БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ

Оценка финансовой состоятельности проекта

Что такое финансовая состоятельность?

Финансовая состоятельность означает, что проект всегда имеет достаточно средств, чтобы осуществлять платежи. Дос­таточным можно считать такое количество собственного и при­влеченного (заемного) капитала, при котором на всех интерва­лах планирования «приход» денежных средств будет больше «расхода» или равен ему. Иными словами, проекту нужно столько денег, чтобы баланс денежных средств во все периоды деятельности был положительным. Отрицательная величина баланса на каком-либо интервале означает, что предприятие является банкротом.

Если на каком-то интервале поток денежных средств от­рицательный, то надо указать, за счет чего будет восполнен не­достаток (где фирма может «перехватить денег» и как она в дальнейшем рассчитается). Критическая ситуация может воз­никнуть в случае, если не будет учтена задержка между от­грузкой продукции потребителю и поступлением денежных средств за отгруженную продукцию на расчетный счет пред­приятия. Не менее важным является согласование графика по­гашения задолженности с возможностями проекта по генера­ции собственных оборотных средств.

Серьезное препятствие для инвестиций в проект — неуме­ние четко обосновать объем финансирования. Только определив общую потребность в финансировании, можно ставить вопрос об инвестициях.

После того как потребности в финансировании определены, важно сколько средств само предприятие вкладывает

В проект. Ряд зарубежных банков и фондов в качестве обяза­тельного условия при предоставлении кредитов требует, объем собственных средств составлял не менее 30% общей сум­мы инвестиций.

Оценка финансовой состоятельности проекта

--J

Рис. ЮЛ. Содержание коммерческой оценки бизнес-плана

При подготовке бизнес-планов их составители иногда упус­кают из виду то обстоятельство, что самим предприятием может быть профинансирована, например, закупка сырья и ма­териалов, оплата электроэнергии, частично зарплата рабочим и т. д., т. е. все то, что относится к переменным затратам. Эти затраты могут составлять до 40% общей суммы инвестиций и, естественно, рассматриваться как собственные вложения пред­приятия в проект. Если инвестиции проводятся на действую­щем предприятии, где имеются все исходные данные, можно про­вести оценку величины оборотного необходимого для реализации инвестиционного проекта. Приведем расчетные фор­мулы для предварительной оценки.

Расчетные (формулы ДІЯ ОЦЄНКИ чистого оборотного капитала

Величина чистого оборотного капитала в году определяет­ся следующей формулой:

ОК =ТА, - ТП„

Где 1 = 0, 1,2,..., период;

OKt—величина чистого оборотного капитала;

TAt — текущие активы;

ТГ^ — текущие пассивы;

В свою очередь текущие активы равны:

ТА, = ДЗ, + ЗС( + ЗМ, + ЗКИ, + ЗЭ, + 334, + МП, + ГП, + ДС,

ГдеДЗ, — дебиторская задолженность;

ЗС, ЗМ^ЗКИ^ЗЭ,, 334, — стоимость запасов сырья, мате­риалов,

НП, — комплектующих изделий, электроэнергии и запча­стей, стоимость незавершенного производства;

ГП, — стоимость запасов готовой продукции;

ДС( —денежные средства.

J2-S30

Минимальное число дней запаса соответствующего элемен­та рассчитывается по нормам, задается из практики или опре­деляется экспертным путем. Чтобы рассчитать величину каж­дого из элементов текущих активов на соответствующем ин­тервале времени (t), необходимо определить число годовых оборотов соответствующего вида запасов. Оно может быть рас­считано по формуле:

Nj = 360/ДНІ

Где П і — число оборотов j-ro вида запасов;

ДНІ — оборачиваемость элементов текущих активов j-ro вида в днях.

Тогда формула для дебиторской задолженности будет иметь вид:

= BPt / Пдз

Где BPt — объем годовой выручки от реализации;

— количество оборотов дебиторской задолженно­сти за год.

Соответственно стоимость запасов сырья, материалов, ком­плектующих изделий, электроэнергии и запчастей определя­ется по формулам:

ЗС^С./П^ ЗМ, = Ц/ПМ; ЗКИ,= КИ,/Пки; ЗЭ, = Э(/Пэ;

ЗЗЧ, = ЗЧ,/Пзл

Где С,, М,, КИ(, Э(, ЗЧ( — соответствующие годовые объемы затрат;

Пс, Пм, Пки, Пэ, Пзч — число оборотов соответствующих запасов за год.

Стоимость незавершенного производства рассчитывается по формуле:

1Ш_ПИ1+АНР{ Пн. п '

Где nHt — годовые производственные издержки; AHPt — годовые административные накладные издержки; — количество оборотов незавершенного производства

За год.

