Бизнес-слэнг

ЦЕНОВОЕ ДНО — ситуация на рынке бир­жи, когда

ЦЕНОВОЕ ДНО

— ситуация на рынке бир­жи, когда цены больше не падают. Для объективно необходимых товаров после этого, как правило, на­ступает период медленного подъема в цене.

ЦЕНОВОЕ ЛИДЕРСТВО

- привлечение по­требителей к определенному ассортименту продук­ции, реализуемой по цене с наименьшей долей при­были.

ЦЕНОВЫЕ СКИДКИ

- метод уторговы - вания цены с учетом состояния рынка и условий контракта. Широко распросгранен в международной торговле. Цены, первоначально объявляемые постав­щиками в прейскурантах, носят справочный харак­тер и, как правило, подлежат корректировке в ходе переговоров с покупателем. По оценкам специалис­тов, существует около 40 видов ценовых скидок. Наиболее распространенными являются следующие виды скидок.

Бонусные скидки. Предоставляются крупным оптовым покупателям, как правило, постоянным клиентам, не за каждую отдельную сделку, а за обус­ловленный объем оборота в год. Достигают 7-8% стоимости оборота.

Временные скидки. Применяются главным об­разом в торговле продукцией массового спроса, име­ющей сезонный характер.

Дилерские скидки. Предоставляются оптовым и розничным торговцам, агентам и посредникам. Эти скидки должны покрывать расходы дилеров на про­дажу и сервис и обеспечивать им определенный раз­мер прибыли. В ценовой политике часто встречает­ся метод "вертикального ценообразования", по которому предприятие-изготовитель само устанавли­вает розничную цену, заранее закладывая в нее раз­меры скидок оптовым и розничным торговцам. Ве­личина дилерской скидки зависит от вида товара и объема посреднических услуг и достигает 30%.

Закрытые скидки. Предоставляются на продук­цию, обращающуюся в замкнутых экономических единицах, например, во внутрифирменных постав­ках или во внутренней торговле международных зам­кнутых группировок; на товары, поставляемые по специальным межправительственным соглашениям.

Количественные скидки. Размер их меняется в зависимости от величины или серийности заказа. При поставках товаров массового спроса размер их отно­сительно невелик, а для товаров, производимых ма­лыми сериями или по индивидуальным заказам, скидка на количество имеет большое значение, по­скольку увеличение серии ведет к сокращению из­держек производства. По отдельным контрактам скидки на количество составляют до 15%.

Скидки "сконто". Предоставляются за оплату наличными или за досрочное осуществление плате­жей по сравнению с контрактом. Могут составлять 3-5% стоимости сделки.

Специальные скидки. Предоставляются покупа­телям, с которыми фирма имеет длительные связи и другие формы особых отношений. Размеры этих ски­док представляют коммерческую тайну и могут быть определены только оценочно. Предполагается, что они составляют 5-8%.

Кроме того, существуют всевозможные виды скидок за особые условия изготовления и поставки продукции: улучшенное качество, поставка к опре­деленному, точно оговоренному сроку и т. д.

На рынке Запада ценовые скидки широко рас­пространены. По оценкам специалистов, их общий уровень составляет до 50% от общей стоимости Пер­воначально объявленных прейскурантных цен, а по отдельным товарам — еще выше.

ЦЕНЫ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВ­ЛЕ

— разновидность цен, применяемых на мировом рынке. Для международной торговли характерна множественность цен. Один и тог же товар может продаваться по различным ценам в зависимости от места и времени его продажи, а также от взаимо­отношений между продавцом и покупателем. Цены могут различаться в зависимости от условий ком­мерческой сделки, характера рынка и источников ценовой информации. Наиболее общим выражени­ем цены, используемой в международных сделках, является понятие мировых цен, под которыми по­нимаются цены крупных экспортно-импортных еде - лок, заключаемых в основных центрах мировом тор­говли. При этом сделки должны заключаться на ус­ловиях наличного платежа в свободно конверти­руемой валюте, а выбранные рынки — регулироваться общим (не специальным) торгово-политическим режимом.

Для каждого конкретного рынка характерна своя цена, которая может быть названа рыночной ценой. Если рынок дефицитен, т. е. спрос на нем на опреде­ленный товар превышает предложение, то такой рынок носит название рынка продавца и на нем ус­танавливается цена продавца. Наоборот, если на рынке предложение превышает спрос, то говорят о рынке покупателя, который диктует цену покупате­ля.

В качестве отправной точки для проведения пе­реговоров о цене контрагенты торгЬвой сделки ис­пользуют базисные цены, в основу которых кладут­ся цены, публикуемые в различных справочниках — справочные цены — и прейскурантах — прейскуран­тные цены. Эти цены обычно отражают общее на­правление динамики цен за предшествующий пери­од, но используются при заключении контрактов на срочную поставку небольших партий товаров. При установлении более стабильных торговых связей ба­зисные цены подлежат дальнейшему уторговыванию: применяются различные скидки или надбавки к ним.

