Бизнес-планы

Завершение финансового планирования

«Покупай — дешево, продавай — дорого».

Ротшильд

9.1. Анализ затрат и CVP-анализ

Современный мир, характеризуется недостаточными ресурсами, жесткой конкурен­цией и непрерывным развитием, проблема эффективного распределения ресурсов стано­вится все более важной, что приводит к возрастанию интереса к планированию и управлению ресурсами фирмы.

Финансовое планирование — это инструмент, который используется для выработки финансового воздействия в соответствии с прогнозным сценарием вашего проекта с це­лью достижения поставленной цели. Акцент в финансовом планировании в большей сте­пени делается на анализе и оценке результатов, чем на оптимизации финансовых потоков. Базой для финансового планирования служит анализ затрат.

9.1.1. Классификация затрат

Анализ затрат обеспечивает вас информацией относительно себестоимости продук­ции и других «объектов затрат». Эта информация имеет первостепенное значение в управлении фирмой. Она позволяет предпринимателю:

Принимать рациональные решения на рынке, используя экономические критерии;

Управлять эффективностью;

Оценить состояние управления на фирме.

При разработке новых проектов оценка затрат представляет собой наиболее трудоем­кую часть процесса планирования, так как всегда легко оцениваются произведенные затраты и не существует точных методов оценки затрат для нового бизнеса. Среди множества методов наиболее точный прогноз позволяют делать имитационные модели, хотя и они основаны на практическом опыте (т. е. на прошлых затратах). Поэтому анализ затрат действующей фирмы важен не только в силу необходимости принятия эффектив­ных решений в настоящем, но и как основа для прогнозирования затрат будущих периодов и бюджетного планирования (накопленный опыт).

Затраты определяются как совокупность ресурсов, используемых для достижения определенной цели. Менеджмент при принятии решений и контроле нуждается в инфор­мации о конкретных затратах для каждой цели, поэтому существует много различных спо­собов для представления затрат, каждый из которых соответствует поставленной цели или объекту затрат, при этом экономическое содержание затрат в бухгалтерском учете неиз­менно.

При принятии управленческих решений используются различные способы представ­ления затрат. Прежде всего, необходимо выделять объект затрат, который может являться видом деятельности или статьей, для которой желательно отдельное измерение издержек.

Объектами затрат могут быть:

— товар (производство теннисных ракеток, разработка программного обеспечения, книгоиздание и т. д.);

— услуга (сдача помещений в аренду, фотографирование торжеств и т. д.);

— проект (строительство дома или корабля, проектирование снегоуборочной машины и т. д.);

— подразделение (юридический отдел, отдел сбыта, технологическая служба, отдел маркетинга и т. д.);

— программа (программа научных исследований, программа обучения и т. д.);

— предприятие (затраты на всю деятельность).

Если вы выберете в качестве объекта затрат предприятие, то вам будет трудно выде­лять затраты на производство той или иной продукции; если — отделы и службы, то може­те, в определенных условиях, испытывать трудности по перераспределению затрат между изделиями; если — товар, то перед вами возникнет задача распределения между различ­ными товарами затрат, относящихся ко всему предприятию.

Объекты затрат должны выбираться вами так, чтобы вы смогли принять следующие решения:

Какую продукцию (услуги) вы должны продолжать выпускать (оказывать)?

Какую продукцию (услуги) вы должны прекратить выпускать (оказывать)?

Должны ли вы производить комплектующие для изделия сами?

Должны ли вы приобретать комплектующие у другой компании?

Должны ли вы выбрать других поставщиков сырья и материалов?

Какой процесс вы должны изменить?

Должны ли вы покупать предложенное оборудование?

Должны ли вы изменить вашу технологию?

Должны ли вы изменить вашу организацию работ?

Должны ли вы увеличивать заработную плату сотрудникам?

Должны ли вы расширить тот или иной отдел (службу)?

Следующий вопрос — определить имеют ли затраты прямое или косвенное отноше­ние к конкретному объекту. Такая прямая или косвенная идентификация должна быть «экономически выполнима». Прямые затраты полностью могут быть отнесены к объекту затрат, косвенные затраты —только частично, так как они могут быть отнесены к несколь­ким объектам затрат. В ряде ситуаций точное определение издержек, относящихся к тому или иному объекту может обойтись дороже, чем прибыль полученная при принятии реше­ния, основанном на точном знании затрат. Такое случается, когда стоимость слежения (трассировки) за относительно недорогими изделиями может превышать выгоды от нали­чия конечной информации.