Стоимость запасов готовой продукции равна

_ ПИ, + АИР, < " д '

11 г. п

12+

179

Где — количество оборотов готовой продукции за год. Объем денежных средств оценивается по формуле: POt + КцхЦНРг +КахАНР,

ДС<~

Где — расходы на оплату производственного персонала (включая отчисления); ЦНР, — цеховые накладные расходы; Кц и Ка — доли заработной платы в цеховых и администра­тивных накладных расходах;

Количество оборотов денежных средств. Текущие пассивы (кредиторская задолженность) опреде­ляются по формуле:

Пи!+анр! П

Т. п

Где Птп ~ число оборотов текущих пассивов за год.

Можно прогнозировать объем текущих пассивов по эле­ментам:

ТП, = КК, + COt + Д + РБ, + Р3„

Где КК, — краткосрочные кредиты;

COt — счета к оплате;

Д — авансы;

РБ, — расчеты с бюджетом;

РЗ, — расчеты по зарплате.

Период оборачиваемости в днях каждого элемента текущих пассивов определяется из имеющейся практики или эксперт­ным путем. Полностью, аналогично текущим активам, число годовых оборотов соответствующего вида элементов текущих

Пассивов рассчитывается по формуле:

//. 360-,

' ш,

Где — число вида элементов текущих пас­

Сивов;

ДНІ — оборачиваемость элементов текущих пассивов j-ro вида в днях

Объемы элементов текущих пассивов рассчитываются по формулам:

OK

КК, =

Пк. к

Е

Оценка финансовой состоятельности проекта

Где OK — общий объем краткосрочных кредитов за год;

ПИ^АНР,

"со

Щ^+АНР

Tt

А.. =

_____ _.

Оценка финансовой состоятельности проекта

Где ОРБ — объем налоговых платежей (расчетов с бюдже­том) за год;

Где ФЗП — годовой фонд заработной платы;

ІІКК, Псо, Па, П 6, Прз—количество оборотов соответству­ющих элементов текущих пассивов за год.

Как оценивается финансовая состоятельность?

Оценка финансовой состоятельности проекта производит­ся на базе трех форм финансовой отчетности:

1) отчет о движении денежных средств;

2) отчет о прибылях и убытках;

3) балансовый отчет.

Основное отличие форм финансовой оценки от отчетных форм состоит в том, что они представляют будущее, прогнози­руемое состояние предприятия (инвестиционного проекта).

Отчет одвижении денежных средств (табл. 10.5 составляется на основе прогноза продаж по каждому из потенциальных рын­ков. С финансовой точки зрения содержит информацию, ха-
растеризующую операции, связанные с образованием источ­ников финансовых ресурсов и с их использованием.

Отчет о прибылях и убытках. Назначение этой формы — ил­люстрация соотношения доходов, получаемых в процессе произ­водственной деятельности предприятия (проекта) в течение ка­кого-либо периода, и расходов за этот же период (табл. 10.2).

Выручка от реализации — это цена всего объема отгружен­ной продукции или оказанных услуг за выбранный промежу­ток времени.

Иногда полезно представить данную позицию в развернутой форме. При этом отдельно могут указываться строки «Валовой объем реализации продукции», «Возврат ранее отпущенной про­дукции», Скидки по реализации».

Отчет о прибылях и убытках

Как правило, при определении валового объема реализа­ции продукции не учитываются налоги с оборота, таможенные и акцизные

Таблица 10.2

Период планировании

Номер строки

Название статьи

Интервал

Планиро­вания 1

Интервал планиро­вания 2

Интервал

Планиро­вания 3

Интервал планиро - вания...п

I

Выручка от реализации

2

Переменные издержки

3

Валовая (маржинальная) прибыль (стр.1 — стр.2)

4

Операционные (общие) издержки

5

Проценты по кредитам

6

Амортизационные отчисления

7

Операционная прибыль (стр. 1 — стр.4)

8

Налоги

9

Чистая прибыль (стр,7 — стр.8)

Переменные (или пропорциональные) издержки возраста­ют и уменьшаются пропорционально объему производства.

Наиболее типичные из них: расходы на закупку сырья и материалов, на потребление электроэнергии, транспортные издержки, и другие расходы.

Постоянные (или непропорциональные1) издержки не зависят от объема производства. К ним относятся: проценты за креди­ты, арендная плата, заработная плата управленческого персо­нала, административные расходы и др. Постоянные издержки могут считаться таковыми только до определенной величины объема выпуска продукции. Как только для его увеличения потребуется расширение площадей и увеличение управленчес­кого персонала, постоянные издержки возрастут.