В зависимости от условий контракта на постав­ку товара фактурная цена — цена реальной "сделки купли-продажи — может изменяться на сумму транс­портных и страховых издержек. Цена СИФ означа­ет, что все расходы по перевозке груза, оплате тамо­женных сборов и страхованию вместе с риском гибели или порчи товара до пересечения им борта

Судна в порту покупателя несет продавец товара. Цена ФОБ означает, что продавец несет лишь часть рас­ходов по транспортировке и страхованию, а именно — только до момента доставки товара на борт судна. Цена ФАС ограничивает транспортно-экспедиторс - кие расходы отправителя доставкой груза до прича­ла. Цена КАФ включает полностью расходы по транс­портировке товара, но не включает расходы по страхованию. Кроме того, в контракте оговаривается, будет ли установлена твердая (фиксированная) цена или она будет изменяться впоследствии, т. е. опреде­ляется скользящая цена.

В зависимости от характера реализации товара может быть установлена оптовая цена в тех случаях, когда товар поставляется большими партиями круп­ным торговым и промышленным предприятиям, и розничная цена, по которой товар реализуется в роз­ничной торговле. Розничные цены всегда выше оп­товых на сумму издержек на содержание розничной сбытовой сети.

ЦЕССИЯ

— правовая форма уступки прав по долговым обязательствам.

Договор цессии, известный еще римскому пра­ву, заключается с участием как физических, гак и юридических лиц. Под цессией понимается согла­шение, в силу которого кредитор (цедент) передает свое право требования к должнику, третьему лицу (цессионарию).

В качестве основного договора, обусловливаю­щего возможность или необходимость заключения соглашения об уступке требования, может выступать любой договор (купли-продажи, поставки подряда и т. п.), в котором имеют место неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей дол­жником.

Ц может быть осуществлена как на возмездной, так и на безвозмездной основе. Однако, как прави­ло, уступка требований производится путем уплаты новым кредитором (цессионарием) прежнему кре­дитору (цеденту) определенной денежной суммы (хотя не запрещены и другие формы расчетов). Ука­занная денежная сумма определяется соглашением сторон и исчисляется обычно в процентном отно­шении к стоимости обязательств кредитора по ос­новному соглашению (названные обязательства не всегда сводятся к уплате денег, но всегда могут быть выражены в определенном стоимостном исчис­лении). В среднем на практике данный процент мо­жет составлять от 50% до 90% стоимости задолжен­ности. При этом чем меньше у кредитора надежд на выполнение должником в обозримом будущем сво­их обязательств, тем меньше денежная сумма, за которую он соглашается уступить свои требования.

Поскольку в результате уступки требования про­исходит замена кредитора в основном договоре, то согласие должника (как пассивной, обязанной сто­роны) на цессию не требуется. Должнику безразлич­но, кому именно быть обязанным Вместе с тем, сто­роны обязаны уведомить должника о замене кредитора. В противном случае, исполнение долж­ником своих обязательств по основному соглаше­нию первоначальному кредитору будет считаться пра­вомерным. Сама форма уведомления может быть различной и определяется сторонами самостоятель­но. Не запрещено также совершение должником оз­накомительной надписи на текстах договора цессии, имеющихся у каждой из сторон.

ЦИВИЛИЗОВАННЬІИ" БИЗНЕС.

Энцик­лопедический словарь дает нам толкование понятия "бизнес" — как дело, занятие, приносящее доход, предпринимательская или коммерческая деятель­ность. Понятие же "цивилизация" появилось в на­учном обороте в XVIII веке в тесной связи с поня­тием "культура" и трактуется сегодня как уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры. Таким образом, в самой общей форме "цивилизованный" бизнес можно определить как культурное предпринимательство.

В мире всего лишь 7% людей, способных весги свое дело.

Формула предпринимательства на первый взгляд проста: Д-Д1, где Д1 — прибыль, сумма превышаю­щая по своим размерам Д. Однако, между этими двумя Д огромное расстояние, сложнейшие жизнен­ные процессы, и именно они определяют уровень цивилизованности бизнеса, уровень культуры орга­низации экономической жизни и, наконец, получе­ния прибыли — "деления денег".

Именно здесь размещаются критерии определе­ния существенных признаков предпринимательства, отличия бизнеса от преступления. Ведь перепрода­жу, с приведенной выше в законе формулой, можно считать предпринимательством. Налицо признаки: "инициатива на свой страх и риск с целью получе­ния прибыли".

Коль речь идет о "цивилизованном" бизнесе, то предприниматель не должен ставить в качестве пер­воочередной задачи увеличение личного потребле­ния. У него основная часть прибыли должна возврашаться в производство, на его расширение, тратить - I ся на новую технику, на все лучшие материалы, на I самую современную технологию

Видный австро-американский экономист и со­циолог Й. Шумпетер выразил квинтэссенцию пред­принимательства словами: "... делать новые вещи или делать вещи, которые уже делаются, новым (инно­вационным) способом".

Первой объективной причиной существенной роли "цивилизованного" бизнеса в социально- экономической жизни промышленно развитых стран является его эффективность. Она — константа хо­зяйственной и управленческой деятельности пред­принимателя. И объективным критерием оценки эко­номической эффективности его деятельности выступает рынок, который сразу же выражает ее в конкретных формах то ли прибыли, то ли убытков.

