Чудеса техники

Ракета-носитель Протон

Ракета-носитель "Протон", относящаяся к тяжелому классу, разработана под

Руководством генерального конструктора академика В. Челомея. Начиная с 1965 года

До наших дней она используется для запуска орбитальных пилотируемых и

Автоматических межпланетных станций, геостационарных спутников связи, других

Космических аппаратов.

С помощью ракеты-носителя "Протон" были запущены все орбитальные станции

"Салют", "Мир", аппараты науки и межпланетные станции "Протон", "Зонд-4, -8",

"Луна-15.. -24", "Венера-9.. -16", "Вега-1, -2", "Марс-2. .-7", связные спутники

Серии "Радуга", "Экран", "Горизонт", астрофизическая станция "Астрон". Сегодня

При ее помощи доставляются грузы на МКС. Ракета конструктивно выполнена по

Тандемной схеме с несущими топливными баками. В зависимости от назначения она

Может быть двух-, трех-, четырехступенчатой. Длина трехступенчатого "Протона"

Без полезного груза 44,3 метра, а максимальный поперечный размер 7,4 метра. На

Всех ступенях ракеты-носителя установлены мощные малогабаритные однокамерные

Жидкостные ракетные двигатели (ЖРД) В ней применяются высококипящие компоненты

Топлива: окислитель - четырехокись азота, горючее - несимметричный ди-

Метилгидразин.

Первая ступень ракеты-носителя "Протон" конструктивно выполнена в виде "пакета".

Он состоит из центрального и присоединенных к нему шести боковых блоков. Боковые

Блоки оснащены однокамерными качающимися жидкостными ракетными двигателями РД-

253. Они спроектированы в ГДЛ-ОКБ в

Космос

149

1961-1965 годах. Масса конструкции сухого ЖРД 1280 килограммов, залитого - 1460

Килограммов Удельная масса сухого двигателя составляет 6 килограммов на тонну

Тяги, высота - 2,72 метра, максимальный диаметр камеры сгорания - 1,5 метра.

Другие характеристики двигателя: удельный импульс двигателя на земле равен 287

С, тяга - 150 те, в пустоте - 316 с при тяге 167 те (с начала 1980-х годов

Форсирована до 178 те) и давлении в камере сгорания 160 кгс/см.

"В конструкции двигателя широко применяется сварка, - пишет в журнале "Авиация и

Космонавтика" Г. Максимов - В частности, в его основных магистралях

Насчитывается всего 11 разъемов. Отсутствуют какие-либо системы вспомогательных

Рабочих тел. Запуск происходит на самотеке топлива. Операции включения и

Выключения обеспечивают девять пиро-клапанов простой конструкции. Агрегаты ЖРД

От воздействия реактивной струи защищены теплозащитными экранами Управление

Вектором тяги осуществляется поворотом двигателя в вертикальной плоскости.

На второй ступени установлены четыре ЖРД тягой по 60 те каждый, на третьей -

Один Эти двигатели разработаны в ОКБ С Косберга Третья ступень снабжена также

Рулевым ЖРД тягой около 3 те для управления направлением ее полета

До 1976 года для выведения космических аппаратов на геостационарную орбиту и

Межпланетные траектории использовался разгонный блок "Д", приспособленный для

Длительного пребывания в условиях космического пространства Его длина - 5,5

Метра, диаметр по стыку с ракетой-носителем - 4 метра, масса - 17,3 тонны.

Разгонный блок оснащен ЖРД многократного запуска, работающим на кислороде и

Керосине. Тяга ЖРД - 8,5 те, удельный импульс более 350 с, суммарное время

Работы - 600 с Для управления на пассивных участках используются автономные

Двигательные установки, работающие на азотном тетраксиде и несимметричном

Диметилгидразине. Разгонный блок стыкуется с ракетой-носителем с помощью

Конического и цилиндрического переходников Первый сбрасывается вместе с

Последней ступенью, а второй отделяется от разгонного блока через некоторое

Время С 1976 года вместо блока "Д" используется более совершенный - "ДМ""

Суммарная полезная мощность двигательных установок ракеты "Протон" в три раза

Больше мощности двигательных установок ракеты "Восток" и составляет 44 100 000

КВт (60 миллионов лошадиных сил) В этих двигателях обеспечена высокая полнота

Сгорания, значительное давление в системе, равномерное и равновесное истечение

Продуктов сгорания из сопел.

