Бизнес-планы

Модели роста: устойчивый и неустойчивый сценарий

Увеличение объема продаж — цель для любого бизнеса. Однако рост продаж являет­ся итогом взаимодействия всех факторов в бизнесе. Прогнозирование будущего роста ста­новится необходимым этапом анализа финансового состояния и планирования.

Моделирование объективного воздействия роста бизнеса на потенциальные продажи выполняется на основе коэффициента, называемого прогноз темпа устойчивого роста (SGR — Sustainable Growth Rate).

Часто при планировании компания хочет достигнуть ряда целей: роста объемов про­даж, производственной гибкости, уменьшение использования кредитов и достижение вы­соких дивидендов. Эти цели должны быть согласованными друг с другом. При несогласованности изменения финансовых показателей могут оказаться не выполнимы или нежелательны. Надежный рост, который может быть достигнут без разрушения теку­щих финансовых показателей, должен соответствовать реалиям компании и рынка. SGR— инструмент, который позволяет проверить такие соответствия, и способствует разработке более эффективных маркетинговых, финансовых и производственных решений.

Допустим, что существует стабильный прогноз развития бизнеса, в котором финансо­вые показатели будущего и прошлого совпадают; допустим также, что величина акцио­нерного капитала изменяется только за счет нераспределенной прибыли, и следовательно, не предполагается никакого дополнительного финансирования. Кроме того, прогнозиру­ется, что не будет структурных изменений в балансе и производительность труда сохра­нится на существующем уровне.

Модели роста: устойчивый и неустойчивый сценарий

Отношение активов к продажам,

- отношение чистой прибыли к продажам, доля нераспределенной прибыли,

- отношение заемных и собственных средств,

Продажи.

Отношение активы/продажи — величина обратная коэффициенту оборачиваемости активов и является мерой эффективности работы фирмы, так как на нее влияет управление задолженностью, товарными запасами, основными фондами и ликвидностью. Более низ­кая величина отношения соответствует более эффективному использованию активов.

Чистая валовая прибыль/продажи — относительная мера текущей эффективности. Чистая валовая прибыль учитывает как эффективность управления активами так и влияние рынка товаров.

Доля нераспределенной прибыли и доля заемных средств по отношению к собствен­ному капиталу должны быть определены в соответствии с фактической структурой капи­тала и долей прибыли, которая остается в бизнесе.

А

Где-------

S

NP S

Ъ — D__ Eg S —

Модель прогноза темпа устойчивого роста (SGR) устанавливает максимальный темп роста, который соответствует заданным коэффициентам. Будет ли достигнут устойчивый рост, зависит от внешнего рынка товаров и от маркетинговых усилий фирмы. Темп роста может быть финансово достижим, ио спроса на изделия при этом может просто не быть.

Чтобы проиллюстрировать действие модели, рассмотрим следующие начальные условия и показатели (табл. 7.6):

Таблица 7.6.

Переменные

НАЧАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И/ИЛИ ПЕРЕМЕННАЯ

Eq

Начальный собственный капитал, тыс руб.

100

Debt

Начальный долг, тыс. руб

80

Sales

Продажи за прошлый год, тыс. руб

300

Ь

Заданная доля нераспределенной прибыли

0,70

NP/S

Заданная чистая валовая прибыль

0,04

D/Eq

Заданное соотношение долг/акционерный капитал

0,80

A/S

Заданное отношение активы/продажи

0,60

Используя эти данные, можно вычислить темп устойчивого роста

0.70(0.04X1,80) 0,60 - [0,70(0,04)(1,80)3

Он показывает, что при сложившемся уровне торговой наценки, оборачиваемости ка­питала, соотношения заемных и собственных средств максимальный рост продаж соста­вит 9,17%. Для его обеспечения необходимо привлечь дополнительные заемные средства на величину не менее 9,17% от заданной при расчете. Фактический рост продаж может от­личаться от расчетного (9,17%) как в меньшую сторону, так и в большую, но это будет означать, что заданные коэффициенты не были устойчивы (постоянны) в течение расчет­ного периода, что приводит к необходимости корректировки модели. Возможные коррек­тировки рассмотрены в модели несбалансированного роста, которая принимает во внимание начальные продажи (S0) и начальный капитал (Eq0). Кроме того, учитывается ди­видендная политика с точки зрения абсолютной величины дивидендов, которые компания хочет выплатить (Div), и отражается продажа обыкновенных акций (NewEq).

В дополнение к соотношению долг/акционерный капитал (D/Eq) и чистой валовой прибыли (NP/S), которые использовались в формуле 7.1, в модель включен коэффициент оборачиваемости активов (S/A), обратный отношению активы/продажи.

Где Eqo — начальный собственный капитал, NewEq — продажи обыкновенных акций, Div — абсолютная величина дивидендов,

— оборачиваемость активов, So — начальные продажи

Чтобы проиллюстрировать результативность модели несбалансированного роста рас­смотрим начальные условия и показатели, представленные в табл.7.7.

