Денежно-кредитная Политика

ОН ВЫВЕЛ ФРС НА ОРБИТУ


Во время практической орга­низации Федеральной Резервной Системы в 1914 году Бенджамен Стронг занимал — вплоть до своей смерти, воспоследовавшей в 1928 году — пост первого управ­ляющего Федерального Резерв­ного банка Нью-Йорка. (Заметим, что высшее исполнительное лицо в Федеральном Резервном банке в то время носило титул «управля­ющий», и лишь в 1935 году назва­ние было заменено на «прези­дент»). До тридцатых годов конт­роль над деятельностью ФРС был сосредоточен в Федеральном Ре­зервном банке Нью-Йорка, а от­нюдь, не в Совете Управляющих ФРС, Вашингтон, округ Колумбия. Блистательная карьера Б. Стронга как финансового магната нача­лась в «Бэнкс Траст компани» — большом Нью-Йоркском банке.

Основной заслугой Б. Стронга и по сей день считают создание высокоэффективной центральной банковской системы США на ос­новании Закона о Федеральной Резервной Системе. Согласно Ле­стеру Чандлеру, биографу Бенд­жамена Стронга, Закон о ФРС (Федеральный Резервный акт) «умалчивал о многих существен­ных деталях организации и изоби­ловал общими местами». Стронг как нельзя более удачно подхо­дил для роли руководителя этого проекта; его богатейший опыт, вы­несенный им из печальной памяти банковского кризиса 1907 года, способствовал глубокому пони­манию всей важности и функцио­нальной принадлежности цент­ральной банковской системы. Его задача была нелегка — большин­ство финансистов США того вре­мени скептически относились к со­зданию централизованной бан­ковской системы в лице ФРС.

Все свое время пребывания в должности он — не будучи, заме­тим членом Совета Управляющих ФРС — являлся самой модной фи­гурой и признанным лидером, формировавшим основные на­правления развития денежно-кре­дитной политики и финансовых от­ношений в экономической системе США. Совет Управляющих ФРС получил в Федеральной Резервной Системе реальную власть лишь в годы Великой Депрессии, после смерти Бенджамина Стронга.

Источник: Lester V. Chandler, Benjamin Strong, Central Banker (Washington, D. C.: The Brookings Institution, 1958).

Ли это способно сильно повредить репутации и популярности их политических единомышленников и товарищей по партии.

Члены Совета Управляющих ФРС в своей деятельности опираются на очень значительный штат сотрудников — экономистов, юристов, инспекторов и администраторов. Два департамента Совета Управляющих поглощены исс­ледованием лишь только процессов развития финансовых отношений в США и за рубежом; материалы этих работ, а также последние статистические данные, затрагивающие финансово-кредитные сферы, публикуются в ежемесяч­ном периодическом издании «Федеральный Резервный Бюллютень».

Только Совет Управляющих Федеральной Резервной системы обладает необходимыми полномочиями для ус­тановления уровня обязательных резервов депозитных учреждений, а также, как мы вскоре объясним, разделяет с Федеральными Резервами банками всю полноту ответственности по проведению операций на открытом рынке ценных бумаг и определению наиболее приемлемых банковских учетных ставок.

За последние годы Совет Управляющих ФРС расширил масштабы своей деятельности по регулированию де­нежно-кредитных отношений в США за счет принятия таких законов, посвященных финансовой деятельности, как Закон о предоставлении достоверной информации в кредитовании. Закон о правильном погашении кредита и Закон о реинвестировании. Ранее они были рассмотрены в главе 6. Хотя контроль за нормами процента, распространяю­щимися на сбережения и срочные депозиты, все годы существования ФРС входил в прерогативу Совета Управля­ющих, знаменитый Закон о дерегулировании депозитных учреждений и контроле за денежным обращением 1980 года избавил Совет Управляющих от выполнения большинства контрольных функций в этой сфере. Другой аспект контрольной деятельности Совета Управляющих ФРС — наблюдение за предельными требованиями по выдаче ссуд для приобретения ценных бумаг — в последнее время также утратил свою актуальность. В 1985 году Совет Управляющих ФРС рекомендовал Конгрессу США отменить подобный тип надзора за финансовой сферой.