Есть еще и смешанные издержки. которые нельзя отнести ни к одной из вышеперечисленных категорий.

Валовая (маржинальная) прибыль представляет собой раз­ность между выручкой от реализации продукции и перемен­ными издержками на ее производство. По сути это максималь­ная прибыль, которую может дать данный товар.

Экономический смысл маржинальной прибыли — увеличение общей массы прибыли, которое достигается при повышении объе­ма производства на одну единицу. Отсюда вывод: минимально допустимый объем производства (так называемая «точка безу­быточности») должен соответствовать равенству между мар­жинальной прибылью и постоянными издержками.

На практике разделение издержек на «чисто переменные» и «чисто постоянные» весьма затруднительно, В этих случаяхрас - чет маржинальной прибыли на базе специальных

Методов.

Операционные (или общие) издержки представляют собой сумму переменных и постоянных издержек.

Операционная прибыль представляет собой разность между выручкой от реализации и операционными издержками, т. е. расходами, непосредственно связанными с осуществлением производственной деятельности. Прибыль от операций — это характеристика эффективности чисто производственной дея - тельности предприятия.

Величина налога на прибыль рассчитывается с учетом сис­темы льгот (например, при реинвестировании прибыли), по­этому могут потребоваться какие либо дополнения или ком­ментарии к данной позиции отчета о прибыли.

В некоторых случаях часть прибыли направляется на со­здание резервов или фондов специального назначения.

Чистая прибыль — ключевое понятие финансового анализа.

Представляет собой разность между операционной прибы - лью'и налогом на прибыль. Именно этот показатель дает наи­лучшее представление об эффективности функционирования предприятия (проекта) и является основным источником уве­личения собственного капитала проекта.

Балансовый отчет — это традиционный бухгалтерский ба­ланс. Для целей бизнес-плана его форма может не совпадать с формой баланса, предусмотренного требованиями бухгалтерс­кой и статистической отчетности.

Таблица 10.3

Баланс предприятия, тыс. руб.

Активы

Сумма

Пассивы

Сумма

Оборотные средства активы

2000

Краткосрочные обязательства

1000

Основные средства постоянные активы

10000

Долгосрочные обязательства

8000

Другие

(нематериал ь н ые) активы

300

Собственный (акционерный)

Капитал

3300

Итого активов

12300

Итого пассивов

12300

В табл. 10.3 приведен пример упрощенного (или агрегиро­ванного) баланса. Степень «подробности» зависит от решаемой задачи. Представленная таблица позволяет рассчитать основ­ные финансовые коэффициенты, сравнить их со средними по отрасли и убедиться в том, что проект находится «в отличной финансовой форме».

Оборотные средства предприятия (2000 тыс. руб.) позволя­ют легко выплатить краткосрочный заем (1000 тыс. руб.). если такое требование будет внезапно предъявлено. Долгосрочные кредиты (8000 тыс. руб.) значительно превышают краткосроч­ные. Общая сумма баланса (12300 тыс. руб.) перекрывает всю сумму задолженностей (9000 тыс. руб.). Сумма собственного капитала компании составляет 3300 тыс. руб.

В завершение еще раз укажем, что методы финансовой оцен­ки инвестиционных проектов в чем-то аналогичны методам анализа финансового состояния действующих предприятий. Но для действующего предприятия коэффициентный анализ по­зволяет и оценить реальную эффективность поли­тики в области финансов, маркетинга и инвестиций. При под­готовке проектов, напротив, информация, получаемая с помо­щью анализа финансового состояния, обречена на чисто иллюстративный характер, являясь лишь одним из результа­тов обработки заранее заданного набора исходных данных. Финансовые коэффициенты инвестиционных проектов име­ют лишь относительную ценность. Она заключается в исполь­зовании единой системы критериев для работающих и проек­тируемых предприятий.

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ

Как выбрать необходимого консультанта

Исходя из содержания проблемы, можно определить про­филь консультанта, которого необходимо пригласить. Для ре­шения проблем диагностики и стратегии развития следует при­глашать консультантов по общему управлению товУ, а для помощи в решении …

Характерные ошибки при осуществлении совместной деятельности

Отсутствие цели (предмета) совместной деятельности. Совместную деятельность можно с уверенностью назвать своеобразным «минным полем» для бухгалтера. Несмотря на достаточно хорошую юридическую проработку этого вопроса в гражданском законодательстве и литературе, а …

Характеристики руководителя, умеющего / не умеющего влиять на людей

Руководители, развившие в себе умение влиять на других, приобрели набор средств, которые можно использовать в чело­веческих отношениях. Эти навыки повышают эффективность и способствуют признанию собственной ценности: их можно плодотворно использовать …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.