ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

Экономика стран социалистической системы. Деятельность СЭВ

В ходе Второй мировой войны возникли предпосылки для раскола единой системы мирового хозяйства. Освобо­див от фашистов Европу, Красная Армия привнесла туда идеи социалистического переустройства экономики. Побе­ды над врагом в России и на Западе свидетельствовали, по мнению народов Восточной Европы (особенно коммунистов этих стран), о преимуществах социалистической системы хозяйствования. Здесь проходят буржуазно-демократичес­кие, затем социалистические революции, и возникают На­родная Республика Болгария (НРБ), Венгерская Народная Республика (ВНР), Германская Демократическая Респуб­лика (ГДР), Чехословацкая Советская Социалистическая Республика (ЧССР), Польская Народная Республика (ПНР), Социалистическая Республика Румыния (СРР). Албания вско­ре вышла из единого социалистического лагеря. Югосла­вия все послевоенные годы занимала промежуточное поло­жение между социалистическим лагерем и капиталисти­ческим миром. Островом свободы стала в конце 50-х гг. Куба.

Разгром милитаристской Японии сыграл благоприятную внешнеполитическую роль в победе революций социалис­тической направленности в ряде стран Азии, образуется Китайская Народная Республика (КНР), Корейская Народ­но-Демократическая Республика (КНДР), Демократическая Республика Вьетнам (ДРВ).

Окончательное оформление мировой социалистической системы (МСС) произошло к середине 50-х гг. XX в. Вклю­чив в свой состав созданную еще в 20-е гг. Монгольскую Народную Республику, МСС представляла из себя совокуп­ность суверенных государств, в которых руководящая роль принадлежала авангарду рабочего класса в лице марксист­ско-ленинских партий. Главной задачей этих партий было возглавить строительство социализма и коммунизма.

В 1949 г. возник СЭВ — Совет Экономической Взаимо­помощи с центром в Москве. Это была международная меж­правительственная организация многостороннего эконо­мического и научно-технического сотрудничества и ин­теграции социалистических стран. В нее входили все вы­шеперечисленные страны Восточной Европы, кроме СФРЮ, которая принимала участие лишь в работе отдельных ко­миссий. Кроме восточноевропейских государств, СЭВ объе­динял экономические усилия на пути социалистического строительства некоторых других стран — Монгольской На­родной Республики и Республики Куба. В качестве наблю­дателей участвовали на отдельных заседаниях: Финляндия, Ирак, Мексика, Ангола, Мозамбик, Никарагуа, Эфиопия, Йемен, а также КНДР и Лаос. С Китайской Народной Рес­публикой в 60—70-е гг. сохранялись напряженные отноше­ния, поэтому формально она не входила в состав социали­стического лагеря.

Если СЭВ определял экономическую стратегию МСС и направлял сотрудничество стран в экономике, Варшавский договор (1955 г.) призван был защитить эти страны от вне­шних врагов. В условиях холодной войны главным таким врагом были США. Страны Варшавского договора имели общее военное руководство, регулярно проводили совмес­тные военные учения. Устав СЭВ был окончательно сфор­мулирован лишь в I960 г.

Позднее, в 1962 г., договорились об основных принци­пах международного социалистического разделения тру­да, утвердили ряд комплексных программ подъема эконо­мики. Принципы экономического сотрудничества между рес­публиками СССР стали во многом моделью экономических взаимоотношениях внутри СЭВ.

Существовало равное представительство, равные права и обязанности каждой страны — участницы СЭВ, независи­мо от экономического потенциала страны и численности ее населения. Высшим органом СЭВ были сессии, на которых решались важнейшие вопросы. Постоянными руководящи­ми органами были Исполком и Секретариат СЭВ.

Страны СЭВ занимали 30% всей территории Земли, на которой проживало 20% всего населения планеты, а объем производства достигал 38—39%. Не подключившись под вли­янием СССР к плану Маршалла, страны зарождающейся МСС рассчитывали в трудные послевоенные годы на эконо­мическую помощь со стороны СССР. И они ее получили. Н< то, что считалось положительным в межэкономическом со­трудничестве: разделение труда по отраслям, отдельным видам производств и даже отдельным производственным операциям изготовления одного и того же вида продук­ции, привело позднее к большим осложнениям в экономи­ке этих стран.