Но кроме экономической эффективности сле­дует выделить и объективный интерес предприни­мателя, как представителя т. н. среднего класса, в социально-политической стабильности общества, в таком его государственно-правовом устройстве, ко­торое гарантировало бы эту стабильность. Ведь только экономически свободный и юридически защищен­ный товаропроизводитель, обладающий реальным правом собственности, хозяин, стремящийся к про­изводительному труду, объективно заинтересован в поддержании общественного и правового порядка, в социальном и национальном согласии, в конст­руктивном решении вопросов развития экономики и гражданского общества.

Жестоко ошибается тот, кто считает деньги глав­ным действующим лицом рынка. На это еще древ - ниє греки дали вполне исчерпывающий ответ: "День­ги, деньги — есть человек".

ЦИКЛИЧЕСКИЕ" АКЦИИ

- акции, курс которых имеет тенденцию к быстрому росту при подъеме экономики и быстрому падению при ее спа­де. Инвестирование ЦА в компании часто сопряже­но с вопросом времени. Для достижения успеха в этом направлении надо иметь необходимую интуи­цию, знание отрасли и экономических циклов, а также желание, способность действовать "напере­кор", то есть инвестировать в такую компанию, в какую никто в данное время инвестировать не хо­чет, и ждать, когда рыночный климат изменится. В сущности инвестирование в "циклические" акции означает покупку их на низшей точке экономичес­кого цикла данной компании и продажу их на выс­шей точке деловой активности.

ЧАСТНАЯ ТЕЗАВРАЦИЯ

- происходит от греческого корня, толкуемого как "сокровище", "запас", и означает накопление денег в наличной форме. Но его обычно не применяют, когда речь идет о накоплении бумажных денег и других нематериальных ценностей. В самом этом термине заключено противопоставление золота и серебра лю­бым бумажным ценностям, подверженным инфля­ционному обесцениванию и другим превратностям рыночной экономики.

ЧЕЛHOK

— коммерческий торговец, со­вершающий регулярные спекулятивные поездки, пе­реезжая из страны в страну.

ЧЕМОДАННЫЕ,

Дао е — так называют в Гонконге, Сингапуре, Макао дельцов из СНГ

ЧЕРНАЯ ПРОПАГАНДА

- выпуск фаль­шивок, авторство которых приписывается или несу­ществующим лицам и организациям, или напротив, источникам реальным — политическим деятелям, партиям, различным организациям и отдельным лицам, но фактически не имеющим никакого отно­шения к распространяемому от их имени "изделию".

ЧЕРНЫЕ БАБОЧКИ

- подставные фир­мы с капиталом в несколько долларов, создаваемые даже честными бизнесменами, чтобы обезопасить себя от любых неожиданностей рынка. Лихость ЧБ поразительна. То подложные накладные предъявят в банк, то, не внеся своей доли, требуют "причита­ющуюся" им прибыль. К сожалению, обращение за помощью часто опаздывает. Поэтому прежде чем идти на какие-либо соглашения с зарубежными фир­мами, посоветуйтесь с профессиональным консуль­тантом.

ЧЕРНЫЕ КОМИССИОННЫЕ

- деньги, которые выплачивают криминальные посредники за оказание весьма деликатных услуг "теневому" биз­несу: изменение положений заключаемых договоров, заключение ничтожных сделок, снижение цен на поставляемую продукцию и, наоборот, завышение цен на приобретаемые товары и др.

„ЧЕРНЫЙ НАЛ".

Сверхдоходы, огромное количество наличных денег. Денежная масса, некон­тролируемая государством.

"Черный нал" — это бедствие для государства. Это, можно сказать, параллельная финансовая сис­тема, игнорирующая государственные интересы. Не облагаемая налогами, она перекачивает в свои ка­налы колоссальные средства. Затем, обращая и* в доллары, перегоняет на зарубежные счета.

Хозяева "черного нала", не уехавшие пока на­всегда к своим зарубежным счетам, кое-что вклады­вают из этих сверхдоходов в свой бизнес. Но это же в основном не производственная сфера, а посред­ническая, занятая покупкой и перепродажей импор­тных товаров, что отнюдь не продвигает страну по пути реформ.

Не вкладывают же в производство потому, что там финансы большей частью становятся контроли­руемыми, значит, облагаемыми налогами.

" ЧЕРНЫЙ ОТКАТ".

Коммерческая опера­ция, когда часть от партии товара бесплатно полу­чает одна из торгующих сторон либо посредник. По правилам игры эта сделка должна остаться коммер­ческой тайной для всех, включая налоговую инспекцию.

ЧЕРНЫИ РЫНОК

- легально не офор­мленный рынок товаров и услуг, доходы от которо­го скрываются от налоговой системы, один из эле­ментов "теневой" экономики. Субъекты и объекты ЧР официально не зарегистрированы. Объектом купли-продажи на ЧР обычно являются товары не­легальных (или запрещенных) производств, похищен­ные товары, а также дефицитные товары государ­ственной торговли, реализуемые по завышенным. ценам при существовании на них регулируемых цен. Существование ЧР в значительной мере связано с разбалансированностью рынка, наличием дефицита товаров, стремлением коммерсантов к сокрытию своих доходов, а также недостатками в правовом регулировании рыночных отношений, налоговой си­стеме и контроле.