Федеральные Резервные банки

На рисунке 11.1 представлены границы двенадцати Федеральных Резервных банков и расположение Федераль­ного Резервного банка в каждом округе. Федеральные Резервные банки имеют в общей сложности 24 филиала в важнейших промышленных и деловых центрах США. ФРС по сравнению с центральными эмиссионными банками других стран сильно децентрализована, что отражает сильнейшее противодействие любой концентрации экономи­ческой власти в едином центре в то время, когда закладывались основы Федеральной Резервной Системы. Кстати заметим, что даже сам термин «центральный банк» ни разу не фигурирует в первоначальном тексте Закона о Фе­деральной Резервной Системе.

Федеральная Резервная Система

Федеральная Резервная Система США состоит из 12 округов, выделенных по географическому признаку. На данном рисунке представлены границы каждого из округов и выделены города, в которых располагаются Феде­ральные Резервные банки соответствующего округа. Совет Управляющих ФРС располагается в городе Вашингтон, федеральный округ Колумбия. Некоторые из Федеральных Резервных банков имеют в своих округах филиалы, ко­торые также указаны на схеме.

ОН ВЫВЕЛ ФРС НА ОРБИТУ

Услобныв обозначения. ише предприятия Федеральны» Peso,

ЙвзерЗные банки. , -

Овальных Резервных оанкоб 'ных баниоо

1 Сиэтл

2 Портленд

3 Сан-Франциско

4 Лос-Анжелес

11 Хелена

12 Солт-лейк Сити

13 Денвер

14 Эль-Пасо

15 Буффало

16 Питтсбург

17 Шарлотт

18 Атланта

19 Миннеаполис

20 Омаха

21 Канзас-Сити

22 Оклахома-Сити

23 Даллас

24 Хьюстон

25 Сан-Антонио

26 Бостон

27 Нью-Йорк

28 Филадельфия

29 Балтимор

30 Вашингтон

31 Калпепер

32 Ричмонд

33 Джексонвилл

35 Чикаго

36 Сент-Луис

37 Мемфис

38 Литл-Рок

39 Нью-Орлеан

34 Майами

GH

Источник: Board of Governors of the Federal Reserve System, The Federal Reserve System: Purposes and Functions, 7 th ed. (Washington, D. C., 1985), p. 8.

[Ц]

Аляска

Гавайи

Рис. 11.1

Роль м значение Федеральных Резераных банков. Каждый, отдельно взятый Федеральный Резервный банк, саі по себе играет важную роль в проведении и воплощении в жизнь определенной денежно-кредитной политики, н« смотря на то, что руководство этими процессами в целом принадлежит Совету Управляющих ФРС. Во-первых, бу дучи членами Федерального Комитета открытого Рынка, пять из двенадцати президентов Федеральных Резервны) банков принимают самое активное участие в разработке и определении задач и тактических целей денежно-кре дитной политики1. Во-вторых, Совет директоров Федеральных Резервных банков намечает и вырабатывает опре деленный на конкретный момент уровень банковских учетных ставок,— один из основных параметров экономиче ской системы, который представляется на рассмотрение и утверждение совета Управляющих ФРС.

