БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ

Приемы риск-менеджмента

Приемы риск-менеджмента представляют собой приемы управления риском. Они состоят из средств разрешения рисков и приемов снижения степени риска. Средствами разрешения рис­ков являются избежание их, удержание, передача, снижение степени.

Избежание риска означает простое уклонение от мероприя­тия, связанного с риском. Однако избежание риска для инвес­тора зачастую означает отказ от прибыли.

11-830

Удержание риска — это оставление риска за инвестором,
т. е. на его ответственности. Так, инвестор, вкладывая венчур­ный капитал, заранее уверен, что он может за счетсобственных средств покрыть возможную потерю венчурного капитала.

Передача риска означає т, что инвестор передает ответствен­ность за риск кому-то другому, например страховой компа­нии. В данном случае передача риска произошла путем страхо - риска.

Снижение степени риска — это сокращение вероятности и объема потерь.

Для^снижения степени риска применяются различные при­емы. Наиболее распространенными являются:

• диверсификация;

• приобретениедополнительной информации о выборе и результатах;

• лимитирование;

• самострахование.

Диверсификация представляет собой процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения капитала, которые непосредственно не связаны между собой, с целью снижения степени риска и потерь доходов.

Диверсификация позволяет избежать части риска при рас­пределении капитала между разнообразными видами деятель­ности. Например, приобретение инвестором акций 5 разных акционерных обществ вместо акции одного общества увеличи­вает вероятность получения среднего дохода в 5 раз и соот­ветственно в 5 раз снижает степень риска.

Информация играет важную роль в риск-менеджменте. Финансовому менеджеру часто приходится принимать риско­вые решения, когда результаты вложения капитала не опреде­лены и основаны на ограниченной информации. Если бы у него была более полная информация, то он мог бы сделать более точный прогноз и снизить риск, Это делает информацию това­ром, причем очень ценным. Инвестор готов заплатить за пол­ную информацию.

Стоимость полной информации рассчитывается как раз­ница между ожидаемой стоимостью какого-либо приобрете­ния или вложения капитала, когда имеется полная информа­ция, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.

Пример. Предприниматель стоит перед выбором, сколько закупить товара: 500 единиц или 1000 единиц. При покупке 500 единиц товара затраты составят 2000 руб. за единицу, а при покупке единиц товара затраты составят руб. за еди­ницу. Предприниматель будет продавать данный товар по цене 3000 руб. за единицу. Однако он не знает, будет ли спрос на товар. При отсутствии спроса ему придется значительно сни­зить цену, что нанесет убыток его операции. При продаже то­вара вероятность составляет «50 на 50», т. е. существует вероят­ность 0,5 для продажи 500 единиц товара и 0,5 для продажи 1000 единиц товара.

Прибыль составит при продаже 500 единиц товара 500 тыс. руб. [500 (3000 — 2000)]; при продаже 1000 единиц товара — 1800 тыс, руб. [1000 (3000 - 1200)];

Средняя ожидаемая прибыль — 1150 тыс. руб. (0,5x500+ 0,5x1800).

Ожидаемая стоимость информации при условии опреде­ленности составляет 3150тыс. руб., а при условии неопределен­ности (покупка 1000 единиц товара) составит 900 тыс. руб. (0,5x1800). Тогда стоимость полной информации равна 250 тыс. руб. (1150-900).

Следовательно, для более точного прогноза необходимо по­лучить дополнительную информацию о спросе на товар, запла­тив за нее 250 тыс. руб. Даже если прогноз окажется не совсем точным, все же выгодно вложить данные средства в изучение спроса и рынка сбыта, обеспечивающие лучший прогноз сбыта на перспективу.

Лимитирование — это установление лимита, т. е. предель­ных сумм расходов, продажи, кредита и т. п. Лимитирование является важным приемом снижения степени риска и приме­няется банками при выдаче ссуд, при заключении договора на овердрафт и т. п. Хозяйствующими субъектами он применяет­ся при продаже товаров в кредит, предоставлении займов, оп­ределении сумм вложения капитала и т. п.