ЧЕТЫРЕ М

— жаргонный термин, упот­ребляемый бизнесменами Запада и означающий наличие или необходимость обеспечения четырех основных условий (факторов) нормальной предпри­нимательской деятельности: сырья, рабочей силы, оборудования, денег (material, men, machines, money).

ЧИСТКА ОКОН

— меры, принимаемые для придания балансу большей эффективности на момент его презентации.

ЧИСТЫИ ШПИОНАЖ.

Нынешняя раз­ведка — это прежде всего обширный, научно-иссле­довательский аппарат, опирающийся не столько на тайные агентурные средства, сколько на современ­ные возможности сбора, изучения и систематизации открытой информации.

Один из создателей теории "чистого шпиона­жа" адмирал Эллис Захариас, бывший начальник военно-морской разведки США, в своих мемуарах доказывал, что приблизительно 95% информации поступает из открытых источников и только 1% — от секретных агентов.

Открытые источники, это те источники, без ко­торых в век НТР и "информационного взрыва" не может обойтись ни одно государство: газеты и жур­налы, радио, телевидение, национальные и между­народные выставки, обмен книжными фондами, международный научный и культурный обмен и т. д.

"Вся эта открытая литература, — писал еще Ал­леи Даллес, — является как бы зерном, которое дол­жно быть перемолото на мельнице разведки".

Только в течение суток мониторная служба ЦРУ принимает и записывает около 6 млн. слов на 60 языках. Но и это еще не все: в поиске нужных све­дений, которые могли бы лечь в основу разработки новых средств науки и техники, в США созданы специальные бюро, так называемые "Бюро Бак Род­жерса", изучающие иностранную научную фантас­тику.

ШАНС

— это условие, которое обеспечи­вает удачу, успех, а также возможность осуществле­ния чего-то. Слово встречается во многих языках Европы. Происходит оно от латинского кадере — "па­дать". Что общего между словами "падать" и "шанс"

— возможность осуществления чего-то? Ни в звуча­нии, ни в значении нельзя увидеть даже намека на схожесть, а в общем здесь четко прослеживается род­ственность. Только она лежит не на поверхности, до нее надо добраться.

Одной из любимых игр с древности была игра в кости. Выиграл тот, кто, выбрасывая на стол из куб­ка кости, мог их выбросить так, чтобы они показали наибольшее количество очков. Успех здесь зависел от случая, от "падения". Обычно играли овечьими коленными косточками, на которых писались циф­ры. Занесенное римскими легионерами новое зна­чение слова каденция — "падение", замененное по законам французского языка на шанс, перешло из жаргона игроков в кости в общенародный язык для обозначения "возможности осуществления чего-то"

— сначала во французском, а потом в других евро­пейских языках.

ШКАЛА УОРТА.

23 мая 1965 г. в журнале "Кемикл инджиниринг" была опубликована шкала Уорта Уэйда — список средств получения информа­ции о конкурентах, применяемых американскими промышленниками.

Законные средства получения информации

"Белый шпионаж ":

Публикации конкурентов и отчеты о процессах, полученные обычными путями.

Сведения, данные публично бывшими служа­щими конкурента.

Обзоры рынков и доклады инженеров-консуль­тантов.

Финансовые отчеты.

Устраиваемые конкурентами ярмарки и выстав­ки и издаваемые ими брошюры.

Анализ изделий конкурентов

Отчеты коммивояжеров и закупочных отделов.

Незаконные средства получения информации

"Черный шпионаж ":

Попытки пригласить на работу специалистов, работающих у конкурента, и заполненные ими с этой целью вопросники.

Вопросы, осторожно задаваемые специалистам конкурента на специальных конгрессах.

Непосредственное тайное наблюдение.

Притворное предложение работы служащим кон­курента (без намерения брать их на работу) с целью выведать у них информацию.

Притворные переговоры с конкурентом якобы для приобретения лицензии на один из патентов.

Использование профессиональных шпионов для получения информации.

Сманивание с работы служащих конкурента для получения информации.

Посягательство на собственность конкурента.

Подкуп сотрудников закупочного отдела конку­рента или его служащих.

Засылка агентов к служащим или специалистам конкурента.

Подслушивание разговоров у конкурента.

Похищение чертежей, образцов, документов и т. д.

Шантаж и различные способы давления.

Время показало, что шкалу применяли активно и другие страны.

ШКОЛА ЭКОНОМИЧЕСКОГО НАЦИО­НАЛИЗМА

— так иногда называют на Западе кон­цепции немецкой исторической школы ФЛиста, нео- меркантелизма. Япония весь послевоенный период неустанно совершенствовала систему государствен­ного капитализма и стратегической торговли. Эко­номическая философия японского руководства ба­зируется не на идее "невидимой руки Провидения" Адама Смита, а на идеях школы экономического национализма. Развитие японского капитализма все­гда направлялось государством.

