biz > кредиты, лизинг, консультации

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТОВАРОВ

Эластичность спроса
Спрос и предложение реагируют на изменение цены товаров, а также доходов потребителей по-разному. Например, изменение цены спичек или соли мало скажется на количестве этих необходимейших товаров, которые станут покупать при новой цене. В то же время изменение цен на газеты, предметы роскоши, другие товары не первой необходимости может привести к значительному сокращению количества приобретаемых товаров этой категории. Изменение доходов потребителя, в свою очередь, также по-разно- му отражается на спросе на товары и их предложении. Так, при сокращении доходов спрос и связанное с ним предложение на необходимые товары упадут значительно меньше, чем на товары не первой необходимости.
Это качество — степень изменения спроса и предложения в зависимости от изменения цен товаров, доходов потребителей и других факторов — получило название эластичности. Эластичность бывает нескольких видов (например, эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность спроса и т. д.). Каждый вид эластичности характеризуется определенным показателем — коэффициентом эластичности. Ниже будут рассмотрены главным образом коэффициенты эластичности спроса.
Коэффициент эластичности спроса по цене (коэффициент ценовой эластичности спроса) показывает процентное изменение объема спроса на товар при однопроцентном изменении его цены.
Пример 5.6
Цена на товар выросла на 60 ден. ед. за одну тонну (была 360 ден. ед.), а спрос при этом сократился на 20 тонн (был 40 тонн).
Коэффициент эластичности спроса по цене при этом рассчитывается так:
— определяется, на сколько процентов выросла цена:
(60/360) х 100 = 100/6%;
— определяется, на сколько процентов при этом упал спрос:
(20/40) х 100 = 50%;
— рассчитывается, сколько процентов падения спроса приходится на один процент роста цены:
(50% / (6 / 100%)) х 1% = 3%.
Это и есть коэффициент эластичности спроса по цене.
Поскольку при увеличении цены спрос всегда падает (закон спроса), то этот коэффициент всегда отрицательный (знак обычно опускается).
В зависимости от величины этого коэффициента (Эц) различают следующие виды спроса:
— неэластичный, когда Эц < 1 (рис. 5.6, а); — единичной эластичности, когда Эц = 1 (рис. 5.6, б); — эластичный, когда Эц > 1 (рис. 5.6, в);
— абсолютно эластичный, при Эц = 0 (рис. 5.6, г).
Таким образом, графики рис. 5.6 представляют собой экономическую (математическую) модель эластичности спроса по цене.
Пример 5.7
Какова эластичность спроса по цене на следующие виды товаров и услуг:
1) средства транспорта;
2) газеты и журналы;
3) табак и алкоголь;
4) книги;
5) кинотеатры;
6) стиральный порошок и мыло;
7) сливочное масло;
8) картофель;
9) хлеб;
10) драгоценности.

1) Поскольку в современном мире люди не могут обходиться без транспортных средств, от транспортных услуг при повышении цены на них, как правило, не отказываются. Следовательно, в этом случае спрос носит неэластичный либо малоэластичный характер. 2) Опыт показывает, что при повышении цены на

газеты значительная часть населения прекращает на них подписываться — спрос эластичный. 3) Поскольку курильщики и постоянно пьющие люди не могут обходиться без табака и алкоголя, спрос на них неэластичен. Продолжая подобные рассуждения, можно сказать, что спрос по пункту 4 — эластичен, 5 — эластичен, 6 — эластичен, 7 — эластичен, 8 — неэластичен, 9 — неэластичен либо (если есть заменитель) малоэластичен, 10 — эластичен.
Практика показывает, что при высоком уровне цен эластичность спроса по цене выше, чем при низком. Так, ценовая эластичность спроса на предметы роскоши и длительного пользования (ковры, мебель, автомобили) обычно выше, чем на предметы повседневного спроса и первой необходимости (соль, спички, мыло).
Знание эластичности спроса по цене важно для принятия решений о продаже или производстве товара: если спрос неэластичен, при увеличении цены качество продаваемого товара (спрос) не изменится и выручка вырастет. При эластичном спросе увеличение цены товара приведет к падению спроса (количеству продаваемого товара) и выручка может снизиться. При единичном увеличении спроса увеличение цены будет компенсироваться падением спроса и выручка не изменится.
Для ценовой эластичности спроса характерны следующие оче-видные закономерности:
— ценовая эластичность спроса тем выше, чем больше заменителей у товара (с увеличением цены потребитель переходит на заменяющий товар и спрос падает);
— эта эластичность также тем выше, чем больше доля расходов на данный товар в бюджете потребителя (у потребителя не оказывается средств на товары с новой увеличившейся ценой);
— с течением времени эластичность спроса по цене повысится (повышение «привычных» цен товара обычно воспринимается болезненно, и потребитель снижает спрос).
Расчет эластичности спроса по цене для различных ситуаций рассмотрим на конкретном примере.
Пример 5.8
Спрос на шоколадные конфеты в кондитерском магазине за неделю характеризуется следующей таблицей (табл. 5.3).
Прежде всего рассчитываются выручки как произведения цены на величину спроса:
4,20 х 20 = 84 ден. ед.
Таблица 5.3
Цена за 1 кг, ден. ед. Величина спроса, кг Выручка, ден. ед. Коэффициент це-новой эластичности и спроса Вид спроса
4,20 20 84 7 эластичный
3,60 40 144 3 »
3,00 60 180 1,67 »
2,40 80 192 1 единичной
эластичности
1,80 100 180 0,6 неэластичный
1,20 120 144 0,33 »
0,60 140 84 — »

