ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ

Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации

Развитие мировой экономики предполагает необходимость ре­гулирования, проведения согласованных действий и координации экономической, в том числе и валютно-финансовой политики го­сударств. В этих условиях возрастает роль международных ин­ститутов, особенно валютно-кредитных и финансовых организа­ций.

Причинами, обусловившими возникновение и функциониро­вание международных валютно-финансовых институтов, являют­ся следующие: глобализация мировой экономики; расширение и Углубление мирохозяйственных связей; усиление процессов эко­номического регулирования в условиях нестабильности. Они при­званы решать такие основные задачи, как осуществление межго­сударственного валютно-финансового регулирования, разработ­ка стратегии и тактики мировой валютно-финансовой и кредитной Политики в целях стабилизации международных финансов и ряд Других.

Основными международными валютно-кредитными и финан­совыми организациями являются МВФ, Всемирный банк, Евро­пейский банк реконструкции и развития, Банк международных Расчетов.

Международный валютный фонд (МВФ) был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН (июль 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гемпшир). На конфе, ренции был принят Устав МВФ (статьи Соглашения о МВФ), ко­торый вступил в силу 27 декабря 1945 г., а деятельность Фонда началась в мае 1946 г. в составе 39 стран-членов, непосредственно валютные операции стали проводиться с 1 марта 1947 г.

Россия вступила в МВФ в июле 1992 г. По состоянию на ян­варь 1999 г. число стран — членов МВФ составляет 182. Штаб - квартира организации находится в Вашингтоне (США), а отделе­ния — в Париже (Франция), Женеве (Швейцария), Токио (Япо­ния) и при ООН (Нью-Йорк).

Основная миссия МВФ — регулирование валютно-кредитных отношений государств-членов и оказание им финансовой помощи при валютных затруднениях путем предоставления кредитов в иностранной валюте. В соответствии с миссией основными целя­ми МВФ являются:

1) расширение сотрудничества стран в валютно-финансовой сфере;

2) поддержка стабильности валют и регулирование отношений в валютной области среди государств-членов;

3) оказание помощи в создании многосторонней системы рас четов по текущим операциям платежного баланса между страна* ми-членами;

4) устранение валютных ограничений;

5) временное предоставление странам-членам средств в инос­транной валюте для решения проблем в финансово-кредитной сфере.

Высшим органом управления МВФ является Совет управля­ющих, в ведение которого входит решение таких вопросов, как внесение изменений в статьи Устава, прием и исключение стран - членов, определение и пересмотр долей государств-членов в ка­питале, выборы исполнительных директоров.

Принятие решений в МВФ определяется голосованием, при­чем доля голосов стран-членов зависит от их доли в капитале Фон­да. В соответствии с этим наибольшим количеством голосов в МВФ обладают (1998 г.): США — 17,78 %; Германия — 5,53 %; Япония — 5,53 %; Великобритания — 4,98 %; Франция — 4,98 %; Саудовская Аравия — 3,45 %; Италия — 3,09 %; Россия — 2,90 %.

Совет управляющих делегирует ряд своих полномочий Испол­нительному совету (директорату), который решает многие поли­тические и административные вопросы деятельности МВФ. Чис­ло исполнительных директоров равно 24. Кроме того, Исполни­тельный совет выбирает директора-распорядителя, который воз­главляет штат сотрудников Фонда в течение пяти лет.

Финансовые ресурсы МВФ образуются за счет капитала Фон­да и заемных средств. Капитал формируется за счет взносов госу­дарств-членов, проводимых по подписке. Каждая страна-член имеет квоту, выраженную в СДР, которая определяет: а) сумму подписи на капитал; б) возможности использования ресурсов Фон­да; в) сумму СДР, получаемую государством-членом при распре­делении; г) количество голосов страны в Фонде.

Размеры квот зависят: от объема ВВП; суммы текущих опе­раций платежного баланса, размера официальных золотовалют­ных резервов. Капитал Фонда с 1999 г. составляет 212 млрд СДР (297 млрд долл.).

Заемные средства МВФ привлекаются в соответствии с Гене­ральным соглашением о займах, заключенным между централь­ными банками ведущих стран и Фондом об открытии кредитной линии на возобновляемой основе. Кроме того, МВФ прибегает к займам у ряда стран на двухсторонней основе и у Банка между­народных расчетов.

МВФ осуществляет кредитование стран-членов в иностран­ной валюте для покрытия дефицитов платежных балансов, под­держки макроэкономической стабилизации и структурной пере­стройки экономики. Фонд проводит операции только с официаль­ными органами стран-членов.

За счет собственных ресурсов МВФ предоставляет следующие виды кредитов:

1. Резервная позиция, представляющая собой сумму займов в виде резервной доли, т. е. возможности получения кредита в пре­делах 25% квоты страны-заемщика, и кредитной позиции, т. е. сум­мы займов, предоставленной страной-членом Фонду в рамках до­полнительных кредитных соглашений.

