ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ

Денежно-кредитная политика Банка России

Управление денежной массой в обращении — всего лишь одна из задач правительства в рамках его общей обязанности направ-* лять национальную экономическую активность в соответствии | главными целями стратегии развития страны. э

Существует три основных способа экономического регулирО* вания экономики: фискальная политика, денежно-кредитная по* литика, прямое вмешательство государства.

Фискальная политика. Данный способ подразумевает эконо* мическое регулирование за счет мероприятий в области налога*! обложения и государственных расходов.

Прямое вмешательство государства характерно для социа* листических стран с директивными методами управления. Нат более ярким примером может служить политика регулирований цен и доходов, направленная на контролирование инфляции зЗ счет замораживания цен и заработной платы, а также рациониро^ вание (распределение товаров в обществе в соответствии с необ* ходимостью).

Денежно-кредитную политику осуществляет Банк России совместно с Правительством согласно выбранной идеологии раз­вития экономики. Денежно-кредитная политика (ДКП) представ­ляет собой совокупность мер, направленных на изменение коли­чества денег в обращении, объема банковских кредитов, процент­ных ставок, валютного курса, платежного баланса и, следова­тельно, на состояние экономики страны в целом. Целями денеж­но-кредитной политики являются: достижение финансовой стабилизации; снижение темпов инфляции; укрепление курса на­циональной валюты; обеспечение устойчивости платежного балан­са страны; создание условий для стимулирования экономическо­го роста.

В зависимости от состояния экономики и целей выделяют два типа денежно-кредитной политики (рис. 6.6).

Денежно-кредитная политика Банка России

Рис. 6.6. Типы денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика может иметь тотальный либо селективный характер. Тотальный характер — мероприятия Банка России распространяются на все учреждения банковской системы. Селективный характер — мероприятия Банка России Распространяются на отдельные кредитные учреждения или на отдельные виды банковской деятельности.

Инструментами селективной политики являются:

1) установление лимитов учетных и переучетных операций (по отраслям, регионам);

2) лимитирование отдельных видов операций банков;

3) установление маржи при проведении различных финансо­во-кредитных операций;

4) регламентация условий выдачи отдельных видов ссуд раз­личным категориям заемщиков;

5) установление кредитных потолков и т. д.

Выбор типа денежно-кредитной политики, а соответственно if набора инструментов регулирования Банк России осуществляет исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры. Выбранные ц разработанные направления денежно-кредитной политики утвер, ждаются законодательным органом. Одним из основных принци* пов определения стратегии центральных банков служит ориен-і тация на регулирование денежной массы в национальной эко-J номике или регулирование валютного курса национальной денеж«> ной единицы по отношению к какой-либо стабильной иностран-s ной валюте, т. е. на внутренние или внешние показатели. В, соответствии с выбранной стратегией центральные банки осуще*| ствляют в качестве приоритетной либо денежную, либо валютную политику, используя соответствующие инструменты. Инструмент ты, используемые в денежно-кредитной политике центральными банками разных стран, должны соответствовать определенным требованиям: а) максимальной действенности; б) равномерности воздействия на конкурентоспособность кредитных институтов. Все инструменты денежно-кредитной политики можно охаракте* ризовать с помощью следующих критериев: традиционные или нетрадиционные; административные или рыночные; общего дей* ствия или селективной направленности; прямого или косвенной) воздействия; краткосрочные, среднесрочные или долгосрочные.

Денежно-кредитная политика Банка России

Регулирование валютного курса j

Национальной денежной едиинцы J

Рис. 6.7. Стратегия Центрального банка

Ориентир на внешние показатели

IL

І

Согласно Федеральному закону «О Центральном банке Россий­ской Федерации (Банке России)» (ст. 35) сформулированы основі ные инструменты денежно-кредитной политики: процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных ре-* зервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); операции на открытом рынке; рефинансирование банков; валют­ное регулирование; установление ориентиров роста денежной мас­сы; прямые количественные ограничения. Сущность механизма действия основных инструментов денежно-кредитной ПОЛИТИКИ

Таблица 6.2

Инструмент

Сущность политики

Механизм действия

Учетная политика

Она состоит в учете и переучете коммерческих векселей, передаваемых банковским сектором в Центральный банк РФ, который в свою очередь получает их от хозяйствующих субъектов и на­селения в качестве обеспечения выданных кре­дитов. Центральный банк РФ выдает кредиты на оплату полученных векселей и устанавливает официальную учетную ставку — процент, кото­рый взимается при их переучете. Учетная поли­тика направлена на установление лимита креди­тов для каждого кредитного учреждения банков­ского сектора. Все остальные процентные став­ки по всем формам кредитов являются произ­водными от учетной ставки

Регулируя уровень ставок, ЦБ РФ регулирует стои­мость кредита

Изменение нормы обязательных резервов

Определяются как определенный процент от об­щей суммы вкладов в коммерческих банках. За­висят от вида и величины вклада. Установление норм обязательных резервов обязывает банки хранить часть своих ресурсов на беспроцентном счете в ЦБ России. При этом преследуется ос­новная цель — осуществлять регулирование ре­сурсов банков, направляемых на кредитование субъектов хозяйствования и население, и тем самым оказывать влияние на совокупную денеж­ную массу

