ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

Китай

Китай, в отличие от Индии, по словам Геродота, — "страна истории". Начиная с древнейших времен летописцы многое зафиксировали на панцирях черепах, бамбуковых планках и шелке, затем на бумаге. Гигантское количество письменных источников в сочетании с данными археологи­ческих раскопок дают богатый материал для реконструк­ции быта, труда, мировоззрения древних китайцев.

Экономическим фундаментом первого протогосударства (Шан-Инь) была земледельческая община. Общинники вы­ращивали пшеницу, ячмень, чумизу, коноплю, бобы, фа­соль, фрукты. Уникальным их изобретением явилось шел­ководство. Разводили коз, свиней, овец, коров, уток, гу­сей. Охотились на кабанов, оленей, тигров, птицу. Ловили рыбу.

К важнейшим достижениям шан-иньской культуры от­носятся: появление изделий из бронзы; строительство го­родов; занятие шелководством; появление письменности.

В городах, при дворцах существовали мастерские: ли­тейные, гончарные, косторезные, камнерезные, что свиде­тельствует об отделении ремесла от земледелия.

Социальную структуру общества можно представить таким образом: правитель и его семья; господствующие слои; свободные общинники; слуги, рабы и др.

В так называемых гадательных надписях, в том числе на сосудах, нет специального термина "раб", это лишний раз свидетельствует о домашнем характере рабства на Древнем Востоке.

В Шан-Инь не было административно-территориаль­ного деления страны, существовало лишь родоплеменное деление. Для того чтобы стать государством, необходимо было достичь определенного уровня материальной и ду­ховной культуры: иметь избыточный продукт для содержа­ния штата администрации и хотя бы небольшую группу от­носительно грамотных людей. Но во главе Шан (термин Инь был приставлен позже) стоял уже не племенной вождь, а ван (царь). От XIII к XI в. до н. э. эта должность передава­лась не от отца к сыну, а от брата к брату или от дяди к племяннику. Это была еще не вертикальная, а горизон­тальная форма наследования.

Избыточный продукт, который использовался на содер­жание вана, его семьи и администрации, определялся за счет урожая с больших полей, обрабатываемых земледель­цами-общинниками. Урожай этот был рентой-налогом для земледельцев.

По расовому признаку шанцы были монголоидами.

Главными делами в государстве были войны и жерт­воприношения. Но наличие сильной армии шанцев с боевы­ми колесницами и тысячами лучников и копейщиков не спас­ло их от завоевания чжоусцев, пришедших с запада. При - шелыды через некоторое время ассимилировались с шан­цами, заимствовали письменность и образ жизни. Именно чжоусцы распространили учение о Мандате Неба на уп­равление Поднебесной империей. Таким образом они само­утверждали легитимность своих правителей. С этой целью чжоусцы политизировали историю Китая, вписав в нее пре­дания и легенды, в том числе заимствованные у соседей. Все это было поставлено на службу создаваемого центра­лизованного государства. Чжоусцы использовали схему шан­ской администрации. Существовали управляющие — сель­ским хозяйством, ремеслом и строительством, военными де­лами; судья-надзиратель.

В Китае эпохи Чжоу формировались феодальные от­ношения в древневосточной интерпретации, что можно от­нести к гениальным догадкам людей эпохи Древнего мира о будущем устройстве общества.

Все земли в Поднебесной империи принадлежали ва­ну — верховному правителю. Часть земель он раздавал с правом наследственного пожалования представителям наи­более знатных родов. Земли во владение предоставлялись вместе с проживающим на ней населением и с присвоением титула получавшему ее. В XI в. до н. э. единовременно су­ществовало до 200—300 таких владений. Правитель такого владения назывался чжухоу. Некоторые из современных оте­чественных специалистов по Древнему Востоку подобные владения называют уделами, а получивших их в наслед­ственное "кормление" людей — цинами.

Следующим социальным слоем, сформировавшимся в XIV—XI вв., были дафу — главы родоплеменных групп — цзу. Факт этот свидетельствует о существовании еще в Китае периода Чжоу, до I тыс. до н. э., родоплеменных отношений. Дафу проживали в наследственных владениях чжухоу. За ними шли ши — главы больших семей, входив­ших в состав тех или иных цзу (родоплеменных групп). Со­циальную лестницу замыкала пятая группа — простолюди­ны (крестьяне, ремесленники, рабы). Первые четыре груп­пы аристократов находились в вассальной зависимости друг от друга. "Слугами" вана были чжухоу, у них в зависимости с правом условного владения частью земель чжухоу, полу­чивших ее от вана, находились дафу (иногда пишут да-фу); земли последних получали ши в условное владение, но и они сами ее не обрабатывали, привлекали для этого про­столюдинов. Иногда дафу называют древнекитайскими ры­царями, которые находились на военной службе. Но вряд ли в те времена войско было чисто профессиональным. Получая из рук чжухоу, они по формирующимся законам вассалитета должны были участвовать и в военных сраже­ниях. Представители слоя ши вполне могли быть выходца­ми из боковых линий аристократических семей и, несмотря на образованность, не имели титулов и должностей. Полу­чив землю от дафу, они часто служили в администрации.