Самострахование означает, что предприниматель предпо­читает подстраховаться сам, чем покупать страховку в страхо­вой компании. Тем самым он экономит на затратах капитала по страхованию. Самострахование представляет собой децент­рализованную форму создания натуральных и денежных стра­ховых (резервных) фондов непосредственно в хозяйствующем субъекте, особенно в тех, чья деятельность подвержена риску.

Создание предпринимателем обособленного фонда возмеще­ния возможных убытков в производственно-торговом процессе выражает сущность самострахования. Основная задача само­страхования заключается в оперативном преодолении времен­ных затруднений финансово-коммерческой деятельности. В про­цессе самострахования создаются различные резервные и ховые фонды. Эти фонды в зависимости от цели назначения могут создаваться в натуральной или денежной форме.

Так, фермеры и другие субъекты сельского хозяйства со­здают прежде всего натуральные страховые фонды: семейный, фуражный и др. Их создание вызвано вероятностью наступле­ния неблагоприятных климатических и природных условий.

Резервные денежные фонды создаются прежде всего на слу­чай покрытия непредвиденных расходов, кредиторской задол­женности, расходов по ликвидации хозяйствующего субъекта и т. п.

Создание резервного фонда является обязательным для ак­ционерного общества, кооператива, предприятия с иностран­ными инвестициями.

Акционерное общество и предприятия с участием иност­ранного капитала обязаны в законодательном порядке созда­вать резервный фонд в размере не менее 10% и не более 25% от уставного капитала.

Акционерное общество зачисляет в резервный фонд также эмиссионный доход, т. е. сумму разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученной при их реализа­ции по цене, превышающей номинальную стоимость. Эта сум­ма не подлежит какому-либо использованию или распределе­нию, кроме случаев реализации акций поцене ниже номиналь­ной стоимости.

Резервный фонд акционерного общества используется для финансирования непредвиденных расходов, в том числе также на выплату процентов по облигациям и дивидендов по привилегиро­ванным акциям в случае недостаточности прибыли для этих це­лей.

Производственные кооперативы обязаны создавать стра­ховой фонд в размере не менее 5% от оставшегося в их распоря­жении дохода (прибыли) после расчетов с бюджетом и банком.

Хозяйствующие субъекты и граждане для страховой защи­ты своих имущественных интересов могут создавать общества взаимного страхования.

Наиболее важным и самым распространенным приемом снижения степени риска является страхование риска.

Сущность страхования выражается в том, что инвестор го­тов отказаться от части доходов, чтобы избежать риска, т. е. он готов заплатить за снижение степени риска до нуля. Фактичес­ки если стоимость страховки равна возможному убытку (т. е. страховой полис с ожидаемым убытком 10 млн. руб. будет сто­ить 10 млн. руб.), то инвестор, не склонный к риску, захочет застраховаться так, чтобы обеспечить полное возмещение лю­бых финансовых потерь (капитала, доходов), которые он мо­жет понести.

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ

Как выбрать необходимого консультанта

Исходя из содержания проблемы, можно определить про­филь консультанта, которого необходимо пригласить. Для ре­шения проблем диагностики и стратегии развития следует при­глашать консультантов по общему управлению товУ, а для помощи в решении …

Характерные ошибки при осуществлении совместной деятельности

Отсутствие цели (предмета) совместной деятельности. Совместную деятельность можно с уверенностью назвать своеобразным «минным полем» для бухгалтера. Несмотря на достаточно хорошую юридическую проработку этого вопроса в гражданском законодательстве и литературе, а …

Характеристики руководителя, умеющего / не умеющего влиять на людей

Руководители, развившие в себе умение влиять на других, приобрели набор средств, которые можно использовать в чело­веческих отношениях. Эти навыки повышают эффективность и способствуют признанию собственной ценности: их можно плодотворно использовать …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.