От аэродинамических нагрузок и тепловых потоков "Протон" при выведении на орбиту

Защищен головным обтекателем. Обтекатель устанавливается на последнюю ступень

Ракеты-носителя и крепится к верхней части цилиндрического переходника Для

Обслуживания "Протона" и проведения необходимых технологических операций при

Подготовке к старту в конструкции обтекателя предусмотрены люки. Надо отметить,

Что головной обтекатель для орбитальных станций на активном участке выведения защищает только

Внешние элементы переходного и части рабочего отсеков.

В середине 1960-х годов на Байконуре для подготовки и пусков ракеты-носителя

"Протон" были созданы технический и стартовый комплексы.

Стартовый комплекс "Протона" мало похож на стартовый комплекс "Союза". Он

Состоит из двух стартовых позиций, разнесенных на 600 метров друг от друга.

Стационарное подъемное устройство, смонтированное в стартовом сооружении,

Переводит ракету-носитель с космическим аппаратом в вертикальное положение.

Ракета-носитель перед стартом не подвешена на опорных фермах, а стоит

Непосредственно на опорах стартового стола Для предстартового обслуживания

Используются не отклоняемые перед стартом фермы, как у "Союза", а огромная

Башня, передвигающаяся по рельсам. Перед стартом она откатывается на

Значительное расстояние.

Процесс заправки ракеты-носителя компонентами топлива и сжатыми газами полностью

Автоматизирован, включая подвод и отвод наполнительных соединений.

Нет здесь и кабельных и кабель-заправочных мачт. Вместо этого под ракетой в

Центре пускового стола есть специальное стыковочное устройство, которое перед

Стартом надежно соединяет с ракетой более 5000 коммуникаций и электрических

Цепей.

Через доли секунды после начала движения ракеты устройство пневмо-ускорителями

Сбрасывается вниз и мгновенно прочно и плотно закрывается броневыми крышками.

Эти крышки образуют рассекатель, который направляет мощный поток газов

Работающих двигателей в два отводящих газохода Командный пункт управления

Находится в 1,5 километрах от стартового комплекса.

Разворот ракеты-носителя по азимуту осуществляется автономно на начальном

Участке полета в соответствии с заложенной на борту программой. Ракета-носитель

"Протон" способна вывести на околоземную орбиту высотой 200 километров с

Наклонением 51,6 градусов полезный груз массой свыше двадцати тонн. С

Дополнительной четвертой ступенью ее возможности возрастают. Она может доставить

На геостационарную орбиту 2 тонны полезного груза, к Луне - 5,7 тонны, Венере -

5,3 тонны, Марсу - 4,6 тонны.

В апреле 2001 года в первый полет отправилась новая ракета - "Про-тон-М",

Являющаяся принципиальной модификацией заслуженного "Протона". Теперь на

Околоземную орбиту можно вывести 22 тонны, а на геостационарную орбиту 3-3,2

Тонны.

Новая ракета оснащена разгонным блоком "Бриз-М", который заменит блок ДМ, по

Вине которого не раз случались аварии на последней стадии. ГКНПЦ Хруничева решил

Для "Прогона" изготовить свой блок. Ведущая роль в создании новой ракетной

Конфигурации принадлежит конструкторам Александру Медведеву и Олегу Давыдову.

Новая ракета отличается улучшенной экологией. Район падения ступеней сокращен в десятки раз. Кроме того, за счет выжигания остатков топлива баки

Падают на землю практически сухими.

"Протон", который стартовал 280 раз, считался самой надежной ракетой в мире. За

Последние пять лет по его вине было только две аварии. Теперь эту репутацию

Предстоит подтвердить его преемнику".

Чудеса техники

Наука и промышленность

Конвертеры; Дуговые электроплавильные печи; Прокатные станы; Солнечные Электростанции; Ветроэлектростанции; Ядерные реакторы на быстрых нейтронах; Термоядерная установка; Первая океанская электростанция; Печатные машины; Зерноуборочные комбайны; Микромеханика; Фуллерены; Сканирующий зондовый Микроскоп; Микроскопы на …

MP3-плейер

MP3 далеко не единственный аудиоформат, используемый в Web. Однако MP3 стал Стандартом де-факто благодаря тому, что легко доступен и не имеет встроенных Механизмов защиты. Купив компакт-диск, не надо получать разрешение …

Мобильный интернет

С момента зарождения глобальной компьютерной сети Интернет прошло более сорока Лет. Идея возникла в конце 1950-х годов, когда в США была поставлена задача Создать сеть телекоммуникации. И в 1968 году …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.