Как показало дальнейшее развитие мировой цивили­зации (см. гл. III), социально-политическая раздробленность страны является непременным условием феодализации об­щества. Так было и в последующие века в рамках иных династических циклов Китая: как только ослаблялась госу­дарственная власть и росли тенденции к раздробленности страны, усиливались процессы обогащения знати за счет пожалований земель со стороны вышестоящих. Это был "ки­тайский" вариант частной собственности, во времена Чжоу она не могла считаться частной собственностью в современ­ном понимании, т. е. не имела права свободно отчуждаться.

Не было в Китае в эпоху Древнего мира и закрепоще­ния крестьян.

Иерархическое деление общества на социальные слои было очень жестким. Представители каждого социального слоя имели материальные блага в строгой зависимости от ранга: размеры жилья и качество его отделки; убранство жилых помещений; одежда, питание; даже размеры гроба и могилы — все было разным, четко регламентированным в зависимости от социального положения. Это указывает и на слабое развитие товарно-денежных отношений, реме­сел, торговли. В массе своей люди обходились самыми не­обходимыми вещами.

Крестьянские поля делились на два клина: одно поле земледельцы обрабатывали для себя, а второе — для вла­дельца земель. Земельный налог взимался в виде десятины (чэ). Результаты труда не только крестьян-общинников, но и торгово-ремесленных городских слоев шли не на рынок, а в казну, откуда населению выдавались продукты питания и необходимые вещи. Перераспределительная система сдер­живала развитие товарно-денежных отношений, тормози­ла экономический прогресс.

Данный тезис находит подтверждение в сборнике сти­хов, песен и гимнов о жизни простого народа под названи­ем "Шицзин", отредактированном Конфуцием. Конфуций, или Кун-Цзы (551—479 гг. до н. э.), жил в середине I тыс. до н. э. и пытался найти выход на пути к стабильности обще­ства. Являясь основателем учения об этике, он выдвинул такую триаду: совершенствование отдельного человека ве­дет к совершенствованию общества, затем к совершенство­ванию государства. Механизмами процесса были соблюде­ние этических и ритуальных церемониальных норм и при­знание мудрости предшествующих поколений. Объективно его идеи вели к усилению государства. Заботясь о его бла­ге, Учитель призывал сократить размеры налогов, нала­дить учет и контроль земледельческих работ, привлечь тру­довое население к выполнению своих обязанностей.

Из сборника "Шицзин" можно почерпнуть информацию, что Китай даже в период перехода к применению железа не знал развитых товарно-денежных отношений и рынка. Есть в них лишь упоминания о меновой торговле (по фор­муле Т—Т), и нет в этом и других сборниках эпохи VIII— VI вв. до н. э. упоминаний о деньгах. Не было четкой грани­цы между городом и деревней, между земледельцем и го­родским населением. Появление одновременно монорели­гии в Индии (буддизм) и в Китае (конфуцианство) было сим­волическим, значит, назрела такая необходимость. Но если в Индии буддизм не привел к укреплению государственнос­ти, то в Китае превращение ритуально-этических тради­ций в религию усилило центростремительные тенденции.

Экономический прогресс в Китае наблюдается в V— III вв. до н. э. Усиливаются тенденции к урбанизации, соци­альной дифференциации населения. Экономически усили­ваются торгово-ремесленные слои города. Появляются день­ги. Составными элементами новой структуры становятся сельские арендаторы и батраки-наемники. Но общинные земли по-прежнему не включались в систему рыночных связей.

Применение металла при изготовлении орудий труда, не только бронзы, но и железа, обеспечило во многом эко­номический подъем. Рост совокупного общественного про­дукта ведет к изменению формы землевладения. Появля­ется частная собственность на землю, ее можно поку­пать и продавать, правда, пока не повсеместно.

В середине I тыс. до н. э. качественные изменения про­исходят в ремесленном производстве и торговле. Раньше торговцев как социальной группы не существовало. Тех, кто занимался обменом, зачисляли в разряд простолюди­нов без возможности стать профессионалом и частным соб­ственником. Использование орудий труда из железа приве­ло к индивидуализации ремесленного производства. Растут специализация ремесла и профессионализм ремесленников. Все чаще они не сами продают свои изделия, а доверяют их профессионалам в лице торговцев. Ремесленники и тор­говцы также используют труд рабов, и это ведет к росту благосостояния их семей, так что и бедные могли стать богатыми, т. е. нарушалась прежняя социальная иерархия.