Предпринимаемые в течение сорока послевоенных лет усилия стран Восточной Европы, а также ряда стран Азии и Кубы по строительству социализма преподносились пра­вительствами этих стран под влиянием СССР как более про­грессивное развитие социалистической системы хозяйство­вания по сравнению с капиталистической системой. Но чтобы соревноваться по всем параметрам, нужно было заложить основы социализма в странах МСС, как это предписыва­лось программами правящих партий.

Восточноевропейские страны в довоенный период боль­ше развивались в условиях рыночной экономики, нежели Россия накануне 1917 года. Иным был и менталитет их на­родов, больше интеграция в мировую капиталистическую систему хозяйства (кроме Болгарии, Албании и Румынии).

Поэтому первый этап социально-экономических преоб­разований в странах Восточной Европы не был подобен про­цессам в экономике и социальных отношениях в России в годы советской власти.

В странах народной демократии, называющихся так после 1945 г., национализация земли вообще не проводи­лась. Часть земли, конфискованной у помещиков или зажи­точных крестьян, продавалась по льготным ценам. В одних странах в связи с такой политикой произошла частичная натурализация хозяйств (из-за появления множества мел­ких наделов). В Венгрии сохранились крупные фермерс­кие хозяйства. Интересно, что земли у "кулаков" было втрое больше, чем у помещиков (соответственно 150 и 50 га). Таким образом, в этих странах не пошли по пути России — землю не национализировали и не раздавали бес­платно в условное владение, значительная часть земель­ного фонда сохранялась в частной собственности.

Своеобразно развивались события в Болгарии. Земля в собственности крестьян оказалась здесь благодаря силе русского оружия еще в период последней русско-турецкой войны в конце XIX в., когда Болгария была освобождена из-под власти Турецкой империи. Проводилась и национа­лизация в промышленной сфере, но в разные временные периоды. После провозглашения 15 сентября народной рес­публики в Болгарии в собственность государства перешли:

А) объекты промышленной инфраструктуры: железные до­роги, почта, радио, телеграф, телефон и электростанции;

Б) часть банков, т. е. объектов рыночной инфраструктуры;

В) предприятия и шахты, которые и до сентября 1944 г. являлись собственностью буржуазного государства; г) пред­приятия, конфискованные у военных преступников, т. е. лиц, сотрудничавших с фашистским режимом.

На всех частных предприятиях был введен рабочий кон­троль. Благодаря сохранению сектора частной промышлен­ности, страна уже в 1946 г. достигла довоенного уровня про­мышленного производства. В самом конце 1947 г. на основе

Закона о национализации были переведены в собственность государства 6000 частновладельческих предприятий, боль­шинство банковско-кредитных учреждений; одновременно была проведена денежная реформа.

Однако сохранился сектор кустарных и кооперативных предприятий, почти многоукладность в экономике.

В ходе выполнения первого пятилетного плана раз­вития народного хозяйства на 1949—1953 гг. продолжи­лась индустриализация и электрофикация страны. В итоге выполнения этого плана страна из аграрной превратилась в индустриально-аграрную. Промышленная продукция со­ставила 56% всей валовой продукции. Эти годы принято считать третьим завершающим этапом индустриализации ВНР.

Ускоренными темпами создавались основы социализма и в Албании. К странам народной демократии она себя при­числила сразу после освобождения от оккупации, в конце ноября 1944 г. В 1945 г., в ходе аграрной реформы, здесь была проведена конфискация помещичьих земель, а в 1947— 1948 гг. появились первые сельхозкооперативы. Как и в Бол­гарии, в Албании в 1946—1947 гг. национализировали про­мышленные предприятия, кроме кустарных мастерских. Так же были национализированы: транспорт, Албанский банк, внешняя и оптовая внутренняя торговля. Вместо пятилет­него плана был утвержден вначале однолетний, затем двух­летний планы. Начавшаяся индустриализация проводилась с помощью СССР, т. е. пытались сразу произвести социали­стическую реконструкцию хозяйства. Однако вскоре Алба­ния, по воле Сталина, была подвергнута определенной дис­криминации.

