РАЗДЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ—ИНЖЕНЕРНЫЙ ПОДХОД
При использовании этого подхода, который очень полезен при разработке конструкции и, кроме того, позволяет предложить вполне удовлетворительную методику расчета, система двигателя рассматривается как совокупность отдельных, но взаимосвязанных факторов, т. е. все факторы разделены. Перенос энергии определяют с помощью идеализированных методов типа изотермического и полуадиабатного метода. Полученные расчетные значения затем уменьшают, чтобы учесть различные потери энергии в системе. Предполагается, что все потоки энергии аддитивны. Это предположение до некоторой степени произвольно, но вполне разумно. Расчет идеальных массовых расходов осуществляют в предположении об отсутствии падения давления, а затем с использованием найденных значений расхода рассчитываюд^ререпады давления в системе. Это также довольно разумная методика, поскольку относительные потери давления малы, хотя с академической точки зрения ее нельзя считать строгой. Инженеры-конструкторы могут без колебаний применять этот подход. Однако, как будет показано ниже, при использовании методов раздельного анализа невозможно провести сквозной последовательный расчет и решения можно получить только после нескольких итераций. Следовательно, данные, полученные, скажем, для течения в предположении отсутствия потерь, используются затем для уточнения этого предположения. Раздельный подход применяется практически во всех ведущих конструкторских организациях, разрабатывающих двигатели Стирлинга. В конце 60-х — начале 70-х годов большую работу в этом направлении проводила исследовательская группа фирмы МТИ под руководством профессора Смита [20], но основной вклад в развитие теперь уже общеизвестного подхода к проектированию двигателей Стирлинга внес, без сомнения, Мартини [6, 18]. Все исследователи используют один и тот же принцип, хотя каждая методика расчета обычно имеет свои особенности. Этот подход можно легко модернизировать, поскольку отдельные составляющие анализа разделены; следовательно, изотермическую модель идеального термодинамического процесса можно заменить адиабатной, и это не вызовет особых затруднений.
Хотя с помощью расчетных методов можно получить подробные данные по многим аспектам рабочего процесса, основная цель состоит в том, чтобы обеспечить работоспособность двигателя или конструкции двигателя с точки зрения выходной мощности и суммарного КПД. Выходная мощность и подведенная тепловая энергия определяются по результатам анализа идеального термодинамического процесса, проведенного либо методом Шмидта, либо полуадиабатным методом. Эти параметры можно обозначить символами Ятерм и QTepM соответственно. Вырабатываемая мощность уменьшается вследствие аэродинамических потерь в теплообменнике Pw и механического трения в механизме привода и в системе уплотнения. Следовательно, эффективная мощность двигателя выражается соотношением
Рэфф = Ртерм -ZPw- Рр- (3.39)
Чтобы учесть потерн на трение в приводном механизме и системе уплотнения, можно применить суммарный механический КПД, хотя при этом следует соблюдать известную осторожность [20]. При таком подходе соотношение (3.39) сводится к следующему:
Рэфф = Пм (Ртет ~ £ Pw)- (3.Ю)
Количество подведенной к системе тепловой энергии должно быть больше, чем это получается по результатам расчета идеального термодинамического процесса, чтобы учесть потери тепла в регенераторе 2Qper, суммарные кондуктнвные тепловые потери 2<ЭконД и два источника потерь, характерных именно для работы двигателя Стирлинга, так называемые насосные потери QflP и челночные кондуктнвные потери Qsn■ Эти потери будут ослабляться, поскольку под действием скоростного напора в
21 Зак. 839 регенераторе и нагревателе температура рабочего тела повышается и, следовательно, требуется подводить меньшее количество тепла. Однако в первом приближении благоприятный скоростной напор возникает лишь при одном направлении течения в половине цикла, как указано в гл. 1. Поэтому требуемое количество подведенной тепловой энергии в единицу времени выражается соотношением
Qbx = <3терм + £ Qper + Z Q конд Qap "Ь Qsh Vh " PWR!2. (3.41) После этого нетрудно найти эффективный КПД двигателя
% = Рэфф/QBX (3.42)
И тепловую нагрузку на холодильник
Qxол = Qbx ~ Рэфф - (3.43)
При расчете рабочих характеристик двигателя необходимо задать температуры газа в полостях расширения и сжатия. Однако эти температуры зависят от теплоотдачи теплообменников в окружающую среду и от интенсивности переноса тепла от рабочего тела к внутренним поверхностям теплообменников. В свою очередь перенос тепла зависит от потерь, которые были указаны выше. Поэтому при использовании подобных методов расчета обычно предполагают вначале, что температура газа в полости расширения равна температуре нагревателя (или на несколько градусов ниже), а температура газа в полости сжатия равна температуре холодильника (или на несколько градусов выше):
ТЕ — ^нагр (или Г„агр - ДГиагр), (3.44)
Тс = ТхоЛИли Гхол + АГхол), (3.45)
Где в качестве разумных приближений можно ирпиять значения АТ'нагр 15 °С и Д7хол = 5°С. После этого по расчетным
Значениям подведенной и отведенной тепловой энергии можно найти коэффициенты теплоотдачи в теплообменниках и определить эффективные температуры газа. Затем нужно повторить расчет, пока не будет достигнута удовлетворительная сходимость результатов.
Определить конкретные потери довольно трудно, поскольку почти для всех указанных потерь нет полностью удовлетворительных методов расчета, и очень часто выбор того или иного расчетного соотношения делается совершенно произвольно. Тем не менее можно добиться того, чтобы отклонение расчетных рабочих характеристик от измеренных значений не превышало 10%.
Ниже мы кратко рассмотрим указанные потери, но при этом следует подчеркнуть, что приведенные нами расчетные соотношения нп в коем случае не являются ни единственными, ни самыми точными, поскольку таких соотношений пока не получено.