На рубеже IV и III вв. до н. э. в Китае отчетливо про­являются контуры единой империи. Долгожданное объеди­нение после упорной борьбы с сепаратизмом мелких царств состоялось в 221 г. до н. э. Первыми династиями Китайской империи были Цинь и Хань. Первым императором стал Цинь Ши-хуанди, или Цинь Шихуан (259—210 гг. до н. э.). В его имени были заложены слова: "Первый священный импера­тор".

Первым делом император покончил с раздробленнос­тью не только посредством объединения семи царств в еди­ную империю. Главным в его экономической деятельности стал отказ от удельной системы (передачи земли в ус­ловное пользование). Именно такая система закрепляла в Китае социально-политическую раздробленность, систему вассалитета. Все это логически вело к торжеству идей ча­стной собственности. Цинь Ши-хуанди ликвидировал приви­легии знати, по его приказу 120 тыс. аристократических семей были из всех семи царств насильственно переселены в столицу, оторваны от родных мест и земельных владений В Китае торжествует государственная форма соб­ственности, по социально-экономическим параметрам страна сблизилась с древневосточными деспотиями Месо­потамии, Египта и Индии.

В результате административной реформы империи была разделена на 36 областей (округов) во главе с губер­наторами, они подразделялись на уезды с уездными началь­никами, а уезды — на волости, каждая из которых состоя­ла из десятков деревенских общин. Император был полно­властным наследным правителем страны.

Социальной реформой императора можно считать "Та­бель о рангах". Первые семь рангов могли иметь простолю­дины, а с восьмого ранга их присваивали чиновникам за службу. Самыми высокими были 19—20 ранги, их предста­вителям предоставлялось право на "кормление" (за счет территорий и населения).

Законодательная реформа заключалась в введении еди­ного законодательства, очень жесткими были статьи уго­ловных законов. Среди простых людей распространялась система поручительства, при которой за одного преступ­ника наказывалась вся семья.

К реформированию в области товарно-денежных отно­шений можно отнести унификацию мер и весов и денежную реформу. Из обращения были изъяты все монеты старых образцов, введение единой монетной системы помогло в укреплении экономических связей в рамках империи. Вплоть до начала XX в. н. э. в Китае сохранилась круглая медная монета с квадратным вырезом и именем правящего импе­ратора на лицевой стороне. Реформированию подверглось и сложное иероглифическое письмо, в упрощенном виде оно сохранилось тоже до XX в. По земельной реформе кресть­яне получили от государства (без права отчуждения) наде­лы земли, за что платили налоги.

Мудрость восточного правителя проявилась в том, что Цинь Ши-хуанди, по примеру царей Месопотамии и фара­онов Египта, не запрещал частную собственность, она могла развиваться, но на вторых ролях. Наиболее богатые торговцы становились откупщиками, занимались добычей руды, соли, производством вина, т. е. зарождаются и час­тично реализуются идеи предпринимательства. Но цены на такой первостепенный товар, как зерно, контролирова­лись государством.

В стране создавались государственные ремесленные мастерские. Начала возводиться Великая Китайская сте­на, для чего использовали насыпанные в прежние годы зем­ляные валы на севере Китая. Великая стена должна была предохранять от набегов кочевников. Теперь валы укрепи­ли, облицевали камнем, построили бастионы, башни и во­рота. Проложена была также сеть дорог, соединявших ок­раины империи с центром.

Империя теперь отличалась Порядком, но Гармонии в ней было мало. Реформы первого императора проводились в жизнь поистине драконовскими методами, что вызвало недовольство населения. При преемниках первого импера­тора на смену этой пришла вторая династия Хань.

На рубеже I тыс. до н. э. и I тыс. н. э. китайцы по-пре­жнему мало интересовались внешней торговлей. Создавал­ся менталитет самодостаточности в развитии, самобытнос­ти и опоре на собственные силы. К концу тысячелетия на­коплен был огромный потенциал для дальнейшего разви­тия, в том числе благодаря проведению эффективных эко­номических реформ.

К последним известным реформаторам Китая эпохи Древнего мира относится Ван Ман, захвативший трон в 9 г. н. э. Он утвердил в Китае лишь два вида земельных владе­ний: государственный и крестьянский, без крупной феодаль­ной собственности. При нем была запрещена работорговля Запрет этот действовал недолго, рабство и в дальнейшем сохранило в Китае патриархальный характер.