2. Кредитные доли, т. е. средства в иностранной валюте, кото­рые страна-член может получить сверх резервной доли.

3. Резервные кредиты «стенд-бай» и расширенное финанси­рование дополняют резервную позицию и кредитные доли и обес­печивают стране-члену гарантию того, что при соблюдении опре - деленных условий и проведении соответствующей финансово-эко­номической политики она может получить определенную сумму в иностранной валюте в обмен на национальную на определенный срок для решения экономических проблем.

4. Специальные кредитные механизмы, включающие такие виды кредитов, как компенсационное и чрезвычайное финанси­рование, дополнительный резервный механизм, чрезвычайные кредитные линии и другие, различающиеся по целям, условиям и стоимости.

За счет других источников Фонда оказывается льготная по­мощь наименее развитым странам с помощью механизма расши­рения финансирования структурной перестройки. В связи с глобальными экономическими и финансовыми кризисами МВФ в 90-х годах ввел новые механизмы финансовой поддержки стран - членов, такие, как экстренное финансирование, экстренная под­держка, помощь странам после конфликта и др.

Предоставление кредитов со стороны МВФ обусловливается выполнением определенных политических и экономических ус­ловий, в связи с чем Фонд оказывает воздействие на выбор пути развития страны-заемщика, расстановку социально-политичес­ких сил, согласование экономической политики.

Группа Всемирного банка представляет собой специализиро­ванное учреждение ООН, включающее Международный банк ре­конструкции и развития (МБРР), Международную ассоциацию развития (MAP), Международную финансовую корпорацию (МФК), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ).

Ведущей организацией в группе является Международный банк реконструкции и развития (МБРР), учрежденный Бреттон - Вудским соглашением в 1944 г. и начавший функционировать с июля 1946 г. Целями МБРР являются: содействие реконструк­ции и развитию территории государств-членов за счет поощре­ния капиталовложений на производственные цели; стимулиро­вание частных и иностранных инвестиций путем предоставления гарантий, участия в займах и других инвестициях частных кре­диторов; содействие росту международной торговли и поддержа­ние сбалансированности платежного баланса.

Организация принятия решений в МБРР основана на количе­стве набираемых голосов, которые определяются долей страны - члена в капитале Банка. На 1998 г. США имело 16,68% общего ко­личества голосов, Япония — 8%, Германия — 4,57%, Франция и Великобритания по 4,38%, Россия — 2,83%.

Управление Банком осуществляют совет управляющих и ди­ректорат. Совет управляющих, состоящий из министров финан­сов и управляющих центробанков, сосредоточен на принятии наи­более важных решений, определяющих стратегическую полити­ку, а работа директората связана с оперативным функционирова­нием. Членами МБРР могут являться только члены МВФ, таким образом, число стран-участниц составляет 182.

Финансовые ресурсы для предоставления кредитов Банк фор­мирует за счет паевых взносов стран-участниц и аккумулирует на мировом рынке ссудных капиталов. Кредиты выдаются либо правительством государств, либо под их гарантию.

В соответствии с провозглашенными целями Банк кредитует страны, реализующие программы экономических реформ, осно­ванные на таких принципах, как снижение государственного воз­действия на экономику, либерализация цен и отмена контроля за ними, стимулирование привлечения частного капитала для раз­вития экономики стран, реформирование государственных финан­сов, укрепление финансового рынка и т. д.

Кредитование отдельных программ в странах-заемщиках обусловлено предоставлением Банку мировой информации об эко­номическом положении и исполнении предложенных рекоменда­ций. Как правило, выдача ссуд осуществляется путем совместно­го финансирования проектов, причем доля Банка в них составля­ет 30%. Срок предоставляемых кредитов колеблется от 12 до 20 лет, а стоимость зависит от конъюнктуры финансового рынка, по­скольку большую часть ресурсов МБРР мобилизует путем эмис­сии облигаций.

Международная ассоциация развития (MAP) была создана в I960 г. для льготного кредитования развивающихся стран. MAP выдает кредиты правительствам стран-участниц на срок от 35 до 40 лет на беспроцентной основе, взимая только плату за админис­тративные издержки в размере 0,5% годовых. Финансовые ресур­сы MAP формируются за счет взносов развитых стран и транс­ферта прибыли МБРР, в связи с чем кредитование многих проек­тов MAP осуществляется совместно с МБРР. Страны — члены МБРР имеют право вступить в MAP, вместе с тем в данную орга­низацию вошли только 160 государств (1998 г.)