В несколько этапов проводилась национализация в Вен­грии, с 1945 по 1949 г. Национализация промышленности (кроме мелкотоварного сектора) осуществилась к 1949 г. Ранее под контроль государства были взяты внешняя и оп­товая внутренняя торговля, банки, другие денежно-кре­дитные учреждения.

Румыния тоже с весны 1945 г. пошла по социалисти­ческому пути развития. Закон о национализации был при­нят в июне 1948 г., по нему к государству перешло 1609 предприятий промышленности. Однако многие крупные промышленные предприятия (металлургические, химичес­кие и т. д.) и до этого находились в ведении государства. Национализировали десять частных железных дорог и че­тыре пароходных общества. Медленнее проходил этот про­цесс в торговле, он завершился лишь к концу 1950 г.

Развитие Чехословакии после Второй мировой войны отличалось от развития стран Восточной Европы. До войны она входила в число десяти наиболее развитых капиталис­тических стран по производству промышленной продукции на душу населения. Поэтому здесь не планировалась круп­номасштабная индустриализация. В 1950 г. была завершена национализация промышленных предприятий, где труди­лось более 50 человек, а также внешней и оптовой внут­ренней торговли.

Наиболее активно в военные годы в борьбе с гитлеров­ским режимом участвовала Югославия.

Провозглашение ее Федеративной народной республи­кой состоялось после упразднения монархии, 29 ноября 1945 г. До этого, в ходе народно-освободительного движе­ния, были конфискованы промышленные предприятия, при­надлежавшие ранее буржуазии Германии и Италии. Таким образом, вне государственного сектора оставались лишь 25% предприятий. Поэтому национализация крупных бан­ков, крупных и средних заводов, фабрик, мастерских осу­ществлялась одновременно. В это же время проводилась и аграрная реформа, передавались в частную собственность земли, конфискованные у помещиков, церкви, банков, не­мецких оккупантов. Государству стали принадлежать зем­ли с полезными ископаемыми, лесом и водой, земли про­мышленного значения.

Основная часть земельного фонда в Польше осталась в распоряжении крестьянских хозяйств, за исключением 13—17% земель сельскохозяйственного назначения, на ко­торых были созданы кооперативы. Наличие большого част­ного сектора в агросфере стало одной из причин усиления в 1980 г. оппозиционного правящей компартии движения.

Национализация здесь была проведена ускоренными темпами — в 1945—1946 гг. А уже в трехлетнем плане 1945—1947 гг. основное внимание уделялось индустриали­зации.

Своеобразно происходило экономическое развитие в ГДР, так как до 7 октября 1949 г. она находилась под конт­ролем советской военной администрации, поэтому рефор­мирование в экономике началось позже. Влияние СССР про­явилось в организации народных имений по типу советс­ких хозяйств, т. е. входящих в государственный сектор. На­ционализированы были все конфискованные ранее пред­приятия германских монополистов, военных и нацистских преступников.

Китай был провозглашен народной республикой 1 ок­тября 1949 г. Сразу были национализированы предприятия, принадлежавшие китайской и иностранной буржуазии. Стра­на взяла курс на индустриализацию и социализм.

Таким образом, социально-экономические преобразова­ния в странах народной демократии носили компромиссный характер. Почти во всех странах в структуре экономики остался мелкотоварный сектор.

На втором этапе экономического развития стран МСС должна была осуществиться социалистическая реконст­рукция хозяйства. Коллективизации "по-советски" здесь не произошло. Больше всего были развиты снабженческо-сбы - товые, а также кредитные и потребительские кооперати­вы.