Кроме того, Федеральные Резервные банки сделали важны! вклад в разработку концепций денежно-кредитных отношений, ре гулирующих деятельность Федерального Комитета Открытого Рынка. Большинство Резервных банков публикуют статьи и ежеме­сячные отчеты по текущим проблемам финансово-экономической жизни, причем ряд этих работ получает весьма широкое распрост­ранение. Участие всех Федеральных банков в разработке основ­ных направлений денежно-кредитной политики обеспечивает ра>- ное представительство в решении этих вопросов от различных ок­ругов, а также поставляет в Совет Управляющих ФРС разнообраз­ную информацию с мест, которая в ином случае вряд ли была бы доступна такому централизованному органу, как Совет Управляю­щих ФРС. Например, в конце шестидесятых — начале семидеся­тых годов Федеральный Резервный банк Сент-Луиса сыграл важ­ную роль, оказав соответствующее влияние на всю Федеральную Резервную Систему и способствовал тем самым переходу от гиб­кой денежно-кредитной политики к более жесткой (см. рисунок 16.7— прим. ред.). В конце семидесятых годов Ф(- деральный Резервный банк Миннеаполиса сумел своими действиями убедить заинтересованный круг лиц в ФРС обратить повышенное внимание на значение и влияние эффектов ожидания в финансово-экономических сфер» определенной денежно-кредитной политики, проводимой Федеральной Резервной Системой. В 1980—1982 год» экономическая модель денежного рынка, разработанная в Федеральном Резервном банке Сан-Франциско, внесла существенный вклад в понимание все Федеральной Резервной Системой значения отклонения величины параметре МІ на краткосрочных временных интервалах от пределов роста, рассматриваемых в качестве промежуточной цели денежно-кредитной политики (Richard G. Anderson and Robert H. Rasche, «What Do Money Market Models Tell Us about How to Implement Monetary Rolicy?» Journal of Money, Credit and Banking, November 1982, Part 2, pp. 796—829; John P, Judd and John L Scadding, «Comment on What Do Money Market Models Tell Us about How to Implement Monetary Policy?» Journal of Money, Credit, and Banking, November 1982, Part 2, pp. 868—877). (см. рисунок 16.8— прим. ред.),

Федеральные Резервные банки оказывают решающее влияние на управление всей банковской сферой США, Эти функции включают в себя контроль и инспекцию деятельности 1000 банков-членов ФРС, 6000 банковских хол­динг-компаний, корпораций, чья деятельность подпадала под юрисдикцию Закона Эджа2, филиалов и представи­тельств иностранных банков в США. Кроме того, Федеральные Резервные Банки предоставляют кредиты банкам, испытывающим финансовые затруднения. Цель подобных мероприятий (вспомним предоставление кредитов ряду коммерческих банков Нью-Йорка, Оклахомы и Сиэтла) состоит в обеспечении стабильного финансового окруже­ния и изоляции банков, испытывающих трудности, дабы предотвратить возможный в этих обстоятельствах кризис доверия.

Последней областью ответственности Федеральных Резервных банков является обеспечение целого ряда фи­нансовых услуг. Они включают в себя обработку чеков, выпуск в обращение и прием наличных денег, продажу и хранение ценных бумаг федерального правительства США, телеграфные переводы денежных средств. Закон оде - регулировании депозитных учреждений и о контроле за денежным обращением от 1980 года предписывает Феде­ральным Резервным банкам взыскивать стоимость оказанных ими услуг, однако эти услуги ныне распространяются не только на банки-члены ФРС, но и на все остальные депозитные учреждения.

Структура Федеральных Резераных банков. Федеральные Резервные банки можно классифицировать как не­кие «полугосударственные» корпорации, главным образом вследствие механизма выборов и назначений их дирек­торов. Каждый Федеральный Резервный банк является корпорацией, обладающей чартером на право введения операций, выданным государственными органами власти, и, естественно, включающей в себя акционеров, членов совета директоров и президента. Акционерами Федерального Резервного банка являются банки-члены ФРС этого округа, однако, они выбирают лишь шестерых из девяти директоров Федерального Резервного банка (троих де - ректоров первого ранга (class А), представляющих обычно банкиров-кредиторов, и троих директоров второго ран­га (class В), представляющих ведущих представителей промышленных, либо сельскохозяйственных, фирм, активно
использующих в своей практике заемные средства). Совет Управляющих ФРС дополнительно назначает трех ди­ректоров третьего ранга (class С) в каждый Федеральный Резервный банк. По первоначальному замыслу при орга­низации ФРС считалось необходимым, чтобы они представляли в своем лице государственные органы и широкую общественность. Кроме того, директора третьего ранга не могут занимать в банке какой-либо иной пост. Совет Уп­равляющих ФРС выбирает и назначает председателя совета директоров и его заместителя из числа директоров третьего ранга.