Коэффициенты ценовой эластичности спроса рассчитываются по правилам, показанным в примере 5.7.
Величина коэффициента ценовой эластичности спроса определяет вид спроса (последняя колонка таблицы).
Для изучения характера изменения спроса при различных случаях снижения цены по данным таблицы построим график спроса (рис. 5.7). График наглядно показывает, что при изменении цены на одну и ту же величину, независимо от значения цены, спрос меняется одинаково (это обусловливает прямолинейный вид графика). Так, при изменении цены на 60 ден. ед. с 3,00 до 2,40 ден. ед. и с 1,80 до 1,20 ден. ед. спрос меняется на 20 кг.

Рассмотренная только что закономерность изменения спроса в зависимости от цены не действует по отношению к выручке: при одинаковых изменениях цены выручка меняется по-разному.
Так, при упомянутом выше изменении цены на 60 ден. ед. с 3,00 до 2,40 ден. ед. выручка увеличивается на 12 ден. ед., а при изменении цены на те же 60 ден. ед. с 1,80 до 1,20 ден. ед. выручка падает на 36 ден. ед. Видимо, должна существовать такая цена, при которой спрос меняется медленно. Удобно показать это на графике выручки (рис. 5.8).

График наглядно показывает, что при изменении цены выручка медленнее всего меняется в точке перегиба. Этой точке соответствует максимальная выручка — весьма важное для бизнеса обстоятельство. Отметим также, что этой точке соответствует единичная эластичность спроса.
Степень реакции спроса на изменение дохода показывает ко-эффициент эластичности спроса по доходу (Эд). Если при увеличении дохода спрос падает, показатель Эд отрицателен и соответствующий ему товар получает условное наименование «недоброкачественный» (рис. 5.9, а). Смысл этого термина в том, что потребитель перестает его покупать (или снижает потребление) при увеличении своего дохода. Например, статистика показывает, что по мере роста дохода снижается потребление хлеба. При положительных значениях коэффициента спроса по доходу товар характеризуется как «нормальный» (рис. 5.9, 6—5.9, г). «Нормальный» товар, в свою очередь, может быть «предметом первой необходимости» при 0 < Эд < 1 (рис. 5.9, б), «предметом второй необходимости» — при Эд = 1 (рис. 5.9, в) и «предметом роско- 1Д / 0< Эд < 1 / І 1 ► з+ 2 + Эд< 0 1+- Рис. 5.9, а Рис. 5.9, в Эд = 0 ши» — при Эд > 1 (рис. 5.9, г). Значение Эд = 0 (рис. 5.9, д) говорит о том, что изменение дохода на спросе не отражается.
Об эластичности спроса по доходу можно также сказать, что чем доход выше, тем менее эластичен спрос (для богатого цена менее важна, чем для бедного).
Расчет эластичности спроса по доходу для разных видов товаров рассмотрим на конкретном примере.
Пример 5.9
В табл. 5.4 приведены данные о структуре расходов семьи за два года. Цены на товар за это время не меняются.
Таблица 5.4
Покупаемые товары Расходы на по-купку, тыс. ден. ед. в год Доля в бюджете, % Коэффициенты эластичности спроса по доходу Характер товара
1-й год 2-й год 1-й год 2-й год
Продукты питания 30 50 30 26 (50 - 30)/30 = = 2/3 Первой не-обходимости
Одежда 25 20 25 10 -1/5 Недоброка-чественный товар
Жилье и коммуналь-ные услуги 30 60 30 30 30/30 = 1 Второй необ-ходимости
Отдых 15 70 15 35 55/15 = 3,2/3 Предметы роскоши
Итого: 100 200 100 100