Болгария и Румыния более других стран Восточной Ев­ропы выиграли от проведения индустриализации с помо­щью СССР и других государств социалистического содру­жества. Здесь впервые была создана фабрично-заводская промышленность, это свидетельствует о запоздалом осу­ществлении в БНР и СРР промышленной революции и ин­дустриализации. Поэтому вначале с помощью СССР здесь создали пищевую промышленность (консервированные ово­щи и фрукты в больших объемах долгое время закупались СССР). В стране много горных рек, поэтому строились ГЭС и создавалась электроэнергетика. В Родопских горах нахо­дились значительные залежи руд цветных металлов, на их базе создали металлургию цветных металлов. Однако ма­шиностроительная отрасль (кроме сельхозмашиностроения.) как основа индустриализации не была создана. Машины для оснащения пищевой, горнодобывающей и металлургичес­кой отраслей завозились из СССР и ряда других стран.

Похожие процессы проходили и в Румынии.

ПНР и ВНР были экономически более развиты, чем БНР и СРР. Находясь до осени 1917 г. в составе Российской им­перии, Польша имела развитую текстильную, угольную и металлургическую промышленность, а в Венгрии почти те же отрасли развивались еще в рамках Австро-Венгрии. В довольно трудных условиях 50-х гг. XX в. здесь создава­лась машиностроительная промышленность.

Свои экономические трудности имелись и в ГДР. Вос­точная Германия, попавшая под влияние Советского окку­пационного режима, издавна была аграрной частью Герма­нии. В Западной Германии находились залежи каменного угля и железной руды. Для развития металлургии ГДР при­шлось использовать бурый уголь. Чтобы сократить затраты на индустриализацию, "молодое" машиностроение стало специализироваться на неметаллоемких отраслях.

Чехословакия, как известно, состояла из промышлен - но развитой Чехии и аграрной Словакии. Однако в после­дней, как и в Болгарии, протекает много горных рек, по­этому экономически выгодной оказалась переброска более 300 предприятий из Чехии в Словакию. Для их деятельнос­ти использовалась энергия от ГЭС, построенных на горных реках.

Индустриализация в Китае проводилась, как известно, в русле политики "большого скачка". С 1956 г. в условиях доминирования в экономике государственного сектора осу­ществлялись планы строительства социализма. В пер­вой половине 60-х гг. выросло производство стали, угля, нефти, станков для металлообрабатывающей промышлен­ности. Стали развиваться новые для Китая отрасли: нефте­химия и электроника. Но за годы "культурной революции" (1966—1969 гг.) экономический рост опять затормозился. В то же время с помощью СССР была создана водородная бомба, запущены спутники в космос.

Предвестником грядущих перемен в странах МСС яви­лась "Пражская весна" 1968 г. Тогда Чехословакия попыта­лась взять курс на постепенную демократизацию в обще­ственной жизни и либерализацию в экономике, но попытка не удалась из-за ввода войск стран Варшавского договора. И все же в 70-е гг. наметились некоторые изменения сис­темы хозяйствования. Это объяснялось экономическими при­чинами: во многих государствах СЭВ были исчерпаны ре­зервы хозяйственного роста. Для интенсификации произ­водства нужны были кредиты, в том числе из западных стран. В середине 1970-х гг. на Западе разразился валютно-энер - гетический кризис. Усилился интерес к разработке новых технологий, в том числе биотехнологии, ЭВМ. А внутри МСС эти импульсы к росту не почувствовали, так как СССР го­тов был обеспечить стран-союзниц любыми видами сырья и топлива по "бросовым" ценам, что отрицательно сказа­лось на экономическом развитии СССР и в том числе Рос­сии.

Из-за таких экономических отношений, убыточных для страны-экспортера, СССР не получил дополнительных при­былей за счет экспорта нефти и газа в Европу.

Проигрышным в экономическом отношении для стран социалистического лагеря и их лидеров в первую очередь оказался новый этап НТР. Страны с рыночной экономикой, использовавшие достижения НТР в экономике, вырвались далеко вперед по сравнению с соцстранами. Назревали про­тиворечия внутри стран социалистического содружества. Югославия, Венгрия и Чехословакия стремились преодо­леть барьеры СЭВ и вписаться в мировой рынок. Но тогда почти неразрешимым был вопрос о мировых ценах.

