Эффективность

Техника выписывания

В то время как маркировка предназначается для выделения отдельных частей текста, задачей выписывания является «изъятие» важных мыслей, идей и т. п. К нему прибегают в тех случаях, когда хотят использовать выдержки из текста при подготовке докладов, статей, крупных работ и т. п.

Основной принцип выписывания такой же, как и маркировки:

Лишь самое существенное и в кратчайшей форме!

Различают три основных формы выписывания:

 Дословная выписка.

В этом случае следует соблюдать такие правила цитирования, как точное указание источника и корректное воспроизведение выдержки — обязательно для докладов, рукописей и научных работ!

Пример:

Рациональное чтение

Выписывание выдержек из текста «В практике оправдало себя выписывание на картонные карточки шириной в половину листа и несколько длиннее книжной страницы,  чтобы она была заметнее в закрытой книге»

Дословная цитата

Цильке Вольфганг. Учебник по технике обучения, мышления и организации труда. Мюнхен, 1980. С. 223.

Указание источника

Помните, однако, о том, что ксеро- фотокопирование заменяют расточающее время выписывания дословных цитат!

 Выписка «по смыслу».

В этом случае мысль автора передается собственными словами. Безупречная в научном отношении работа предполагает такого рода смысловые воспроизведения. Делается такая выписка в соответствии с теми же правилами, что и дословная цитата.

 Конспективная выписка.

В данном случае кратко записываются важнейшие составные пункты, тезисы, мысли и идеи текста Подобный обзор содержания может быть важным подспорьем для запоминания и вспомогательным средством для нахождения соответствующих мест в тексте.

Основные мысли текста вы можете изложить своими словами на специальной карточке. Ниже следует формуляр для составления конспективной выписки из книги.

Рациональная обработка текста

Книга (библиографические данные)

Издание:

Страницы

Мысли, темы,

Возникшие идеи и т. д.

К какому времени проработать?

Контроль

Обзор текста вы можете составить также посредством логической структуры, вместо того чтобы следовать повествовательной схеме.

Преимущества логической структуры состоят в следующем:

— содержание текста перерабатывается так, чтобы правильно были представлены внутренние взаимосвязи содержания;

— удается избежать многословия, поскольку опускаются соединительные слова, детали и т. д.;

— информация становится более обозримой и запоминаемой;

— выделенные ключевые слова помогают при после дующем просмотре ассоциативно вспомнить о деталях.

С помощью конспективной выписки можно также составить представление о том, какие темы освещаются в отдельных местах разных книг. Дополнительное указание номеров страниц облегчает нахождение этих мест.

Так же как и техника маркировки текста, составление выдержек предполагает разнообразные подходы с элементами творчества, например:

— выписка основных пунктов;

— вписка ключевых понятий и слов;

— диктовка на магнитофон;

— различные комбинации указанных форм.

Разработайте свою собственную систему составления выдержек и постоянно совершенствуйте ее! При составлении выдержек целесообразно последовательно придерживаться освоенной системы. На этой базе Вы сможете составить архив или картотеку важных специальных публикаций по предметам.

Выписывайте важнейшую информацию и составляйте из нее архив для последующей расшифровки и обработки! Старайтесь и в этом деле установить приоритеты!

Метод SQ 3R

В качестве обобщения по рациональному чтению могут служить принципы нижеследующего трех - или пятиступенчатого метода, с помощью которого можно эффективно обработать соответствующую книгу или статью по специальности. Этот метод называют также

SQ 3R

щелкните, и изображение увеличится

Пять ступеней, в частности, предусматривают:

1. Обзор.

Сначала следует узнать, какую информацию несет книга в целом.

После проработки таких вспомогательных материалов, как:

— предисловие и введение;

— оглавление и текст на обложке;

— рубрики и подзаголовки глав;

— резюме и выводы;

— поименный и предметный указатель,

— можно уже судить о содержании и решить, какие разделы вообще нужно прочитать.

2. Постановка вопросов.

Пассивное чтение, имеющее целью лишь восприятие информации, недостаточно для того, чтобы творчески проработать прочитанное. Постановка вопросов к тексту стимулирует активное осознанное чтение, а также способствует повышению внимательности (мотивации к чтению):

— Идет ли речь о новой или уже известной информации?

— Идет ли речь в данном источнике информации о фактах, мнениях, гипотезах?

— Какие намерения преследует автор  в изложении?

— С какими воззрениями можно согласиться, а каким — возразить?

— Какую предварительную подготовку предполагает текст?

— Чем отличается содержание прочитанного от моих прежних знаний?

— Следует ли для меня из прочитанного необходимость действия?

Постановка вопросов помогает отделить существенное от несущественного, читать критически и концентрированно, исключает необходимость повторного чтения.

3. Чтение.

Следующая ступень — целевое и концентрированное восприятие материала. Для этого можно воспользоваться вспомогательными средствами, предлагаемыми автором: различными выделениями в тексте, графиками, указаниями и ссылками. В остальном можно и должно пользоваться описанными выше приемами быстрого чтения.

Для проработки специальной литературы мы рекомендуем следующие две ступени пятиступенчатого метода.

4. Обобщение.

Прочитанный текст нуждается в обобщении, чтобы удостовериться, что материал усвоен. Особенно помогают при этом вопросы к тексту, которые ставятся в начале чтения.

Переход от постановки вопросов к чтению и обобщению материала поддерживает мотивацию к чтению и предотвращает наступление усталости.

5. Повторение.

Завершающее повторение служит сведению в единое целое отдельных результатов, полученных в ходе проработки текста, дополнению сделанных пометок, завершению работы над текстом, например с помощью выписок.

Целесообразно еще раз с помощью вопросов подстраховаться в том, что касается важнейших ответов и обобщений.

Даже если методические приемы SQ 3R кажутся непривычными, при определенной тренировке вопросы и критическое отношение к тексту возникают сами собой — исходя из интересов и соответствующего уровня знаний.

Ясно, что рациональное чтение может обусловливать также повторные просмотры того же материала, причем каждый из этих проходов по тексту служит определенной цели. Например:

Первый проход:

Селекция материала — установление последующих шагов;

Второй проход:

Ориентирующее, изучающее, обобщающее чтение;

Третий проход:

Углубленное (быстрое) чтение с пометками;

Четвертый проход:

Обобщающее чтение с целью перепроверки (постановки вопросов);

Пятый проход:

Повторное чтение с выписками.

Эффективность

Кухни и другие виды мебели на заказ

Украинская компания "ДИС" уже много лет занимается изготовлением, сборкой и реализацией различной мебели на заказ. За годы ее существования тысячи киевлян установили в свои дома и квартиры действительно качественную и, …

Отзыв о магазине Таурус-2000

Я часто приобретают строительные материалы и инструменты в интернет-магазине taurus-2000.com.ua. Компания Таурус-2000 предлагает товар высокого качества и по самым доступным ценам. В последний раз мне понадобился металлический трос. Конечно же, …

Каким фреоном заправлять кондиционер?

Ни один автомобильный кондиционер не может работать без такого вещества, как фреон. Время от времени возникает потребность в его замене, и перед владельцами автомобилей возникает вопрос, какой же фреон подходит …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.