ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ

Понятие и сущность инфляции, ее типы и виды

Как экономическое явление инфляция существует уже дли­тельное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возник­новением бумажных денег, с функционированием которых нераз­рывно связана.

Термин «инфляция» впервые стал употребляться в Северной Америке в период Гражданской войны 1861—1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся в Англии и Франции.

Традиционно инфляция определяется как переполнение ка­налов обращения денежной массы сверх потребностей товарообо­рота, вызывающее обесценивание денежной единицы, и, соответ­ственно, рост товарных цен. Однако это определение нельзя счи­тать полным. Инфляция, хотя и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое дис­пропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хо­зяйства. Инфляция представляет одну из наиболее острых про­блем современного развития экономики во многих странах мира.

Современной инфляции присущ ряд особенностей: если рань - Ше инфляция носила локальный характер, то сейчас — повсемест­ный, всеохватывающий; если раньше она охватывала больший или меньший период, т. е. имела периодический характер, то сейчас — хРонический.

Рост цен может быть связан с превышением спроса над пред. ложением товаров. Однако такой рост цен, связанный с диспро порцией между спросом и предложением на каком-то отдельно: товарном рынке, — это не инфляция. Инфляция — это повыше ние общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с дли тельным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса] Инфляция — это дисбаланс между совокупным спросом и сово^ купным предложением, выражаемый в росте цен, не связанный повышением качества товаров.

Все факторы-причины, которые вызывают инфляцию, можи подразделить на две группы: денежные и неденежные. Денежные факторы вызывают превышение денежного спроса над товарны предложением, в результате чего происходит нарушение требО' ваний закона денежного обращения. Неденежные факторы вед; к первоначальному росту издержек и цен товаров. В зависимост; от преобладания факторов той или иной группы различают два типа инфляции: инфляцию спроса и инфляцию издержек. Инфц ляция спроса означает нарушение равновесия между спросом 4 совокупным предложением со стороны спроса, т. е. избыток средств наталкивает на ограниченное предложение и как резуль! тат — повышение цен.

Инфляция издержек означает рост цен вследствие увеличен ния издержек производства. Структурная инфляция сочетает ин фляцию спроса и издержек, и в ее основе лежат процессы, свя занные с изменениями структуры спроса. Инфляция спроса оп| ределяется следующими факторами:

Милитаризация экономики и рост военных расходов.

В отдельные периоды она приводит к оживлению экономик: так как рост расходов государства на военные цели вызывает рос1 занятости трудоспособного населения в сфере производства воені ной техники. В то же время современная техника все в меньше: степени оказывается приспособленной для использования в граж] данских целях. Государство в результате постоянного роста н производительного потребления части национального дохода сам] является потребителем данного товара, создает условия для п< явления дефицита госбюджета и увеличения государственно^ долга.

Дефицит государственного бюджета и рост государственно; долга:

• покрытие дефицита обеспечивается за счет дополнительной эмиссии денежных знаков либо за счет роста величины размеща­емых государственных займов;

• кредитная экспансия. Она проводится эмиссионными бан - | ками при кредитовании правительств и при насыщении денеж­ной массы иностранной валютой, обмениваемой на националь-

! ную;

• импортируемая инфляция. Она проявляется в двух случаях: при получении международных кредитов в иностранной валюте, которые в дальнейшем обмениваются на национальную, тем са­мым увеличивая денежную массу в стране, и при покупке иност­ранной валюты с активным платежным балансом за счет допол­нительной платежной эмиссии национальной валюты.

Инфляция издержек характеризуется воздействием следую­щих неденежных факторов на процессы ценообразования:

• снижение роста производительности труда и падение объе­мов производства. Как правило, оно вызывается структурными сдвигами в экономике или циклическими колебаниями, что спо­собствует росту издержек производства, а вместе с ним и сокра­щению объемов прибыли и далее снижению объемов производ­ства и росту цен;

• расширение сферы услуг и рост их значения в обществе. В сфере услуг, как правило, наблюдается более медленный рост производительности труда, нежели в производственной сфере, и в то же время в общих издержках производства заработная пла­та имеет значительный удельный вес, что ведет к общему росту Цен на услуги;

• рост оплаты труда в общем объеме издержек производства. Активная деятельность профсоюзов и наемных работников, на­правленная на осуществление контроля за номинальной заработ­ной платой, приводит к тому, что работодатели сопровождают по­вышение заработной платы ростом цен на производимую продук­цию;

• неценовая конкуренция. Изменение условий производства, направленное на расширение ассортимента и качества продукции, продажи посредством рекламы, ведет к росту издержек произ­водства и, соответственно, товарных цен;

[ • рост величины косвенных налогов. Они включаются в цены Товаров, что ведет к их росту;

• при структурной инфляции. Здесь возможно сочетание де - фицита госбюджета и товарного дефицита с быстрым ростом цеі и снижением реальных доходов населения. Классификация инф^ ляции возможна на основе других критериев: социально-зконої мических условий, типа денежной системы страны, факторов степени инфляционных процессов. Наибольшее распространение получила классификация процессов инфляции по степени ее ин| тенсивности.