Распределение прибыли, полученной каким-либо Федеральным Резервным банком в результате деятельности, также отражает отмеченный ранее характер его структуры. Каждый банк — член ФРС обязан приобрести в Феде­ральном Резервном банке своего округа некое количество акций на сумму, составляющую 3% его собственного акционерного капитала и нераспределенной прибыли; на законных основаниях эта сумма по требованию может быть увеличена вдвое. По мере роста акционерного капитала и прибылей коммерческого банка, он обязан приоб­рести большее количество акций, чтобы поддержать регламентированный трехпроцентный уровень. Дивиденды, выплачиваемые по этим акциям, ограничены 6%, и более чем 90% общего суммарного дохода Федеральных Ре­зервных банков возвращается в Государственное Казначейство США. Основной целью деятельности Федеральных Резервных банков является не извлечение максимальной прибыли, а воплощение в жизнь и экономическую дейст­вительность США определенной денежно-кредитной политики и руководство многогранной финансово-экономи­ческой деятельностью Федеральной Резервной Системы.

Каждый из двенадцати Федеральных Резервных банков представляет еженедельный финансовый отчет об ито­гах своей деятельности в Совет Управляющих ФРС, который суммирует и обрабатывает поступающую информа­цию, а затем публикует в конце каждой недели. Федеральные Резервные банки субсидируют и поддерживают Межокружной Расчетный фонд, располагающийся в Вашингтоне и призванный регулировать и удовлетворять вза­имные иски и претензии Федеральных Резервных банков, возникающие в связи с перемещением банковских вкла­дов из одного округа ФРС в другой.

Банки-члены ФРС

Согласно принятому законодательству все национальные бан­ки США обязаны поддерживать свое членство в Федеральной Ре­зервной Системе, кроме того ряд банков штатов добровольно изъявили желание вступить в ФРС. Их просьба была удовлетворе­на. До 1980 года банки, принадлежащие к ФРС, имели определен­ные преимущества перед остальными банками и ссудосберега - тельными учреждениями. Имея статус банка-члена ФРС, соотве - ствующий финансовый орган приобретал определенный престиж. Банки-члены ФРС имели право получать ссуды в Федеральных Резервных банках, заказывать, равно как и размещать, в этих банках наличные средства, пользовать­ся услугами ft>PC, предоставляемыми при клиринге чеков, получать, наконец, необходимую консультацию по ин­тересующим финансовым вопросам. Кроме того, банки-члены ФРС имели право пользоваться телетайпными ли­ниями ФРС для перевода денежных средств. Справедливости ради надо отметить, что услуги по клирингу чеков не являлись исключительной привилегией банков-членов ФРС, так как банк, не принадлежащий к этой системе, имел право зарегистрироваться в Федеральном Резервном банке своего округа как «клиринговый банк».

Как отмечалось ранее в главе 4, Закон о дерегулировании депозитных учреждений и о контроле за денеж­ным обращением 1980 года снял большинство различий между банками-членами и остальными банковскими учреждениями. В семидесятые годы более 500 банков прекратили свое членство в Федеральной Резервной Си­стеме, главным образом вследствие резкого роста рыночных норм процента в тот период. Высокий уровень рыночных норм процента резко поднял альтернативную стоимость требований к резервам банков-членов ФРС. Законодатель" й акт от 1980 года устранил различия в требованиях к резервам различных банков и де­позитных учреждений. Переходный период, определенный на восьмилетний срок, очевидно решит возникшую проблему членства в ФРС.

Федеральный Комитет Открытого Рынка

Федеральный Комитет Открытого Рынка (ФКОР) определяет и направляет процессы купли-продажи ценных бумаг федераль­ного правительства США Федеральными Резервными банками, то есть контролирует наиболее важный инструмент осуществления денежно-кредитной политики. Формально ФКОР был организо­ван в 1935 году, хотя Федеральные резервные банки создали не­кий орган, координирующий операции на открытом рынке ценных бумаг, еще в начале двадцатых годов.

Ныне Федеральный комитет Открытого Рынка состоит из 12 постоянных членов: семь управляющих ФРС и пять президентов Федеральных Резервных банков. Председатель Совета Управляющих ФРС возглавляет этот орган, а президент Федерального Резервного банка поддерживает в нем постоянное членство в качестве вицепредседате-
ля. Назначения на другие должности в Федеральном Комитете Открытого Рынка ведутся по весьма непростой схе­ме между остальными президентами Федеральных Резервных банков. Заметим, что все 12 президентов Резервных банков обязаны присутствовать на собраниях Комитета; они принимают участие в обсуждении возникающих про­блем, а семь президентов Федеральных Резервных банков (не вошедшие в число постоянных членов ФКОР) обла­дают правом совещательного голоса.