Из таблицы видно, что на 2-й год расходы семьи на покупку товаров (доход) вырастают в два раза.
Нетрудно рассчитать долю, которую данный товар составляет в бюджете за 1-й и 2-й годы.
Исходя из увеличивающегося дохода рассчитывается эластичность спроса по доходу (расчет приведен в таблице).
По величине коэффициентов эластичности спроса по доходу определяется характер товара.
Пример 5.10
Необходимо определить, как повлияет уменьшение дохода на спрос на товар различного характера: продукты питания, одежду, жилье и коммунальные услуги, соль, а также отдых?
Примем, что коэффициенты эластичности спроса по доходу на эти товары соответственно равны 1/2, —1/2, 1, 0, 2.
Изменение спроса в зависимости от увеличения дохода при товарах всех названных характеров видно из графиков 5.10, а—5.10, д.
Эластичность спроса по доходу в зависимости от цен других товаров характеризуется коэффициентом перекрестной эластичности спроса (Епс). Этот коэффициент показывает, как меняется спрос на один товар при изменении цен другого. Величина коэффициента перекрестной эластичности спроса зависит от степени взаимной заменяемости этих двух товаров. Они могут быть взаимозаменяемыми (тогда Епс > 0), взаимодополняемыми (Епс < 0) и нейтральными (Епс = 0). Пример 5.11 В табл. 5.5 приведен ряд товаров и в пересечениях их наименований с соответствующими наименованиями цифрами показано, какие из них взаимозаменяемые (3), взаимодополняемые (Д) и нейтральные (Н). Таблица 5.5 Перекрестная эластичность спроса № п/п Товары (продукты) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 и 12 1 Хлеб + д н Д д д 3 Н Д Д Д Н 2 Масло д + н д д д Д н н н н н 3 Вино н н + д н н н Д н н н 3 4 Мясо д д Д + 3 д Д Д 3 3 3 д 5 Рыба д д Д 3 + д Д н 3 3 н Д 6 Овощи д д н д д + Д н Д Д Д Д 7 Рис 3 д н д д д + Д Д Д н н 8 Фрукты н н Д н н н н + н н н н 9 Мясные консервы д н н 3 3 д Д н + 3 3 Д 10 Рыбные консервы д н н 3 3 д д н 3 + н Д И Грибы д д н 3 н д н н н + н 12 Пиво Н н 3 Д Д д н н Д Д Д + С помощью данных табл. 5.5 можно ответить на вопрос, как меняется спрос на один из двух рассматриваемых товаров при изменении цены другого. Так, например, при повышении цены хлеба спрос на взаимо-заменяемый товар (рис) также повысится, спрос на взаимодополняемый товар (масло) может упасть (при повышении цены хлеба спрос на него упадет), а спрос на нейтральный товар (вино) останется неизменным. Эластичность спроса по цене зависит также от времени, в течение которого он действует, т. е. на которое рассчитана цена. С увеличением этого времени спрос становится более эластичным, а соответствующая ему линия на графике — более пологой (рис. 5.11). На графике сп 1 — спрос на товар, например на жилье, за месяц, а сп 2 — за год. График говорит о том, что при определении цены жилья за 1 год спрос зависит от цены в большей степени, чем при определении ее за 1 месяц. Дело в том, что чем больше время, тем большую роль играет цена (при плате за 1 месяц менее важно, чем при плате за 1 год, сколько стоит товар). Эластичность предложения по цене показывает, как меняется величина предложения при изменении цены товара. Коэффициенты эластичности предложения по цене показывают процентное изменение величины предложения при изменении цены на 1%. Главное влияние на коэффициенты эластичности по цене оказывает фактор времени. Чем длительнее промежуток времени, в течение которого продавец (производитель) товара может предлагать свой товар, тем более эластично предложение, так как продавец успевает лучше перераспределить ресурсы в нужном направлении и поэтому меньше теряет. Большая эластичность предложения по цене характерна для скоропортящихся, сезонных и остромодных товаров в силу необ-ходимости их реализации в ограниченные сроки. Совместное рассмотрение спроса и предложения. Равновесная цена Совместное рассмотрение спроса и предложения начнем с анализа данных табл. 5.6, где представлены спрос и предложение на мороженое за один день. С помощью данной модели легко проследить динамику изменения спроса и предложения на товар и формирование его рыночной цены. Цена, соответствующая точке на графике, находящейся на пе-ресечении линии спроса и предложения, называется равновесной. В данном случае она равняется 668 усл. ден. ед. Это та цена, по которой будет осуществляться купля-продажа товара при данных спросе и предложении, которые равны 30 порциям. Действительно, стоит продавцу поднять цену товара выше равновесной, например 700 усл. цен. ед., как соответствующая ей величина спроса упадет до 25 порций. Но при этом до такой же величины должно будет упасть и предложение, что соответствует цене предлагаемого товара в 650 усл. ден. ед. Уменьшение цены предлагаемого товара вызовет рост величины спроса, которая будет расти до тех пор, пока не приведет цену в равновесную точку; после равновесной точки дальнейший рост спроса будет ограничиваться падением цены и связанного с ним предложения и т. д. Таким образом, приход цены в равновесную точку осуществляется путем ее затухающих колебаний около равновесной точки. То же самое произойдет и при первоначальном установлении цены ниже равновесной точки — соответствующие изменения величин спроса и предложения возвратят цену в точку равновесия. Далее: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЫНОЧНОЙ КОНЪЮНКТУРЫ

Книга Курс предпринимательства содержание

bizкредиты, лизинг, консультации

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЫНОЧНОЙ КОНЪЮНКТУРЫ Целью анализа рыночной конъюнктуры является установление фактов и размеров затоваривания и дефицита, изучение потребительского поведения на основе теории полезности, а также расчеты величин спроса и предложения …

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТОВАРОВ Под предложением понимается количество товара, которое предлагается продать при данной цене. При рассмотрении предложения необходимо иметь в виду следующие обстоятельства: — во-первых, мерой предложения, как и …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.