или вывезена отрядам форми­рующейся Белой гвардии.

Затем наступила очередь 59 коммерческих банков, ко­торые были заняты представителями советской власти 14 ноября, на следующий день вышел декрет о государ­ственной монополии на банковское дело — все частные ак­ционерные банки и банковские конторы были объединены с Госбанком, конфисковывался весь акционерный капитал бан­ков и аннулировались акции вкладчиков.

Национализация банков нанесла сильнейший удар по международному капиталу, положение для его предста­вителей ухудшилось аннулированием 21 января 1918 г. всех госзаймов царского и Временного правительства, в том чис­ле 16 млрд руб. внешних долгов.

Третьим направлением обобществления была национа­лизация промышленности, транспорта, внешней торгов­ли. Основное внимание уделялось национализации бывших казенных заводов и фабрик: Ижорского, Балтийского, Обу- ховского в Петрограде и т. д. В отношении частной про­мышленности предпринимались в столичных городах пере­ходные меры к национализации — от рабочего контроля к созданию государственно-капиталистических предприятий. Задумано было неплохо — контролировать частный капи­тал государством и постепенно осуществлять национализа­цию. Но события развивались стихийно, новым вариантом осуществления национализации стала так называемая "крас­ногвардейская атака" на капитал. К началу 1918 г. национа­лизировали большинство казенных железных дорог, кото­рые составляли две трети всей железнодорожной сети. 23 января 1918 г. появился декрет о национализации торго­вого флота, в том числе имущества артельных рыболовец­ких и китобойных объединений. 22 апреля 1918 г. решился вопрос о внешней торговле, декретом была объявлена го­сударственная монополия на осуществление внешнеторго­вых операций.

Знаменательным шагом был декрет от 28 июня 1918 г. о национализации всей крупной промышленности с капита­лом свыше 500 тыс. руб., к началу октября того же года в РСФСР было огосударствлено 2500 предприятий. Заклю­чительным актом в этом направлении была национализация в начале ноября 1920 г. всех предприятий с числом наемных рабочих свыше 5 человек при наличии механического дви­гателя и 10 человек при отсутствии такового.

Эти факты свидетельствуют, что в 1917—1921 гг. в Рос­сии на практике осуществлялись идеи ускоренного строи­тельства социализма. В. И. Ленин писал в октябре 1921 г.: "В начале 1918 г.... мы сделали ту ошибку, что решили произвести непосредственный переход к коммунистичес­кому производству и распределению". Таким образом, вождь революции заявлял, хотя и постфактум, о стремлении, начиная с первых послереволюционных лет, ускоренно по­строить социализм-коммунизм. Косвенно подтверждает этот вывод факт изменения уже в 1918 г. на VII съезде названия правящей партии. Она стала называться коммунистичес­кой — РКП(б) —- вместо социал-демократической — РСДРП(б).

Итак, для создания фундамента социализма у Советс­кого правительства и большевистской партии были коман­дные высоты в экономике: земля, ее недра, банки, транс­порт, фабрики и заводы, внешняя торговля, а в полити­ке — власть диктатуры пролетариата в форме Советов, однако не было четкой концепции построения социализ­ма. В работе Ленина "Очередные задачи советской власти" (весна 1918 г.) обсуждался ряд аспектов рыночной эконо­мики. Этот труд позже определили как предварительные наброски новой экономической политики. В работе была по­ставлена задача: овладеть на уровне государственного ру­ководства стоимостными категориями товарного произ­водства, такими как деньги и кредит. Многое говорилось о необходимости развития госкапиталистического сектора в экономике. В пользу модели развития рыночной экономи­ки свидетельствуют теоретические постулаты ряда руко­водителей государства и партии о становлении кооперации в деревне.

Основаниями перехода к рыночной экономике в стране являлись: накопленный Россией социально-экономический опыт в предоктябрьский период; существовавший совокуп­ный мировой социально-экономический опыт; наличие в стране вплоть до начала 1930-х гг. пяти социально-эконо­мических укладов — патриархального, мелкотоварного, капиталистического, госкапиталистического, социалистичес­кого.

Препятствовали использованию рыночных механизмов в экономике России того времени: положения марксистс­кой теории о развитии общественного производства после социалистической революции; "левая оппозиция"; начавша­яся в середине 1918 г. гражданская война.

Все большее применение получали идеи из "Очеред­ных задач советской власти", которые можно объединить в группу антирыночных постулатов: учет и контроль — повсеместный, тотальный; всеобъемлющее государственное руководство хозяйством; идеи о разработке крупномасш­табных планов развития народного хозяйства; о разви­тии соцсоревнования и т. д. Уже в июле 1918 г. было со­здано Центральное статистическое управление и начал формироваться плановый подход к руководству националь­ной экономикой в условиях полной централизации произ­водства, обмена и управления, т. е. закладывались основы планово-распорядительной системы хозяйствования. Откры­то антирыночная концепция стала проводиться в жизнь в условиях политики "военного коммунизма" с середины 1918 — начала 1919 г. В то время продолжилась работа по ускоренному построению социализма-коммунизма, начатая в первый год существования советской власти. В конце

1918 г. состоялся I Всероссийский съезд земельных отде­лов, комитетов бедноты и коммун, и в резолюции "О кол­лективизации земледелия" было записано, что политика "военного коммунизма" проводилась "в целях наискорей­шего переустройства всего народного хозяйства на ком­мунистических началах" (см.: "Правда", 19 января 1919 г.).

Правительство жесточайшими методами пыталось со­брать продразверстку. Но первая кампания закончилась неудачей: вместо запланированных 144 млн пуд. зерна осе­нью 1918 г. было собрано лишь 13 млн пуд. Продразверстка

1919 г. была выполнена на 38,5%, а в 1920 г. — на 34%. Не­подъемные для крестьян в годы военного лихолетья объе­мы продразверстки и жесткие меры ее сборов во многом спровоцировали гражданскую войну в стране.