Таблица 7.7

Переменная

НАЧАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И/ИЛИ ПЕРЕМЕННАЯ

Eq„

Начальный собственный капитал, тыс. руб.

100

Debt

Начальный долг, тыс. руб.

80

S.

Продажи за прошлый год, тыс. руб.

300

New Eq

Сумма нового увеличенного собственного капитала, тыс. руб.

0

Div

Абсолютная величина дивидендов, тыс. руб.

3,93

B

Целевая доля нераспределенной прибыли

0,70

NP/S

Целевая чистая валовая прибыль

0,04

D/Eq

Целевое соотношение долг/акции

0,80

A/S

Целевое отношение активы/продажи

0,60

Используя модель, находим, что темп несбалансированного роста равен 9,17, т. е. сов­падает с темпом рассчитанным в предыдущем примере. Это объясняется тем, что дивиден­ды в размере 3,93 тыс. соответствуют доле нераспределенной прибыли 0,70. Кроме того, отношение активы/продажи 0,60 соответствует коэффициенту оборачиваемости капитала 1,6667.

SGR--

1 = 9,17%.

(100-3,93 )(1,80)(1,6667)

1-[(0,04)(1,80)(1,6667)]

(100-4)(2,00)(1,8182)

SGR =

Теперь предположим, что целевое соотношение активы/продажи уменьшилось с 0,60 до 0,55 (что соответствует коэффициенту оборачиваемости активов 1,8182), а валовая при­быль уменьшилась (0,05 вместо 0,04). Предположим, что изменилось соотношение долг/акционерный капитал с 0,80 до 1,00. При предположении, что дивиденды составляют 4 тыс., темп устойчивого роста в течение следующего года становится:

Г-— -1 = 42,22%. L300J

1-[(0,05)(200)(1,8182) Необходимо отметить, что такой темп роста возможен в течение только одного года.

Если чистая валовая прибыль увеличивается, соотношение долг/акционерный капи­тал также должно увеличиваться, чтобы получить SGR=42,22%, так как соотношение воз­действует на все активы, а не только на компонент роста.

Компании в процессе роста могут преследовать различные цели, такие как высокий рост продаж, производственная гибкость, умеренное использование заемных средств и высокие дивиденды. Каждая из этих целей желательна, но может быть несовместима с другими. Моделирование SGR позволяет проверить такое несоответствие.

Любые четыре исходных переменных, а также начальные активы и продажи, можно определить значение пятой переменной.

Например, можно определить отношение активы/продажи, отношение долг/акцио­нерный капитал и коэффициенты валовой прибыли, которые соответствуют заданному ро­сту продаж и другим целевым переменным:

Соотношение активы/продажи

________________ (l + SGR)Sa________________

А [l+^T^+Afew^-av+Wo+SGajSe

Соотношение долг/'собственный капитал

D=_________________ (\+SGR)S,_________________ (74)

Е jEq, + NewEq-Div4^fy*SGR)Sa Jj-]

Чистая валовая прибыль

NP _ І _ EqQ + NewEq-Div S d+SGR)S0

Использование формул 7.1, 7.2 позволяет осуществить прогнозирование продаж в бизнес-плане на основе финансовых показателей и сопоставить его с результатами исследования рынка, а использование 7.3, 7.4, 7.5 дает возможность выявить потребность в финансовых ресурсах (их структуре и качестве) для заданного темпа роста продаж.

Бизнес-планы

Бизнес-план — пивоваренный завод

Бизнес-план N-ский пивоваренный завод Москва, 1998 Оглавление РЕЗЮМЕ.............................................................................................................................................................................. 2 ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ.............................................................. 11 ПРОГНОЗ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА................................................................................................................... 27 СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА..................................................................................................................................... 33 ОРГАНИЗАЦИОННО-ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ...................................................................................... 36 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ........................................................................................................................................... 40 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ...................................................................................................................................... …

Организация деревообрабатывающего цеха — бизнес-план

"Утверждаю" Генеральный директор ООО "СтройЭкспоСервис" ______________Вафин Р. Ш. __________________ 2000 г. Бизнес-план «Организация деревообрабатывающего цеха» ООО «СтройЭкспоСервис», Тюменский район, п. Боровский, ул. Герцена, 102 Учредители: Вафин Равиль Шахидуллович, тел.: (3452) …

Критерии отнесения предприятий к малым

Согласно Федеральному Закону от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной под­держке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами МП пони­мают коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим ли­цам, не являющимся субъектами малого предприятия, не превышает 25%, и в которых сред­няя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: — в промышленности, в строительстве и на транспорте — 100 человек; — в сельскохозяйственной и в научно-технической сфере — 60 человек; — в оптовой торговле — 50 человек; — в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек; — в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 чело­век.

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.