ШОКОЛДДНЫИ ШПИОНАЖ

Как ко­рица, перец и другие восточные пряности, так и ка­као завоевали мир. Высший цвет элиты и просто обеспеченные люди полюбили продукт, изготавли­ваемый из какао-бобов. Шоколад быстро вошел в европейскую моду, что вызвало ажиотаж в Брази­лии. Тысячи пеонов выращивали желтоватые пло­ды, напоминающие шарики со сладкими косточка­ми. Их отправляли через порты туда, где шоколад был особенно в цене.

В течение целого столетия Испания хранила сек­рет производства шоколада. В начале XVII в о нем узнала вся Западная Европа. Как и ацтеки, европей­цы считали, что шоколад обладает возбуждающим действием. Некоторые думали, что он продлевает жизнь, излечивает лихорадку, хроническое несваре­ние желудка.

Какао — основа шоколада, а технология изго­товления, рецепты — тайна. За такими рецептами на всех уровнях идет настоящая охота. В наибольшей степени охотятся за тайнами изготовления швейцарс­кого шоколада. В западной прессе даже появился термин — "шоколадный шпионаж".

В наше время швейцарский пищевкусовой кон­церн "Нестле" имеет промышленные и финансовые интересы на всех континентах земного шара. Шо­колад — один из основных продуктов компании.

Основатель фирмы Анри Нестле начинал свою карьеру в производстве детского питания. Экспери­менты со сгущенным молоком помогли швейцарс­кому кондитеру Даниэлю Петеру найти способ со­единения какао и молока в твердой форме, и таким образом в 1875 г появился первый молочный шоко­лад. Благодаря секретам производства шоколада "Нестле" взошел на высший пик международного бизнеса.

В конце XIX в. швейцарцы разработали приго­товление твердого молочного шоколада. Были со­зданы новые машины для перемешивания жидкого шоколада и его качество значительно улучшилось. Вначале вообще скрывали наличие жидкого шоко­лада, затем наличие бобов, затем места плантаций, потом технологию изготовления шоколада.

Ученик повара при дворе князя Клеменса фон Меттерниха Франц Захер составил в 1882 г. рецепт изготовления шоколадного торта, названного по его имени. Неповторимый аромат торта исходит от аб­рикосового джема, проложенного между слоями тор­та, покрытого шоколадной глазурью. Рецепт держат в секрете и хранят в сейфе, доступ к которому охра­няется всеми доступными средствами.

В условиях жестокой конкуренции рецепты при­готовления шоколада охраняются как самые важные тайны.

ШГПИОНЫ ГЛУБОКОГО ЗАЛЕГАНИЯ

— специалисты и высшие менеджеры, которых в кон­курентной борьбе фирмы переманивают к себе за большие деньги.

ШПИОНЫ МОД,

"Банды Кодак" - так на Западе нередко называют шпионов за секретами домов моделей, не потому, что они пользуются фо­тоаппаратами этой знаменитой фирмы, а по той при­чине, что сделанные ими эскизы настолько точны, что они напоминают скорее фотографии, чем ри­сунки. В этом профессионалам-похитителям помо­гают различные ухищрения. Специально обученные агенты текстильных корпораций под видом, напри­мер, потенциальных покупателей проникают на по­каз мод. Будучи профессионалами, они специали­зируются на деталях показываемой моды. После окончания демонстрации шпионы спешно покида­ют салон, собираются в предварительно снятом по­мещении и по деталям восстанавливают всю модель.

ШТАНДОРТ

— термин, употребляемый главным образом в экономической литературе За­пада для обозначения наиболее выгодного располо­жения предприятий.

ШТРИХОВОИ КОД

- маленькая наклей­ка с рисунком в виде перемещающихся черных и белых полос. Придумал его железнодорожный слу­жащий Дэвид Коллинз. В 50-е годы он закончил инженерный колледж Массачусетского технологи­ческого университета и поступил работать на Пенсильванскую железную дорогу. По роду своей деятельности ему пришлось столкнуться с пробле­мой, как быстро и четко пересчитать вагоны на вхо­де и выходе сортировочных станций, выяснить, куда именно нужно направить тот или иной груз. Железно­дорожникам приходилось просто считывать номера вагонов, записывать их в блокноты, а затем переда­вать данные коллегам по телеграфу или телефону. Это была достаточно длительная процедура, не га­рантированная от ошибок.

Молодой инженер нашел выход из положения, предложив освещать серийные номера вагонов силь­ными прожекторами и считывать их с помощью фотоэлементов. Чтобы упростить распознавание но­меров с помощью автоматов, исключить ошибки, Коллинз предложил пользоваться специальным ко­дом в виде красных и синих полосок.

Испытания показали, что сканирующее устрой­ство способно считывать коды даже при движении вагонов со скоростью выше 100 км/ч, дает минимум ошибок.