Инфляция по степени интенсивности бывает следующих ви* дов:

1) Нормальная (темпы роста цен 3—3,5% в год);

2) Умеренная (ползучая) (темпы роста цен достигают 10% в го, но не выше 50%);

3) Галопирующая (темп роста цен до 100% в год, иногда и д 200%);

4) Гиперинфляция (темп роста цен превышает 50% в месяі| Деньги вытеснены из оборота, уступая бартеру).

ИЗ ВСЄХ ВИДОВ ИНфлЯЦИИ Наиболее ГубитеЛЬНОЙ ДЛЯ ЭКОНОМИ' ки является гиперинфляция, где роль денег сильно снижаете, население переходит на другие формы расчета. Появляются п; раллельные валюты, в том числе иностранные.

Характерными чертами гиперинфляции являются:

1. Разрушение нормальных экономических отношений.

2. Производители и потребители избавляются от денег, B^aj дывая их в непроизводительные ценности.

3. Взаиморасчеты принимают бартерный характер.

4. Сворачивается производство и накапливаются товары в раї чете на их подорожание.

5. Растет спекулятивная деятельность.

Все вышеперечисленные виды инфляции представляют собоі

Открытую инфляцию. Здесь виден рост цен. В отличие от нее с; ществует и подавленная инфляция, где рост цен может и не ні блюдаться. Обесценивание денег проявляется в дефицитах и оч< редях.

Инфляцию можно классифицировать и по другим критери. (рис. 4.2):

Понятие и сущность инфляции, ее типы и виды

Рис. 4.2. Классификация инфляции

Инфляция оказывает влияние на экономику как с положитель­ной стороны, так и с отрицательной. Зависит это от темпов ее ро­ста. Чаще всего инфляция приводит к негативным последствиям в экономике.

1. Усиливает диспропорции в экономике. Неравномерный рост цен на товары способствует переливанию капиталов из одних от­раслей производства в другие (расширяется производство в од­них отраслях и сокращается в других). При этом подрываются сти­мулы к долгосрочным инвестициям, что ведет к росту безработи­цы, сдерживанию процесса накопления капитала, дезорганизации хозяйственных связей.

2. Создает условия для перелива капитала из производства в сферу обращения. Возникает спекулятивная торговля, где капи­тал быстро оборачивается и приносит прибыль. Инфляция при­водит к обесцениванию всех форм промышленного капитала.

3. Искажает структуру потребительского спроса. Рост цен по­рождает стремление превратить деньги в реальные ценности-то­вары независимо от потребности в них.

4. Нарушает емкость внутреннего рынка. Снижается реальная 3аработная плата всех слоев населения, затрудняется сбыт това­ров за счет сокращения платежеспособного спроса.

5. Нарушает функционирование денежно-кредитной системы Снижение покупательной способности денег приводит к сокраще нию объема денежных накоплений и тем самым к сокращени; ресурсов финасово-кредитных учреждений. Обостряется борьб; за сферы привлечения и приложения капитала. Значительная часть больше не возвращается на внутренний рынок ни в товар ной, ни в денежной форме.

6. Отрицательно сказывается на международных экономичес ких отношениях. Обесценивание денег приводит к снижению кон курентоспособности фирм-экспортеров и способствует ввозу то варов из-за рубежа. В поисках прибыльного приложения и надеж> ного убежища капиталов происходит их отток за границу, в pi зультате чего ухудшается платежный баланс страны.

7. Обостряет процесс государственного финансирования. О: стимулирует наполнение бюджета за счет эмиссии денежных знаї ков. При Этом обесцениваются налоговые поступления в казн; обостряется проблема государственного долга.

8. Обостряет валютный кризис. Различия в темпах инфляци; между странами ведут к несоответствию между официальным рыночным курсом валюты. Инфляция способствует увеличений? международных платежных средств (их массы).

ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ

О мониторинге обменных пунктов

Система, которая помогает найти наиболее оптимальный курс по которому можно совершить обмен валюты среди всех обменников и является мониторингом обменных пунктов. Подобная система поможет не только быстро найти самый высокий …

Кредиты для малого и среднего бизнеса

В большинстве случаев кредиты для малого бизнеса выдаются российскими банками в рамках стандартных продуктов, в которых четко прописаны требования к заемщику и критерии пользования заемными деньгами. Если хотя бы одно …

Практические задания

Тема: Деньги Задание № 1 Продолжите пословицы и поговорки: 1. Береженая копейка рубль бережет. 2. Деньги — дело наживное. 3. Больше денег — больше хлопот. 4. Чужие деньги считать — …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел. +38 05235 7 41 13 Завод
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 067 561 22 71 — гл. менеджер (продажи всего оборудования)
+38 067 2650755 - продажа всего оборудования
+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи всего оборудования
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Скайп: msd-alexandriya

Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Представительство МСД в Киеве: 044 228 67 86
Дистрибьютор в Турции
и странам Закавказья
линий по производству ПСВ,
термоблоков и легких бетонов
ооо "Компания Интер Кор" Тбилиси
+995 32 230 87 83
Теймураз Микадзе
+90 536 322 1424 Турция
info@intercor.co
+995(570) 10 87 83

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.