Время от времени раздаются недовольные голоса, заостряющие внимание широкой общественности на том обстоятельстве, что президенты Федеральных Резервных банков (который, заметим, ни Назначаются на эти долж­ности Президентом США, ни утверждаются в них Конгрессом США) имеют столь весомое влияние при решении важнейших государственных задач и проблем. Однако, на сегодняшний день все попытки уличить Федеральный комитет Открытого Рынка в нарушении законности и Контитуции США не увенчались успехом. (Подробнее смот­рите раздел <11.1 Денежная политика в действии»).

Федеральный Комитет Открытого Рынка собирается на заседания восемь-девять раз в год для обсуждения эко­номического положения и принятия решений по вопросам текущей денежно-кредитной политики. На каждой встре­че разрабатывается определенная стратегия текущих операций на открытом рынке ценных бумаг и директивой до­водится до управляющего Системой текущих операций на открытом рынке (System Open Market Account), совме­щающего этот пост с вице-президентством в Федеральном Резервном банке в Нью-Йорке. После этого Федераль­ный Резервный банк Нью-Йорка проводит в соответствии с принятым планом реальные закупки, либо продажи цен­ных бумаг Федерального правительства США через дилеров, специализирующихся в этой области и имеющих свои представительства в Нью-Йорке.

Практика ФКОР по реализации принятых решений без какого-либо предуведомления широких кругов обще­ственности сразу же вызвала резкую негативную реакцию — свои решения Федеральный Комитет Открытого Рын­ка обнародует на следующем собрании, эта задержка составляет около семи недель. Верховный Суд США рас­сматривал дело, в котором Федеральную Резервную Систему согласно Закону о Свободе Информации пытались обязать доводить свои решения до сведения общественности немедленно после их принятия. Однако иск был от­клонен. Основным аргументом такого решения Верховного Суда явилось доказанное обстоятельство того, что рас­крытие подобной информации уменьшает подвижность существующих норм процента. Инвесторы должны посто­янно следить-и предсказывать для себя планируемый курс денежно-кредитной политики. Если только их прогнозы оказываются ложными, резкий сдвиг процентных ставок помогает исправить допущенные ошибки.

Федеральный Консультационный Совет

Закон о Федеральной Резервной Системе предусмотрел образование некоего координационного органа для обеспечения связи между всей банковской сферой и Федеральной Резервной Системой. Этот орган получил на­звание Федеральный Консультационный Совет. Он состоит из двенадцати членов, каждого из которых выдвигает и избирает из своей среды соответствующий Федеральный Резервный банк. Совет собирается 4 раза в год на совме­стное заседание с управляющими Федеральной Резервной Системы и обмениваются мнениями о широком спектре финансово-экономических и денежно-кредитных отношений. Члены«Федерального Консультационного Совета до­водят эту информацию до сведения Резервных банков в своих округах. Совет Управляющих ФРС не обязан выпол­нять рекомендации этого органа; отсутствие реальной власти в области денежно-кредитных отношений делает Фе­деральный Консультационный Совет органом, не привлекающим особого внимания общественности.

Денежно-кредитная Политика

Микрозайм. Для чего нужен микрозайм

Все мы знаем, что для получения кредита необходимо обратиться в банк, потратив при этом массу времени и нервов. Сейчас есть альтернатива банковскому кредиту – микрозайм. Главное преимущество микрозайма – быстрота …

О мониторинге обменных пунктов

Система, которая помогает найти наиболее оптимальный курс по которому можно совершить обмен валюты среди всех обменников и является мониторингом обменных пунктов. Подобная система поможет не только быстро найти самый высокий …

Где взять срочный займ наличными?

Где взять срочный займ наличными? В нашей стране есть масса возможностей для получения кредита наличными. Это и мощные коммерческие банки, и менее крупные финансовые организации или союзы. Но на сегодняшний …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.