Планам ускоренного построения социализма в России соответствовал партийно-правительственный курс на созда­ние колхозов в деревне, не менее трети которых составляли коммуны, в отдельных районах страны коммун было боль­шинство. К утопическим идеям быстрого создания социали­стического общества относились положения Второй Про­граммы РКП(б), принятой в 1919 г., где ставилась задача и об отмене в ближайшем будущем денег, что означало курс на свертывание товарно-денежных отношений.

Все воюющие страны (кроме США) испытывали дефи­цит товаров, особенно продовольствия. Но только в Рос­сии была официально запрещена любая торговля, распре­деление скудных запасов продовольствия и товаров широ­кого потребления происходило исключительно админист­ративными методами. Во всех воюющих странах перешли к карточной системе снабжения, но лишь в нашей стране это привело к полной ликвидации различий в доходах ква­лифицированных и неквалифицированных работников. Идеи уравнительности, выплывшие из глубины крестьянского сознания в определенной связи с уравнительными переде­лами земли внутри крестьянских общин, с этого времени надолго вошли в "плоть и кровь" советского общества, в менталитет народа.

Главными распределительными органами материальных ресурсов стали в России: вертикальные отраслевые управ­ления ВСНХ в лице главков — Главтекстиль, Главкож и др.; их число в 1920 г. достигло 52. Горизонтальными объе­динениями были губернские совнархозы, которые руково­дили мелкими предприятиями местной промышленности. С февраля 1920 г. все госпредприятия разделились на три группы, наиболее крупные были в подчинении ВСНХ; вто­рые — оставались в ведении губсовнархозов, но планиро­ванием их производства и сбыта занимались отраслевые отделы ВСНХ; предприятия третьей группы полностью от­носились к компетенции губсовнархозов. К первому ноября 1920 г. всего состояло на учете в РСФСР 6908 предприя­тий, из них к первой группе относилось 35%, ко второй — 50% и к третьей — 15%. Транспорт, сельское хозяйство и связь также управлялись по отраслевому принципу.

Система распределений "сверху" всех жизненно важ­ных ресурсов вела не только к бюрократизации хозяйствен­ной жизни и госаппарата, но и к неэффективной работе предприятий, отсутствию материальной заинтересованнос­ти в труде и безответственности работников. В формирую­щейся командно-административной системе таилась угроза саморазрушения.

Распределялись не только основные ресурсы, но и вне­экономическое принуждение в виде всеобщей трудовой по­винности. Во времена "военного коммунизма" это проявля­лось путем создания трудармий, установления топливно - гужевой повинности, бесплатной работы на субботниках и воскресниках.

Планирование экономики только начало внедряться, но план не занял место рынка как регулятора воспроизве­денных процессов. Отсутствовал почти до принятия I пяти­летнего плана единый хозяйственный план РСФСР. Это да­вало возможность даже крупным предприятиям произво­дить продукцию на "черный" рынок, т. е. псевдоплановость позволила сохраниться в "подполье" товарно-денежным от­ношениям. Услугами "черного рынка" вынуждены были пользоваться и крупные предприятия, которые имели сво­их агентов на толчках. Источниками снабжения "черного рынка" были: продукция частных "подпольных" предприя­тий; часть продукции госпредприятий, нелегально обмени­ваемой на сырье, продукты и проч.; не изъятые в деревне излишки продуктов и сырья; выдача рабочим "натурой" за их труд, а не зарплатой и т. д. Доказательством существо­вания "черного рынка" была продолжающаяся эмиссия де­нег в стране. Таким образом, товарно-денежные отноше­ния существовали, причем бесконтрольно. Явление это сильно подтачивало командно-административную систему весь советский период.

При господстве уравниловки в распределении доходов усиливалась их натурализация, падала производительность труда и дисциплина на производстве. Из аграрной сферы продолжалась "перекачка" ресурсов путем внеэкономичес­кого принуждения. Для характеристики катастрофических последствий политики "военного коммунизма" для эконо­мики России можно привести такие сведения: валовая про­дукция крупной промышленности к концу 1920 г. составля­ла лишь 14,6% от уровня 1913 г. И совсем ничтожны были цифры по производству чугуна за эти годы — на уровне 2%о, а продукции металлообработки — 7%. Страна стояла перед выбором: отказаться от завоеваний революции или сменить экономическую политику. Ленинский доклад "О прод­налоге" на X съезде РКП(б) в марте 1921 г. означал выбор второго пути: экономическая политика круто повернулась в сторону оживления капиталистических элементов в горо­де и деревне.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

Новая экономическая политика. Экономические дискуссии 1920-х гг

Весной 1921 г. партийно-правительственное руководство РСФСР наметило долговременную программу действий с целью выхода из жестокого социально-экономического кри­зиса. С созданием СССР в конце 1922 г. программа эта авто­матически продолжала действовать в …

Экономические реформы Нэпа

Реформирование экономики в стране началось с введе­нием уже весной 1921 г. вместо продразверстки продоволь­ственного налога. Отличительными его чертами были: прод­налог взимался в размере на 30—50% меньше, чем про­дразверстка, при этом …

Социалистическая индустриализация и коллективизация крестьянских хозяйств в 1930-е гг

Советская экономика в 1921—1928 гг. развивалась про­тиворечиво, но основная задача нэпа была выполнена: про­мышленное и сельскохозяйственное производство было в основном восстановлено до уровня 1913 г. Кризис хлебопоставок 1925/26 и 1927/28 …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.