Например, может быть экономически возможным проследить точную стоимость из­готовления двигателя для легкового автомобиля, но может быть экономически невозмож­ным проследить точную стоимость изготовления и применения крепежных элементов, которые используются на том же самом предприятии для сборки всего автомобиля.

Отметим, что одни и те же затраты могут быть как косвенными, так и прямыми. Чтобы разделить затраты на прямые и косвенные, необходимо изучить конкретный объект затрат.

Рассмотрим заработную плату инженера в отделе технического обслуживания теле­фонной компании. Если объект затрат—отдел, то заработная плата контролера — прямые затраты. С другой стороны, если объект затрат — услуга «соединение абонентов», зарпла­та контролера — косвенные затраты.

Неоднозначность поведения затрат относительно объектов затрат ведет к необходи­мости учета элементов затрат. Элемент затрат — однородные затраты, имеющие одинако­вую природу (например, сырье, труд, топливо и энергия). Элементы затрат чаще всего рассчитываются для всего предприятия.

Имеется много возможных экономически обоснованных решений, влияющих на со­отношение элементов затрат и значения затрат у объектов затрат. Например, запланиро­ванную общую стоимость материалов (как элемента затрат) можно достичь не только за счет объема производства, но также и за счет качества материалов, навыков рабочих, чис­ла деталей в готовом изделии и др.

Элементы затрат определяют не менее важную классификацию затрат на переменные и постоянные.

Чтобы описать схему общих издержек относительно элементов затрат, рассмотрим случай производства телефонных аппаратов (300 ООО шт. в год).

I) Если предприятие покупает одну микросхему для каждого телефонного аппарата за 100 рублей, то общая стоимость закупленных микросхем равна 30 000 000 рублей.

Это пример переменных затрат — затрат, которые являются неизменными для едини­цы элемента затрат, но изменяются в целом прямо пропорционально изменению элемента затрат:

Стоимость = (Затраты на единицу продукции)*(Объем производства).

В данном случае объем производства выражен в количестве произведенных единиц продукции.

Примеры переменных затрат: большинство материалов и комплектующих, различ­ные виды рабочей силы, комиссионные и некоторые производственные поставки.

2) Предприятие может израсходовать 200 тысяч рублей в текущем году на налоги на имущество предприятия, на заработную плату управленческого аппарата, на арендную плату и страхование.

Это пример постоянных затрат, которые являются неизменными в целом для широко­го круга элементов затрат в течение данного времени.

Так как постоянные затраты установлены для данного уровня производства, они варьи­руются в зависимости от объема производства, т. е. можно говорить об условности отнесе­ния затрат к постоянным. Они увеличиваются, когда объем производства уменьшается, и уменьшаются, когда объем производства увеличивается, однако в определенных пределах изменения объемов производства такие затраты можно считать неизменными.

Примеры постоянных затрат: заработная плата административного аппарата, процен­ты, амортизация, долгосрочные арендные договоры, расходы на страхование.

3) Предприятие платит за электроэнергию, потребляемую в производстве.

Это — полупеременные затраты. Часть затрат постоянна, в то время как другая изме­няется в зависимости от количества электричества, используемого в соответствии с раз­личными уровнями производства.

Другой пример полупеременных затрат — расходы на содержание автомобиля для доставки книг в сеть магазинов, которые соответствуют определенному уровню продаж. Если увеличение продаж окажется выше этого уровня, то возникнет необходимость при­обретения нового автомобиля и затраты удвоятся.

В

Завершение финансового планирования

Рис. 9.1. График соотношения постоянных, переменных и полупеременных затрат

Элемент затрат: в единицах произведенной продукции (X)

Общие затраты (V)

Отнесение затрат к постоянным, переменным или полупеременным осуществляется тремя основными способами.

Классификация по отделам. Отделы фирмы или дивизионы могут классифицировать­ся как несущие постоянные или переменные затраты. Конструкторский и технологиче­ский отделы, бухгалтерия и юридический отдел обычно рассматриваются как «несущие постоянные затраты», потому что расходы, которые они несут, менее чувствительны к из­менениям объема производства, по крайней мере за короткий период. Издержки производ­ства и до некоторой степени маркетинг имеют тенденцию в большей мере изменяться в зависимости от продаж и эти затраты относят к переменным. Следовательно, классифика­ция каждого отдела даст некоторое понимание переменных и постоянных расходов.