Международная финансовая корпорация (МФК) создана в 1956 г. для стимулирования частных инвестиций в экономику раз­вивающихся государств. Финансовые ресурсы МФК формирует путем привлечения средств с мирового рынка капиталов. При кре­дитовании особый упор делается на отбор и анализ проектов, по­скольку МФК не требует правительственных гарантий страны - заемщика, а берет все риски на себя. Кредиты МФК предостав­ляются на срок от 7 до 15 лет. Число стран-членов, входящих в состав корпорации, — 174.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) создано в 1988 г. с целью стимулирования прямых инвес­тиций в развивающиеся страны. Основной задачей, стоящей пе­ред МАГИ, является обеспечение гарантий различных форм ин­вестиций путем страхования некоммерческих рисков. Срок гаран­тий — 15—20 лет, покрывающих до 90% объема инвестиций. Уча­стие в деятельности МАГИ принимают 145 стран (1998 г.).

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) пред­ставляет собой международную организацию, созданную 29 мая 1990 г. на основе Соглашения между учредителями, которыми вы­ступили 40 стран мира, а к 1999 г. число стран-участниц достигло 60. Штаб-квартира ЕБРР находится в Лондоне. Основной целью ЕБРР является содействие реформам в европейских постсоциа­листических странах, направленных на формирование рыночных отношений, развитие частной и предпринимательской инициати­вы. Исходя из этого деятельность Банка направлена на решение таких задач, как стимулирование развития частного сектора эко­номики путем мобилизации для этого иностранного и местных ка­питалов; инвестирование в производственную, финансовую и сфе­ру услуг для поддержки частной инициативы; стимулирование развития и расширения национальных рынков капиталов; оказа­ние поддержки, технического содействия для подготовки и реа­лизации экономически выгодных проектов и ряд других.

Руководящими органами в ЕБРР являются Совет управляю­щих, Совет директоров и Президент. Совет управляющих явля­ется высшим распорядительным органом, решающим принципи­альные вопросы деятельности Банка, куда входят по два предста­вителя от страны-участницы. Совет управляющих на ежегодном заседании выбирает председателя, координирующего деятель­ность Совета. В исключительную компетенцию Совета управля­ющих входит решение следующих вопросов: прием новых членов в ЕБРР и приостановка членства; избрание директоров и прези­дента ЕБРР; увеличение или уменьшение установленного капи­тала ЕБРР; предоставление полномочий на заключение генераль­ных соглашений о сотрудничестве с другими международными организациями; утверждение финансовой отчетности Банка; вне­сение изменений в Соглашение об учреждении ЕБРР.

Решение других оперативных вопросов Совет управляющих делегирует Совету директоров, который является исполнитель­ным органом, состоящим из 23 членов, избираемых на три года. Президент Банка избирается Советом управляющих на четыре года и осуществляет управление текущей деятельностью данной организации под руководством Совета директоров.

Финансовые ресурсы ЕБРР сформированы за счет акционер­ного капитала, составляющего 20 млрд евро и распределенного среди стран-участниц, при этом наибольшими долями обладают США— 10%, Италия, Германия, Франция, Великобритания и Япо­ния — по 8,5%, квота России — 4%. Совокупные финансовые ре­сурсы Банка состоят из обычных ресурсов, включающих: устав­ный капитал ЕБРР; привлеченные заемные средства; средства, по­лученные в счет погашения займов или по гарантиям; прочие сред­ства и средства специальных фондов, включающих фонды тех­нического и инвестиционного сотрудничества, целью которых является оказание содействия в подготовке и реализации различ­ных видов проектов.

Формы деятельности ЕБРР разнообразны, но в целом направ­лены на рыночные преобразования и включают: предоставление кредитов на развитие производства; инвестирование в капитал; предоставление гарантий и оказание содействия в размещении Ценных бумаг; размещение ресурсов фондов в соответствии с их Целевым назначением и др.

Наиболее важными направлениями кредитной политики ЕБРР являются финансовый сектор, энергетика, телекоммуникации, транспорт, агробизнес, приватизация.

Наряду с мировыми валютно-финансовыми учреждениями активно функционируют региональные банки развития, обра­зовавшиеся в связи с необходимостью решения региональных про­блем, развития регионального сотрудничества и экономической Интеграции. Основными региональными банками являются: Меж­американский банк развития (МаБР) со штаб-квартирой в Вашингтоне; Африканский банк развития (АфБР) с главным офи-

^ Деньги, кредит, банки сом в Абиджане; Азиатский банк развития (АзБР), располагай щийся в Маниле. Несмотря на определенные различия стран-учаї стниц, входящих в данные банки, они имеют определенное сход­ство, поскольку преследуют единые цели; у них аналогичные по! рядки формирования пассивов и близкая по направлениям креі дитная политика. I