Впоследствии система была принята на воору­жение и в других отраслях промышленности, в частности, в больших супермаркетах, где кассиры попросту не в состоянии запомнить цены всех про­даваемых товаров. Поэтому ее стали печатать на упа­ковке. А чтобы ускорить работу, использовали коды Коллинза. Таким образом, ныне достаточно провес­ти специальным датчиком над наклейкой, и в па­мять кассовой машины тут же заносится кодовое наименование товара и его цена. Покупатель полу­чает полный счет на свои покупки. Одновременно данные передаются в центральный компьютер су­пермаркета, который следит за наличием товаров подобного сорта в торговом зале, на складе и своев­ременно напоминает о пополнении запасов.

ШТУРМОВАЯ КОМАНДА

- небольшое автономное образование в виде коллектива, создан­ное для разработки новинок любым приемлемым способом.

ЩЕКОТУНЧИКИ

- устройства для об­наружения негласно работающей звукозаписываю­щей техники (диктофонов), которые носятся под одеждой - Вблизи работающих диктофонов они на­чинают незаметно для окружающих вибрировать. Более современный вариант — ДМ-3 обнаруживает как радиомикрофоны, так и диктофоны.

ЩЕПЕТИЛЬНОСТЬ

- особая коррект­ность, до мелочей последовательная принципиаль­ность.

ЩИТ УПРАВЛЕНИЯ

- комплектное уст­ройство для централизованного контроля и управ­ления технологическими процессами предприятий. На ЩУ размещаются измерительные и контрольные приборы, световые индикаторы, ключи управления и мнемонические схемы.

ЩИТОВЫЕ ДЕНЬГИ

- денежный побор в средневековой Англии, взимавшийся с держате­лей рыцарских феодов взамен личной службы (или в качестве ее частичной компенсации) в пользу ко­роля.

ЭВРИКЛ

— Европейское агентство по ко­ординации научных исследований, совместная про­грамма западноевропейских стран в области НИОКР. Основана в 1985 г. Основополагающий документ - хартия программы "Эврика" — определяет цели, орга­низационные принципы и основные направления научно-технического сотрудничества участников программы. Цель "Эврики" — стимулировать разви­тие передовых направлений научно-технического прогресса в западно-европейских странах, чтобы по­высить их конкурентоспособность на мировых рын­ках наукоемкой продукции. В стратегическом плане программа имеет своей целью сокращение и-ликви - дацию отставания западно-европейских стран от США и Японии в научно-технической сфере.

Высшими органами "Эврики" являются Евро­пейская межправительственная комиссия, которая проводит свои сессии один раз в полгода, и группа высокопоставленных представителей. Секретариат, занимающийся текущими вопросами по подготовке научно-технических проектов, работает в Брюсселе (Бельгия).

Программа не имеет централизованного фонда для финансирования кооперационных проектов, рас­ходы берут на себя фирмы, участвующие в их осу­ществлении. Однако между правительствами стран - членов "Эврики" достигнута договоренность, что они по-своему усмотрению будут оказывать финансовую поддержку конкретным проектам в зависимости от их значимости для национальной экономики.

В настоящее время "Эврика" включает более 160 проектов по следующим основным направлениям: информатика, новые материалы, средства связи, био­технология, охрана окружающей среды, транспорт, исследование морских ресурсов. По масштабам уча­стия в проектах выделяются Франция и Великобри­тания.

ЭВТИНА.

Афинское законодательство предус­матривало Э — представление отчета должностным лицом по окончании срока пребывания его в долж­ности. Отчет начинался с проверки истраченных государственных средств. Если он признавался не­удовлетворительным, дело передавалось в суд при­сяжных с обвинением в адрес данного лица в зло­употреблении, растрате или подкупе. Мера наказания могла достигать десятикратного возмещения выяв­ленного денежного ущерба. Проступки должностного лица, не связанные с финансовыми злоупотребле­ниями, разбирались филиалами, после чего дело поступало в компетентные судебные органы.

ЭДИФАКТ

— универсальные правила для электронного обмена данными в управлении, тор­говле и на транспорте.

ЭКВИВАЛЕНТНАЯ ЗАМЕНА

- факт заме­ны одной кредитной операции на другую. Напри­мер, закрытие текущего счета и признание сальдо для открытия нового счета.

ЭКЗОТИЧЕСКИЕ" ВАЛЮТЫ

- валюты, сделки по которым осуществляются крайне редко и для которых вообще нет международного рынка.

ЭКОЛОГИЧЕСКИИ ОАЗИС

- итальянс­кая программа, предусматривающая тщательный кон­троль за качеством не только мяса, поступающего для производства детского питания, но и самого про­цесса выращивания этого мяса методом содержания и откорма скота. Строгий контроль состава кормов (чтобы не было нитратов) гарантирует поступление в торговую сеть только высококачественных продук­тов детского питания, содержащих мясо.

ЭКОЛОГИЧЕСКИИ РЭКЕТ

- штрафные повышенные санкции администрации к приватизи­рованным объектам, когда полученные деньги идут не на решение экологических программ, а на содер­жание аппарата управления.

ЭКОНОМИКА LAJSSEZ-FAJRE –

непланируемая и неуправляемая государством экономика. Этот термин, изобретенный французскими эконо­мистами XVIII века, означает минимальное вмеша­тельство государства в работу рыночной системы. В рамках такого вмешательства государство борется с преступностью, следит за исполнением взаимных обязательств, формирует производственную и соци­альную инфраструктуру, но ни в коем случае не ус­танавливает цены и не вмешивается в действия рын­ка. То есть суть понятия LAJSSER-FAJRE означает, что люди должны самостоятельно осуществлять свою экономическую деятельность.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АСТРОЛОГИЯ.