На рис. 9.1 линия А показывает отношение между постоянными затратами и произве­денными единицами продукции. Точка Q представляет объем, соответствующий сущест­вующей программе выпуска. Стоимость единицы продукции изменяется в соответствии с объемом производства. Она увеличивается, когда объем производства уменьшается и уме­ньшается, когда объем производства увеличивается. Линия В показывает отношение меж­ду переменными затратами и произведенными единицами продукции. Переменные затраты неизменны для единицы элемента затрат, но изменяются прямо пропорционально изменениям элемента затрат. Линия С показывает одно из многих возможных отношений между полуиеременными затратами и произведенными единицами продукции.

Статистические методы. На основе данных предыдущего периода можно постро­ить уравнение вида

У = а + Ьх,

Где у — общие затраты на весь объем выпуска,

А — постоянные затраты на весь объем выпуска, b — переменные затраты на единицу продукции, х — объем выпуска в натуральных единицах.

Такое уравнение можно использовать для прогнозирования поведения затрат в буду­щем периоде в том случае, когда используемые в настоящее время технология и производ­ственная политика аналогичны применяемым в прошлом.

Проектирование стандартов. Производственные технические отделы часто разраба­тывают стандарты себестоимости единицы продукции промышленных товаров и наклад­ных расходов для различных уровней деятельности. Такие стандарты могут использоваться для классификации общезаводских накладных расходов.

В практической деятельности возникает необходимость в использовании средних по­казателей.

Средние издержки вычисляются делением общих затрат на некоторую характеристику, которая наиболее тесно связана с понесенными общими затратами, например: количество произведенной продукции, часы обслуживания, тонны, обработанные в отделе отгрузки продукции, число счетов, обработанных в отделе выписки счетов.

Средние общезаводские издержки в стоимости готового изделия часто вычисляются путем деления суммарных общезаводских накладных расходов на число произведенных единиц продукции.

Средние издержки служат основой для расчета себестоимости продукции — суммы прямых затрат на производство продукции и суммы косвенных затрат, отнесенных к дан­ной продукции.

Себестоимость единицы продукции — средняя величина и должна использоваться с осторожностью при принятии решений, так как она объединяет все виды затрат, измене­ние которых неравномерно при изменении объема производства.

Затраты на основные материалы определяются на основе цены приобретения всех ма­териалов, которые являются частью объекта затрат и которые могут быть отслежены эконо­мически возможным способом. Однако часть материалов экономически нецелесообразно отслеживать как переменные и прямые затраты.

Основная заработная плата представляет собой вознаграждение всей рабочей силы и может быть перенесена на объект затрат непосредственно.

Заработная плата, которую невозможно или экономически невыгодно (из-за трудно­сти учета) сопоставить с конкретным изделием, называют дополнительной заработной платой и классифицируют как часть производственных накладных расходов.

Производственные накладные расходы — это все накладные расходы, которые не мо­гут быть идентифицированы непосредственно с объектом затрат или перенесены на него экономически возможным способом. Примерами этого вида затрат являются: расходы на доставку, вспомогательный труд, арендная плата, страхование, налоги на собственность, амортизация.

Затраты за отчетный период рассматриваются как непосредственные расходы, то есть всегда тратятся в том же самом периоде, на который они отнесены. Исследования, марке­тинг и административные расходы — это примеры затрат за отчетный период.

При планировании затрат будущих периодов в качестве критерия отбора затрат сле­дует применять не только деление на прямые и косвенные, постоянные и переменные, но и оценивать возможность достоверного прогнозирования. Достоверность будущих затрат должна оцениваться на основе сложившихся соотношений и учета тенденций изменения затрат.

Бизнес-планы

Бизнес-среда: Планирование проекта

Планирование проекта включает в себя: Планирование поставок - продукты, которые будут приобретены, и дата покупки Планирование запроса - документирование характеристик закупаемого товара и выявление потенциальных поставщиков Запрос - анализ предложений …

Бизнес-план — пивоваренный завод

Бизнес-план N-ский пивоваренный завод Москва, 1998 Оглавление РЕЗЮМЕ.............................................................................................................................................................................. 2 ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ.............................................................. 11 ПРОГНОЗ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА................................................................................................................... 27 СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА..................................................................................................................................... 33 ОРГАНИЗАЦИОННО-ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ...................................................................................... 36 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ........................................................................................................................................... 40 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ...................................................................................................................................... …

Организация деревообрабатывающего цеха — бизнес-план

"Утверждаю" Генеральный директор ООО "СтройЭкспоСервис" ______________Вафин Р. Ш. __________________ 2000 г. Бизнес-план «Организация деревообрабатывающего цеха» ООО «СтройЭкспоСервис», Тюменский район, п. Боровский, ул. Герцена, 102 Учредители: Вафин Равиль Шахидуллович, тел.: (3452) …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.