Финансовые ресурсы банков образуются путем формирования уставных капиталов и привлечения заемных средств с мировых рынков капиталов путем выпуска и размещения облигаций. Отли4 чительной особенностью банков является создание специальный фондов, предназначенных для льготного кредитования низкорен! табельных, но общественно необходимых объектов и проектов. І Условия предоставления и объемы кредитов, выдаваемые бані ками развития, различны и зависят от размера имеющихся ре| сурсов, при этом льготные кредиты выдаются на срок до 40 лет, а процентная ставка составляет от 1 до 4% годовых. Основными на! правлениями кредитования являются объекты инфраструктуры! сельское хозяйство, добывающая промышленность. §

В Европе также функционирует ряд региональных валютной кредитных и финансовых организаций, являющихся составной частью системы европейской интеграции и направляющих свон| деятельность на развитие экономики стран ЕС, проведение еди| ной сельскохозяйственной политики, укрепление валютного COJ юза и т. д. Основными валютно-кредитными организациями ЕС яв­ляются: І Европейский инвестиционный банк (1958 г.), предоставляю* щий долгосрочные кредиты от 7 до 40 лет на освоение наименее развитых районов стран ЕС; реконструкцию и строительств! предприятий при нехватке финансовых ресурсов у страны-кре| дитора; развитие приоритетных для стран Союза отраслей хозяй| ства и т. д. Формирование ресурсов осуществляется за счет взно| сов в уставный капитал, образования резервов и привлечений средств путем выпуска облигационных займов.

Европейский фонд развития (1958 г.) создан в целях осущесті вления коллективной политики ЕС по отношению к ассоциирсл ванным с ним странам, в соответствии с этим основной задаче! Фонда является координация программ предоставления помощи для развития ассоциированным странам. Финансовые ресурс» формируются за счет взносов стран ЕС и направляются в вищ льготных кредитов и субсидий на конкретные программы разви­тия.

Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (1962 г.) ориентирован на финансирование развития, концентрации и специализации хозяйственного производства и проведения единой политики в данной отрасли хозяйства стран ЕС. Источником финансовых ресурсов служит общий бюджет ЕС. формируемые средства распределяются на Фонд гарантирования, за счет которого поддерживаются единые сельскохозяйственные цены и субсидируется экспорт аграрной продукции, и Фонд ори­ентации, служащий для развития аграрно-промышленного ком­плекса.

Европейский фонд регионального развития (1975 г.) создан для выравнивания региональных диспропорций в странах ЕС. Финансовые ресурсы формируются за счет совместного бюджета Союза, а распределяются в соответствии с задачами Фонда на кон­курентной основе между странами — членами ЕС.

Европейский фонд валютного сотрудничества (1973— 1993 гг.); Европейский валютный институт (1994—1998 гг.); Ев­ропейский центральный фонд предназначен для регионального межгосударственного валютного регулирования и в соответствии с этим контролирует соблюдение общей экономической полити­ки, устанавливает единые валютные курсы и банковские процент­ные ставки, осуществляет эмиссию евро и другие мероприятия в целях обеспечения экономического роста и валютно-финансовой стабилизации в странах Союза. Банк международных расчетов является первым межгосударственным банком, созданным в Ба­зеле в 1930 г. на основе межправительственного Гаагского согла­шения шести государств (Великобритания, Франция, Италия, Гер­мания, Бельгия, Япония) и группы американских коммерческих банков во главе с банкирским домом Моргана для облегчения рас­четов по репатриационным платежам Германии и военным дол­гам. В настоящее время в составе БМР — 34 страны-члена, он вы­полняет функцию координатора центральных банков ведущих Развитых стран.

Исходя из этого БМР выполняет такие операции, как прием правительственных вкладов, купля-продажа и хранение золота, Депозитно-ссудные операции с центробанками, операции с валю­той, ценными бумагами и ряд других. Источниками финансовых Ресурсов являются уставный капитал (1,5 млрд золотых франков) и краткосрочные вклады (до трех месяцев) центральных банков^ иностранной валюте или золоте, которые Банк размещает на ры» ночных условиях в других банках.

ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ

Срочные финансовые потребности: почему кредит онлайн — это ответ

Для многих из нас срочная финансовая помощь может стать настоящим спасением в трудную минуту. Столкнувшись с неотложными финансовыми потребностями, мы ищем удобные и быстрые способы получения кредита. Именно поэтому кредиты …

Кредит в криптовалюте: как работает этот инструмент в мире цифровых активов?

В большинстве случаев криптовалюта в кредит берется для восполнения дефицита ликвидности. Когда у трейдера нет желания распродавать свои позиции, оптимальным решением становится заем высоколиквидных монет под залог. В идеальной ситуации вложенные …

Особенности оформления онлайн кредитов

Столкнутся с тем, что срочно нужны деньги, может каждый человек. Ситуации могут быть абсолютно разные от задержки зарплаты до срочной госпитализации. Обращаться к родственникам для займа не всегда является уместным, …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.