Увеличение нормы резервов ведет к ограничению кре­дитных вложений банкое, и наоборот

Операции на открытом рынке

Покупка-продажа Центрвльным банком РФ цен­ных бумаг за свой счет

При покупке Центральным банком РФ ценных бумаг увеличивается(при прода­же уменьшается) объем собственных резервов ком­мерческих банков — изме­няется стоимость кредита и спрос на деньги. Неэмисси­онное кредитование дефи­цита госбюджета

Рефинансирова­ние банков

Кредитование Банком России банков, втом чис­ле учет и переучет векселей. Основной формой кредитования сегодня является ломбардный кредит под звлог государственных ценных бумаг

Поддержание ликвидности банка

Ввлютные Регулирования

Осуществляются путем проведения валютных интервенций Банка России, т. е. купля-продажа иностранной валюты против российской на меж­банковском или биржевом рынке для воздей­ствия на курс рубля, Методы: установление ва­лютного надзора; сохранение официальных зо­лотовалютных резервов на уровне минимальной достаточности; регулирование операций с ва­лютой у коммерческих банков путем установле­ния лимитов

Покупая за счет золотова­лютных резервов нацио - нвльную валюту, ЦБ РФ уве­личивает спрос на нее, а значит, повышает ее курс, и наоборот. Повышение курса национвльной ввлюты спо­собствует расширению им­порта продукции

1

Продолжение табл. 6.2,

Инструмент

Сущность политики

Механизм действия

Установление ориентиров роста денежной массы

Регулирование количества денег в обращении, определяемое величиной денежного агрегата М2

Исходят из предполагаемой динамики реального ВНП, уровня инфляции и скорос­ти обращения денег І

Прямые качественные ограничения Банка России (селективные инструменты)

Установление максимальных уровней ставок по отдельным видам операций и сделок, ограниче­ние кредитования, замораживание процентных ставок и т. д.

Прямое ограничение при­меняется в исключительных случаях после проведения консультаций с Правитель­ством і 1

Целевыми ориентирами денежно-кредитной политики в бли-4 жайшей перспективе являются:

А) обеспечение низкого уровня инфляции при значительном увеличении денежной массы в реальном выражении;

Б) дедолларизация российской экономики и укрепление наци - ональной валюты;

В) снижение процентных ставок и постепенная переориентации денежных потоков из финансового в реальный сектор экономики!

Г) остановка утечки капитала за рубеж; I

Д) реструктурирование внешних и внутренних долгов. і

В соответствии с Федеральным законом «О Центральном бан*

Ке Российской Федерации (Банке России)» Банк России являете^ органом регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Главной целью надзорной деятельности ЦБ РФ явії ляется поддержание стабильности банковской системы. Исходя из этой цели Банк России должен решать следующие задачи:

1) TOC o "1-3" h z предупреждать возможность возникновения системного бан* ковского кризиса (путем снижения рисков утраты ликвидности отдельными кредитными институтами); |

2) защищать интересы вкладчиков и кредиторов; 1

3) не допускать монополизации финансового капитала, поддер^ живать здоровую конкуренцию в банковском секторе экономики^

4) способствовать повышению эффективности банковского деі ла, росту профессионализма и добросовестности банковских раї ботников. 1

На решение задач в области надзора воздействуют следующий факторы: |

1) макроэкономическая ситуация в стране, состояние банков! ской системы; §

2) социально-экономические приоритеты развития общества!

3) совершенство законодательной базы;

4) проводимая Банком России кредитная политика;

5) степень независимости Банка России от органов законода­тельной и исполнительной власти;

6) исторически сложившиеся особенности организации банков­ского надзора в стране.

Согласно международной банковской практике организация банковского регулирования и надзора может осуществляться сле­дующим образом:

1) под эгидой Центрального банка (Россия и многие другие страны);

2) ведущая роль принадлежит Правительству, как правило, в лице Министерства финансов (Франция);

3) независимое агентство, несущее ответственность перед пар­ламентом или президентом (Федеральное ведомство банковского надзора — Германия);

Прямой (превентивный)

4) смешанный тип организации, например, в США — Феде­ральная Резервная Система (ФРС), Федеральная Корпорация страхования депозитов (ФКСД), контролер денежного обращения (КДО), Федеральный комитет открытого рынка (ФКОР). В России отдельные банковские операции в последнее время (в первую оче­редь с корпоративными ценными бумагами) переходят под конт­роль другого государственного органа — Федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ). Банковский надзор может быть двух видов: прямой (превентивный) и более либеральный (защитное ре­гулирование), возможно сочетание методов того и другого видов. Совокупность этих методов представляет собой банковский надзор.