Благо­даря работам Вольфганга Ангермейера получила развитие прогностическая экономическая астроло­гия. Его фирма по специально разработанной мето­дике, включающей определение 16 планетарных ти­пов людей, выдает безошибочные прогнозы, причем не только бизнесменам, но и представителям заин­тересованных государств. Именно Ангермейер пред­сказал биржевой крах 1987 г. и экономический кри­зис 1989 г., его доклад на астрологическом симпозиуме в Вене "Экономическая астрология — экономика и финансы с космологической точки зре­ния" потряс весь экономический мир как на Запа­де, так и на Востоке. Видимо, "игра стоит свеч", поскольку его фирма завалена заказами на многие годы вперед.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВОИНА.

Термин ввел в обращение в 1939 г. при разработке военных пла­нов Десмонд Мортон, руководитель английского Центра промышленного шпионажа (ЦПШ). Соглас­но его концепции, роль экономики в будущей вой­не должна значительно возрасти. В задачу ЦПШ входило изучение готовности промышленности ино­странных государств к войне и составление док­ладов на эту тему. Доклады направлялись в им­перский совет обороны. Мортон был личным по­мощником премьер-министра У. Черчилля. Возглав­ляемый Мортоном центр был ядром разведыватель­ного департамента министерства* экономической войны с самого начала его формирования. Мортон говорил, что министерство экономической войны, когда оно официально вступит в свои права, долж­но рассматриваться как боевой департамент наряду с департаментами трех видов вооруженных сил (ар­мии, флота, авиации).

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОКАЗА

- торговля фальшивыми товарами.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РАЗВЕДКА

- это со­вокупность согласованных действий по добыванию, интерпретации, распространению и защите инфор­мации, полезной для субъектов экономики и добы­ваемой легально и при наилучших условиях в смыс­ле качества, сроков и издержек.

Концепция экономической разведки выше от­дельных действий, обозначаемых терминами "сле­жение", "защита собственности конкурента", "вли­яние". Ее высшая ступень — стратегические и тактические планы, определяющие характер и про­ведение отдельных действий и гарантирующие их успех. Это сложная игра "сотрудничество-конкурен­ция". Экономическая разведка — боевое оружие, которое нужно по возможности подчинить закону, чтобы ограничить ее лишь открытой информацией.

ЭКОНОМИЧЕСКИИ БАРОМЕТР -

Обобщающий показатель, характеризующий эконо­мическую конъюнктуру в стране и используемый для ее анализа и прогнозирования. Впервые такие по­казатели получили распространение в начале 20-х годов. Наиболее известны Гарвардский и Кембриджс­кий барометры, а также индекс народно-хозяйствен - ной обстановки Лондонской экономической шко­лы. В СССР ЭБ рассчитывался с 1923 по 1925 год сотрудниками Конъюнктурного института, возглав­лявшегося Н. Д.Кондратьевым. В 1925 г. он был за­менен барометрическим показателем цен. ЭБ 20-х годов достаточно точно предсказывали изменения, которые должны происходить в экономике под вли­янием колебаний рыночной конъюнктуры. Однако изменения, связанные с государственным вмешатель­ством в экономику, они предсказать не могли. В настоящее время экономическая теория и матема­тическая методика делают возможным построение ЭБ, лишенного этого недостатка. Подобная работа проводится в ряде академических институтов.

Расчеты ЭБ базируются на экономической ин­формации по специальной программе, включающей в себя около 300 вопросов и ежемесячно представ­ляемой корреспондентской сетью разных городов. В результате ее обработки на компьютерах из 300 по­казателей по 40 городам рассчитывается 10 обобща­ющих индексов: 1. Индекс розничных цен по 89 то­варам. 2. Индекс курса денежной единицы по отношению к зарубежным валютам на внутренних рынках. 3. Индекс размеров внутреннего товаро­оборота. 4. Индекс дефицитности. 5. Индекс заня­тости (обобщенный показатель безработицы). 6. Индекс деловой активности. 7. Индекс гражданеких железнодорожных перевозок. 8. Индекс реаль­ных доходов населения. 9. Индекс денежных сбере­жений. 10. Индекс кредитных операций банков. На основе агрегирования обобщающих индексов стро­ится ЭБ - показатель, который может быть полезен различным группам специалистов, бизнесменов, а также рядовым потребителям. Результаты проведен­ных б западных странах с рыночной экономикой исследований показывают, что прибыльность фирм, чьи менеджеры используют данные обобщающих ин­дексов, возрастает в среднем на 20%.

ЭБ имеет прогностические свойства. Зная его значение, можно судить об изменениях в эконо­мической конъюнктуре на 1-3 месяца вперед.

Экономический палач

- так часто на Западе называют начальника (шефа) бюджетного управления.