В первые века н. э. Китай вступил в затяжную полосу кризисов и политической нестабильности, продолжавшую­ся до конца эпохи Древнего мира. Набеги кочевников усу­губляли положение. Но сохранена была жизненность ки­тайской цивилизации и ее государственность. Благодаря созидательной деятельности первых императоров из динас­тий Цинь и Хань дальше развивалась экономика. В интере­сах торговли регулярно передвигались караваны по Вели­кому Шелковому пути. Расцвет науки ознаменовался дости­жениями в математике: развиваются начальная алгебра и геометрия. Впервые в мире был создан сейсмограф. В горо­дах воздвигались многоэтажные дома. Была изобретена бу­мага.

Но войны, внутренние неурядицы, наблюдавшиеся в III—IV вв., подорвали хозяйство. Численность населения со­кратилась с 60 до 16 млн человек. На страну наступали ко­чевники. Только в середине VI в. н. э. был положен конец их притязаниям. В этот период укрепились китайская госу­дарственность и экономика.

* * *

Древний мир поистине явился колыбелью цивилиза­ции на планете Земля. В течение четырех тысячелетий до наступления новой эры на Древнем Востоке сформировал­ся фундамент мировой цивилизации. Активно развивались хозяйственные отношения в древних "очагах" цивилиза­ции — государствах Месопотамия, Египет, Индия и Китай. В становлении их проявились все основные цивилизацион - ные признаки: развитие земледелия и скотоводства на базе достижений аграрной неолитической революции; ремеслен­ного производства как первого этапа промышленности; тор­говли — от меновой к использованию денег; перерастание протогосударства в государство; появление письменности, монорелигии и сводов законов, легитимно обосновавших образование государств и регламентирующих их хозяйствен­ную жизнь и социальную структуру.

Хозяйство оставалось натуральным, но рано прояви­лись тенденции генезиса рыночных отношений: в форми­ровании института частной собственности в период трансформации родовой общины в территориальную и в зарождении рынка земли; в прогрессировании товарно-де­нежных отношений в условиях наличия избыточного про­дукта в трудовой деятельности и возникновения эквивален­тов денег, затем самих денег; в выделении слоя торговцев и ростовщиков на фоне разделения труда; в появлении свое­образных рынков труда в виде невольничьих рынков, на которых в рабство продавали пленных; в регламентации всех этих отношений в сводах Законов царя Хаммурапи, "Артхашастры" и др.

Многое, сделанное руками человека, разрушилось не только от времени, но и от войн. В огне погибли многочис­ленные памятники материальной и духовной культуры. До­шедшее до нас свидетельствует о самобытности и непов­торимости древневосточных цивилизаций, внесших достой­нейший вклад в становление мировой цивилизации.

Вершиной цивилизационного развития человечества в эпоху Древнего мира считается период II—I тыс. до н. э. Это было время становления, расцвета и заката древне­греческой и древнеримской цивилизаций, сыгравших осно­вополагающую роль в зарождении Европейской (Западной) Цивилизации.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

Социалистическая индустриализация и коллективизация крестьянских хозяйств в 1930-е гг

Советская экономика в 1921—1928 гг. развивалась про­тиворечиво, но основная задача нэпа была выполнена: про­мышленное и сельскохозяйственное производство было в основном восстановлено до уровня 1913 г. Кризис хлебопоставок 1925/26 и 1927/28 …

Социально-экономические последствия Великой Отечественной войны. Реформы Н. С. Хрущева — А. Н. Косыгина

За годы Великой Отечественной войны народное хозяй­ство и население страны понесли огромные потери. Из-за призыва в армию большинства мужчин из сельской местно­сти и реквизиции тракторов, грузовых автомобилей и ло­шадей для …

Денежные реформы М. М. Сперанского и Е. Ф. Канкрина

Знаменательным в истории становления финансовой си­стемы России стал 1802 г., когда манифестом Александ­ра I было создано Министерство финансов. На министра финансов возлагалась обязанность управления государствен­ными доходами и расходами. Министерство финансов …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел. +38 05235 7 41 13 Завод
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 067 561 22 71 — гл. менеджер (продажи всего оборудования)
+38 067 2650755 - продажа всего оборудования
+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи всего оборудования
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Скайп: msd-alexandriya

Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Представительство МСД в Киеве: 044 228 67 86
Дистрибьютор в Турции
и странам Закавказья
линий по производству ПСВ,
термоблоков и легких бетонов
ооо "Компания Интер Кор" Тбилиси
+995 32 230 87 83
Теймураз Микадзе
+90 536 322 1424 Турция
info@intercor.co
+995(570) 10 87 83

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.