В этих условиях СЭВ стремился к усилению процессов интеграции. Принятая в связи с этим в 1971 г. программа еще более углубленно предусматривала решение задач по специализации и т. д. В 70-е гг. вырос внутренний товарообо­рот, в рамках СЭВ было заключено более 100 многосторон­них (с несколькими странами) и более 1000 двусторонних со­глашений о производственной кооперации (несколько подоб­ных соглашений действовало в автомобилестроении).

Многие принципы СЭВ сдерживали экономический про­гресс СССР и других стран соцлагеря. Выравнивание уров­ня экономики разных стран приводило к нивелированию, отсутствию конкуренции, низким ценам на товары, неэф­фективности производства. Экспортируя в страны СЭВ сы­рье и топливо и импортируя от них готовую продукцию, СССР оказывался в положении не метрополии, а колонии.

Для всех стран, участвующих в торговых оборотах внут­ри СЭВ, дешевые сырье и топливо тормозили переход к ресурсосберегавшим технологиям, в том числе не метал­лоемким, а металлосберегающим. Торговля не была взаи­мовыгодной. Планово-распределительная система действо­вала как внутри этих стран, так и в рамках всей социалис­тической системы.

Процессы дезинтеграции нарастали, вызванные усиле­нием противоречий как внутри стран, так и на уровне меж­хозяйственных отношений. Все яснее становилось, что в соревновании двух систем проигрывает социалистичес­кая. Объективно необходимой была ломка планово-распре­делительной системы и изменение хозяйственного механиз­ма в пользу перехода к рыночным отношениям.

В 1990 г. промышленное производство в Польше упало на 23%, в Румынии — на 20%. В других странах Восточной

Европы также наблюдался спад производства, в Болга­рии — на 10,7% и т. д.

Страны бывшего социалистического лагеря, заявив о переориентации на капиталистический путь развития, ищут новых партнеров для экономического сотрудничества. Они стремятся "вписать" свою национальную экономику в миро­вое экономическое сообщество, более всего в ЕЭС, а так­же вступить в НАТО. На пути переориентации мирохозяй­ственных связей им предстоит преодолеть еще много эко­номических затруднений.

Раскол на две системы хозяйствования, наметившийся в 1917 г., окончательно проявился после 1945 г. Разделение на две системы: капиталистическую (рыночную) и социали­стическую (командно-административную) на несколько де­сятилетий задержало развитие мирового хозяйства и ми­рового рынка.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

Период "военного коммунизма&quot

После захвата политической власти в октябре 1917 г. и образования Советского правительства во главе с В. И. Ле­ниным (Ульяновым) большевики приступили к экономичес­кому преобразованию России, формированию новой хозяй­ственной системы. Предполагалось …

Новая экономическая политика. Экономические дискуссии 1920-х гг

Весной 1921 г. партийно-правительственное руководство РСФСР наметило долговременную программу действий с целью выхода из жестокого социально-экономического кри­зиса. С созданием СССР в конце 1922 г. программа эта авто­матически продолжала действовать в …

Экономические реформы Нэпа

Реформирование экономики в стране началось с введе­нием уже весной 1921 г. вместо продразверстки продоволь­ственного налога. Отличительными его чертами были: прод­налог взимался в размере на 30—50% меньше, чем про­дразверстка, при этом …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел. +38 05235 7 41 13 Завод
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 067 561 22 71 — гл. менеджер (продажи всего оборудования)
+38 067 2650755 - продажа всего оборудования
+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи всего оборудования
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Скайп: msd-alexandriya

Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Представительство МСД в Киеве: 044 228 67 86
Дистрибьютор в Турции
и странам Закавказья
линий по производству ПСВ,
термоблоков и легких бетонов
ооо "Компания Интер Кор" Тбилиси
+995 32 230 87 83
Теймураз Микадзе
+90 536 322 1424 Турция
info@intercor.co
+995(570) 10 87 83

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.