Банковский надзор

Защитное регулирование

Текущий надзор

— требования к выполнению обяза­тельных нормативов;

— контроль над отдельными бан­ковскими операциями;

— жесткая система отчетности и аудита;

Лицензирование банковской деятельности

— выдача лицензии;

— отзыв лицензий

— принятие мер воздействия и т. п.

— относительная свобода лицензиро­вания;

— рекомендательно-совещательный характер отношения ЦБ и остальных банков;

— возможность для кредитных орга­низаций самостоятельно устанавли­вать процентные ставки;

— отсутствие финансовой поддержки со стороны государства и ЦБ;

— создание системы саморегулирую­щихся организаций

— Разумный банковский надзор —

Методы регулирования, осуществляемые ЦБ РФ, делятся н; административные и экономические, регулирующие и надзорньїі (рис. 6.9):

Методы регулирования

X

X

X

X

Экономические

Регулирующие

Надзорные

Административные

Прямые ограничения (лимиты, запреты)

Оказывают косвен­ное воздействие на деятельность банков

Направлены на сни­жение банковских рисков

Нацелены на органи - зацию контроля за вы­полнением банковско­го законодательства и инструкций ЦБ

Налоговые

Нормативные

Корректирующие

Рис. 6.9. Методы регулирования Центрального банка РФ

Надзор за деятельностью кредитных организаций может ocyj ществляться в следующих формах: ®

1) анализ отчетности коммерческого банка, регулярно пред­ставляемой в Банк России в установленном порядке;

2) проверка отдельных направлений деятельности кредитной организации в целом представителем Банка России (ревизия на месте);

3) проведение внешнего аудита аудиторской фирмой. Сведе­ния о фирме и аудиторское заключение представляются в Банк России.

Кроме того, все кредитные организации обязаны осуществлять внутренний аудит своими силами и публиковать заверенные ауди­торской фирмой балансы и «Отчет о прибылях и убытках».

При нарушении коммерческим банком банковского законода­тельства или отдельных нормативов Банк России имеет право:

1) взыскать штраф;

2) назначить временную администрацию для управления про­блемным банком;

3) отозвать лицензию на право осуществления банковской де­ятельности.

Основными тенденциями развития банковского регулирова­ния и надзора в России являются:

1) постепенный переход на международные стандарты регу­лирования и надзора;

2) введение системы «раннего оповещения» и «быстрого реа­гирования» на появление проблемных кредитных организаций;

3) переход на международные стандарты бухгалтерского уче­та и отчетности;

4) укрепление банковского менеджмента;

5) совершенствование методов банковского регулирования и надзора.

Пути развития банковского регулирования представлены на рис. 6.10.

Своевремен­

Совершен­

Создание в БР

Развитие систе­

Раскрытие инфор­

Ность

Ствование

Системы

Мы повышения

Мации Банком

Применения

Методологии

Мониторинга

Достоверности

России о финансо­

ЦБ РФ к

Банковского

Предприятий

Бухгалтерского

Вом состоянии бан­

Банкам мер

Надзора

Реального

Учета и переход

Ков, полученной в

Воздействия

Сектора

На международ­ные стандарты

Ходе исполнения им надзорных функций

Региональный

Усиление

Надзор за состоянием

БАНКОВСКИЙ НАДЗОР:

Законодатель­ной инфра­

Банков

ПУТИ РАЗВИТИЯ

Структуры банковской деятельности

Новации в области проведения инспекцион­ных проверок

Совершен­ствование судебных процедур банкротства кредитных организаций

Системный

Подход к банковскому надзору

Усовершенство­вание надзорных условий за про­ведением опера­ций банков с ре­альным секто­ром экономики

Разработка механизма контроля за рисками кредитных организаций

ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ

Обмен валюты в банке и обменнике. Где выгодней?

Где же менять валюты - в банке или в обменнике? Этот вопрос часто человека застаёт врасплох, ведь выбрать место покупки валюты действительно непросто, а в интернете невозможно найти информацию о …

О мониторинге обменных пунктов

Система, которая помогает найти наиболее оптимальный курс по которому можно совершить обмен валюты среди всех обменников и является мониторингом обменных пунктов. Подобная система поможет не только быстро найти самый высокий …

Кредиты для малого и среднего бизнеса

В большинстве случаев кредиты для малого бизнеса выдаются российскими банками в рамках стандартных продуктов, в которых четко прописаны требования к заемщику и критерии пользования заемными деньгами. Если хотя бы одно …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел. +38 05235 7 41 13 Завод
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 067 561 22 71 — гл. менеджер (продажи всего оборудования)
+38 067 2650755 - продажа всего оборудования
+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи всего оборудования
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Скайп: msd-alexandriya

Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Представительство МСД в Киеве: 044 228 67 86
Дистрибьютор в Турции
и странам Закавказья
линий по производству ПСВ,
термоблоков и легких бетонов
ооо "Компания Интер Кор" Тбилиси
+995 32 230 87 83
Теймураз Микадзе
+90 536 322 1424 Турция
info@intercor.co
+995(570) 10 87 83

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.