Экономический тренинг

- компь­ютеризованная деловая игра, дающая возможность проводить оценочные расчеты эффективности уп­равленческих действий.

Экономия

— (греч. "ойкос" — дом, хозяй­ство, "номос " — правило, закон) является названием особого сочинения Ксенофонта, где в форме диало­га рассматриваются разумные правила ведения до­машнего хозяйства и земледелия. Подобный смысл (наука о домашнем хозяйстве, домоводство) это слово сохраняло в течение многих веков. Правда, оно не обладало у греков таким ограниченным содержани­ем, как наше домоводство. Ведь дом богатого грека являлся целым рабовладельческим хозяйством, это был своего рода микрокосм античного мира.

Аристотель употреблял термин "экономия" и производный от него "экономика" в этом смысле. Он впервые подверг анализу основные эконо­мические явления и закономерности тогдашнего общества и стал, по существу, первым экономистом в истории науки.

Заслуга Аристотеля-экономиста состоит в том, что он первым выявил некоторые категории поли­тической экономии и в известной мере показал их взаимосвязь.

Для Аристотеля экономика — это естественная хозяйственная деятельность, связанная с производ­ством необходимых для жизни продуктов, потреби­тельных стоимостей. Она включает и обмен, одна­ко, опять-таки лишь в рамках, нужных для удовлетворения личных потребностей.

ЭКЮ

— так называлась французская монета, имевшая хождение в XIII веке. Так выглядит и аббревиатура английских слов "эуропион корренси юнит" — "европейская валютная единица". Хотя этой "единице" исполнилось лишь девятнадцать лет, она уже прочно вошла вместе с американским долла­ром, японской иеной, немецкой маркой и английс­ким фунтом стерлингов в пятерку основных миро­вых валют.

Экю — это пока не привычные нам деньги, ко­торыми выдают зарплату или расплачиваются в ма­газинах, а расчетная единица, используемая при раз­личных финансовых операциях. Ее курс — своего рода общий знаменатель всех национальных валют ЕС, пропорциональный вес которых зависит от доли той или иной страны в совокупном валовом нацио­нальном продукте в торговле Европейского Сооб­щества.

Являясь усредненной величиной 12 валют, экю стабильнее любой из них и, следовательно, умень­шает финансовый риск, сопряженный, например, с падением или взлетом курса франка, фунта или лиры. Эта расчетная единица начинает приобретать попу­лярность не только в Западной, но и в Восточной Европе.

В обычной повседневной жизни используется экю пока в Гибралтаре. Кроме того, там есть в обра­щении монеты из драгоценных металлов: серебря­ные 14-35-экюйные монеты, содержащие 92,5% се­ребра и 70-экюйные из золота (12 карат). Все они в широком обороте. Следует заметить, что сейчас дра­гоценные металлы столь редко идут на монеты, раз­ве что иногда на юбилейные.

Европейская комиссия начала практические ис­следования проблемы введения экю в качестве еди­ной валюты Европейского Союза. Введение единой валюты предусмотрено в альтернативные сроки -меж - ду 1 января 1997 г и 1 января 1999 г.

Установлено, что 1 экю равен примерно.1,3 дол­лара. Единая валюта ЕС будет выпущена в девяти монетах ~ от 0,01 до двух экю и в пяти купюрах — от 5 до 500 экю. Цвет монет красный, белый и двух­цветный. Металл, из которого предстоит отлить в общей сложности 40 миллиардов новых монет, еще не определен.

ЭЛАСТИЧНОСТЪ СПРОСА

- показатель, характеризующий, на сколько процентов может изме­няться спрос на свободном рынке на данный товар при изменении его цены на один процент. Широко используется для принятия решений об уровне и изменении цен.

ЭМИРЫ

— так на Западе называют швей­царских банкиров, представителей крупной буржуа­зии.

"ЮЗЕР"

— пользователь компьютером, ко­торый в зависимости от опыта и квалификации мо­жет быть "крутым", "всмятку", "сырым" и т. д.

ЮНИДО

- Постоянный комитет ООН по промышленному развитию.

ЮНКТАД

- конференция ООН по тор­говле и развитию.

ЮППИ

- молодые, поднимающиеся вверх бизнесмены-профессионалы. Эта категория — золо­тые мальчики местных сити. Возраст от 18 до 34 лет.

ЮРИДИЗАЦИЯ

- придание каким-либо фактам отношения правового характера; преувели­ченное подчеркивание юридической стороны како- го-либо вопроса, явления.

Бизнес-слэнг

Одно из определений этого термина содержится в статье 54 Типового

Одно из определений этого термина содержится в статье 54 Типового проекта законодательства, разработан­ного Международным союзом по охране прав на про­мышленную собственность. Оно гласит: "Промыш­ленным шпионажем является использование, разглашение или передача …

Суть ее в том, что фирмы (в частности, напри­мер, фактор-фирма), через

Суть ее в том, что фирмы (в частности, напри­мер, фактор-фирма), через свою компьютерную си­стему могут круглосуточно получать информацию о финансовом состоянии их требований (предприятий): какие счета уже оплачены, какие являются …

Представляет собой единоразовую форвардную сдел­ку, которая

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.